ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1194/18 от 17.12.2018 Узловского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.

секретаря судебного заседания Фоминых О.О.

с участием помощника Узловского межрайонного прокурора Тараканова П.А.,

представителя ответчика ООО «Городской коммунальный сервис» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Узловского городского суда гражданское дело № 2-1194 по иску Узловского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Городской коммунальный сервис» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и обязании исполнить требования законодательства,

у с т а н о в и л:

Узловский межрайонный прокурор Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «ГКС» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в результате которой установлено, что ООО «ГКС», будучи зарегистрированным в налоговом органе, и, являясь оператором по приему платежей физических лиц (платежным агентом), в нарушение п.9 ст.7 ФЗ от 07.08.2001 № 115–ФЗ не встал на учет МРУ Росфинмониторинг по ЦФО в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица в порядке, в установленном Правительством РФ порядке. либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня предшествующего дню заключения первого договора об оказании услуг. Внесенное по результатам проверки представление об устранении нарушений ответчиком не исполнено. В отсутствие действий, направленных на постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствует возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также возможность последующего приостановления таких операций. Бездействие ответчика по вопросу постановки на учет в указанном органе создает угрозу правам и законным интересам граждан, общества и государства.

По изложенным основаниям просил признать бездействие ООО «Городской коммунальный сервис» по неисполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в не постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, незаконным, обязав исполнить требования законодательства и встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник Узловского межрайонного прокурора Тульской области Тараканов П.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Городской коммунальный сервис» по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал. Пояснил при этом, что фактически прием денежных платежей физических лиц ООО «ГКС» осуществляет с 01.04.2018 г. по агентскому договору с водоснабжающей организацией <данные изъяты> однако с 01.03.2019 г. договор прекращает свое действие. При этом в Арбитражном суде Тульской области в отношении <данные изъяты> открыта процедура банкротства, и ООО «ГКС» намерен заключить договор с <данные изъяты> по подготовке и доставке квитанций потребителям. Считал, что в действиях общества отсутствует бездействие: приняты меры по представлению прокурора, которое рассмотрено с его участием в 10-дневный срок, совершены действия, предшествующие постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО: разработаны и утверждены внутренние Правила внутреннего контроля, назначены ответственные сотрудники и проведено их обучение в Межрегиональном центре, в МРУ направлена заявка о постановке на учет. От МРУ получены разъяснения о необходимости установки специального программного обеспечения (КриптоПро) и оформления ЦЭП, однако денежные средства на их приобретение у общества отсутствуют. Полагал также, что прокурор является ненадлежащим истцом по делу, поскольку правом на обращение в суд с иском в интересах Росфинмониторинга не наделен.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее ФЗ от 07.08.2001 № 115 –ФЗ), закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, операторы по приему платежей.

На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по предоставлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица (ч. 2 ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ)

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о её осуществлении должно быть выполнено средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган (п. 10 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ).

Организация должна не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (п. 7 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ).

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен постановлением правительства РФ от 06.08.2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

Федеральной службой по финансовому мониторингу представляется доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» после присвоения учетного номера при постановке организации на учет с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Федеральный закон от 03.06.2009 г № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентами» (далее ФЗ от 03.06.2009 г № 103-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Пунктом 4 ст. 2 ФЗ от 03.06.2009 г № 103-ФЗ установлено, что оператором по приему платежей – платежным агентом, является юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Городской коммунальный сервис» действует на основании Устава, утвержденного решением № 1 от 11.05.2016 г. единственного участника. В соответствии с п. 2 Устава ООО «ГКС», одним из видов деятельности общества является организация приема платежей от физических и юридических лиц за оказанные услуги.

16.05.2016 ООО «ГКС» зарегистрировано в налоговом органе, присвоен ОГРН <***>, в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица.

24.05.2016 в <данные изъяты> обществу открыт специальный счет платежного агента.

02.04.2018 г. между ООО «ГКС» (агент) и <данные изъяты> (принципал) заключен агентский договор , по условиям которого агент обязался в полном объеме получать от третьих лиц наличные и безналичные денежные средства, причитающиеся принципалу, с соблюдением положений действующего законодательства, регламентирующего такие расчеты (п. 2.1.4), обеспечивать полный и своевременный учет направленных платежных документов и полученных от контрагентов денежных средств и представление соответствующей отчетности принципалу (п. 2.1.6), производить оформление и ведение электронных финансовых лицевых счетов плательщиков по оказанным услугам и соответствующую электронную базу данных (п.2.1.7).

Таким образом, ООО «ГКС» является оператором по приему платежей (платежным агентом) и осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц, и согласно п. 9 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115–ФЗ относится к организации, подлежащей постановке в МРУ Росфинмониторинг по ЦФО в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением № 58 от 27.01.2014 г. Правительства РФ утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее Положение).

В соответствии с п.п. «в» п. 2 Положения организации, осуществляющие деятельность оператора по приему платежей, подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Постановка на учет в Росфинмониторинг осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 14.02.2012 г. № 44, в соответствии с которым руководителю организации необходимо обратиться в службу по финансовому мониторингу с заявлением о постановке на учет.

При постановке организации на учет Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее Перечень).

Согласно п. 3 Положения постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего закона.

Согласно ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно требованиям части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Проведенной Узловской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения ООО «ГКС» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлено, что, являясь платежным агентом, ООО «ГКС» в установленном порядке не обратилось в уполномоченный орган для постановки на учет. По результатам проверки от 15.06.2018 г. ООО «ГКС» вынесено представление об устранении нарушений.

Генеральный директор ООО «ГКС» ФИО8 в письме от 29.06.2018 г. уведомила прокурора о принятых обществом мерах по постановке на учет в МРУ Росфинмониторинг по ЦФО - разработка и согласование пакета документов, привлечение к дисциплинарной ответственности исполнительного директора ФИО7 а также, планируемое обучение сотрудников.

В письме от 24.10.2018 г. в Узловскую межрайонную прокуратуру сообщено о проведенном обучении назначенных приказом от 06.08.2018 должностных лиц, и утверждении Правил внутреннего контроля. В подтверждение устранений нарушений, отраженных в представлении, представлены: договор от 06.08.2018 г. с межрегиональным учебным центром и консультационно-правовым центром финансового мониторинга по обучению сотрудников предприятия; договор возмездного оказания услуг по разработке проекта Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения; платежные документы по оплате указанных договоров и Акты сдачи-приема работ; свидетельства, выданные трем сотрудникам общества по результатам обучения, а также, о проведенном им дополнительном инструктаже и ознакомлении с новой редакцией Правил внутреннего контроля; приказ от 12.09.2018 об утверждении Правил внутреннего контроля; решение от 14.09.2018 единственного участника ООО «ГКС» о дополнении вида деятельности общества – деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами; лист записи государственной регистрации указанных изменений в ЕГРЮЛ по заявлению ответчика от 21.09.2018 о внесении сведений о дополнительном виде деятельности, код по ОКВЭД 66.10.6.

Судом установлено, что ООО «ГКС» в установленном законом порядке не обратилось в уполномоченный орган с заявлением для постановки на учет и не провело всех необходимых мероприятий для этого. Вместе с тем, само проведение мероприятий по постановке на учет, возложенных на общество законом, не являлось добровольным.

По сообщению руководителя Межрегионального управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06.12.2018 ООО «Городской коммунальный сервис» на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО не состоит, карта постановки на учет не направлялась.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что карта постановки на учет в территориальный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу не направлялась.

Таким образом, в нарушение требований закона ООО «Городской коммунальный сервис» на учете в Росфинмониторинге не состоит, следовательно, идентификация клиентов организации не производилась, финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась в отсутствие доступа к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности (отсутствует код доступа к закрытому разделу сайта Росфинмониторинга, предоставляемый организации при постановке на учет), степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не оценивалась.

При таком положении утверждения представителя ответчика об отсутствии бездействия общества в вопросе постановки на учет в орган финансового мониторинга, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Исходя из анализа приведенных правовых норм и исследованных в соответствии со ст. 67 ГПК РФ доказательства, суд считает, что допущенное ООО «Городские коммунальные системы» бездействие не позволяет обеспечивать контроль со стороны государства за легальностью деятельности организации в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма и создает угрозу нарушения законных прав неопределенного круга лиц, основных прав и свобод человека и гражданина, угрозу совершения террористических актов и иных проявлений терроризма, причинение вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Утверждение же ответчика о неправомерности обращения прокурора с иском в интересах неопределенного круга лиц, суд находит несостоятельным, поскольку оно основано на неверном толковании норм права, при том, что в интересах Росфинмониторинга прокурор иск не заявлял.

Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для исполнения требований в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Городской коммунальный сервис» по неисполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в не постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Городской коммунальный сервис» исполнить требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись М.И. Казгалеева