ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1194/19 от 26.06.2019 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1194/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Харькиной Л.В.,

при секретаре Галицковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Инзерское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства», Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований действующего законодательства о теплоснабжении,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Инзерское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства», Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан об устранении нарушений требований действующего законодательства о теплоснабжении.

В обоснование заявленных требований указал о том, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой установлено, что МУП «Инзерское ПУ ЖКХ» осуществляет теплоснабжение 36 многоквартирных домов, расположенных на территории сельского поселения Инзерский сельсовет ... РБ.

В указанных целях предприятие эксплуатирует тепловые энергоустановки и тепловые сети, отнесенные к источникам повышенной опасности – взрывопожароопасным объектам.

При осуществлении производственной деятельности предприятием допускаются нарушения требований правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. № 115.

Так, вопреки требованиям правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. № 115, на предприятии распорядительным документом не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель, прошедшие проверку знаний «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (п.п. 2.1.2, 2.2.2); не организован учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев (п.2.2.1); не организован учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, участках, кладовых ( п.п. 2.7.4, 2.7.6, 6.2.66); отсутствуют документы о проведенных пусконаладочных работах по котлам, вспомогательному оборудованию, устройствам и системам, обеспечивающим надежную и экономичную работу котельных при переводе на другой вид топлива (дизельное топливо) (п. 5.3.3); не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций котельной по истечении срока, определенного при предыдущем обследовании (п. 3.3.9); не разработаны мероприятия по повышению надежности работы трубопроводов тепловой магистрали и проведению технического диагностирования оборудования тепловой магистрали, отработавшего расчетный ресурс (п. 13.2); не установлено наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений после обнаружения в строительных конструкциях трещин, изломов (п. 3.3.20); сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов (п. 3.3.20); отсутствуют документы, подтверждающие обучение персонала способам и приемам оказания первой помощи пострадавшим (п.2.10.5); на территории котельной отсутствуют указатели скрытых под землей коммуникаций (п.3.2.2); на шкалах приборов в котельной нет отметки уставок срабатывания защит (п.5.3.56); отсутствуют утвержденные противоаварийные инструкции с четко разработанным планом действий при аварии применительно к местным условиям (п.5.3.1, 6.2.64); в оперативных журналах отсутствуют сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение (п.5.3.63); не соблюдена периодичность проведения ревизии водоподготовительного оборудования и его наладки, тепло-химические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов (не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации) (п.12.11); не соблюдена периодичность проведения режимно­наладочных испытаний, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации для котлов на газообразном топливе (п.5.3.7); не проведены режимно-наладочные испытания не реже одного раза в 5 лет для котлов на жидком топливе (п.5.3.7).

Не разработаны мероприятия, обеспечивающие надежную работу котлов после проведения технического диагностирования оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводимого специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы (п.13.2); не разработаны мероприятия, обеспечивающие надежную работу при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями с установлением наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений; сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов (п.3.3.20); не проведено обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей жидкого (печного) топлива специализированной организацией с устранением выявленных дефектов (п.4.2.24); надземный бак-резервуар хранения жидкого (печного) топлива не обвалованы для предотвращения растекания жидкого топлива (п.4.2.29); не организованы мероприятия по способам консервации при останове водогрейных котлов, выбираемым специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий, на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносимым в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации (паровой котел ЕЮ-14) (п.5.3.37); отсутствуют данные о внутренних осмотрах оборудования, об отборе проб внутренних отложений в котлах (п.12.12, 12.13); не назначены лицо ответственное за электрохозяйство и его заместитель (п. 1.2.3); отсутствует приказ руководителя организации о назначении комиссии для проведения проверки знаний (не менее пяти человек) (п. 2.4; п. 1.4.30); не обеспечено прохождение очередной проверки знаний «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» персоналом, эксплуатирующим электроустановки, обеспечивающие работу тепловых энергоустановок и тепловых сетей в соответствии с требованиями Правил (п. 1.2.1, 1.2.2, 1.4.20, 1.4.30); отсутствует комиссия по техническому освидетельствованию электрооборудования с истекшим сроком службы; отсутствуют акты технического освидетельствования электрооборудования с истекшим сроком службы; отсутствуют акты технического освидетельствования электрооборудования с истеушим сроком службы (п.1.6.7); по истечению установленного нормативно-технической документацией срока службы электрооборудование не подвергается техническому освидетельствованию с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей эксплуатации и условий эксплуатации (п.1.6.7); отсутствуют протоколы испытаний электрозащитных средств (перчаток диэлектрических) (п. 1.2.1); не обеспечено проведение необходимых испытаний электрооборудования, после устранения выявленных недостатков, при проведении испытаний (п. 1.2.1).

По данным фактам межрайонной прокуратурой руководителю МУП «Инзерское ПУ ЖКХ» внесено представление об устранении нарушений, которое частично удовлетворено.

Однако, большая часть мероприятий требует значительных финансовых затрат, которые не могут быть покрыты собственными экономическими ресурсами предприятия в условиях низкой рентабельности его деятельности.

Согласно п.п. 4, 4.1 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) медернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении».

Вышеназванные обстоятельства препятствуют стабильному функционированию системы теплоснабжения сельского поселения Инзерский сельсовет МР Белорецкий район и угрожают безопасности неопределенного круга лиц.

Просит обязать МУП «Изерское ПУ ЖКХ» распорядительным документом назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель, прошедших проверку знаний «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»; организовать учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев; организовать учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, участках, кладовых; завести документы о проведенных пусконаладочных работах по котлам, вспомогательному оборудованию, устройствам и системам, обеспечивающим надежную и экономичную работу котельных при переводе на другой вид топлива (дизельное топливо); провести техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций котельной по истечении срока, определенного при предыдущем обследовании; разработать мероприятия по повышению надежности работы трубопроводов тепловой магистрали и проведению технического диагностирования оборудования тепловой магистрали, отработавшего расчетный ресурс; установить наблюдение с использованием маяков и с помощью инетрументальных измерений после обнаружения в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями; заносить сведения об обнаруженных дефектах в журнал технического состояния зданий и сооружений е установлением сроков устранения выявленных дефектов; завести документы, подтверждающие обучение персонала способам и приемам оказания первой помощи пострадавшим; на территории котельной установить указатели скрытых под землей коммуникаций; на шкалах приборов в котельной предуемотреть отметки уставок срабатывания защит; завести утвержденные противоаварийные инструкции с четко разработанным планом действий при аварии применительно к местным условиям; в оперативных журналах отразить сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение; соблюсти периодичность проведения ревизии водоподготовительного оборудования и его наладки, тепло-химические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов (не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации); соблюсти периодичность проведения режимно-наладочных испытаний, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации для котлов на газообразном топливе; провести режимно-наладочные испытания не реже одного раза в 5 лет для котлов на жидком топливе; разработать мероприятия, обеспечивающие надежную работу котлов после проведения технического диагностирования оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводимого специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы; разработать мероприятия, обеспечивающие надежную работу при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями с установлением наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений; сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов; провести обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей жидкого (печного) топлива епециализированной организацией с устранением выявленных дефектов; провести обследование надземного бака-резервуара хранения жидкого (печного) топлива для предотвращения растекания жидкого топлива; организовать мероприятия по способам консервации при останове водогрейных котлов, выбираемым специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий, на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносимым в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации (паровой котел ЕЮ-14); получить данные о внутренних осмотрах оборудования, об отборе проб внутренних отложений в котлах; назначить лицо, ответственное за электрохозяйство и его заместителя; издать приказ руководителя организации о назначении комиссии для проведения проверки знаний (не менее пяти человек); обеспечить прохождение очередной проверки знаний «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» персоналом, эксплуатирующим электроустановки, обеспечивающие работу тепловых энергоустановок и тепловых сетей в соответствии с требованиями Правил; организовать комиссию по техническому освидетельствованию электрооборудования с истекшим сроком службы; получить акты технического освидетельствования электрооборудования с истекшим сроком службы; провести техническое освидетельствование электрооборудования с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей эксплуатации и условий эксплуатации; получить протоколы испытаний электрозащитных средств (перчаток диэлектрических); обеспечить проведение необходимых испытаний электрооборудования, после устранения выявленных недостатков, при проведении испытаний.

Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, в том числе принять мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения МУП «Инзерское ПУ ЖКХ» своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Представитель истца – прокурор Елкин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, показания дал аналогично изложенным в иске. Дополнительно показал, что в настоящее время ответчиком МУП «Инзерское ПУЖКХ» частично устранены требования прокурора, в частности: «установили наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений после обнаружения в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями; занесли сведения об обнаруженных дефектах в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов; завели документы, подтверждающие обучение персонала способами и приемами оказания первой помощи пострадавшим; на территории котельной установили указатели скрытых под землей коммуникаций; в оперативных журналах отразили сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение; разработали мероприятия, обеспечивающие надежную работу при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями с установлением наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений; сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов».

Представитель ответчика МУП «Инзерское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» - Вр.и.о. директора Огнева Т.Н. в судебном заседании показала, что в настоящее время они частично устранили требования прокурора, в частности: «установили наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений после обнаружения в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями; занесли сведения об обнаруженных дефектах в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов; завели документы, подтверждающие обучение персонала способами и приемами оказания первой помощи пострадавшим; на территории котельной установили указатели скрытых под землей коммуникаций; в оперативных журналах отразили сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение; разработали мероприятия, обеспечивающие надежную работу при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями с установлением наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений; сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов».

По остальным требованиям прокурора работа ведется, просит установить срок их исполнения до ...

Просит исковые требования прокурора удовлетворить частично.

Представитель ответчика администрации муниципального района ... РБ – Панкратьева Е.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании показала, что распоряжением Администрации от .... №...-р в целях обеспечения устойчивой и безаварийной работы объектов жилищно-коммунального и социального назначения муниципального района ..., образована комиссия, утвержден план мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период ...

Администрация не является специализированной теплоснабжающей организацией, понятие которой определено законом, она, как орган местного самоуправления, выполнила свои публичные функции по организации теплоснабжения населения на территории муниципального района посредством издания соответствующего постановления.

Истцом не представлено доказательств, что МУП Инзерское ПУЖКХ не исполняет либо отказалось от исполнения своих обязательств.

Истцом не представлено доказательств, что отсутствие перечисленных в исковом заявлении документов в МУП Инзерское ПУЖКХ препятствует стабильному функционированию системы теплоснабжения на территории сельского поселения Инзерский сельсовет и угрожает безопасности неопределенного круга лиц.

В то же время, ответчиком – руководителем МУП Инзерское ПУЖКХ представлены документы, подтверждающие частично исполнение заявленных истцом требований и возможность исполнения отдельных требований.

Кроме того, учредителем предприятия и собственником имущества в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Уставом, является муниципальное образование Инзерский сельсовет муниципального района ... РБ.

Отсутствие конкретных требований к Администрации, полагают, ведет к неисполнимости решения суда.

Просит в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района ... РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В своем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение по делу оставляют на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Курило О.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, с учетом частично устраненных нарушений со стороны МУП «Инзкерское ПУЖКХ».

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста – главный инженер МУП «Инзерское ПУЖКХ» Камалов Р.Р. показал, что в настоящее время они частично устранили требования прокурора, в частности: «установили наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений после обнаружения в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями; занесли сведения об обнаруженных дефектах в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов; завели документы, подтверждающие обучение персонала способами и приемами оказания первой помощи пострадавшим; на территории котельной установили указатели скрытых под землей коммуникаций; в оперативных журналах отразили сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение; разработали мероприятия, обеспечивающие надежную работу при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями с установлением наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений; сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов».

По остальным требованиям прокурора работа ведется, просит установить срок их исполнения до ...

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

В силу ст. 20 указанного закона теплоснабжающие и теплосетевые организации, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб: организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Понятие требований безопасности теплоснабжения регламентировано ст. 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Судом установлено, что Белорецкой межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки установлено, что МУП «Инзерское ПУЖКХ» осуществляет теплоснабжение 36 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории сельского поселения Инзерский сельсовет Белорецкого района Республики Башкортостан.

В указанных целях предприятие эксплуатирует тепловые энергоустановки и тепловые сети, отнесенные к источникам повышенной опасности – взрывопожароопасным объектам.

При осуществлении производственной деятельности предприятием допускаются нарушения требований правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.

Прокурорской проверкой было установлено, что вопреки требованиям правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. № 115, на предприятии имеются нарушения следующих пунктов правил, а именно: на предприятии распорядительным документом не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель, прошедшие проверку знаний «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (п.п. 2.1.2, 2.2.2); не организован учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев (п.2.2.1); не организован учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, участках, кладовых ( п.п. 2.7.4, 2.7.6, 6.2.66); отсутствуют документы о проведенных пусконаладочных работах по котлам, вспомогательному оборудованию, устройствам и системам, обеспечивающим надежную и экономичную работу котельных при переводе на другой вид топлива (дизельное топливо) (п. 5.3.3); не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций котельной по истечении срока, определенного при предыдущем обследовании (п. 3.3.9); не разработаны мероприятия по повышению надежности работы трубопроводов тепловой магистрали и проведению технического диагностирования оборудования тепловой магистрали, отработавшего расчетный ресурс (п. 13.2); не установлено наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений после обнаружения в строительных конструкциях трещин, изломов (п. 3.3.20); сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов (п. 3.3.20); отсутствуют документы, подтверждающие обучение персонала способам и приемам оказания первой помощи пострадавшим (п.2.10.5); на территории котельной отсутствуют указатели скрытых под землей коммуникаций (п.3.2.2); на шкалах приборов в котельной нет отметки уставок срабатывания защит (п.5.3.56); отсутствуют утвержденные противоаварийные инструкции с четко разработанным планом действий при аварии применительно к местным условиям (п.5.3.1, 6.2.64); в оперативных журналах отсутствуют сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение (п.5.3.63); не соблюдена периодичность проведения ревизии водоподготовительного оборудования и его наладки, тепло-химические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов (не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации) (п.12.11); не соблюдена периодичность проведения режимно­наладочных испытаний, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации для котлов на газообразном топливе (п.5.3.7); не проведены режимно-наладочные испытания не реже одного раза в 5 лет для котлов на жидком топливе (п.5.3.7).

Не разработаны мероприятия, обеспечивающие надежную работу котлов после проведения технического диагностирования оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводимого специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы (п.13.2); не разработаны мероприятия, обеспечивающие надежную работу при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями с установлением наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений; сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов (п.3.3.20); не проведено обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей жидкого (печного) топлива специализированной организацией с устранением выявленных дефектов (п.4.2.24); надземный бак-резервуар хранения жидкого (печного) топлива не обвалованы для предотвращения растекания жидкого топлива (п.4.2.29); не организованы мероприятия по способам консервации при останове водогрейных котлов, выбираемым специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий, на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносимым в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации (паровой котел ЕЮ-14) (п.5.3.37); отсутствуют данные о внутренних осмотрах оборудования, об отборе проб внутренних отложений в котлах (п.12.12, 12.13); не назначены лицо ответственное за электрохозяйство и его заместитель (п. 1.2.3); отсутствует приказ руководителя организации о назначении комиссии для проведения проверки знаний (не менее пяти человек) (п. 2.4; п. 1.4.30); не обеспечено прохождение очередной проверки знаний «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» персоналом, эксплуатирующим электроустановки, обеспечивающие работу тепловых энергоустановок и тепловых сетей в соответствии с требованиями Правил (п. 1.2.1, 1.2.2, 1.4.20, 1.4.30); отсутствует комиссия по техническому освидетельствованию электрооборудования с истекшим сроком службы; отсутствуют акты технического освидетельствования электрооборудования с истекшим сроком службы; отсутствуют акты технического освидетельствования электрооборудования с истеушим сроком службы (п.1.6.7); по истечению установленного нормативно-технической документацией срока службы электрооборудование не подвергается техническому освидетельствованию с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей эксплуатации и условий эксплуатации (п.1.6.7); отсутствуют протоколы испытаний электрозащитных средств (перчаток диэлектрических) (п. 1.2.1); не обеспечено проведение необходимых испытаний электрооборудования, после устранения выявленных недостатков, при проведении испытаний (п. 1.2.1).

По данным фактам межрайонной прокуратурой руководителю МУП «Инзерское ПУ ЖКХ» внесено представление об устранении нарушений, которое частично было удовлетворено.

Однако большая часть мероприятий требует значительных финансовых затрат и времени для их устранения.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время МУП «Инзерское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» частично устранили требования прокурора, в частности: «установили наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений после обнаружения в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями; занесли сведения об обнаруженных дефектах в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов; завели документы, подтверждающие обучение персонала способами и приемами оказания первой помощи пострадавшим; на территории котельной установили указатели скрытых под землей коммуникаций; в оперативных журналах отразили сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение; разработали мероприятия, обеспечивающие надежную работу при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями с установлением наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений; сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора, в частности об обязании МУП «Инзерское ПУЖКХ» устранить следующие нарушения, предусмотренные Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок и установить срок для их устранения до ...:

1) назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатации. Тепловых энергоустановок и его заместителя, прошедших проверку знаний Правил… ;

2) организовать учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев;

3) организовать учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, участках, кладовых;

4) завести документы о проведенных пусконаладочных работах по котлам, вспомогательному оборудованию, устройствам и системам, обеспечивающим надежную и экономичную работу котельных при переводе на другой вид топлива (дизельное топливо);

5) провести техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций котельной по истечении срока, определенного при предыдущем обследовании;

6) разработать мероприятия по повышению надежности работы трубопроводов тепловой магистрали и проведению технического диагностирования оборудования тепловой магистрали, отработавшего расчетный ресурс;

7) на шкалах приборов в котельной предусмотреть отметки уставок срабатывания защит;

8) завести утвержденные противоаварийные инструкции с четко разработанным планом действий при аварии применительно к местным условиям;

9) в оперативных журналах отразить сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение;

10) соблюсти периодичность проведения ревизии водоподготовительного оборудования и его наладки, тепло-химические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов (не реже 1 раза в три года, с привлечением специализированной организации);

11) соблюсти периодичность проведения режимно-наладочных испытаний, не реже 1 раза в три года, с привлечением специализированной организации для котлов на газообразном топливе;

12) провести режимно-наладочные испытания не реже одного раза в пять лет для котлов на жидком топливе;

13) разработать мероприятия, обеспечивающие надежную работу котлов после проведения технического диагностирования оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводимого специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы;

14) провести обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей жидкого (печного) топлива специализированной организацией с устранением выявленных дефектов;

15) провести обследование надземного бака-резервуара хранения жидкого (печного) топлива для предотвращения растекания жидкого топлива;

16) организовать мероприятия по способам консервации при остановке водогрейных котлов, выбираемым специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий, на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносимым в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации (паровой котел Е10-14);

17) получить данные получить данные о внутренних осмотрах оборудования, об отборе проб внутренних отложений в котлах;

18) назначить лицо, ответственное за электрохозяйство и его заместителя;

19) издать приказ руководителя организации о назначении комиссии для проведения проверки знаний (не менее пяти человек);

20) обеспечить прохождение очередной проверки знаний «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» персоналом, эксплуатирующим электроустановки, обеспечивающие работу тепловых энергоустановок и тепловых сетей в соответствии с требованиями Правил;

21) организовать комиссию по техническому освидетельствованию электрооборудования с истекшим сроком службы;

22) получить акты технического освидетельствования электрооборудования с истекшим сроком службы;

23) провести техническое освидетельствование электрооборудования с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей эксплуатации и условий эксплуатации;

24) получить протоколы испытаний электрозащитных средств (перчаток диэлектрических;

25) обеспечить проведение необходимых испытаний электрооборудования, после устранения выявленных недостатков, при проведении испытаний.

Согласно п. п. 1.7, 2.2.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, руководитель теплоснабжающей организации несет ответственность за выполнение настоящих Правил, а также обеспечивает содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с настоящими правилами.

Между тем, данные правила на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей не возлагают.

Согласно ст. 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из пунктов 1-3 ч.1, частей 2 и 3 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц – органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснаюжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Такие правила утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013г. № 103.

В судебном заседании установлено, что распоряжением администрации МР Белорецкий район РБ от .... №...-р в целях обеспечения устойчивой и безаварийной работы объектов жилищно-коммунального и социального назначения муниципального района ... РБ, образована комиссия, утвержден план мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период ...

Администрация муниципального района Белорецкий район не является специализированной теплоснабжающей организацией, понятие которой определено законом, она, как орган местного самоуправления, выполнила свои публичные функции по организации теплоснабжения населения на территории муниципального района посредством издания соответствующего постановления, и осуществляет контролирующие функции, направленные на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей.

Доказательств ненадлежащего выполнения данных функций суду не представлено.

Кроме того, в суде установлено, что учредителем МУП «Инзерское ПУЖКХ» и собственником имущества в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Уставом, является муниципальное образование Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об обязании администрацию муниципального района Белорецкий район РБ организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, в том числе принять мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения МУП «Инзерское ПУ ЖКХ» своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Инзерское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства», Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований действующего законодательства о теплоснабжении, - удовлетворить частично.

Обязать МУП «Инзерское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» устранить следующие нарушения, предусмотренные Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок и установить срок для их устранения до ...:

1) назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатации. Тепловых энергоустановок и его заместителя, прошедших проверку знаний Правил… ;

2) организовать учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев;

3) организовать учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, участках, кладовых;

4) завести документы о проведенных пусконаладочных работах по котлам, вспомогательному оборудованию, устройствам и системам, обеспечивающим надежную и экономичную работу котельных при переводе на другой вид топлива (дизельное топливо);

5) провести техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций котельной по истечении срока, определенного при предыдущем обследовании;

6) разработать мероприятия по повышению надежности работы трубопроводов тепловой магистрали и проведению технического диагностирования оборудования тепловой магистрали, отработавшего расчетный ресурс;

7) на шкалах приборов в котельной предусмотреть отметки уставок срабатывания защит;

8) завести утвержденные противоаварийные инструкции с четко разработанным планом действий при аварии применительно к местным условиям;

9) в оперативных журналах отразить сведения о характеристике состояния оборудования (работа, резерв, ремонт, консервация), о переключениях в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение;

10)соблюсти периодичность проведения ревизии водоподготовительного оборудования и его наладки, тепло-химические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов (не реже 1 раза в три года, с привлечением специализированной организации);

11)соблюсти периодичность проведения режимно-наладочных испытаний, не реже 1 раза в три года, с привлечением специализированной организации для котлов на газообразном топливе;

12)провести режимно-наладочные испытания не реже одного раза в пять лет для котлов на жидком топливе;

13) разработать мероприятия, обеспечивающие надежную работу котлов после проведения технического диагностирования оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводимого специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы;

14) провести обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей жидкого (печного) топлива специализированной организацией с устранением выявленных дефектов;

15) провести обследование надземного бака-резервуара хранения жидкого (печного) топлива для предотвращения растекания жидкого топлива;

16) организовать мероприятия по способам консервации при остановке водогрейных котлов, выбираемым специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий, на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносимым в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации (паровой котел Е10-14);

17) получить данные получить данные о внутренних осмотрах оборудования, об отборе проб внутренних отложений в котлах;

18) назначить лицо, ответственное за электрохозяйство и его заместителя;

19) издать приказ руководителя организации о назначении комиссии для проведения проверки знаний (не менее пяти человек);

20) обеспечить прохождение очередной проверки знаний «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» персоналом, эксплуатирующим электроустановки, обеспечивающие работу тепловых энергоустановок и тепловых сетей в соответствии с требованиями Правил;

21) организовать комиссию по техническому освидетельствованию электрооборудования с истекшим сроком службы;

22) получить акты технического освидетельствования электрооборудования с истекшим сроком службы;

23) провести техническое освидетельствование электрооборудования с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей эксплуатации и условий эксплуатации;

24) получить протоколы испытаний электрозащитных средств (перчаток диэлектрических;

25) обеспечить проведение необходимых испытаний электрооборудования, после устранения выявленных недостатков, при проведении испытаний.

В удовлетворении остальной части исковых требований и.о. Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2019 года.

Судья: Л.В.Харькина