ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1194/2014 от 13.08.2014 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

  Дело № 2-1194/2014

РЕШЕНИЕ    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 13 августа 2014 года ст. Ессентукская

 Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

 председательствующей судьи Гриценко В.М.,

 при секретаре Фальковой А.П.,

 с участием ответчика ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем,

 УСТАНОВИЛ:

 В исковом заявлении Ставропольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем указано, что Ставропольской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности, направленной на обеспечение безопасного использования воздушного пространства получена информация о незаконном использовании воздушного пространства и выполнения несанкционированных полетов вертолетом № с опознавательным знаком №, принадлежащего ФИО1

 Так, неоднократно в ДД.ММ.ГГГГ года (а именно ДД.ММ.ГГГГ) вертолетом № с опознавательным знаком № по заданию владельца воздушного судна ФИО1, выполнялись авиахимработы (далее - АХР).

 В ходе проверки по данному факту выявлены грубые нарушения требований п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 36 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).

 В соответствии со ст. 20, 21 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

 Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 функции по Государственному регулированию деятельности в области гражданской авиации возложены на Министерство транспорта РФ.

 В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 33 ВК РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

 Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

 В соответствии с ч. 2 ст. 11 ВК РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

 На основании ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

 Согласно п. 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса 16.05.2003 №132 (далее ФАП-132) сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.

 В соответствии с ч. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ и п. 1 Приказа Министерства транспорта РФ от 15.03.2007 №29 «Об оснащении воздушных удов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОМПАС- АРСАТ» полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно- спасательными средствами, запрещаются, а именно эксплуатация воздушных удов (кроме сверхлегких летательных аппаратов), не оснащенных аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ, работающими одновременно на частотах 121,5 МГц и 406 МГц (далее - АРМ); АРМ, не зарегистрированных в азе данных Международного координационно-вычислительного центра 0СПАС-САРСАТ.

 Согласно ст. 2 Федеральных авиационных правил «Требования к ведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, пополняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 49 от 23.12.2009г. (далее ФАП №249) для выполнения авиационных работ физическому или юридическому лицу, необходимо получить сертификат эксплуатанта.

 На основании п.п. 16, 17,19, 23 ФАП №249 эксплуатант для выполнения авиационных работ должен иметь воздушное судно с действующим сертификатом летной годности, приобретенное на законном основании, оборудованное для выполнения заявленных видов авиационных работ и обеспечиващий поддержание летной годности ВС, выполнение правил подготовки и выполнения полетов воздушных судов, авиационный персонал и технику для обслуживания воздушных судов. Кроме того, эксплуатант обеспечивает предоставление экипажам воздушных судов метеорологической и аэронавигационной информацией.

 Собственником вертолета № с опознавательным знаком № согласно имеющейся информации является ФИО1, проживающий по адресу: РФ, <адрес>.

 ФИО1 в Ставропольскую транспортную прокуратуру для дачи пояснений не явился, вместе с тем, в телефонном режиме пояснил, что воздушное судно вертолет Ми-2 с опознавательным знаком КА- 15763 действительно принадлежит ему на праве собственности, сертификат летной годности он предъявить не может, в связи с его отсутствием, кроме этого пояснил, что на данный момент на борту воздушного судна по-прежнему отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством РФ.

 ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности за допущенные нарушения законодательства, это подтверждается Постановлениями по делу об административном правонарушении №, вместе с тем продолжает использовать воздушное судно № с опознавательным знаком № в коммерческих целях. Кроме этого, к административной ответственности привлекался командир воздушного судна, по факту отсутствия поисковых и аварийно-спасательных средств на вертолете № с опознавательным знаком №

 Указанные нарушения являются недопустимыми в области воздушной безопасности и влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна.

 В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Настоящее заявление подается в защиту неопределенного круга физических и юридических лиц, количество которых определить не представляется возможным, так как, в случае дальнейшей эксплуатации ФИО1, принадлежащего ему на праве собственности, воздушного судна в № с опознавательным знаком № в нарушение требований п. 1 ст. 36, ч. 4 ст. Ню Воздушного Кодекса Российской Федерации, то есть выполнение в воздушном пространстве данным вертолетом полетов в отсутствие разрешительной документации и оборудования, могут наступить негативные последствия, в результате возможного падения воздушного судна в № с опознавательным знаком № на городской или сельский жилой массив, а также организации и предприятия, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья населения Ставропольского края.

 В случаях наступления опасности причинения вреда в будущем, в (результате деятельности, создающей такую опасность, согласно требованиям ст. 11065 ГК РФ, по решению суда такая деятельность может быть приостановлена. Руководствуясь ч.1 ст. 45 ГПК РФ, 1065 ГК РФ, |ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд приостановить осуществление деятельности ФИО1 в части эксплуатации воздушного судна № с опознавательным знаком № по выполнению полетов в воздушном пространстве до получения им сертификата летной годности на данное воздушное судно, оборудования его радиомаяками.

 В судебное заседание Ставропольский транспортный прокурор не явился, предоставил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и показал суду, что он имеет в собственности вертолет № с опознавательным знаком №, выполняет полеты в воздушном пространстве, обрабатывая поля ядохимикатами, им не получен сертификат летной годности на данное воздушное судно, которое не оборудовано радиомаяками, но у него имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на вертолет. Он уже был привлечен к административной ответственности, поэтому иск он не признает.

 Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на основании свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна и свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, имеет в собственности вертолет №, серийный номер №.

 Ставропольской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности, направленной на обеспечение безопасного использования воздушного пространства получена информация о незаконном использовании воздушного пространства и выполнения несанкционированных полетов вертолетом № с опознавательным знаком №, принадлежащего ФИО1

 Так, неоднократно в ДД.ММ.ГГГГ (а именно ДД.ММ.ГГГГ) вертолетом № с опознавательным знаком № по заданию владельца воздушного судна ФИО1, выполнялись авиахимработы (далее - АХР).

 В ходе проверки по данному факту выявлены грубые нарушения требований п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 36 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).

 Согласно ст. 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

 На основании ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

 В соответствии с п. 5 ст. 37 Воздушного кодекса РФ соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

 Согласно ст. 67 ВК РФ каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию (судовые документы): свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой.

 Согласно ст. 33 ВК РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке: гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

 Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

 В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, согласно подпункту 5.4, государственную регистрацию гражданских воздушных судов, ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

 В силу ст. 34 ВК РФ при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.

 Судом установлено наличие государственной регистрации вертолета в Едином государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

 В соответствии с п. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

 Приказом Минтранса от 15.03.2007 г. № 29 «Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС- САРСАТ» установлено, что воздушные суда, осуществляющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации, оснащаются: самолеты с максимальной взлетной массой 5700 кг и менее, сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам) которых впервые выданы до ДД.ММ.ГГГГ, - одним автоматическим или ручным АРМ; - самолеты с максимальной взлетной массой 5700 кг и менее, сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам) которых впервые выданы после ДД.ММ.ГГГГ - одним автоматическим АРМ.

 Из представленных материалов усматривается, и данное обстоятельство не оспаривается ответчиком, что на ФИО1 вертолете поисковые и аварийно-спасательные средства отсутствуют.

 С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по запрету эксплуатации воздушного судна.

 Обосновывая исковые требования о запрете использования принадлежащего ответчику воздушного судна, прокурор также ссылался на отсутствие у эксплуатируемого ответчиком воздушного судна сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), отсутствие которого в силу ст. 36 Воздушного кодекса РФ препятствует допуску гражданского воздушного судна к эксплуатации.

 Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям (Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" ст.2).

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №395 функции по государственному регулированию деятельности в области гражданской авиации осуществляет Министерство транспорта РФ. Согласно утвержденному приказом Минтранса РФ от 06.03.2003 г. № 20 Положению о государственной службе гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации (ГСГА), данная служба является отраслевым блоком Минтранса РФ.

 Согласно пп. 27 п. 6 Положения к функциям ГСГА относится выдача удостоверений о годности гражданских воздушных судов к полетам (сертификаты летной готовности воздушных судов).

 Положением о взаимодействии ГСГА Минтранса России с общероссийскими авиационными общественными объединениями в целях безопасности полетов воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации предусмотрен порядок взаимодействия ГСГА Минтранса России с всероссийскими авиационными общественными объединениями, в т.ч. с Общероссийской общественной организацией Федерация любителей авиации России (ФЛА России) с целью развития авиации общего назначения.

 В соответствии с приложением № 1 к данному положению авиационная деятельность членов ФЛА России производится в соответствии с документами, регламентирующими работу ФЛА России. Для выполнения полетов членами ФЛА России необходимо наличие на борту воздушного судна следующих действующих документов: свидетельство о регистрации воздушного судна, выданное ГСГА Минтранса России или о постановке на учет воздушного судна ФЛА России; удостоверение о годности к полетам воздушного судна ФЛА России, выданное ГСГА Минтранса России или ФЛА России; свидетельство пилота-любителя с соответствующим допуском, выданное ГСГА Минтранса России или ФЛА России; страховой полис гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам и лицам, находящимся на борту воздушного судна; страховой полис жизни и здоровья членов экипажа.

 В соответствии с Уставом общероссийской общественной организации «Федерация любителей авиации России» (абз. 23 – 25 пункта 3.1.) – ФЛА России вправе участвовать в организации и сертификации (летно-технической экспертизы) и контроле поддержания летной годности воздушных судов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и при методическом контроле уполномоченных органов; участвовать в подготовке и контроле авиационного персонала, участвовать в аттестации и регистрации пилотов-любителей и авиационной техники, принадлежащей членам ФЛА России.

 Из представленных материалов видно, что не все требуемые в соответствии с названным Положением о взаимодействии документы у ответчика имеются.

 В соответствии со ст. 84 ВК РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

 Авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

 Как видно из представленных материалов, и данное обстоятельство не оспаривается ответчиком, при проверке его деятельности было установлено, что возможен доступ и проникновение на воздушные суда посторонних лиц.

 В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

 Согласно части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

 Исходя из приведенных норм законодательства, судом сделан вывод о незаконности бездействия ответчика, выражающегося в неисполнении требований воздушного законодательства, а именно использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами, в отсутствие разрешений на бортовые радиостанции, в связи с чем требования прокурора о запрете ответчиком эксплуатации воздушных судов суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Ставропольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, удовлетворить.

 Приостановить осуществление деятельности ФИО1 в части эксплуатации воздушного судна № с опознавательным знаком № по выполнению полетов в
воздушном пространстве до получения им сертификата летной годности на данное воздушное судно, оборудование его радиомаяками.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

 Председательствующий

 Решение принято в окончательном виде 15 августа 2014 года.

 Председательствующий