ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1194/2022 от 16.08.2022 Усольского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Беспаловой Е.А., при секретаре Елизовой В.В., с участием заместителя прокурора Доржиева Б.А., представителя третьего лица Чайникова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №38RS0024-01-2022-001467-71 (2-1194/2022) по иску Ангарского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ИП Ус Евгению Геннадьевичу о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что на основании договоров купли-продажи №(данные изъяты), 9, 10 от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Ус Е.Г. осуществляет деятельность по лесозаготовке, участок общей площадью 32,4 га, расположенный на территории Черемховского лесничества. Территория лесного фонда в пределах которой ответчик осуществляет заготовку древесины является средой обитания охотничьих ресурсов- животного мира.

В соответствии с отчетом об использовании лесов в 2021 году, ИП Ус Е.Г. заготовило древесину на территории Черемховского лесничества Голуметского участкового лесничества, Шанхарайской дачи, квартала №(данные изъяты), 4 на площади 32,4 га., в связи с чем, в результате хозяйственной деятельности среда обитания объектов животного мира уничтожена.

Состав охотничье –промысловых животных на охотничьих угодьях на территории имеет следующий вид: лось, благородный олень, кабарга, косуля, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, барсук, норка, ондатра, выдра.

По требованию прокуратуры, специалистом Службы по охране и использованию объектов животного мира, на основании имеющихся данных о площади рубок, произведенных ИП Ус Е.Г. в 2019 году выполнен расчет ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате техногенного воздействия.

В уточненной редакции иска просит взыскать с ИП Ус Е.Г. ущерб, причиненный в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в , в результате деятельности по лесозаготовке по договору купли-продажи лесного участка (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ в размере 194276,16 рублей, по договору купли-продажи лесного участка (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей, по договору купли-продажи лесного участка (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования (л.д.165).

В судебном заседании заместитель прокурора Ф.И.О3 требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Ответчик ИП Ус Е.Г., его представитель Ф.И.О1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год (л.д.48) в судебное заседание не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.189), ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Ф.И.О4, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), сроком на 1 год, требования прокурора поддержал.

Представитель третьего лица Администрации Черемховского муниципального района в судебное заседание не явились, ранее направляли отзыв на исковое заявление, в котором просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д.44-45)

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее Федеральный закон "О животном мире").

Положение об обязанности полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрено статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Применению при определении ущерба подлежит Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная Приказом Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. N 948 в соответствии с которой при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды, их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Согласно подпункту "б" пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 (далее Методика исчисления размера вреда, методика), при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются:

- территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;

- численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);

- допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов;

- период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что согласно выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ ИП Ус Е.Г. является действующим индивидуальным предпринимателем, основным видов деятельности является лесозаготовка (л.д.7-8).

На основании договора купли-продажи лесных насаждений (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством лесного комплекса и ИП Ус Е.Г., в соответствии с которым ИП Ус Е.Г. являлся покупателем лесного участка по адресу: , Черемховское лесничество, Голуметское участковое лесничество, Шанхарская дача, квартала (данные изъяты) (выдел (данные изъяты)). Цель предоставления лесного участка - использование лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений. Заготовке не подлежат: не клейменные деревья, деревья хвойных пород диаметром до 16 см. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины: сбор порубочных остатков в кучи и сжигании в не пожарный период. Размер платы по договору составляет рублей (л.д.9-11 оборот).

На основании договора купли-продажи лесных насаждений (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством лесного комплекса и ИП Ус Е.Г., в соответствии с которым ИП Ус Е.Г. являлся покупателем лесного участка по адресу: , Черемховское лесничество, Голуметское участковое лесничество, Шанхарская дача, квартала (данные изъяты) (выдел (данные изъяты)). Цель предоставления лесного участка - использование лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений. Заготовке не подлежат: не клейменные деревья, деревья хвойных пород диаметром до 16 см. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины: сбор порубочных остатков в кучи и сжигании в не пожарный период. (л.д.11 оборот-13).

На основании договора купли-продажи лесных насаждений (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством лесного комплекса и ИП Ус Е.Г., в соответствии с которым ИП Ус Е.Г. являлся покупателем лесного участка по адресу: , Черемховское лесничество, Голуметское участковое лесничество, Шанхарская дача, квартала (данные изъяты) (выдел 14,20). Цель предоставления лесного участка - использование лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений. Заготовке не подлежат: не клейменные деревья, деревья хвойных пород диаметром до 16 см. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины: сбор порубочных остатков в кучи и сжигании в не пожарный период. Размер платы по договору составляет 17212 288,0 рублей (л.д.14-17).

Согласно отчету об использовании лесов Территориального управления Министерства лесного комплекса по Усольскому лесничеству в 2019 году по договору купли-продажи (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Ус Е.Г. заготовило древесину на территории Черемховского лесничества Голуметского участкового лесничества, Шанхарайской дачи, квартала №(данные изъяты) (выдел (данные изъяты) на площади 3,5 га (л.д.18)

Согласно отчету об использовании лесов Территориального управления Министерства лесного комплекса по Усольскому лесничеству в 2019 году по договору купли-продажи (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Ус Е.Г. заготовило древесину на территории Черемховского лесничества Голуметского участкового лесничества, Шанхарайской дачи, квартала №(данные изъяты) (выдел (данные изъяты)) на площади 21,7 га (л.д.19)

Согласно отчету об использовании лесов Территориального управления Министерства лесного комплекса по Усольскому лесничеству в 2019 году по договору купли-продажи (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Ус Е.Г. заготовило древесину на территории Черемховского лесничества Голуметского участкового лесничества, Шанхарайской дачи, квартала №(данные изъяты) (выдел (данные изъяты)) на площади 7,2 га (л.д.20)

Согласно уточненному расчету Службы по охране и использованию животного мира ущерб, причиненный животному миру, отнесенному к объектам охоты (охотничьим ресурсам), на участке лесного фонда в в 2019 году (уничтожения среды обитания объектов животного мира), выполненный по Методике исчисления размера Ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), составляет руб. ( руб.) (л.д. 168-181).

Расчет вреда охотничьим ресурсам, включает все необходимые параметры. Расчет выполнен на основании информации о площади лесных насаждений подлежащих вырубке ИП Ус Е.Г., включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24.07.2012 N 397-пп (ред. от 23.01.2014) "Об утверждении Положения о службе по охране и использованию животного мира Иркутской области" функции по ведению государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Иркутской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, возложены на Службу по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (правопреемник Министерства лесного комплекса Иркутской области).

Служба также осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 5 пункта 9 Раздела 3 Положения о службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области.

Применяя методику исчисления ущерба, специалист использовал сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов целом по Черемховскому району Иркутской области за 2019 год. Отчеты составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области, проведенного методом зимнего маршрутного учета. На основании Ведомостей расчета численности охотничьих животных в 2019 году, специалистом службы произведен расчет плотности охотничьих ресурсов, которые приведены в приложении 1 к расчету ущерба.

Размер такс, указанный в расчете специалиста, соответствует Приложению 1 Методики.

Учитывая, что Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области является специально уполномоченным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, в функции которого входит подготовка расчета, сам расчет проверен судом на соответствие Методике, суд принимает его в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, действиями ИП Ус Е.Г.

При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 103 ГК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С ответчика в бюджет муниципального образования подлежит взысканию госпошлина из расчета цены иска: рублей. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при цене иска от 20000 руб. госпошлина составляет 5200 руб. плюс 1% от суммы, превышающей 200000 руб. Расчет: рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ус Евгения Геннадьевича (ИНН ) в доход бюджета муниципального образования ущерб, причиненный объектам животного мира и среде их обитания в размере 626799,76 рублей.

Взыскать с общества с индивидуального предпринимателя Ус Евгения Геннадьевича (ИНН ) в доход бюджета муниципального образования государственную пошлину в размере 9468,0 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Беспалова