ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1194/2023УИД130011-01-2023-001691-50 от 14.12.2023 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2-1194/2023 УИД 13RS0011-01-2023-001691-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Зубова Поляна 14 декабря 2023 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

судьи Пивкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Былкиной Н.А.,

с участием в деле:

истца прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия, его представителя ФИО1,

ответчика Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,

третьего лица муниципального унитарного предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Явас-Водоканал»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы развития водоканализационного комплекса Сосновского сельского поселения, Леплейского сельского поселения, Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,

установил:

прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы развития водоканализационного комплекса.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что постановлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия №878 от 06.12.2019 г. в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Явас-Водоканал» (далее МУП «Явас-Водоканал») передано муниципальное имущество, в том числе водопроводные сети п.Леплей, п.Молочница, п.Сосновка, п. Ударный, р.п.Явас. Постановлениями администрации Леплейского сельского поселения №25 от 16.10.2020 г., администрации Сосновского сельского поселения №30 от 19.10.2020 г., администрации Явасского городского поселения №41 от 30.01.2023 г. МУП «Явас-Водоканал» наделен статусом гарантирующей организации в сфере организации холодного водоснабжения и водоотведения Леплейского и Сосновского сельских поселений, Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. Износ объектов водоснабжения составляет - 90%. Несмотря на это, администрацией района техническое задание не разработано и не утверждено, что препятствует созданию инвестиционной программы в сфере водоснабжения, и как следствие, строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоснабжения на территории Сосновского сельского поселения, Леплейского сельского поселения, Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представители ответчика администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора МУП «Явас-Водоканал», в судебное заседание не явились о дате, месте, времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, отложить рассмотрение дела не просили, при этом представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя истца ФИО1, исследовав представленные суду доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон).

Указанным законом предусмотрена разработка, согласование и утверждение инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (статья 2 Закона). При этом под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (статья 2 Закона).

Пунктом 2 части 1 статьи. 5 Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Частью 1 статьи 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); - утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (пункт 5); - согласование инвестиционных программ (пункт 6).

Согласно части 1.1. статьи 6 Закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 23 Закона установлена обязанность организации, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 (далее: Правила).

Согласно пункта 2 Правил, проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 6 Правил, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

В случае, если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов) (пункт 12 Правил).

Как следует из материалов дела, МУП «Явас-Водоканал» наделено статусом гарантирующий организации в сфере организации холодного водоснабжения и водоотведения. Износ объектов водоснабжения составляет - 90%. Несмотря на это, администрацией района техническое задание не разработано и не утверждено, что препятствует созданию инвестиционной программы в сфере водоснабжения, и как следствие, строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоснабжения на территории Сосновского сельского поселения, Леплейского сельского поселения, Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Таким образом, в нарушение вышеприведенных положений закона, Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия до настоящего времени не разработано и не утверждено техническое задание, что препятствует созданию инвестиционной программы в сфере водоснабжения.

Неисполнение ответчиком требований указанного Федерального закона влечет нарушение прав неограниченного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы развития водоканализационного комплекса Сосновского сельского поселения, Леплейского сельского поселения, Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

В целях исполнения судебного акта, с учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание объем действий, которые надлежит выполнить ответчику, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений законодательства в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: - прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; - государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.

Таким образом, в рассматриваемом случае, администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от уплаты государственной пошлины освобождена.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы развития водоканализационного комплекса Сосновского сельского поселения, Леплейского сельского поселения, Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Возложить на администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия ИНН <***>, разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы развития водоканализационного комплекса Сосновского сельского поселения, Леплейского сельского поселения, Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия путем подачи апелляционной жалобы через Зубово-Полянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А.Пивкина

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2023 г.

Председательствующий Е.А.Пивкина