ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1195/19 от 20.05.2019 Усольского городского суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2019 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Демидова Г.Г., при секретаре Рютиной И.В., с участием прокурора Поповой А.Г., представителя третьего лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1195/2019 по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ООО «ЛесСтройМаркет» о приостановлении деятельности, устранении нарушений природоохранного законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Истец мотивирует свои требования тем, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства. В ходе проверки был проанализирован договор аренды лесного участка № 000 от 00.00.0000 года, заключенный между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «ЛесСтройМаркет». Договор аренды № 000 от 00.0.0000 года был заключен в отношении лесного участка по адресу: (данные изъяты). Общая площадь защитных лесов 13666,3 га. В соответствии с п. 22 договора аренды срок его действия 49 лет. Согласно схематической карте расположения арендуемого ответчиком лесного участка, он прилегает к акватории р. Китой, имеющего рыбохозяйственное значение. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 N 743 утверждены Правила установления рыбоохранных зон. В силу п. 10 Правил, ширина рыбоохранных зон рек, ручьев, озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров. С учетом приведенных норм закона, в границах рыбоохранных зон водных объектов может осуществляться деятельность, в процессе которой не нарушаются условия для воспроизводства водных биоресурсов, и она не оказывает негативного воздействия на водную биофауну. При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». В нарушение действующего законодательства о сохранении водных биологических ресурсов ООО «ЛесСтройМаркет» оценка воздействия планируемой деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на предоставленном в аренду лесном участке, расположенном в рыбоохранной зоне р.Китой (нерестоохранные полосы лесов), на биоресурсы и среду их обитания не проводилась, в уполномоченный орган с заявлением о согласовании деятельности в границах рыбоохранной зоны р. Китой общество не обращалось. Осуществление ответчиком хозяйственной деятельности без согласования с органами Росрыболовства не позволяет государственным органам осуществлять контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, что не отвечает принципу законодательства в данной сфере правоотношений об учете значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления и иной деятельности. В случае негативного влияния на водные биологические ресурсы р.Китой в результате деятельности ООО «ЛесСтройМаркет» созданы условия для причинения ущерба водным биоресурсам, которые в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» находятся в федеральной собственности, что повлечет нарушение прав Российской Федерации, как собственника данных водных биоресурсов, а также нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.

На основании изложенного просит приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «ЛесСтройМаркет» по заготовке древесины в защитных лесах (нерестоохранных полосах лесов) на лесном участке по адресу: (данные изъяты) общей площадью защитных лесов 13666,3 га, заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «ЛесСтройМаркет», до получения согласования деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства; обязать согласовать деятельность по заготовки древесины на лесном участке по адресу: (данные изъяты) бщая площадь защитных лесов 13666,3 га. с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

В судебном заседании помощник Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Попова А.Г. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Согласна на рассмотрение дела в отсутствие ответчика с вынесением по делу заочного решения.

Представитель ответчика ООО «ЛесСтройМаркет» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

Представитель третьего лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 00.00.0000 года между агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «ЛесСтройМаркет» был заключен договор аренды лесного участка № 000 (л.д.).

Указанный договор аренды заключен в отношении лесного участка по адресу: (данные изъяты).

Общая площадь 16309 га. в границах, указанных в: плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 389-2010-06 (приложение № 2 к Договору); при рубке спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском 6,5 тыс. кубических метров ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству 5,4 тыс. кубических метров, из них по сплошным рубкам 6,5 тыс. кубических метров ликвидной древесины, в том числе 5,4 тыс. кубических метров по хвойному хозяйству; при уходе за лесами с возможным ежегодным отпуском 608 кубических метров ликвидной древесины, в том числе 605 кубических метров по хвойному хозяйству.

В соответствии с п. 22 договора аренды срок его действия 49 (сорок девять) лет.

Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Из искового заявления следует, что согласно распределению площади лесного участка по видам целевого назначения лесной участок расположен в защитных лесах 4,9040 га, именно нерестоохранные полосы лесов.

Пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что одним из видов использования леса является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ).

Согласно ч. 1, 3 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 настоящего кодекса.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ).

В соответствии с п.п. «и» п. 4 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ нерестоохранные полосы лесов с учетом особенностей правового режима защитных лесов относятся к категории ценных лесов.

Нерестоохранные полосы – специальная категория лесов, созданная в 1958 году для сохранения прибрежных зон водоемов, в которых нерестятся ценные и особо ценные виды рыб – лососевые, осетровые и др. Эти полосы защищают нерестовые реки от неблагоприятных последствий промышленных рубок: смыва почвы в воду, чрезмерных весенних паводков и уменьшения водности рек в летний период, заиливания нерестилищ.

Частью 5 статьи 102 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии со ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» поверхностные воды, животные и другие организмы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В силу ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 3 ст. 32 Закона).

На основании ст. 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рабоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.

Из искового заявления следует, что согласно схематической карте расположения арендуемого ответчиком лесного участка, он прилегает к акватории р. ФИО2, имеющего рыбохозяйственное значение.

В силу п. 10 Правил установления рыбоохранных зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 № 743, ширина рыбоохранных зон рек, ручьев, озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.

В границах рыбоохранных зон водных объектов может осуществляться деятельность, в процессе которой не нарушаются условия для воспроизводства водных биоресурсов, и она не оказывает негативного воздействия на водную биофауну.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 50 ФЗ).

В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности в сфере рыболовства, является Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства.

Из материалов дела следует, что в нарушение законодательства о сохранении водных биологических ресурсов ООО «ЛесСтройМаркет» оценка воздействия планируемой деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на предоставленном в аренду лесном участке, расположенном в рыбоохранной зоне р.Китой (нерестоохранные полосы лесов), на биоресурсы и среду их обитания не проводилась, в уполномоченный орган с заявлением о согласовании деятельности в границах рыбоохранной зоны р.Китой общество не обращалось.

Осуществление ответчиком хозяйственной деятельности без согласования с органами Росрыболовства не позволяет государственным органам осуществлять контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, что не отвечает принципу законодательства в данной сфере правоотношений об учете значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления и иной деятельности.

Таким образом, в случае негативного влияния на водные биологические ресурсы р.Китой в результате деятельности ООО «ЛесСтройМаркет» созданы условия для причинения ущерба водным биоресурсам, которые в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» находятся в федеральной собственности, что повлечет нарушение прав Российской Федерации, как собственника данных водных биоресурсов, а также нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, в связи с чем, деятельность ООО «ЛесСтройМаркет» подлежит приостановлению до получения согласования рекреационной деятельности с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ООО «ЛесСтройМаркет» о приостановлении деятельности, устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «ЛесСтройМаркет» по заготовке древесины в защитных лесах (нерестоохранных полосах лесов) на лесном участке по адресу: (данные изъяты) общей площадью защитных лесов 13666,3 га. заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «ЛесСтройМаркет», до получения согласования деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛесСтройМаркет» согласовать деятельность по заготовки древесины на лесном участке по адресу: (данные изъяты). Общая площадь защитных лесов 13666,3 га. с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

Ответчиком может быть подано в Усольский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения его копии.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Г.Г. Демидова

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

20 мая 2019 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Демидова Г.Г., при секретаре Рютиной И.В., с участием прокурора Поповой А.Г., представителя третьего лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1195/2019 по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ООО «ЛесСтройМаркет» о приостановлении деятельности, устранении нарушений природоохранного законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ООО «ЛесСтройМаркет» о приостановлении деятельности, устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «ЛесСтройМаркет» по заготовке древесины в защитных лесах (нерестоохранных полосах лесов) на лесном участке по адресу: Иркутская область, Усольское муниципальное образование, Усольское лесничество.: защитные леса Ангарскоре участковое лесничество технический участок № 1 (ЗАО «Саватеевское), кварталы №№ 1 (выдела 1-8), 10-11), 2 (выдела 10, 15), 3 выдела (4,7,8,14, 16-18, 22-30), 4 (выдела 9-18), 6 (выдела 12-16), 8 (выдела 12-16), 8 (выдела 6-9), 9, 10 (выдела 1-8, 10), 11 (выдела 6,8-14), 12 (выдела 12-13), 13 (выдела 18-33), 14 ( выдела 1-19), 15 (выдела 1-9,14-16, 21), 16 (выдела 6-8). Усольское участковое лесничество технический участок № 11 (совхоз «Большееланский», кварталы №№ 12, 16, Тойсуковское участковое лесничество Китойская дача, кварталы №№ 147-153, 156-167, 174-177, 184-186, 205, 206, 236-239, 260, 261, 291-295, 324, 325, 354, 355, 380, 381, 398, общей площадью защитных лесов 13666,3 га. заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «ЛесСтройМаркет», до получения согласования деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛесСтройМаркет» согласовать деятельность по заготовки древесины на лесном участке по адресу: Иркутская область, Усольское муниципальное образование, Усольское лесничество.: защитные леса Ангарское участковое лесничество технический участок № 1 (ЗАО «Саватеевское), кварталы №№ 1 (выдела 1-8), 10-11), 2 (выдела 10, 15), 3 выдела (4,7,8,14, 16-18, 22-30), 4 (выдела 9-18), 6 (выдела 12-16), 8 (выдела 12-16), 8 (выдела 6-9), 9, 10 (выдела 1-8, 10), 11 (выдела 6,8-14), 12 (выдела 12-13), 13 (выдела 18-33), 14 ( выдела 1-19), 15 (выдела 1-9,14-16, 21), 16 (выдела 6-8). Усольское участковое лесничество технический участок № 11 (совхоз «Большееланский», кварталы №№ 12, 16, Тойсуковское участковое лесничество Китойская дача, кварталы №№ 147-153, 156-167, 174-177, 184-186, 205, 206, 236-239, 260, 261, 291-295, 324, 325, 354, 355, 380, 381, 398. Общая площадь защитных лесов 13666,3 га. с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

Ответчиком может быть подано в Усольский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения его копии.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Г.Г. Демидова