ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1195/2012 от 07.02.2013 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

  К делу № 2-78/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 пос.Тульский 07 февраля 2013 года

 Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

 Председательствующего - Курочка О.И.

 при секретаре - Гайтян Р.Г.

 с участием представителей по доверенности: истца - ФИО1, ответчика администрации МО «Майкопский район» - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации муниципального образования «Майкопский район» о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

 ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Майкопский район» о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 1287900 рублей. В заявлении указал, что он, ФИО3, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его родители: отец - ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

 ФИО3 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Как нуждающийся в улучшении жилищных условий, он обратился в администрацию МО «Тимирязевское сельское поселение» по вопросу о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Распоряжением Главы Администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» № 181-р от 29.11.2012 года он включен в списки и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 В настоящее время у истца в собственности своего жилья нет, не имеется материальной возможности приобрести его либо построить. ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал брак с ФИО7. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь - ФИО8. Семья истца составляет 3 человека.

 Согласно ч.1 ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой и попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

 В соответствии с Приказом Минрегионразвития от 29 марта 2012 года № 143 «О нормативе стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2012 года» средняя рыночная стоимость 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Адыгея составляет 23.850 (двадцать три тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, а так же согласно п.16 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечением жильем категорий граждан установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы» и Положению «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений социальной нормы жилой площади, выделяемой по 54 кв.метра на семью, состоящую из трех человек, размер предоставляемой ФИО3 социальной выплаты должен составлять (23.850 руб. X 54 кв.м) 1287900 (один миллион двести восемьдесят семь тысяч девятьсот) рублей.

 До настоящего времени администрацией Майкопского района не изыскана возможность предоставления истцу жилого помещения.

 В связи с изложенными выше обстоятельствами ФИО3 вынужден обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

 Истец ФИО3 просил взыскать с администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в свою пользу социальную выплату на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из трех человек, в размере 1287900 (один миллион двести восемьдесят семь тысяч девятьсот) рублей.

 Впоследствии ФИО3 уточнил свои требования, просил обязать Министерство образования и науки РА перечислить субвенцию на приобретение жилья его в размере 1287900 руб. через администрацию МО «Майкопский район».

 В судебном заседании представитель истца ФИО3 ФИО1 требования иска поддержала и уточнила, просила обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации муниципального образования «Майкопский район» субвенцию, а Администрацию муниципального образования «Майкопский район» предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года №219, на семью из трёх человек социальную выплату в размере 1287900 (один миллион двести восемьдесят семь тысяч девятьсот) рублей.

 Представитель администрации МО «Майкопский район» ФИО2 не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований при наличии денежных средств.

 Представитель ответчика - Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве, представленном в суд, указал, что ответчик не согласен с заявленными исковыми требованиями, так как в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» (в редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из чис­ла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не яв­ляются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Социальных выплат приобретение жилья данной категории граждан законодательством не предусмотрено.

 Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилье.

 Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, прекращении опеки (попечительства).

 Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.11.2011 года, действовавшей на момент предъявления иска) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта РФ.

 Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправ­ления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

 Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года №163 «О наделении ор­ганов местного самоуправления государственными полномочиями Республи­ки Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительст­вом» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.

 Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдель­ных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 В соответствии с законодательством Республики Адыгея детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Данные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, а именно администрации МО «Майкопский район».

 Следовательно, орган мест­ного самоуправления несет ответственность за осуществление государствен­ного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансо­вых средств.

 На основании статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

 Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года №56 «О республикан­ском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имею­щих закрепленных жилых помещений, в размере 8322,9 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.

 Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года №219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необ­ходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 54 квадратных метра общей площади на граждан, имеющих семью из трёх человек) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

 Согласно свидетельству о рождении ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: ФИО5 и ФИО6.

 Из свидетельства о смерти 1-МИ №029518 следует, что ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно свидетельству о смерти 1-МИ № ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

 Из справки Глыбокского коммунального бюро технической инвентаризации Глыбокского района Черновицкой области Украины от 18.07.2012 года следует, что по учету БТИ в поселке, селе Глыбокского района Черновицкой области дома (домовладения), который бы принадлежал по праву частной собственности ФИО3 и его родителям – ФИО5 и ФИО6, не зарегистрировано в электронном реестре прав собственности на недвижимое имущество.

 Согласно справке отдела Госкомзема в Глыбокском районе Главного управления Госкомзема в Черновицкой области Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 18.07.2012 года следует, что за ФИО3 и умершими родителями ФИО5 и ФИО6 земельных участков на территории Глыбокского района не зарегистрировано.

 Как следует из свидетельства о заключении брака I-АЗ №557089, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО7.

 Из свидетельства о рождении I-АЗ №605582 ФИО8 следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями указаны: ФИО3 и ФИО9.

 Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА от 05.10.2012 года, 18.12.2012 года и 19.12.2012 года записи о регистрации прав на объекты недвижимости на имя ФИО3, ФИО9 и ФИО8 в Едином государственном реестре прав отсутствуют.

 Справкой отделения ТИ Майкопского района ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 04.10.2012 года подтверждается, что за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, объекты недвижимости в Майкопском районе не числятся.

 Также имеется справка отделения ТИ по Майкопскому району ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 19.10.2012 года, согласно которой отсутствуют сведения о регистрации права собственности на недвижимое имущество в Майкопском районе на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.11.2011 года <адрес> площадью 41,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается и справкой отделения ТИ по Майкопскому району ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 29.11.2009 года №1243.

 В деле имеется копия домовой книги, которая подтверждает факт регистрации ФИО3 в указанной квартире.

 Согласно справке администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» от 23.01.2013 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, имеет состав семьи: жена – ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 В соответствии с распоряжением главы МО «Тимирязевское сельское поселение» от 29.11.2012 года ФИО3, зарегистрированный по адресу: <адрес>, был поставлен в льготную очередь, как относящийся к категории детей-сирот, дата постановки на учет – 28.11.2012 года.

 В соответствии со справкой Управления образования администрации МО «Майкопский район» от 23.10.2012 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в МО «Майкопский район» не состоял в льготной очереди на улучшение жилищных условий, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилье не закреплялось, социальной выплаты на приобретение жилья не получал.

 В деле имеется заявление ФИО3 от 28.11.2012 года на имя главы администрации МО «Тимирязевское сельское поселение», согласно которому истец просил поставить его в очередь на получение жилья, так как он относится к категории лиц из числа детей-сирот.

 На основании протокола 39-го заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» от 29.11.2012 года ФИО3 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на жилищный учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

 В настоящее время изменилось место жительства истца.

 Из справки администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 15.10.2012 года следует, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, имеет состав семьи: муж – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 В соответствии с данными паспорта ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 25.01.2013 года зарегистрирован в ст.<адрес>.

 В заявлении на имя главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 05.02.2013 года ФИО3 просил поставить его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

 Постановлением главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» №52 от 06.02.2013 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу<адрес>, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека, включая жену и дочь, дата постановки – 05.02.2013 года.

 Таким образом, установлено, что истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают в Майкопском районе, не имеют собственного жилья и иной недвижимости.

 Министерство образования и науки Рес­публики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» оп­ределено администратором доходов республиканского бюджета на обеспече­ние жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея. Из­ложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату на приобретение жилья в пользу ис­тца ФИО3 с ответчиков за счет субвенции.

 Суд считает, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению. Субсидию на приобретение истцом жилья в указанном размере обязано предоставить Министерство образования и науки РА, перечислив денежные средства на счет администрации МО «Майкопский район» для ФИО3

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации муниципального образования «Майкопский район» субвенцию, а Администрацию муниципального образования «Майкопский район» предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года №219, на семью из трёх человек в размере 1287900 (один миллион двести восемьдесят семь тысяч девятьсот) рублей.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.

 Мотивированное решение изготовлено 12 февраля  2013 года.

 Судья – подпись.

 Копия верна: Судья О.И. Курочка