ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1195/2015 от 26.01.2016 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2-16/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2016 года г. Петровск-Забайкальский

Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Герасимовой Н.А.,

при секретаре Юнжаковой И.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г.Чите (межрайонное) об оспаривании решения пенсионного органа и понуждении произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что 15.07.2015 года он обратился в Исполнительную дирекцию Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) за разъяснением по поводу неправильного начисления ему пенсии. Его заявление было зарегистрировано за № К-22512-19/20453 Управлением по работе с гражданами и направлено в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю. Он получил решение (ответ) от Отделения ПФРФ (Государственное учреждение) по Забайкальскому краю, датированный 20.08.2015 года №14-498. за подписью заместителя управляющего ФИО3, в своем ответе на его обращение работники отделения указали, что ему (ФИО1), при оформлении трудовой пенсии по старости в октябре 2008 года не был начислен районный коэффициент к фиксированной базовой части трудовой пенсии по старости. В своих аргументах они ссылаются на «Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в редакции Постановления от 03.01.1983 года №12) в Забайкальском крае (ранее Читинская область) к местности, приравненной к районам Крайнего Севера относятся три района – Каларский, тунгиро-Олёкминский и Тунгокочинский. Город Петровск-Забайкальский и Петровск-Забайкальский район не относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Поэтому, указанные правовые нормы в части, касающейся применения повышенного отношения заработных плат и начисления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим на территории этих муниципальных образований не могут быть применены. Он пошел на пенсию 16.10.2008 года. На тот момент действовал Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 года №216. Сейчас вышло новое Постановление от 18.03.2015 года №249. В этих документах, действительно, города Петровск-Забайкальского и Петровск-Забайкальского района нет, и быть там их не должно. Действительно, не Крайний Север. Согласно Письма Минсоцзащиты РФ № 1-2806-18, Госкомсевера РФ № 2374 от 27.09.1993 года «О рекомендациях о порядке применения норм пенсионного обеспечения лиц работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях», дано разъяснение, что согласно ст. 30 № 173-ФЗ от 17.12.2001 «Повышение размеров трудовых и социальных пенсий гражданам, проживающим в районах, где к заработной плате установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате». При исчислении пенсий применяется единый для всех производственных инепроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, утвержденный в установленном порядке для данного региона (статья 10 Закона). До утверждения указанных коэффициентов применяются единые коэффициенты к заработной плате, а при отсутствии - районные коэффициенты, предусмотренные для производственных отраслей, установленные Правительством Российской Федерации, либо ранее утверждённые Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. При определении размеров трудовых и социальных пенсий граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, применяются части первая и вторая статьи 112 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Кромеэтого, согласно ответа Государственной инспекции труда Забайкальского края, телефон горячей линии <***> от 17 января 2014 года. Поскольку нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения,до настоящего времени не принят, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего СССР применяются поскольку, поскольку они не противоречат Трудовому Кодексу Российской Федерации. В районах Забайкальского края действуют следующие районные коэффициенты: в Забайкальском крае, в том числе в городе Чита, производится выплата районного коэффициента в размере 20% на основании постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.1967 года № 512/п-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены и о порядке их применения». Полагает, что неверным расчетом пенсии были нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. А решение должностного лица органа ПФ в который он обратился за защитой своих прав, не основано на законе. Должностным лицом не проверено действие нормативных актов указанных им в заявлении. Просит признать незаконным решение должностного лица ФИО3 Отделения ПФ РФ (Государственное учреждение) по Забайкальскому краю от 20.08.2015 года №14-498. Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения и рассчитать пенсию ФИО1 с учетом районного коэффициента. Начиная с 16.10.2008 года по 01.01.2015 года, а также с 01.01.2015 года до настоящего времени.

Определением суда от 21.12.2015 года принято дополнение к исковому заявлению, в котором истец дополняя требования и уточняя п. 2 требований, просит устранить допущенную ошибку при валоризации пенсионных прав, учесть 5 лет учебы в институте, произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом допущенных ошибок (районный коэффициент и 5 лет учебы при валоризации), начиная с 16 октября 2008 года по 01 января 2015 года, а также с 01 января 2015 года до настоящее времени.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснив, что поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнении к исковому заявлению, просит требования удовлетворить, также озвучив письменный отзыв, в котором выражает несогласие с доводами, изложенными представителем ответчика в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал, пояснив согласно содержанию отзыва на исковое заявление, из которого следует, что ФИО1 с 16.10.2008 года была назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Расчет размера пенсии произведен в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В качестве обоснования своих требований ФИО1 приводится Письмо Минсоцзащиты РФ № 1-2806-18, Госкомсевера РФ № 2374 от 27.09.1993 г. «О рекомендациях о порядке применения норм пенсионного обеспечения лиц, работавших и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Указанное письмо разъясняет порядок применения норм Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», касающихся гарантий и льгот в области пенсионного обеспечения. Так, ст. 30 указанного Закона было предусмотрено, что для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате. В соответствии со ст. 26 Закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ с 01.01.2005 года статьи-25-31 Закона № 4520-1 от 19.02.1993 года утратили силу. То есть, на дату назначения истцу пенсии указанная норма уже не действовала. Письмо Минсоцзащиты РФ № 1-2806-18, Госкомсевера РФ № 2374 от 27.09.1993 г. «О рекомендациях о порядке применения норм пенсионного обеспечения лиц, работавших и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» утратило силу в связи с принятием Закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Кроме того, согласно преамбуле Закона №4520-1 от 19.02.1993 года настоящим Законом установлены гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В соответствии со ст.1 Закона № 4520-1 от 19.02.1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» действие данного закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Таким образом, условием применения районного коэффициента является именно факт проживания пенсионера в момент получения соответствующей пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Забайкальский край не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в связи с чем, отсутствуют основания для исчисления размера пенсии с применением районного коэффициента, установленного в Забайкальском крае в соответствии с Законом № 4520-1. Следует иметь в виду, что с момента принятия Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии со ст. 2 названного закона другие законы, принятые до дня вступления в силу настоящего федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. При этом, Законом № 173-ФЗ также предусмотрен порядок применения районного коэффициента к фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии только в отношении лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ни местностях. Кроме того, в соответствии с абз. 16 п. 3 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9- для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет и имеющим необходимую продолжительность страхового стажа, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Других оснований, кроме условия проживания в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях для применения районного коэффициента при исчисления размера пенсии по нормам Закона № 173-ФЗ, также как по нормам Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 01.01.2015 года) не предусмотрено. Следует также отметить, что Определением Верховного Суда РФ от 13.01.2006 г. № 94-В05-1 отмечено, что после введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» районный коэффициент участвует в формировании размера трудовой пенсии по старости путем применения при расчетах соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации». При этом, увеличение пенсии, начисленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на районный коэффициент, действующее законодательство не предусматривает. На основании изложенного, считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению как не основанные на нормах материального права.

Аналогичные доводы содержатся отзыве на исковое заявление Отделения пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю от 16.12.2015 года.

В судебном заседании на дополнение к исковому заявлению истца представитель ответчика ФИО2 пояснил, что расчет истцу был произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ-173, при котором действительно период учебы не берется, однако при этом рассчитывается капитал более высокий, чем при расчете п. 4 ст. 30 указанного закона, который предусмотривает ограничения по максимальному размеру пенсии. В данном случае, для истца был применен более выгодный вариант, тогда как они не вправе делать перерасчет, ухудшающий положение заявителя.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец с 16 октября 2008 года является получателем трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», проживает на территории Петровск-Забайкальского района Забайкальского края. При этом фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии установлен без учета районного коэффициента.

Пунктом 6 ст. 14 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.

Статьей 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

В соответствии с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, рабочий поселок Эльбан Амурского района Хабаровского края относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В Читинской области (в настоящее время в Забайкальском крае) к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, относятся Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы.

Поскольку Петровск-Забайкальский район Забайкальского края, где проживает истец постоянно, не относится к району Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, суд приходит к выводу, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется без учета районного коэффициента, соответственно, оснований для перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента не имеет, в удовлетворении исковых требований истца в данной части надлежит отказать как основанные на неверном толковании норм материального права.

Также не основаны на законе требования истца о перерасчете трудовой пенсии с учетом 5 лет учебы при валоризации.

Так, согласно статье 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим.

Согласно вышеуказанной правовой норме период учебы истца в этот стаж не засчитывается.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, с учетом изменений, установил иные условия пенсионного обеспечения, и в качестве специальных гарантий данным законом предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.

Из представленных ответчиком в суд первой инстанции расчетов, при исчислении размера пенсии ФИО1 в порядке п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ, то есть с включением периода учебы, размер капитала для начисления пенсии составит 45103 руб. 93 коп.

Истцу же размер капитала на 01.01.2002 года установлен 87339 руб. 61 коп, с последующим перерасчетом, т.е. по наиболее выгодному для ФИО1 варианту, то есть по п. 3 ст. 30 вышеприведенного закона, в связи с чем, его пенсионные права в результате проведенной валоризации не нарушены.

Довод истца, изложенный в иска и отзыве о том, что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться ст. 91 Закона РСФСР № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», нельзя признать состоятельным, так как в соответствии с пунктом 1 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле указанной в данной статье. Поэтому согласно пункту 2 статьи 30 вышеприведенного Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в настоящее время может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При таком положении, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г.Чите (межрайонное) о признании незаконным решения должностного лица ФИО3 Отделения ПФ РФ (государственное учреждения)( по Забайкальскому краю от 20.08.2015 года № 14-498, понуждении б оспаривании решения пенсионного органа и понуждении устранить допущенную ошибку при валоризации пенсионных прав, учесть 5 лет учебы в институте, произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом допущенных ошибок (районный коэффициент и 5 лет учебы при валоризации), начиная с 16 октября 2008 года по 01 января 2015 года, а также с 01 января 2015 года до настоящее времени, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Петровск-Забайкальского городского суда

Забайкальского края Н.А. Герасимова

КОПИЯ ВЕРНА