ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1195/2021 от 10.02.2021 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

Калининский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ереминой О.М.

при секретаре С.Э.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Чаплина 119» к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес> о реконструкции многоквартирного жилого дома, присвоении адреса, внесении изменений в ЕГРН,

у с т а н о в и л :

Истец ТСЖ «Чаплина 119» обратился в суд с иском к ответчикам о реконструкции многоквартирного жилого дома, присвоении адреса, внесении изменений в ЕГРН. Исковые требования мотивированы тем, что по состоянию на декабрь 2020 года 151-квартирный дом и 117-квартирный дом по <адрес> в <адрес> находятся под общим номером 119. Вышеуказанные дома являются полностью самостоятельными объектами капитального строительства, не имеют ни единого основания (фундамента), ни общих коммуникаций, что подтверждено экспертным заключением. ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирном доме проведено общее собрание, которым приняты решения о присвоении подъездам <адрес><адрес> в <адрес> отдельного адреса, делегировании полномочий по указанному вопросу председателю ТСЖ. Блок-секция с 4 по 7 подъезды являются самостоятельным объектом недвижимого имущества, которому необходимо присвоить собственный адрес. В настоящее время жилой дом по <адрес> управляется двумя организациями: ТСЖ «На Чаплина» и ТСЖ «Чаплина 119», фактически части объекта являются самостоятельными объектами и жилыми домами, которые имеют возможность эксплуатироваться друг от друга. В связи с этим, необходимо произвести реконструкцию жилого дома путем разделения двух домов на два адреса. В связи с указанным, истец просит произвести реконструкцию путем разделения двух домов, а именно 151 и 117-кварирных домов, расположенных по адресу: <адрес> на 2 адреса; обязать Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес> присвоить 151-квартирному дому самостоятельный адрес; обязать Управление Росреестра по <адрес> внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании представители истца ТСЖ «Чаплина 119» З.Л.Р. и С.И.С. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление (л.д.122-125).

Представитель ответчика Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьих лиц ТСН «Дом на Чаплина» и ТСН «Дом на Чаплина 119» С.Е.О. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что действительно дома являются самостоятельными, общего имущества не имеют. Общее собрание от ДД.ММ.ГГГГ о создании нового ТСН для управления многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес> проведено с целью соблюдения жилищного законодательства, фактически новое ТСН к управлению всем домом не приступило, разные блок-секции дома управляются двумя организациями.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

По адресу: <адрес> расположен объект недвижимого имущества – многоквартирный жилой дом.

По информации ГЖИ <адрес>, в многоквартирном <адрес> созданы:

- с 1 по 3 подъезд – ТСН «Дом на Чаплина»

- с 4-7 подъезд – ТСЖ «Чаплина 119»

- с 1 по 7 подъезд – ТСН «Дом на Чаплина 119» (л.д.152).

Как установлено в судебном заседании, фактически управление подъездами 1-3 осуществляет ТСН «Дом на Чаплина», подъездами 4-7 – ТСЖ «Чаплина 119», которое создано на основании решения общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.210-212).

На основании акта приемки-передачи 151-квартирного жилого дома по <адрес> (подъезды 4, 5, 6, 7) ОКС УВД <адрес> передало, а ТСЖ «Чаплина 119» приняло на баланс вновь выстроенный 151-квартирный жилой дом по <адрес> (4-7 подъезды) (л.д.213).

Решением внеочередного общего собрания собственников помещений ТСН «Дом на Чаплина» и ТСЖ «Чаплина 119» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (1-7 подъезды) от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выборе способа управления домом путем создания нового ТСН (л.д.174-181).

Как следует из выписки из ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ТСН «Дом на Чаплина 119» (л.д.147-151), которое к управлению многоквартирным домом не приступило, что подтверждается объяснениями представителя третьего лица.

Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.131-133) Жилищно-строительному кооперативу при УВД Тюменского облисполкома выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей для размещения 9-ти этажного 117-квартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> (л.д.127-130).

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Чаплина 119» предоставлен земельный участок под существующий 151-квартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> (л.д.226-230).

Материалами дела подтверждено, что многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> расположен на двух земельных участках с кадастровым номером 72:23:0429003:207 и 72:23:0429003:47(л.д.96-101, л.д.168, 232).

По результатам визуально-инструментального обследования жилого здания по адресу: <адрес> (блок-секция 1-3 подъезд и блок-секция 4-7 подъезд) составлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено следующее.

Фундаменты жилого здания блок-секция с 1 по 3 подъезды, а также жилого здания блок-секция с 4 по 7 подъезды по <адрес> в <адрес> являются отдельно устроенными. Стена жилого дома блое-секция с 1 по 3 подъезд выполнена параллельно стене жилого здания блок-секция с 4 по 7 подъезд. Примыкание к стене жилого дома отсутствует, между стенами выполнен деформационный шов. Технические чердаки домов не имеют общего сообщения.

Инженерное обеспечение жилого здания блок-секция с 1 по 3 подъезды, а также жилого здания блок-секция с 4 по 7 подъезды по <адрес> в <адрес> являются отдельно устроенными. Инженерные сети блок-секции 4-7 подъезды проходят через подвал блок-секции 1-3 подъезды транзитом, без подключения к сетям жилого здания (блок-секции 1-3 подъезд). В подвале жилого здания блок-секция 4-7 подъезды смонтирован свой независимый тепловой узел, обеспечивающий горячей водой жилое здание напрямую. Горячее и холодное водоснабжение, а также электроснабжение и канализация являются независимыми.

Согласно выводам эксперта, жилое здание блок-секция с 1 по 3 подъезд по <адрес> в <адрес> и жилое здание блок-секция с 4 по 7 подъезд по <адрес> в <адрес> не являются единым объектом недвижимого имущества (л.д.27-92).

Проанализировав представленные доказательства, суд установил, что по адресу: <адрес> расположено два самостоятельных объекта недвижимости - 117-квартирный жилой дом (блок-секция 1-3 подъезды) и 151-квартирный жилой дом (блок-секция 4-7 подъезды), которые объединены одним адресом.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1221 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.

Пункт 3 вышеуказанных правил устанавливает требования к адресу, присвоенному объекту адресации, в том числе: уникальность - один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации; обязательность - каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами.

Исходя из п. 5. Правил, объектом адресации являются, в частности, здание (строение, за исключением некапитального строения).

Согласно п. 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления.

Органом Администрации <адрес>, уполномоченным на организацию работы по присвоению, изменению, аннулированию наименований элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети, является департамент земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес> (п. 1.2 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 116-пк (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о порядке присвоения, изменения, аннулирования наименований элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети в границах <адрес>").

Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, участие в котором принимали собственники помещений в 4-7 подъездах, принято решение обратиться с вопросом о присвоении отдельного адреса 4, 5, 6, 7 подъездам, входящим в состав ТСЖ «Чаплина 119», полномочия по вопросу заключения и подписания договоров по вопросу присвоения отдельного адреса делегированы председателю ТСЖ (л.д.93-95).

Решением Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Чаплина 119» в присвоении адреса объекту адресации: зданию, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0429003:207 с адресным описанием: <адрес> отказано по причине обращения с заявлением неуполномоченного лица. Разъяснено, что от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном порядке решением общего собрания собственников (л.д.105).

В ходе рассмотрения дела, суд пришел к выводу, что поскольку 151-квартирный жилой дом (4-7 подъезды) по <адрес> в <адрес>, является самостоятельным зданием, исходя из требований, предъявляемым к адресу объектов адресации, он должен иметь самостоятельный уникальный адрес. Такие требования к присвоению адресов содержались также и в Распоряжении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2170 "О ведении реестра и регистрации почтовых адресов объектов недвижимости при муниципальном учреждении "БТИиР".

Между тем, соблюдение вышеуказанных требований обеспечено своевременно не было, в связи с чем, нарушенное право подлежит судебной защите.

Собственниками помещений 4-7 подъездов по <адрес> в <адрес> на общем собрании принято решение о присвоении зданию (4, 5, 6, 7 подъездам) отдельного адреса, полномочия по реализации мероприятий, направленных на исполнение решения общего собрания по присвоении зданию отдельного адреса переданы председателю ТСЖ «Чаплина 119».

При таких обстоятельствах, исковые требования ТСЖ «Чаплина 119» в части возложения на Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес> обязанности по присвоению отдельного адреса 151-квартирному жилому дому, имеющему адресу: <адрес>, следует удовлетворить.

Требования в части проведения реконструкции путем разделения 2-х домов удовлетворению не подлежат, так как данные требования являются некорректными, адресованы суду, тогда как проведение реконструкции объектов недвижимости в компетенцию суда не входит.

Кроме того, исходя из положений ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.

Исходя из установленных судом обстоятельств, спор не связан с реконструкцией объекта недвижимого имущества в контексте, придаваемом данному понятию Градостроительным Кодексом РФ, так как не требует проведения работ по реконструкции объекта, правоотношения связаны с внесением изменений в сведения государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимого имущества.

Исковые требования ТСЖ «Чаплина 119» о возложении на Управление Росреестра обязанности по внесению соответствующих изменений в ЕГРН удовлетворению также не подлежат, требования не конкретизированы, не содержат предмета исковых требований к Управлению Росреестра по <адрес>, также не установлено факта нарушения прав и законных интересов истца действиями или бездействием регистрирующего органа, к которому предъявлены исковые требования о понуждении к совершению действий.

Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 8 закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, который представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (п. 7 ч. 2 ст. 14, ст. 24 закона).

Таким образом, процедура осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, урегулирована законом.

Как установлено судом, технические планы в отношении объекта недвижимого имущества, в отношении которого требуется проведение процедуры внесения изменений в ЕГРН, не изготавливались, в регистрирующий орган не предоставлялись.

Норма ст. 2 ГПК РФ предусматривает, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В силу ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежит нарушенное право.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, перечень не является исчерпывающим и предусматривает возможность осуществлять защиту гражданских прав иными способами, предусмотренными законом.

Избранный истцом способ защиты права должен соответствовать содержанию спорных правоотношений, виду и характеру нарушения и быть направленным на восстановление нарушенного права.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что права и законные интересы истца в части осуществления внесения изменений в ЕГРН не нарушены, установленный законом порядок осуществления государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости по <адрес> в <адрес> не соблюден. Избранный истцом способ защиты права направлен на преодоление административной процедуры осуществления государственного кадастрового учета.

При таких обстоятельствах, учитывая факт отсутствия нарушения прав истца ответчиком Управлением Росреестра по <адрес>, оснований для удовлетворения исковых требований ТСЖ «Чаплина 119» к Управлению Росреестра по <адрес> о понуждении к внесению изменений в ЕГРН не имеется, в удовлетворении иска в этой части надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1221 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», ст.ст.3, 56, 67, 68, 191-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ТСЖ «Чаплина 119» к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес> удовлетворить частично.

Обязать Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации <адрес> присвоить 151-квартирному жилому дому (блок-секция 4, 5, 6, 7 подъезды дома по <адрес> в <адрес>) самостоятельный адрес.

В остальной части иска, в том числе в удовлетворении исковых требований ТСЖ «Чаплина 119» к Управлению Росреестра по <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.

Председательствующий судья О.М.Еремина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ