Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2023 года
Дело № 2-1195/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 11 декабря 2023 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Подкорытовой Е.Д., при секретаре Баянкиной Л.А.,
с участием истца ФИО1 и его представителя в лице адвоката Архиповой Е.В., действующей на основании ордера № от 30.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию с даты обращения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № от 05.06.2023 незаконным, включении периодов работы в Артемовских электрических сетях в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи с 27.09.1991 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 02.02.2003 в страховой стаж, признании права на назначении досрочной страховой пенсии с даты обращения - 25.02.2023, обязании назначить пенсию с даты обращения, взыскании судебных расходов, понесенных на оплату государственной пошлины в размере 300,00 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель адвокат Архипова Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивали, указали на то, что 25.02.2023 ФИО1 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с наличием необходимого стажа работы в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятым на высоте свыше 5 метров, дающего право на досрочное назначение пенсии по Списку №, раздел XXVII и иного льготного стажа. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области № от 05.06.2023, ФИО1 отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ 12 лет 6 месяцев, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно решению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету для определения права на пенсию, ФИО1 не зачтены периоды работы общей продолжительностью 11 лет 4 месяца 7 дней, в том числе с 27.09.1991 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 02.02.2003 в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи в Артемовских электрических сетях в связи с не подтверждением характера льготной профессии. С данным решением ФИО1 не согласен, считает его неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды осуществления им трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда. Полагает, что то обстоятельство, что работодатель, подтвердив утоняющей справкой льготный характер его работы в период с 27.09.1991 по 02.03.2003, завил о не предоставлении за определенный период сведений о вредных условиях труда в пенсионный орган, не должно влиять на наличие у ФИО1 права на включение данного периода в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Факт занятости ФИО1 на таких работах подтверждается первичными документами, предоставленными работодателем, основным документом – трудовой книжкой и не оспаривается самим работодателем. Неисполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений о характере осуществляемой работником трудовой детальности по сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, не может являться безусловным основанием для отказа в зачете в страховой стаж периода трудовой деятельности (как в общий, так и в специальный) и умалять право застрахованного лица на пенсионное обеспечение. На момент оценки ответчиком пенсионных прав истца, ФИО1 достиг возраста 55 лет, в связи с чем, с учетом обстоятельств исключения пенсионным органом из специального страхового стажа оспариваемых периодов осуществления трудовой деятельности, при наличии у него необходимого в силу закона стажа на соответствующих видах работ, полагает, что у него возникло право на досрочное пенсионное обеспечение с даты обращения с заявлением о назначении пенсии. Так же при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 300,00 руб. Указанные судебные расходы просит взыскать с ответчика.
Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, в суд поступили письменные возражения, согласно которым просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, считая их необоснованными и незаконными по следующим правовым основаниям. 25.02.2023 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Отделение СФР по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 05.06.2023 решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области №ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 12 лет 6 месяцев, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеется требуемый стаж 1 год 2 месяца 14 дней. К исковому заявлению истцом приложена уточняющая справка Филиала ПАО «Россети Урал» - «Свердловэнерго» Артемовские электрические сети от 11.08.2023 № СЭ/АЭС/99/55, в которой указано, что выполняемая ФИО1 работа в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи соответствует характеристике работ, приведенной в ЕКТС от 1985 года выпуск №, в Тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих электроэнергетики для профессии «Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи» и дает право ФИО1 на досрочное назначение пенсии по Списку №2, раздел XXVII, позиция 2290000А-19855, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10, как электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятым работой на высоте свыше 5 метров. Также указано, что в должности по профессии «электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда» за период работы с 27.09.1991 по 02.02.2003 ФИО1 предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, работник направлялся на курсы повышения квалификации: - отпуска без сохранения заработной платы с 07.06.1993 по 11.06.1993 - 5 дней; - ноябрь 1994 курсы повышения квалификации - 4 дня; - ноябрь 2000 курсы повышения квалификации - 9 дней; - декабрь 2000 курсы повышения квалификации - 1 день; - ноябрь 2001 курсы повышения квалификации - 10 дней; - декабрь 2001 курсы повышения квалификации - 9 дней. Предприятие работало и работает в режиме полной рабочей недели (5 дней), полного рабочего дня (8 часов) в полном объеме производства. Включение спорных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации обусловлено представлением истцом определенных доказательств. Таких доказательств истцом не представлено. В связи с тем что, работодателем в представленных документах (Перечень льготных профессий) начиная с 2000 отсутствует должность/профессия «электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи», отсутствуют сведения персонифицированного учета с кодом льготной профессии, ранее выданная уточняющая справка от 22.05.2023 №.01-12.1/59 отличается от уточняющей справки от 11.08.2023 № СЭ/АЭС/99/55, выданной по запросу адвоката, при выявленных несоответствиях сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, трудовой книжки, представленных уточняющих справок, необходимо провести дополнительную документальную проверку. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №, оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы с 27.09.1991 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 02.02.2003 ФИО1, не имеется. Кроме того, истец просит признать его право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения - 25.02.2023 и обязать назначить пенсию с даты обращения. Однако, исходя из системного толкования положений статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следует, что начало течения срока для назначения пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии, а также наличием у гражданина права на ее назначение. При имеющемся стаже по Списку № (1 год 2 месяца 14 дней) право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у ФИО1 не возникло. Защите подлежит только нарушенное право, при этом, порядок назначения и выплаты пенсии регламентирован пенсионным законодательством, связан с обращением заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с представлением необходимых документов. Учитывая, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, строго руководствуются нормами действующего законодательства при определении права граждан на пенсию, то решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № от 05.06.2023 обоснованно и законно, принято на основании документов предоставленных работодателем и имеющихся в распоряжении данных и сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Соответственно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, по мнению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, не имеется.
Представитель третьего лица ПАО «Россети Урал» (ранее ОАО «МРСК Урала») в судебное заседание не явился, судом был извещен надлежащим образом, как следует из поступившего в суд заявления, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования ФИО2 поддержал, указав на то, что действительно в период с 27.09.1991 по 02.02.2003 ФИО1 работал в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, считает иск ФИО1 подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
С 01.01.2015 вступил в силу Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как указано в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Из ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда, были предусмотрены ранее действовавшими нормами подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. "б" ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В списке №2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, в разделе XXVII. «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» поименована должность Электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 м (код 2290000а-19855).
Согласно п. 3 Постановления от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из п. 5 Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 №29 (ред. от 01.10.1999) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" следует, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Согласно ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее - Правила от 2 октября 2014 года №1015).
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 (утратили силу с 01.01.2015).
В письме Пенсионного фонда РФ от 19.03.2004 г. № разъяснено, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № и №, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г., рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Как следует из представленных документов, 25.02.2023 истец ФИО1 обратился с заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области № от 05.06.2023 ФИО1 отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 12 лет 6 месяцев, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установлено, что стаж истца на соответствующих видах работ составил 1 год 2 мес. 14 дн. (л.д.14-15).
Как следует из данного решения, в специальный стаж не засчитаны периоды на соответствующих видах работ, которые не подтверждены после проведения проверки, указанные в иске: с 27.09.1991 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 02.02.2003 в Артемовских электрических сетях электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи (11 лет 4 мес. 7 дн.). Условиями для зачета в решении указано: при условии подтверждения характера льготной профессии, запрос направлен, ответ не поступил.
Как следует из трудовой книжки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – запись № (л.д. 16-20), приказа «О приеме, увольнении и перемещении персонала» от 27.09.1991 №/К (л.д. 38), приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу №к от 30.01.2003 (л.д. 40), 27.09.1991 ФИО1 был принят переводом в Алапаевский РЭС электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда с окладом 255 руб. (запись №). Согласно записи в трудовой книжке (запись №), Артемовские электрические сети преобразованы в филиал открытого акционерного общества энергетики и электрогазификации. 03.02.2003 ФИО1 переведен в бригаду по оперативным отключениям электромонтером оперативной выездной бригады 4 разряда (запись №).
Данная информация так же указана и в личной карточке работника ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 30-37).
Как следует из удостоверения №, ФИО1 28.11.1994 выдано удостоверение, из содержания которого следует, что он прошел проверку в Алапаевском РЭС и работает электромонтером по ремонту ВЛ Алапаевского РЭС (л.д. 21).
ФИО1 также выдано удостоверение Министерства топлива и энергетики РФ РАО «ЕЭС России» АО «Свердловэнерго» №, из которого следует, что он обучался по профессии эл. монтер по ремонту воздушных линий электропередачи на курсах повышения квалификации в учебном комбинате АО «Свердловэнерго» (л.д. 22).
Из удостоверения № от 25.11.1991 следует, что ФИО1 работает в должности электромонтера сетей в Алапаевском РЭС (л.д. 23).
Как следует из свидетельства от 17.07.1992, ФИО1 окончил производственно-экономические курсы в Свердловэнерго по специальности электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи. Решением квалификационной комиссии Артемовских электрических сетей ему присвоена квалификация «электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи четвертого разряда» (л.д. 24).
Из выписок из штатного расписания Филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго», за периоды с 01.03.1993, с 01.01.1994, с 01.01.1995, с 01.01.1996, с 01.01.1997, с 01.01.1998, с 01.01.1999, с 01.01.2000, с 01.01.2001, 01.01.2002, с 01.01.2003, в Артемовских электрических сетях Алапаевского РЭС предусмотрена 1 штатная единица электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда (в 2003 электромонтер оперативно-выездной бригады 4 разряда) (л.д. 41-51).
Из справки Филиала ПАО «Россети Урал» - «Свердловэнерго» Артемовские электрически сети от 11.08.2023 №.01-12.1/78, следует, что Артемовские электрические сети созданы 04.03.1964. С 15.02.1993 года преобразованы в филиал ОАО энергетики и электрификации «Свердловэнерго», с 30.04.2008 года ОАО «Свердловэнерго» реорганизовано в форме присоединения к ОАО «МРСК Урала», с этой же даты Артемовские электрические сети являются производственным отделением филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго». С 03.08.2023 года полное наименование ОАО «МРСК Урала» - Публичное акционерное общество «Россети Урал», сокращенное наименование ПАО «Россети Урал» (л.д. 52-53).
Согласно содержанию уточняющей справки Филиала ПАО «Россети Урал» - «Свердловэнерго» Артемовские электрически сети от 11.08.2023 № СЭ/АЭС/99/55, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения работает в производственном отделении «Артемовские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» с 27.09.1991 (приказ о приеме от 27.09.1991 №-к) по настоящее время в следующих должностях (профессиях):
- с 27.09.1991 по 02.02.2003 электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда Алапаевского района электрических сетей (приказ от 27.09.1991 №-к);
- с 03.02.2003 по 20.12.2009 электромонтером оперативно-выездной бригады 4 разряда Алапаевского района электрических сетей (приказ о переводе от 30.01.2003 №-к);
- с 21.12.2009 по настоящее время в должности инженера Оперативно-диспетчерской группы Алапаевского района электрических сетей (приказ о переводе от 21.12.2009 № AC/K).
В справке также указано, что воздушные линии электропередачи (ВЛ) - это устройства для передачи электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам. Высота опор в зависимости от типов бывает от 14 метров (ВЛ 35 кВ) до 59 м (ВЛ 220 кВ). При ремонтных работах на ВЛ электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи поднимается на полную высоту опоры и производит необходимые ремонтные работы.
До 1995 года бригадой по ремонту ВЛ 35-110 кВ осуществлялась эксплуатация только оборудования ВЛ 35-110 кВ, с 1995 года в эксплуатацию ввели участок распределительных сетей от ПС 110 кВ Костино и ПС 1100 кВ Коптелово.
ФИО1 в период с 27.09.1991 по 02.02.2003 обслуживал линии электропередачи напряжением 35-110 кВ и выше зоны обслуживания Алапаевского района электрических сетей на высоте свыше 5 метров.
Общий километраж высоковольтных линий Алапаевского района составляет 322,1 км. На воздушных линиях электропередачи напряжением 35-110 кВ установлены следующие типы опор: У-110-1 (26 метров), У-110-1+9 (29,7 метров), У-110-2 (34,7 метров), УБ-110-1 (19 метров), УБ-110-2 (18,7 метров), УС-110-8 (35,7 метров), ПБ-110-2 (22 метра), ПБ-110-15 (22,3 метра), ПБ-110-1 (19,6 метров), ПУСБ-110-1 (20,5 метров), ПБ-35-2 (17,5 метров), ПБ-35-1 (19,5 метров), УБ-35-2 (15,5 метров), У-35-3 (14 метров), ПУБ-35-110-1.1 (22,6 метров), ПУСБ-35-3 (13,9 метров).
При выполнении ремонтных работ на воздушных линиях ФИО1 поднимался на полную высоту опоры для производства необходимых ремонтных работ.
В должности/по профессии «электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда» за период с 27.09.1991 по 02.02.2003 ФИО1 предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы. Работник направлялся на курсы повышения квалификации:
-с 07.06.1993 по 11.06.1993 отпуск без сохранения заработной платы – 5 дней;
- ноябрь 1994 курсы повышения квалификации - 4 дня;
- ноябрь 2000 курсы повышения квалификации - 9 дней;
- декабрь 2000 курсы повышения квалификации - 1 день;
- ноябрь 2001 курсы повышения квалификации - 10 дней;
- декабрь 2001 курсы повышения квалификации - 9 дней.
Предприятие работало и работает в режиме полной рабочей недели (5 дней), полного рабочего дня (8 часов) в полном объеме производства.
Выполняемая ФИО3 работа в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи соответствует характеристике работ, приведенной в ЕТКС от 1985 года выпуск №, в Тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих электроэнергетики для профессии «Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи» и дает право ФИО1 на досрочное назначение пенсии по Списку № 2, разделу XXVII, позиция 2290000А-19855, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, как электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятым работой на высоте свыше 5 м.
Указано, что отчет в ПФР предоставлен на основании Сведений персонифицированного учета за 1997-2002 гг. Сведения на ФИО1, как имеющего вредные условия труда, предоставлялись за период 1997, 1998 и 1 квартал 1999. В ранний и более поздний период данные по вредным условиям труда на ФИО1 не предоставлялись (л.д. 54-56).
Таким образом, перечисленными выше письменными доказательствами, пояснениями самого истца ФИО1, подтверждается тот факт, что истец в указанные периоды времени работал постоянно в течение полного рабочего дня именно электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда (напряжением 35 кВ и выше), занятым работой на высоте свыше 5 м, Алапаевского района электрических сетей.
Представитель третьего лица в своем отзыве так же подтвердил факт работы истца ФИО1 в указанной должности в спорные периоды в течение полного рабочего дня на постоянной основе.
В материалах дела отсутствуют сведения, что в спорный период, подлежащий зачету в специальный стаж истца, истцу был установлен сокращенный рабочий день либо неделя по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего дня и что его занятость не была полной, либо имело место отвлечение истца на выполнение иных работ, не связанных с непосредственной трудовой функцией.
Кроме этого, в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пункт 5 указанных Правил гласит, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с пунктом 3(1) Постановления № 665 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2055) при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, соответственно, указанные периоды включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Как следует из материалов дела, ФИО1 направлялся на курсы повышения квалификации в период работы: в ноябре 1994 - на 4 дня; в ноябре 2000 – на 9 дней; в декабре 2000 – на 1 день; в ноябре 2001 – на 10 дней; в декабре 2001 – на 9 дней, за ним сохранялось место работы, начислялась и выплачивалась средняя заработная плата, с которой удерживались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Учитывая, что ФИО1 осуществлял деятельность в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи, повышение квалификации являлось для него обязательным условием для выполнения работы и повышения (подтверждения) категории.
При таких обстоятельствах суд считает подлежащими включению указанных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п. 4). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п. 5).
Исходя из системного толкования указанных норм следует, что отпуска без сохранения заработной платы не включаются в необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с чем, не подлежит включению в специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период с 07.06.1993 по 11.06.1993 - период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы.
С учетом изложенного суд считает включить в специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды его работы в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи в Артемовских электрических сетях с 27.09.1991 по 06.06.1993, с 12.06.1993 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 02.02.2003 гг., всего 11 лет 4 месяца 2 дня.
С учетом включенного ответчиком в специальный стаж истца периодов работы истца общей продолжительностью 1 год 2 месяца 14 дней и включенных судом периодов работы истца общей продолжительностью 11 лет 4 месяца 2 дня общий размер специального стажа истца на дату обращения его с заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (25.02.2023) составил 12 лет 6 месяцев 16 дней, что превышает необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» стаж (12 лет 6 месяцев).
При таких обстоятельствах суд полагает незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области № от 05.06.2023, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по указанному основанию, так как оно нарушает пенсионные права гражданина.
В силу ч.1 ст.22 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом того, что ФИО1 необходимый для назначения пенсии возраст 55 лет достиг 03.05.2022г., то страховая пенсия должна быть ему назначена ответчиком с 25.02.2023г.
Суд считает признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии – 25.02.2023.
Истец также просит взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от 05.10.2023 (л.д. 3).
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с удовлетворением иска суд считает взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 (<данные изъяты>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию с даты обращения, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области № от 05.06.2023, которым ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии, в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периодов работы: с 27.09.1991 по 06.06.1993, с 12.06.1993 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 02.02.2003 гг. в Артемовских электрических сетях электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи (11 лет 4 месяца 2 дня).
Включить ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы: с 27.09.1991 по 06.06.1993, с 12.06.1993 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 02.02.2003 гг. в Артемовских электрических сетях электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи (11 лет 4 месяца 2 дня).
Признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 25.02.2023 и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 25.02.2023.
В остальной части ФИО1 в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в пользу ФИО1 расходы, понесенные на оплату государственной пошлины, в размере 300,00 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья Е.Д. Подкорытова