ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1196/18 от 10.07.2018 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1196/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2018 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

представителя истцов – ФИО3, действующей на основании устного ходатайства,

при секретаре Сухановой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И. и А., к администрации города Соликамска Пермского края, Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, признании права на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И. и А., обратились в суд с иском к администрации города Соликамска Пермского края, Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, признании права на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты. В обоснование иска указали, что с <дата> года их семья в составе 4-х человек: ФИО1, ФИО2, несовершеннолетние И. и А. участвуют в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Одним из условий участия в указанной программе является: семья имеет возможность привлечь собственные средства для участия в программе, в том числе посредством принятых на себя кредитных (заемных) обязательств.

<дата> по договору купли-продажи их семья приобрела квартиру, расположенную по адресу: <...>. Для приобретения квартиры был заключен кредитный договор от <дата> с ПАО «<данные изъяты>».

<дата> ими был получен ответ от Управления культуры администрации г. Соликамска об исключении из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Считают данный отказ незаконным.

Семья была признана ответчиками нуждающейся в жилом помещении и участницей программы с присвоением личного .

В приобретенной <дата> квартире семья зарегистрирована с <дата>. Всего в указанной квартире зарегистрировано 5 человек.

Просили признать их семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать незаконным решение об исключении семьи из списка потенциальных участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, признать за ними право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложить на ответчиков обязанность восстановить их в списке молодых семей и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

В судебном заседании истцы на иске настаивали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что Т. была прописана 01.03.2018 в квартире по <...> без злого умысла, намерений ухудшить свои жилищные условия у них не было. Членом их семьи Т. не является и не являлась, совместно с ними не проживала.

Ответчик – администрация г. Соликамска Пермского края в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения иска возражало по доводам, изложенным в письменном виде. Дополнительно пояснила, что семья С-ных составом семьи 4 человека представила документы для участия в подпрограмме <дата>. На момент предоставления пакета документов для участия в подпрограмме семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05-58-1052 от 29.12.2017 «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. <дата> истцы представили пакет документов в связи с перерегистрацией.

Считают, что Управлением культуры принято правомерное решение об исключении семьи С-ных из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. При отказе в признании семьи С-ных нуждающимися отдел по жилищной политике руководствовался постановлением администрации г. Соликамска -па от <дата>. Порядок расчета нуждаемости в улучшении жилищных условий приведен в письме Управления культуры администрации г. Соликамска от 23.03.2018 № 343.

На основании того факта, что гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий обоснованно семье С-ных отказано в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства: семья С-ных правомерно исключена из списка потенциальных участников Подпрограммы, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты. Просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Ответчик - Управление культуры администрации г. Соликамска в судебное заседание представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признало по доводам, изложенным в письменном отзыве, где указало, что Управление культуры администрации города Соликамска осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», при этом руководствуется основными мероприятиями «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 25.05.2016 № 464, от 26.05.2016 № 466, от 20.05.2016, от 30.12.2017 № 1710), подпрограммой 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.01.2016 N 31-п, от 20.09.2016 N 762-п, от 03.10.2016 N 854-п, от 26.12.2016 N 1168-п, от 03.04.2017 N 196-п);

подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденной постановлением администрации города Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па (в редакции постановления администрации города: 19.10.2017 № 1724-па).

Для участия в основных мероприятиях и для получения свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья молодая семья должна соответствовать ряду условий:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6, п. 7 мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»).

Обязанности по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий возложены на отдел по жилищной политике администрации города Соликамска, который руководствуется жилищным кодексом РФ, порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, постановлением администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа», а также представленными семьей документами.

Семья С-ных в составе 4-х человек представила документы для участия в подпрограмме <дата>. На момент предоставления пакета документов для участия в подпрограмме семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05-58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Семья С-ных <дата> представила пакет документов для перерегистрации.

Управлением культуры были сделаны запросы в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и отдел по жилищной политике администрации города Соликамска.

Из представленных документов установлено следующее.

Согласно справки ООО «<данные изъяты>» от <дата> семья зарегистрирована по адресу: <...> общей площадью <данные изъяты> м2, зарегистрировано 5 человек. Жилое помещение принадлежит супругам на основании договора-купли продажи от <дата>. u

Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п регламентированы основания признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях утверждена постановлением администрации города Соликамска № 979-па от 30.05.2014 г. и составляет 10 кв.м общей площади на одного члена семьи, следовательно, для участия в мероприятии семья может быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 40,0 кв.м.

Кроме того, для участия в мероприятии к молодым семьям применяются нормы статей 31, 51, 53 Жилищного Кодекса РФ. В соответствие со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Из представленных документов следует, что бабушка- Т. была вселена в жилое помещение 01.03.2018. Расчет нуждаемости в улучшении жилищных условий в отношении истцов производился в следующем порядке: 41,7 м2/5х4 участника мероприятия = 33,36 м2 (занимают как собственники и члены семьи собственника после вселения Т.). 41,7 м2/4 чел. х 4 участника мероприятия = 41,7 м2 (до вселения Т.), в связи с чем администрация г. Соликамска не может признать семью С-ных нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании изложенного и в соответствии с п. 17.4 Порядка, семья С-ных с составом семьи 4 человека не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Одним из условий для участия в мероприятии является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семья ФИО4 не соответствует данному условию (п. 4.6.3. постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 г, № 215-п, п.п. б п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050).

На основании п.4 ч.3 ст. 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также пп. а) п. 22. Правил Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, семья С-ных не соответствует одному из условий, предъявляемых к потенциальным участникам мероприятия.

Полагают, что решение об исключении семьи С-ных из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является правомерным.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав доводы истцов в обоснование иска, изучив возражения ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которой целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномочивает органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище посредством использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно разделам II, V Подпрограммы ее целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и она реализуется путем предоставления молодым семьям - участницам Подпрограммы социальных выплат. В связи с этим социальные выплаты предоставляются для улучшения жилищных условий молодых семей, в том числе обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы, и последующего снятия таких семей с учета.

Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании данного Постановления на уровне субъекта РФ Пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", а на местном уровне в Соликамском городском округе - Постановление Администрации г. Соликамска от 25.02.2011 г. N 249-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы".

На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для реализации данной Программы на территории города Соликамска под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы города Соликамска в размере менее 12 квадратных метров.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением учетной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В настоящее время (в том числе на момент принятия оспариваемого решения) на территории Соликамского городского округа Пермского края действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, подпрограмма «Государственная социальная поддержка семей и детей государственной программы «Семья и дети Пермского края, утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденная Постановлением администрации г. Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па.

Процедура признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п регламентирована Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п.

Согласно п.2.2 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-а, в целях реализации мероприятий подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 утверждена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Аналогичная учетная норма была утверждена ранее действовавшим постановлением главы города Соликамска от 31.03.2006 № 581 (10 кв.м. общей площади на одного члена семьи).

Согласно п. 3.1.2. Приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Соликамска от 13.11.2013 N 1778-па "Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в городе Соликамске на 2014-2016 годы" участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно);

члены молодой семьи постоянно проживают (зарегистрированы) на территории города Соликамска;

наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Условием получения социальной выплаты является наличие у участников Программы дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств участницей Программы также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

В соответствии с п. 4.6.3 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п", одним из оснований для отказа в постановке на учет для участия в Подпрограмме и включении в списки молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, является несоответствие молодой семьи требованиям, определенным подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".

Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1 и ФИО4 (добрачная фамилия – ФИО5) Ю.Н. состоят в зарегистрированном браке с <дата>, имеют двоих несовершеннолетних детей: сына И., <дата> года рождения, дочь А., <дата> рождения (л.д. 27-29).

По состоянию на <дата> администрацией г. Соликамска было принято решение о признании семьи С-ных участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей», личному делу присвоен (л.д.10).

Согласно справке администрации г. Соликамска от <дата> семья С-ных в составе 4-х человек (ФИО1, ФИО2, несовершеннолетних И., А.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На момент включения в число участников программы семья С-ных в составе четырех человек была зарегистрирована и проживала в квартире общей площадью 46,9 кв.м., расположенной по адресу: <...>, принадлежащей на праве собственности истцу ФИО1 Всего в указанной квартире было зарегистрировано 4 человека: ФИО1, ФИО2, несовершеннолетние И., А. Соответственно, на каждого члена молодой семьи приходилось по 11,72 кв.м., что превышало учетную норму, утвержденную постановлением главы г. Соликамска от 31.03.2006 № 581 и установленную в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и являвшуюся нормой признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

<дата> между ФИО1, ФИО2 и ПАО «<данные изъяты>» был заключен кредитный договор на приобретение объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <...> (л.д.16).

<дата> по договору купли-продажи семья С-ных приобрела квартиру общей площадью 41,7 кв.м., расположенную по адресу: <...> (л.д.13).

На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05- 58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры администрации г. Соликамска была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

<дата> семья С-ных представила пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».

Для продолжения участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей и получения свидетельства на получение социальной выплаты семья С-ных должна быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 40 кв. метров (учетная норма на территории г. Соликамска - менее 10 кв.м., постановление администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па).

Согласно письму отдела по жилищной политике от <дата> «О рассмотрении документов» семья С-ных в составе четырех человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. ст.51,31,53 Жилищного кодекса РФ.

<дата> Управлением культуры администрации г. Соликамска Пермского края было принято решение, оформленное протоколом комиссии об исключении молодой семьи С-ных в составе четырех человек (супруга ФИО1, супруги ФИО2, несовершеннолетних И., А.) из списков участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п, а также основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в редакции от 30.12.2017 № 1710.

Поскольку государство в лице администрации г. Соликамска, включая молодую семью С-ных в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Судом установлено, что основанием для исключения Управлением культуры администрации г. Соликамска семьи С-ных из списков участников Программы, как не соответствующей одному из условий для участия в Программе, послужило письмо отдела по жилищной политике администрации г. Соликамска от 19.03.2018 № 175 «О рассмотрении документов», содержащее вывод о том, что семья истцов с составом семьи 4 человека не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с правилами ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку 01.03.2018 в квартиру площадью 41,7 кв.м. по адресу: <...> принадлежащую на праве общей совместной собственности ФИО1 и ФИО2 на основании договора купли-продажи от <дата>, была вселена бабушка – Т., в результате чего размер общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, стал менее учетной нормы.

Согласно п. 4 ч.3 ст. 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 (ред. от 13.09.2016) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Законодательным Собранием Пермского края 17.11.2005) к действиям, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляемым ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся: вселение в жилое помещение иных лиц, не являющихся членами семьи нанимателя, собственника жилого помещения, в результате чего размер общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, становится менее учетной нормы.

В соответствие с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения ( п. 13 Постановления)

Вселенные собственником жилого помещения члены семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На территории города Соликамска под учетной нормой жилья понимается нома жилья, применяемая для постановки на учет молодей семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы г. Соликамска от 30.05.2014 № 979-па «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа», в размере менее 10 квадратных метров.

Ранее аналогичная учетная норма была утверждена постановлением главы г. Соликамска от 31.03.2006 № 581.

Судом установлено, что в квартире общей площадью 41,7 кв.м., расположенной по адресу: <...> с <дата> по настоящее время зарегистрированы и проживают ФИО1, его супруга – ФИО2 и их несовершеннолетние дети – А., И., что подтверждается справкой ЖУ «<данные изъяты>» от <дата>. При этом приходящаяся на каждого из членов молодой семьи доля в данном жилом помещении составляет 10,42 кв.м. (41,7:4 чел.), что превышает учетную норму, утвержденную постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014.

Учитывая, что площадь жилого помещения, находящегося в пользовании семьи С-ных составляла 41,7 кв.м., до 01 марта 2018 года на каждого члена семьи истцов приходилось по 10,42 кв.м. общей жилой площади, что составляло более учетной нормы, утвержденной Постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 г. в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и является нормой признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

После совершения истцами 01 марта 2018 года действий, связанных с регистрацией по месту жительства бабушки Т. и её вселением в квартиру, расположенную по адресу: <...>, уровень обеспеченности их семьи общей площадью жилого помещения стал составлять 8,34 кв. м на 1 человека (41,78 кв.м. : 5 чел.), что ниже учетной нормы, установленной Постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 г. При этом Т. не является членом молодой семьи и сохраняет постоянную регистрацию в данной квартире по настоящее время, что истцами в судебном заседании не отрицалось.

Доводы истцов о том, что совершение ими действий по регистрации в их квартире Т. носили формальный характер, Т. в квартиру по месту своей регистрации не вселялась и не проживала, являются голословными, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены. Право пользования Т. квартирой по адресу: <...>, истцами в установленном законом порядке не оспаривалось. Бесспорных доказательств, которые бы объективно свидетельствовали о том, что Т. не приобрела либо прекратила право пользования квартирой по <...>, также как и доказательств проживания Т. в ином жилом помещении, не являющимся местом её регистрации, в материалах дела не имеется, и в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ истцами суду не представлено.

Регистрация и вселение в квартиру по адресу: <...>, Т., не являющейся членом семьи истцов, свидетельствует о совершении истцами действий, предусмотренных п. 4 ч.3 ст. 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 (ред. от 13.09.2016) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", намеренным ухудшением истцами жилищных условий и влечет утрату семьей С-ных права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2023 года.

Сам по себе факт включения семьи С-ных в состав участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, при отсутствии к тому законных оснований, не порождает возникновение у них права на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья.

Учитывая совершение истцами действий, предусмотренных п. 4 ч.3 ст. 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 (ред. от <дата>) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", принимая во внимание, что с момента вселения Т. в квартиру истцов не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, оснований для вывода о незаконности принятого Управлением культуры администрации г. Соликамска решения об исключение семьи С-ных из числа потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей не имеется, поскольку истцы не являлись нуждающимися в улучшении жилищный условий для целей реализации ими права на социальную выплату.

Также судом установлено, что пунктом 1.3.2 Долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Соликамска от 25.02.2011 № 249-па, была предусмотрена норма признания нуждающимися в улучшении жилищных условий на одного члена молодой семьи менее 12 кв.м.

Вместе с тем, указанный пункт не подлежал применению при рассмотрении вопроса о признании молодой семьи С-ных нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку он противоречил как Постановлению Правительства РФ, так и п. 2.2 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-па об утверждении соответствующих социальных норм, то есть имеющим большую юридическую силу, а также противоречил и нормативно-правовым актам, изданным органом местного самоуправления в части размера учетной нормы.

Кроме того, постановлением администрации г. Соликамска от 04.03.2014 № 330-па «О признании утратившими силу отдельных актов администрации города Соликамска» постановление администрации города Соликамска от 25.02.2011 № 249-па признано утратившим силу.

То есть, на момент заключения кредитного договора (по состоянию на <дата>) семья истцов не являлась нуждающейся в улучшении жилищный условий, поскольку общая площадь находящегося в пользовании молодой семьи С-ных принадлежащего ФИО1 на праве собственности жилого помещения составляла более 10 квадратных метров на одного члена семьи.

Одним из условий для участия в Подпрограмме является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищный условий ( п.7 приложения № 3 к Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050).

В силу п. 4.2 Порядка реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, молодая семья для постановки на учет для участия в Подпрограмме подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства обоих супругов в числе прочих документов решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, выданное органом местного самоуправления ( п. 4.2.6).

Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с Порядком признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствие с п. 5.7.1 Порядка реализации основанием для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 настоящего Порядка, для получения свидетельства в срок, установленный пунктом 5.5 настоящего Порядка.

В соответствии с требованиями п. 17 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п" орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в случаях:

17.1. непредставления либо представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, обязанность по предоставлению которых возложена на молодую семью;

17.2. несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 12 настоящего Порядка ( п. 17.2);

17.3. недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

17.4. если представленные документы не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка ;

17.5. если не истек пятилетний срок с момента совершения действий, которые привели к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, в результате которых такая молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу п. 22 Постановления Правительства РФ № 1050, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия, в том числе, являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил.

Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п регламентированы основания признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одним из условий для участия в мероприятии является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семья С-ных данному условию не соответствует (п. 3.1.2. приложения 1 Постановления администрации г.Соликамска от 13.11.2013 № 1778-па, п.4.6 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, п.п. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050).

Кроме того, для участия в мероприятии к молодым семьям применяются нормы статей 31, 51, 53 Жилищного Кодекса РФ. В соответствие со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

На основании пп. «а» п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, семья С-ных не соответствует одному из условий, предъявляемых к потенциальным участникам мероприятия, а именно: не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного, в соответствии с правилами п. 17.5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", семья С-ных в составе 4 человек обоснованно не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Поскольку на момент принятия оспариваемого решения (на <дата>) молодая семья С-ных не отвечала требованиям, которые предъявляются и установлены нормативными актами для молодых семей – участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, решение Управления культуры администрации города Соликамска Пермского края об исключении семьи С-ных из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей на основании п.п. «а» п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, суд находит обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2 о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, признании права на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И. и А., к администрации города Соликамска Пермского края, Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, признании права на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 16 июля 2018 года.

Судья И.В. Шатуленко