Дело № 2-1196/2020
91RS0022-01-2019-002469-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.03.2020 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Крапко В.В.,
при секретаре Самойловой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении совершить действия,-
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Феодосийский городской суд с указанным иском, в котором, с учетом уточнений, просил суд возложить на ГУП Республики Крым «Вода Крыма» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить предусмотренные планом мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоотведения и мероприятия, направленные на улучшение качества очистки сточных вод, а также мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды в 2018 году в сфере водоснабжения: 1) в сфере ремонта объектов централизованной системы водоотведения и улучшение качества очистки сточных вод: текущий ремонт здания КНС № в пгт Приморский, текущий ремонт здания КНС №А в <адрес>, текущий ремонт здания КНС № в <адрес>, текущий ремонт № в <адрес>, текущий ремонт здания № в пгт Приморский, текущий ремонт здания КНС №А в <адрес>, текущий ремонт зданий и сооружений на КОС пгт Приморский, текущий ремонт зданий и сооружений на КОС <адрес>, ремонтные работы на КНС № в пгт Приморский, текущий ремонт сетей водоотведения пгт Приморский (довыполнить), ремонтные работы на КНС № в <адрес> (довыполнить), ремонтные работы на КНС № в <адрес> (довыполнить); 2) в сфере улучшения качества питьевой воды: ремонт зданий и сооружений на ВОС <адрес>, ремонт зданий и сооружений гидроузла пгт. Коктебель, ремонтные работы на насосной станции Фронтового водохранилища, ремонт зданий и сооружений гидроузла пгт Орджоникидзе, ремонт зданий и сооружений гидроузла пгт. Приморский, ремонт зданий и сооружений Субашских скважин, ремонт зданий и сооружений Феодосийского водохранилища, ремонт сооружений на сетях водоснабжения <адрес>, ремонт цеха очистки и подачи питьевой воды на ВОС <адрес> (довыполнить), ремонтные работы на водоводе к пгт.Коктебель, ремонтные работы на гидроузле пгт. Коктебель, ремонтные работы на насосной станции пгт. Коктебель, ремонтные работы на сетях пгт. Коктебель, ремонт водовода к пгт. Орджоникидзе, ремонтные работы на гидроузле № в пгт. Приморский (довыполнить), ремонтные работы на гидроузле № в пгт. Приморский, ремонтные работы на насосной станции по <адрес> в <адрес> (довыполнить), ремонтные работы на насосной станции ФИО1 в <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлены нарушения в деятельности ГУП Республики Крым «Вода Крыма» – не исполнены в полном объеме мероприятия, запланированные производственными программами ГУП Республики Крым «Вода Крыма» в сфере водоотведения и водоснабжения, утвержденные приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
В свою очередь, неисполнение производственной программы приведет к ущемлению прав потребителей на своевременное получение коммунальных услуг, надлежащего качества и в полном объеме, поскольку не проведение предусмотренных программой ремонтных работ может привести к возникновению аварийной ситуации на объектах водоснабжения и водоотведения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело было передано по подсудности в Киевский районный суд <адрес>.
Прокурор в судебном заседании приобщил уточненные требований в части определения сроков исполнения обязанностей ответчиком и поддержал таковые в полном объеме, просил удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Фактически уточнение иска направлено на уменьшение притязаний к обязанному лицу на стадии исполнения решения суда и не сводится к изменению предмета либо основания иска.
Представители ответчика в судебном заседании признала уточнённый иск в полном объеме.
Третье лицо заблаговременно было извещено о дате и времени судебного заседание, однако самостоятельно сочло необходимым распорядится своими процессуальными правами, путем неявки в судебное заседание и не предоставления каких-либо ходатайств.
Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Проведенной прокурорской проверкой установлено, что приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена производственная программа в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК «Вода Крыма» на 2018 г.
В связи с чем, Феодосийским филиалом ответчика в 2018 году в сфере водоснабжения должны были быть выполнены мероприятия на территории Феодосийского городского округа, направленные на улучшение качества очистки сточных вод на сумму 3600,379 тыс. рублей, а также мероприятия по ремонту объектов водоснабжения и мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды на сумму 9311,014 тыс. рублей, таким образом общая сумма затрат на 2018 г. на территории городского округа Феодосии составляет 12911,393 тыс. рублей.
Вместе с тем, согласно отчетам об исполнении данных производственных программ затраты предприятия на проведение соответствующих мероприятий в 2018 году в сфере водоснабжения составили только 1114,576 тыс. рублей.
Таким образом, установлено, что Феодосийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» не понесены расходы, связанные с выполнением в 2018 году производственных программ, в размере 11796,817 тыс. рублей (водоснабжение), учтенные при утверждении предприятию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2018 год.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что прокуратурой города в рамках надзорной деятельности проведена проверка в жилищно-коммунальной сфере в части разработки реализации ГУП РК «Вода Крыма» производственных программ, что не противоречит полномочиям прокурора, предоставленным Федеральным законом N 2201-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре РФ".
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнение производственных программ, направленных на улучшение качества питьевой воды, очистки сточных вод и ремонту объектов водоснабжения, нарушает права и законные интересы граждан, и может создавать угрозу причинения гражданам вреда. Если установлена опасность причинения вреда, указанная деятельность может быть прекращена, либо же с учетом корреспондирующей обязанности – бездеятельность признана незаконной. Согласно данной норме опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для подачи соответствующего иска.
Производственная программа ГУП РК «Вода Крыма» в сфере водоснабжения на 2018 год включает в себя перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, что подтверждается материалами дела.
Указанные денежные средства, направленные на исполнение производственной программы за 2018 год были изъяты у ответчика с последующим перераспределением на иные финансовые и производственные периоды, о чем также указал представитель третьего лица (специалист) в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Также ответчиком предоставлены сведения о внесении испрашиваемых к исполнению работ на производственную программу 2021 года.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Цель государственной политики в сфере водоснабжения (водоотведения) определена в обеспечении доступности водоснабжения (водоотведения) для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение) соотносится с необходимостью повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды.
Согласно положениям ч. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регламентируют обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 41 указанного закона предусмотрено, что производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке.
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса самостоятельно разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу.
Производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641 (далее - Правила разработки производственных программ).
Производственная программа включает, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил разработки производственных программ).
Так, организация прилагает к заявлению об установлении тарифов копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подпункт "д" пункта 17 Правил регулирования тарифов).
Регулирующие органы проверяют проект производственной программы на соответствие требованиям Правил разработки производственных программ, в том числе вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляют оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы (пункты 9 и 10 Правил разработки производственных программ).
Факт невыполнения мероприятий производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 г. ответчик не отрицал, пояснив, что таковые будут выполнены на протяжении 2021 года в рамках новой производственной программы.
Как следует из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации в функции организации ВКХ входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; организация капитального и планово-предупредительных ремонтов. При этом в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы (перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке), обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
При этом отсутствие дополнительного финансирования на цели надлежащего функционирования водопроводных сетей и выполнения производственной программы, а также неполное израсходование предоставленных средств, при установленном факте включения в действующий тариф составляющей части, предусмотренной к исполнению плановой производственной программы, не может служить основанием для отказа в обеспечении противоаварийной эксплуатации соответствующих сетей.
По мнению суда, в данном случае, непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по ремонту спорных участков сетей и объектов может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, и как следствие, невозможности обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения населения муниципального образования, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей города в жилищно-коммунальной сфере.
Изъятие денежных средств в части неисполненных мероприятий, не освобождает ответчика от исполнения обязанности по выполнению мероприятий, которые подлежат включению в производственную программу, в том числе и с учетом соблюдения интересов неопределенного круга лиц в обеспечении безопасного и бесперебойного водоснаждения.
Также суд учитывает испрашиваемый прокурором период исполнения обязанности ответчиком, факт указания ответчиком на внесение соответствующих работ в производственную программу на 2021 год и признание иска обязанной стороной.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197,198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> Республики Крым удовлетворить.
Возложить на ГУП Республики Крым «Вода Крыма» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить предусмотренные планом мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоотведения и мероприятия, направленные на улучшение качества очистки сточных вод, а также мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды в 2018 году в сфере водоснабжения: 1) в сфере ремонта объектов централизованной системы водоотведения и улучшение качества очистки сточных вод: текущий ремонт здания КНС № в пгт Приморский, текущий ремонт здания КНС №А в <адрес>, текущий ремонт здания КНС № в <адрес>, текущий ремонт № в <адрес>, текущий ремонт здания № в пгт Приморский, текущий ремонт здания КНС №А в <адрес>, текущий ремонт зданий и сооружений на КОС пгт Приморский, текущий ремонт зданий и сооружений на КОС <адрес>, ремонтные работы на КНС № в пгт Приморский, текущий ремонт сетей водоотведения пгт Приморский (довыполнить), ремонтные работы на КНС № в <адрес> (довыполнить), ремонтные работы на КНС № в <адрес> (довыполнить); 2) в сфере улучшения качества питьевой воды: ремонт зданий и сооружений на ВОС <адрес>, ремонт зданий и сооружений гидроузла пгт. Коктебель, ремонтные работы на насосной станции Фронтового водохранилища, ремонт зданий и сооружений гидроузла пгт Орджоникидзе, ремонт зданий и сооружений гидроузла пгт. Приморский, ремонт зданий и сооружений Субашских скважин, ремонт зданий и сооружений Феодосийского водохранилища, ремонт сооружений на сетях водоснабжения <адрес>, ремонт цеха очистки и подачи питьевой воды на ВОС <адрес> (довыполнить), ремонтные работы на водоводе к пгт.Коктебель, ремонтные работы на гидроузле пгт. Коктебель, ремонтные работы на насосной станции пгт. Коктебель, ремонтные работы на сетях пгт. Коктебель, ремонт водовода к пгт. Орджоникидзе, ремонтные работы на гидроузле № в пгт. Приморский (довыполнить), ремонтные работы на гидроузле № в пгт. Приморский, ремонтные работы на насосной станции по <адрес> в <адрес> (довыполнить), ремонтные работы на насосной станции ФИО1 в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья: Крапко В.В.