ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1196/2018 от 28.05.2018 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу №2-1196/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года Хостинский районный суд города Сочи

в составе: председательствующий судья Сидоров В.Л.,

при секретаре Ягудиной С.О.,

с участием прокурора: старшего помощника Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Димитрова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации / в порядке статьи 45 ГПК РФ/,

У С Т А Н О В И Л:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации / в порядке статьи 45 ГПК РФ/, указывая в заявлении, в ходе мониторинга телекоммуникационной сети Интернет Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения при размещении на сайте с адресом http://turnado.net на странице http://turnado.net/tour/1052/ данных, содержащих сведения о продаже билетов на экскурсии «33 водопада» в <адрес> с использованием джипа. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Согласно размещенной на указанной странице информации в состав экскурсии входит проезд на джипе по <адрес>, проезд под водами водопада с обливанием и купанием в горной реке. Размещенные на странице фотографии свидетельствуют о движении во время экскурсии по руслу реки. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ). Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, a также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Также кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 8.42). Содержание Интернет-страницы <адрес> предоставляет неограниченному кругу лиц возможность приобретать экскурсионные услуги на территории <адрес> с использованием водных объектов и их водоохранных зон, при отсутствии сведений о законности их оказания. В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр). С учетом вышеизложенного следует признать информацию, размещенную на нем, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В связи с этим в заявлении прокурор просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице <адрес>/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а вступившее в законную силу решение направить в управление Роскомнадзора Российской Федерации по Южному федеральному округу (<адрес> для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Прокурор, участвующий в деле, поддержал доводы, указываемые в заявлении и просит его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Южному Федеральному округу в суд не явился, предоставив в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает на основании ст.167 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав пояснения заявителя /прокурора/, исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п.1 ч.1 ст.262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В ч.1 ст.264 ГПК РФ указывается, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. При этом согласно п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.

На основании ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты или при невозможности восстановления утраченных документов.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, в ходе мониторинга телекоммуникационной сети Интернет Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения при размещении на сайте с адресом http://turnado.net на странице <адрес> данных, содержащих сведения о продаже билетов на экскурсии <адрес> с использованием джипа.

Судом установлено, что посещение этого сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.

Согласно размещенной на указанной странице информации в состав экскурсии входит проезд на джипе по руслу реки Шахе, проезд под водами водопада с обливанием и купанием в горной реке. Размещенные на странице фотографии свидетельствуют о движении во время экскурсии по руслу реки.

В силу ч.1, ч.2 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, являются водоохранными зонами. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п. 4 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К числу основ конституционного строя, определенных в главе 1 Конституции Российской Федерации, относится использование и охрана природных ресурсов, которые в силу ч. 1 ст. 9 Конституции являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, a также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Также кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 8.42).

Таким образом, содержание Интернет-страницы http://turnado.net/tour/1052/ предоставляет неограниченному кругу лиц возможность приобретать экскурсионные услуги на территории <адрес> с использованием водных объектов и их водоохранных зон, при отсутствии сведений о законности их оказания.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено.

Согласно п. 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее – Правила).

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Суд приходит к выводу о том, что доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.

С учетом вышеизложенного следует признать информацию, размещенную на нем, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, защиты прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что прокурор обосновано обратился в Хостинский районный суд с заявлением, которого должно быть удовлетворено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации / в порядке статьи 45 ГПК РФ/.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице <адрес>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Вступившее в законную силу решение направить в управление Роскомнадзора Российской Федерации по Южному федеральному округу (<адрес> для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.Л. Сидоров

На момент публикации не вступило в законную силу

СОГЛАСОВАНО:

Судья Сидоров В.Л.