ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1196/2018 от 30.05.2018 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2018 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Бездетновой О.А.,

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-1196/2018 по административному исковому заявлению административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Управление Роспотребнадзора по Тульской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. В результате проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» по электронному адресу https://footballtickets2018.com размещена информация, содержащая открытое предложение о продаже входных билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, обращенное к неопределенному кругу лиц. Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный. В ходе осмотра установлено, что на главной странице сайта размещена информация о продаже билетов на различные зрелищные и спортивные мероприятия, в том числе и на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года. Нормами ФЗ от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен запрет на распространение информации о продаже билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в отсутствие договора, заключенного с FIFA, с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которое законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность. Таким образом, в ходе проверки установлено, что на обозначенном сайте осуществляется незаконная продажа входных билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, и размещение указанной информации в соответствии со ст. ст. 9 и 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещено. В связи с этим административный истец просит признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенной по электронному адресу https://footballtickets2018.com и направить решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой, в Российской Федерации запрещено.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования в части изменения предмета иска и просил признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенной по электронному адресу https://footballticket2018.com и направить решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой, в Российской Федерации запрещено

Представитель административного истца Управления Роспотребназора по Тульской области, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассматривать дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Тульской области.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При этом, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

Статьей 17 ФЗ от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий.

FIFA вправе использовать имущественные права, указанные в части 1 настоящей статьи, в любой форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. Использование третьими лицами символики спортивных соревнований осуществляется в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 19 вышеназванного закона использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 5 ст. 19 данного закона использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 108-ФЗ реализация (продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA не допускается.

Судом установлено, что на главной странице сайта размещена информация о продаже билетов на различные зрелищные и спортивные мероприятия, в том числе и на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года. Доступ на сайт свободный.

Интернет-сайт https://footballticket2018.com не включен в Актуальный список партнеров (спонсоров) Международной федерации футбольных ассоциаций, опубликованный на официальном сайте: www.ais-agency.ru ООО «Агентства интеллектуальной собственности», осуществляющ ей представительство интересов FIFA в России. Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предусмотренного соглашения с FIFA.

Кроме того, на указанном сайте размещена официальная символика чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, однако отсутствует информация о наличии соглашения с FIFA, дающего право продажи билетов и использования официальной символики.

Согласно информации, представленной на официальном сайте FIFA, все билеты на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России приобретаются исключительно на сайте www.fifa.com/tickets/, а во время последнего этапа продажи билетов FIFA в принимающих городах России.

В соответствии с «Общими условиями использования билетов», размещенных на официальном сайте FIFA, запрещается использовать билеты в каких-либо коммерческих целях, например, в рекламных компаниях или в качестве приза в каких-либо соревнованиях, в качестве поощрения выигрыша в лотереях и розыгрышах. Несанкционированная передача, перепродажа и дальнейшее запрещенное использование билетов является нарушением вышеуказанных «Общих положений». Любые билеты, приобретенные из других источников, будут автоматически аннулированы после их идентификации и не будут давать обладателю билета права доступа на стадион, получения возмещения стоимости билета и прочих компенсаций.

Статьей 14.15.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за реализацию (продажу, перепродажу, распределение, распространение, обмен либо иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA и (или) изменение при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, установленной стоимости входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Статьей 14.15.3 предусматривается ответственность за реализацию поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии ч. 1 ст.9 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Из анализа приведенных положений законодательства следует, что по делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Таким образом, судом установлено, что на сайте https://footballticket2018.com осуществляется незаконная продажа входных билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, и размещение указанной информации в соответствии со ст. ст. 9 и 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещено.

При таких обстоятельствах, на основании вышеприведенных положений законодательства суд полагает требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая доводы ответчика Управления Роскомнадзора в Тульской области о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд находит их несостоятельными и не основанными на действующем законодательстве, поскольку именно на этот федеральный орган исполнительной власти возложены функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в том числе, по формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет".

Руководствуясь положениями ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административный иск административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте, расположенном по электронному адресу: https://footballticket2018.com.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд подачей жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца после составления мотивированного решения.

Председательствующий А.С. Бездетнова.