Дело № 2-1574/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красноярск 04 февраля 2016 года
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи С.Н. Владимирцевой
при секретаре Назаркиной Н.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ч.Г,Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Ниссан Мэнуфакчуринг РУС» о защите прав потребителей, взыскании стоимости товара, неустойки, денежной компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Ч.Г,Г. обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований) к ООО «Ниссан Мэнуфакчуринг РУС» о защите прав потребителей, взыскании стоимости товара, неустойки, денежной компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что в ноябре 2014 года истец приобрел автомобиль Nissan Teana VIN № №, 2014 года выпуска, комплектация ELEGANCE. Подробные характеристики и цена указаны в прилагаемой копии договора № от ДД.ММ.ГГГГ. и приложении №, подписанных между истцом и ООО «ТИTAH моторс Абакан».
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обнаруженной неполадкой, автомобиль передан в ООО «ТИТАН моторс» (г. Красноярск), о чем составлена заявка № от ДД.ММ.ГГГГ и заказ-наряд №. Пробег автомобиля на тот момент составил 6103 км.
В паспорте транспортного средства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изготовителем автомобиля указано ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», Россия.
По информации с официального сайта завода-изготовителя NISSAN истцом установлено, что ООО «ТИТАН моторс», расположенное по адресу: <адрес>, является официальным дилером NISSAN.
Правила гарантии определены заводом-изготовителем в гарантийной книжке и заключаются в следующем:
стр. 1 «Гарантийные обязательства Ниссан»: гарантия на новый автомобиль распространяется на весь автомобиль и составляет 3 года или 100 000 км. пробега, в зависимости от того, что наступил первым.
на стр. 3: гарантийные обязательства Ниссан, предоставляемые ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» (для автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации), распространяются на каждый новый автомобиль, приобретенный у официального дилера Ниссан, зарегистрированный и эксплуатируемый в России. Гарантийный период составляет 3 года или 100000 км пробега в зависимости от того, что наступит первым. В течение указанного срока и/или пробега любой официальный дилер Ниссан обязан бесплатно для владельца автомобиля отремонтировать или заменить неисправные части автомобиля. Метод ремонта или замены определяется дилером.
Поскольку официальный дилер сообщал противоречивые сведения о сроках ремонта, то ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено письмо в адрес завода-изготовителя ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» и официального дилера - ООО «ТИТАН моторс», в котором заявлено требование информировать его о сроках гарантийного ремонта. К письму были приложены копии заявки № от ДД.ММ.ГГГГ и заказа-наряда №. Как следует из почтовых уведомлений письма вручены адресатам ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС») и ДД.ММ.ГГГГ (ООО «ТИТАН моторс»).
Ответчиком требование истца оставлено без внимания.
Как следует из письма за № от ДД.ММ.ГГГГ официального дилера Nissan «ТИТАН моторс», в результате технической диагностики выявлена неисправность коробки передач (А<***>), которая является гарантийной. При этом дополнительно отмечено, что официальный дилер не имеет возможности определить конечный срок ремонта.
В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Недостатки товара до настоящего времени не устранены, чем нарушены его права на их незамедлительное устранение.
Более того, согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе... потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Принимая во внимание то, что недостатки товара не устранены на протяжении более 45 дней, истцом в адрес завода-изготовителя ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» заказной почтой России с описью вложения (ДД.ММ.ГГГГ) и по электронной почте на адрес Nissan@nissan-services.eu (ДД.ММ.ГГГГ) направлено письменное требование о возврате денег, уплаченных за автомобиль при покупке, а также убытков.
Направление претензии почтой России подтверждается почтовой квитанцией отправления за № и описью вложения.
Направление претензии по электронной почте подтверждается протоколом осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ№. осуществленного нотариусом ФИО6
В ответ на указанное требование курьерской почтой DHL получен письменный отказ в удовлетворении требований (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ), из которого следует: отказ сформулирован именно в ответ на претензию б/н от 26.05.2015г.; «Поскольку требования об устранении недостатка CVT к ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не предъявлялось, а, следовательно, нарушения сроков устранения недостатка со стороны ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не имеется, а заявленный Вами недостаток не является существенным, то у ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» отсутствуют законные основания для удовлетворения требования о возврате денежных средств за Автомобиль». «Вместе с тем, ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» готово произвести работы по безвозмездному устранению недостатка CVT в Автомобиле в предусмотренные законом сроки, в связи с чем предлагает Вам прибыть и предоставить Автомобиль ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут официальному дилеру Ниссан ООО «НЦ-Лидер» (Ниссан Центр-Лидер), расположенному по адресу: <адрес>
Поскольку направление на гарантийный ремонт к другому официальному дилеру сделано после того, как он уже отказался от автомобиля, данным отказом нарушаются его права и законные интересы, предоставленные законом о защите прав потребителей.
При этом считает необоснованным утверждение ответчика, изложенное в письменном отказе, об отсутствии у него права требовать от завода-изготовителя возврата денег за товар и причиненных ему убытков на том основании, что требование об устранении недостатков первоначально было заявлено только официальному дилеру.
Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из качества товара, обязанность по устранению недостатков возникает у завода-изготовителя независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услуги по ремонту.
Кроме того, ответчик был письменно уведомлен им о недостатках товара, а также о необходимости их устранения, однако, в нарушение Закона о защите прав потребителей и условий гарантии на автомобиль, не предпринял мер к их незамедлительному устранению. Довод ответчика противоречит доказательствам, приложенным к настоящему иску - письму от ДД.ММ.ГГГГ и почтовым документам.
Позиция ответчика о несущественности имеющегося недостатка товара не является обоснованной ввиду следующего.
Критерии определения существенности недостатка товара приведены в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которому,.. . под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать: неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию; недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов. - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени. - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом; недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; недостаток, который проявляется вновь после его устранения - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
Таким образом, недостатки товара являются существенными, а требования истца представляют собой отдельный способ защиты в случае неисполнения ответчиком обязанности устранить недостатки в установленный законом срок.
Расчет требования о взыскании покупной стоимости:
Стоимость автомобиля составила на момент приобретения 1018000 рублей, которые полностью оплачены истцом двумя платежами по квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ с чеком № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей им заявлено требование о возмещении разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
На сайте официального дилера в г. Красноярске «НЦ-Лидер» размещена информация о стоимости аналогичного нового автомобиля Nissan Теаnа в комплектации ELEGANCE в размере 1293000 рублей.
По расчетам разница в цене составляет 275000 рублей (1293000 - 1018000).
После покупки автомобиля им дополнительно приобретены: защита картера - 4000 рублей с расходами на установку в ООО «ТИТАН моторс»; салонные коврики - 5000 рублей в ООО «ТИТАН моторс»; комплект зимних шин - 35000 рублей.
Перечисленные расходы неразрывно связаны с автомобилем, поэтому являются его убытками, которые согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей подлежат возмещению ответчиком.
Статьей 23 Закона о защите прав потребителей установлена ответственность за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителей в виде неустойки в размере 1 % за каждый день просрочки цены товара.
При этом цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Как описано выше стоимость автомобиля на сегодняшний день составляет 1293000 рублей, срок просрочки исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, неустойка составила 452550 рублей (1 293 000*1%*35).
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая полное бездействие ответчика по добровольному устранению недостатков в срок и обман в фактических условиях гарантии на автомобиль, изложенных в гарантийной книжке, принимая во внимание невозможность пользования автомобилем, неудобства, связанные с отсутствием личного транспорта, он испытывает переживания, которые в денежном выражении оценивает в 50000 рублей.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (пункт 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
Пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Просит суд взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в пользу истца 1293000 рублей; 452550 рублей неустойки; 50000 рублей в счет компенсации морального вреда; штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (л.д. 13-19, 129, 203).
Истец Ч.Г,Г. и его представитель Р., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверения № (л.д. 5), в судебном заседании на исковых требованиях настаивали в полном объеме, привели доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представитель ответчика ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» Б. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 103) исковые требования не признал, суду пояснил, что необходимо отказать в удовлетворении исковых требований, привел доводы, изложенные в возражениях на иск, дополнении к возражениям (л.д. 94-102, 159-161).
Представитель третьего лица ООО «ТИТАН моторс» Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) полагал необходимым оставить исковые требования Ч.Г,Г. к ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» без удовлетворения (л.д. 131, 176).
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с абзацами 1 - 6 пункта 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребителю в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, предоставлено право по своему выбору: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В силу абзацев 8-12 того же пункта в отношении технически сложного товара (перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения ею различных недостатков.
По общему правилу, установленному пунктом 2 ст. 18 Закона, требования, указанные в пункте I данной статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Пунктом 3 ст. 18 Закона предусмотрено, что потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 данной статьи (т.е. требование о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) и требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом), изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
В то же время приведенные положения закона в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что в отношении технически сложного товара его возврат изготовителю или импортеру, сопровождаемый возвратом уплаченной за него суммы, также допускается лишь в случаях, указанных в абзацах 8-11 пункта 1 ст. 18, а не во всех случаях выявления недостатков товара.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Ч.Г,Г. (Покупатель) и ООО «ТИТАН моторс Абакан» (Продавец) заключен договор купли-продажи транспортного средства №, в соответствии с условиями которого продавец передает в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить на условиях договора автомобиль NISSAN TEANA, 2014, изготовленный или импортированный ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», согласно спецификации, указанной в приложении № 1, которая является неотъемлемой частью договора.
В силу п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9 Договора купли-продажи транспортного средства качество Автомобиля соответствует стандартам Завода-изготовителя и подтверждается Одобрением типа ТС, выданным уполномоченным государственным органом. Гарантийные обязательства Продавца соответствуют гарантийным обязательствам Завода-изготовителя, указанным в Гарантийной книжке. Завод-изготовитель гарантирует качество и надежность Автомобиля, в течение 3 лет с момента его приобретения у Продавца или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше), если иное не предусмотрено в Гарантийной книжке. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части Автомобиля указаны в Гарантийной книжке, которая является неотъемлемой частью настоящего договора. Для осуществления гарантийного обслуживания Покупатель за свой счет доставляет принадлежащий ему Автомобиль на территорию сервисной станции Продавца. Выезд представителя Продавца к месту нахождения Автомобиля (вне территории сервисной станции) не осуществляется. Покупатель вправе предъявить Продавцу требования, связанные с недостатками комплектующего изделия или составной части Автомобиля, только если такие недостатки выявлены в течение гарантийного срока на такое комплектующее изделие или составную часть Автомобиля на диагностическом оборудовании Продавца. При обращении Покупателя к Продавцу с требованием об устранении недостатков, последний обязуется незамедлительно приступить к дефектовке Автомобиля (выявление недостатка и определение способов и объема ремонтных работ), после чего согласовывает с Покупателем момент начала работ по устранению недостатков. Продавец и Покупатель настоящим соглашаются что недостатки, обнаруженные в Автомобиле, устраняются Продавцом без необоснованных задержек при наличии технической возможности. Если соглашением сторон не предусмотрено иное, срок устранения недостатков (период от начала до окончания проведения работ по устранению недостатков) составляет 45 дней с даты выявления недостатка на диагностическом оборудовании Продавца. При этом в указанный срок не засчитывается время, затраченное на проведение экспертизы и устранение недостатков, выявленных на дополнительном оборудовании. Стороны могут заключить соглашение о продлении срока устранения недостатков. В случае если в момент обнаружения недостатка у Продавца отсутствует физическая и техническая возможность его устранения, и при этом Автомобиль позволяет использовать его по целевому назначению, то Продавец вправе отложить устранение недостатка на другое удобное для сторон время, при этом сроки для устранения недостатков в течение этого периода не исчисляются. При устранении недостатков Автомобиля посредством замены комплектующего изделия или составной части Автомобиля, на которые установлены отдельные гарантийные сроки, гарантийный срок на новые комплектующие изделия или составные части Автомобиля не могут превышать гарантийный срок на Автомобиль. Истечение гарантийного срока на Автомобиль означает прекращение гарантийных сроков на комплектующие изделия и составные части Автомобиля, за исключением случаев, прямо предусмотренных в Гарантийной книжке. Гарантийные обязательства не распространяются на Автомобили, поврежденные в результате транспортных аварий, стихийных бедствий, умышленных или неосторожных действий третьих лиц и т.п. причин, а также на неисправности, возникшие в результате естественного или эксплуатационного износа, чрезмерной нагрузки, неправильной или небрежной эксплуатации (в т.ч. на дорогах не соответствующих стандартам), хранения, обслуживания, либо вследствие несоблюдения Покупателем технических инструкций Завода-изготовителя. Кроме того, гарантия утрачивается в случае не прохождения (или несвоевременного прохождения) технического обслуживания на авторизованных станциях сервисного и технического обслуживания в соответствии с требованиями Гарантийной книжки, если неисправность возникла вследствие ненадлежащего обслуживания Автомобиля. Гарантия качества распространяется на дефекты производственного характера и не распространяется на технико-эксплуатационные регулировки Автомобиля, на другие диагностические и регулировочные работы, а также на неисправности, вызванные одним из следующих факторов: неблагоприятное воздействие окружающей среды (агрессивные атмосферные осадки, повышенное содержание в воздухе пыли, химических веществ, части дорожного покрытия), техногенная деятельность человека, а также природные экологические явления и стихийные бедствия; нарушение правил ухода за Автомобилем, в том числе использование не рекомендованных чистящих моющих средств как внутри, так и снаружи Автомобиля; самостоятельное изменение конструкции, комплектации Автомобиля, а также ремонт (обслуживание), выполненное не уполномоченными лицами; несвоевременное обращение по факту поломки и/или несвоевременное устранение неисправности; проявляющиеся вследствие эксплуатации и являющиеся конструктивной особенностью Автомобиля: незначительные шумы (щелчки, скрип, вибрация), не влияющие на качество, характеристики и работоспособность Автомобиля или его элементов, а также незначительное (не влияющее на нормальный расход) просачивание жидкостей сквозь прокладки и сальники, не различимые без применения специальных методов диагностики недостатки элементов отделки, лакокрасочного и гальванического покрытия (л.д. 20 – 24, 34-42).
Согласно приложению № 1 к договору купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость автомобиля составляет 1018000 рублей, в том числе НДС 18%, и оплачивается в следующем порядке: платеж в размере 170000 рублей Покупатель оплачивает на момент заключения договора; платеж в размере 848000 рублей Покупатель уплачивает до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-26).
ДД.ММ.ГГГГ на основании акта-приема передачи автомобиля Ч.Г,Г. (Покупатель) принял у ООО «ТИТАН моторс Абакан» (Продавец) автомобиль марки NISSAN TEANA, цвет белый, кузов № №, шасси № отсутствует, VIN №, модель, № двигателя №, тип транспортного средства легковой (л.д. 27).
В соответствии с условиями договора купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГЧ.Г,Г. оплатил стоимость приобретаемого автомобиля в полном объеме, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ и чеком на сумму 170000 рублей, и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ и чеком на сумму 848000 рублей (л.д. 28-29).
На основании заявки № от ДД.ММ.ГГГГЧ.Г,Г., передал автомобиль NISSAN TEANA в ООО «ТИТАН Моторс Красноярск» с горящей контрольной лампой (л.д. 32).
На основании заказа-наряда № от ДД.ММ.ГГГГЧ.Г,Г. заказал следующие работы: технологическая подготовка, технологическая мойка и поиск неисправности, на общую сумму 1680 рублей 00 копеек (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГЧ.Г,Г. обратился в ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» и в ООО «ТИТАН моторс» с одним письменным требованием, в котором предлагал в связи с отсутствием у него информации письменно сообщить идентификационный номер автоматической коробки передач, вид и характер недостатков, сроки их устранения, а также просил предоставить подменный автомобиль (л.д. 43-47).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ООО «ТИТАН моторс» ответил на обращение Ч.Г,Г., из которого следует, что по результатам диагностики автомобиля Nissan Teana VIN №№ на основании заказ-наряда от ДД.ММ.ГГГГ№ была выявлена неисправность <***> (CVT), данная неисправность была признана гарантийной. Для ее устранения требуется произвести замену А<***> (CVT). Наличие идентификационного номера <***> (CVT) не предусмотрено производителем. В настоящее время ООО «ТИТАН моторс» испытывает трудности с поставками запасных частей, в связи с чем, указать точный срок ремонта автомобиля не представляется возможным. С целью уменьшения сроков гарантийного ремонта Ч.Г,Г. было предложено обратиться в ООО «НЦ-ЛИДЕР» <адрес>) для устранения вышеназванной неисправности, который также является официальным дилером «НИССАН» и вправе проводить любые ремонты автомобилей НИССАН, на что истец в устной беседе ответил положительно. Учитывая причину и сроки нахождения автомобиля истца в ремонте, а также значимость как клиента ООО «ТИТАН моторс», безусловно предоставило бы Вам подменный автомобиль, однако в настоящий момент такая возможность отсутствует (все подменные автомобили находятся у клиентов, ожидающих ремонта) (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГЧ.Г,Г. обратился в ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» с письменным требованием о возврате автомобиля и уплаченных за него денежных средств, а именно: 1018000 рублей – покупная цена автомобиля; 275000 рублей – убытки в виде разницы между покупной стоимостью автомобиля и текущей ценой в салоне официального дилера «Лидер»; стоимость защиты картеры, включая стоимость работ по его установке; стоимость салонных ковриков; а также просил вернуть комплект зимних шин, установленных на автомобиле (49-51).
В ответ на требование истца о возврате автомобиля и уплаченных за него денежных средств ДД.ММ.ГГГГ исх. № ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» направило истцу письмо почтой DHL, из которого следует, что ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» полностью разделяет озабоченность относительно обстоятельств, указанных в Претензии, и по результатам их рассмотрения сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара, к которому в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 924 от 10.11.2011 г. относится и Автомобиль, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной-за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Согласно ч.1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Статьей 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что срок устранения недостатков не может превышать 45 дней. С нормой п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» о нарушении сроков устранения недостатков товара как условии отказа от технически сложного товара и предъявления требования о возврате уплаченной за него денежной суммы связано положение п. 2 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» о том, что в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные ст.ст. 20 - 22, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Указанные обстоятельства могут являться основаниями для предъявления требований к лицу, нарушившему срок устранения недостатка товара, но никак к лицу, к которому требование об устранении недостатка не заявлялось, а, следовательно, нарушения сроков с его стороны не было. Нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара может иметь место только со стороны конкретного лица, к которому Вы обращались за их устранением, и только на это лицо могут распространяться последствия такого нарушения, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Предъявляя требования к ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» Вами не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии между Вами и ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» соглашения о сроке устранения выявленных недостатков в течение 45 дней. Ремонт автомобиля ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не начинался и не производился, в связи с чем со стороны ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» отсутствует нарушение сроков устранения недостатка. Поскольку требования об устранении недостатка CVT к ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не предъявлялось, а следовательно, нарушения сроков устранения недостатка со стороны ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не имеется, а заявленный истцом недостаток не является существенным, то у ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» отсутствуют законные основания для удовлетворения требования о возврате денежных средств за Автомобиль. Вместе с тем, ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» готово произвести работы по безвозмездному устранению недостатка CVT в Автомобиле в предусмотренные законом сроки, в связи чем предлагает прибыть и предоставить Автомобиль ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут официальному дилеру Ниссан ООО «НЦ-Лидер» (Ниссан Центр - Лидер), расположенному по адресу: <адрес>. По всем вопросам, связанным с проведением вышеуказанного ремонта CVT Автомобиля, просьба, связываться с сотрудником официального дилера Ниссан ООО «НЦ-Лидер» (Ниссан «НЦ-Лидер) ФИО1 по телефону №, вн.№ (л.д. 84-85,198).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТИТАН моторс» направил в адрес Ч.Г,Г. телеграмму с просьбой явиться для оформления ремонта автомобиля, поскольку поступили запасные части (л.д. 144-145).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТИТАН моторс» направил в адрес Ч.Г,Г. телеграмму с просьбой явиться для получения автомобиля, поскольку ремонт выполнен (л.д. 142-143).
ДД.ММ.ГГГГЧ.Г,Г. направил телеграмму в адрес ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» с требованием вернуть автомобиль, а также сообщить порядок возврата (л.д. 190-193).
ДД.ММ.ГГГГЧ.Г,Г. подписал заказ-наряд от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому необходимо произвести работы: Admin free, CVT замена, диагностика электронных систем на общую стоимость 7800 рублей (189).
На основании акта сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ ремонтные работы выполнены ДД.ММ.ГГГГ, однако автомобиль Ч.Г,Г. забрал лишь ДД.ММ.ГГГГ, с указанием в акте о том, что заявленные неисправности не проявляются, однако проверить качество ремонта он не может, а также указал о нарушении срока ремонта (л.д. 162, 177, 188).
Оценивая имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ суд основывается на материалах дела, из которых следует, что в данном случае вытекающие из пунктов 1 - 3 ст. 18 Закона условия для возврата автомобиля и предъявления требования о возврате уплаченной за него денежной суммы имелись бы у истца лишь при выявлении существенного недостатка товара (абз.9 п.1 ст. 18) либо при нарушении установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (абз. 10 п. 1 ст. 18).
В свою очередь, нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара может иметь место только со стороны конкретного лица, к которому потребитель обращался за их устранением, и только на это лицо могут распространяться последствия такого нарушения.
Иной подход приводил бы к тому, что в случае необоснованного отказа в устранении недостатков товара со стороны конкретного лица из числа указанных в п. п. 2 и 3 ст. 18 Закона и связанного с этим несоблюдения срока такого устранения его правовые последствия распространялись бы и на тех лиц, которые соответствующего нарушения права потребителя не допускали.
Исходя из изложенного требование о возврате товара и возмещении его стоимости по причине нарушения срока устранения недостатков может быть предъявлено только к лицу, которое отвечает за это нарушение.
По смыслу ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" нарушение сроков устранения недостатков товара предполагает обращение потребителя с соответствующим требованием к продавцу, изготовителю, либо уполномоченной организации или импортеру, передачу им товара и неустранение недостатков в течение сроков, указанных в п.1 ст.20 Закона.
В соответствии с заказ-нарядом № от ДД.ММ.ГГГГ, на который истец ссылается, как на доказательство начала нарушенного срока ремонта, автомобиль был сдан в ООО «ТИТАН моторс» не для ремонта, а для диагностики по заявленным недостаткам (горит контрольная лампа). Таким образом, автомобиль представлен для диагностики, а не для устранения недостатков, что подтверждает и сам Ч.Г,Г. в письме от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что автомобиль сдан в ООО «ТИТАН моторс» для выяснения причин неполадок. Работы по диагностике были выполнены и дана рекомендация по замене А<***> (CVT), поскольку указанный случай признан гарантийным, при этом Ч.Г,Г. было разъяснено о возможности производства ремонтных работ по замене А<***> в ООО «НЦ-Лидер», поскольку ООО «ТИТАН моторс» испытывает трудности с поставкой запасных частей, на что Ч.Г,Г. в устной беседе ответил положительно.
Таким образом, истец обратился в ООО «ТИТАН моторс» для проведения диагностики автомобиля с целью выявления недостатков, и не обращался к последнему с требованиями об устранении недостатков товара.
После получения ответа ООО «ТИТАН моторс» о возможности производства ремонтных работ по замене А<***> работ в ООО «НЦ-Лидер», Ч.Г,Г. в указанную организацию не обратился, автомобиль из ООО «ТИТАН моторс» не забрал и не выразил желание (требование) в доступной и понятной форме произвести ремонт в ООО «ТИТАН моторс, согласовав в соответствии с условиями договора купли-продажи и условиями гарантии, начало и конец сроков проведения ремонта.
Кроме того, условиями договора купли-продажи и предоставленной гарантии, согласованных сторонами договора, установлено, что в случае если в момент обнаружения недостатка у Продавца отсутствует физическая и техническая возможность его устранения, и при этом Автомобиль позволяет использовать его по целевому назначению, то Продавец вправе отложить устранение недостатка на другое удобное для сторон время, при этом сроки для устранения недостатков в течение этого периода не исчисляются.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТИТАН моторс» направил в адрес Ч.Г,Г. телеграмму с просьбой явиться для оформления ремонта автомобиля, поскольку поступили запасные части.
Однако, Ч.Г,Г. для оформления ремонта не явился, а уже ДД.ММ.ГГГГ обратился в ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» с письменным требованием о возврате автомобиля и уплаченных за него денежных средств, а именно: 1018000 рублей – покупная цена автомобиля; 275000 рублей – убытки в виде разницы между покупной стоимостью автомобиля и текущей ценой в салоне официального дилера «Лидер»; стоимость защиты картеры, включая стоимость работ по его установке; стоимость салонных ковриков; а также просил вернуть комплект зимних шин, установленных на автомобиле.
Между тем, заявляя требование в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 18 указанного закона, истец не возвратил автомобиль производителю (импортеру), тогда как указанная норма закона говорит о том, что требование о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств может быть предъявлено только после возврата автомобиля либо одновременно с возвратом автомобиля.
Доводы Ч.Г,Г. и его представителя о том, что Ч.Г,Г., являясь потребителем, не мог знать порядок возврата автомобиля, суд не принимает, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Ч.Г,Г., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является индивидуальным предпринимателем, осуществляет деятельность в области права (код №) (л.д. 104-106), следовательно, по мнению суда, он не мог не знать вышеприведенных требований закона.
Исходя из представленных в материалах дела документов, истцом требования к Продавцу ООО «ТИТАН Моторс Абакан», к ответчику – производителю ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» об устранении недостатков автомобиля не предъявлялись.
Несмотря на то, что после ДД.ММ.ГГГГ истец Ч.Г,Г. в ООО «ТИТАН моторс» для документального оформления ремонта автомобиля не обращался, ООО «ТИТАН моторс» приступило к гарантийному ремонту его автомобиля, поскольку истец от ремонта не отказался и автомобиль не забрал.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТИТАН моторс» сообщило Ч.Г,Г. о готовности выполненных ремонтных работ по замене А<***> (CVT).
Однако, несмотря на надлежащее извещение о готовности выполненных работ и возможности забрать автомобиль, Ч.Г,Г. забрал автомобиль в ООО «ТИТАН моторс» лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к заказу-наряду от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из представленных суду доказательств следует, что истец к ответчику с требованием о ремонте автомобиля не обращался, а значит не вправе заявлять о нарушении сроков выполнения ремонтных работ. Какого-либо нарушения сроков устранения недостатков товара в рассматриваемом случае быть не может, при этом необходимо учитывать положения п.4.6 Договора купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу которых в случае если в момент обнаружения недостатка у Продавца отсутствует физическая и техническая возможность его устранения, и при этом Автомобиль позволяет использовать его по целевому назначению, то Продавец вправе отложить устранение недостатка на другое удобное для сторон время, при этом сроки для устранения недостатков в течение этого периода не исчисляются.
В данном случае положения ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» применены быть не могут.
Истец не ссылается на то, что выявленные в автомобиле недостатки носят существенный характер, в качестве основания иска указано лишь нарушение срока устранения недостатков со стороны ООО «ТИТАН моторс».
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" дано понятие существенного недостатка товара (работы, услуги) - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Суд учитывает, что ООО «ТИТАН моторс» устранило недостатки, выявленные в ходе проведения диагностики А<***>, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к заказу-наряду от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано наименование выполненных работ, а также имеется собственноручная запись Ч.Г,Г. в указанном акте о том, что заявленные неисправности не проявляются.
Таким образом, материалами дела установлено, что выявленные недостатки автомобиля истца являются устранимыми, не являются повторяющимся дефектом. Следовательно, недостатки не являются существенными, влекущими применение абз. 9 п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, как указано выше, в соответствии с п.2 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования, указанные в п.1 настоящей статьи предъявляются потребителем исключительно продавцу, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, но не импортеру либо изготовителю. ООО «ТИТАН моторс» являясь ремонтной организацией, не может выступать в качестве представителя ответчика, который является самостоятельным юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность, на что прямо указано в п.п. 1.2, 1.3 дилерского соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» и ООО «ТИТАН моторс», согласно которым дилер гарантирует, что действует от своего имени и за свой счет, дилерское соглашение не является договором комиссии, поручения, либо агентирования, не направлено на установление отношений простого товарищества или дочернего общества, дилер является независимой коммерческой организацией, несет единоличную ответственность за всю собственную коммерческую деятельность (л.д. 184-187).
При таких обстоятельствах, исходя из заявленных исковых требований, оснований для взыскания суммы, уплаченной истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «ТИТАН моторс Абакан» за счет средств ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» у суда не имеется, в удовлетворении заявленных требований о возврате стоимости товара в сумме 1293000 руб. надлежит отказать ввиду отсутствия нарушения прав Ч.Г,Г. ответчиком ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС».
Поскольку судом не установлено нарушения прав Ч.Г,Г. ответчиком ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в удовлетворении субсидиарных требований о возмещении стоимости дополнительного оборудования, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа, надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ч.Г,Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Ниссан Мэнуфакчуринг РУС» о защите прав потребителей, взыскании стоимости товара, неустойки, денежной компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Владимирцева