ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1197/18 от 21.08.2018 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-1197/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма 21 августа 2018 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Вовенко Е.И.

при секретаре Захаровой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области о назначении страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области /далее по тексту – ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе/ о назначении страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 21 мая 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, в связи с достижением 01 июня 2018 года пенсионного возраста. Решением ответчика в назначении страховой пенсии по старости было отказано. Ответчиком установлено, что общая продолжительность ее страхового стажа по состоянию на 21 мая 2018 года составляет 4 года 10 месяцев 20 дней. Однако в страховой стаж не включен период работы с 27.02.1994 года по 01.01.2005 года в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Считает, что период с 1994 года по 1999 год подлежит включению в страховой стаж, поскольку в данный период ею был получен доход от предпринимательской деятельности, и она уплачивала подоходный налог. Просит суд признать решение № ХХХ от 21.05.2018 года ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным; обязать ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 27.02.1994 года по 31.12.1999 года и назначить страховую пенсию по старости с 01 июня 2018 года в размере, установленном пенсионным законодательством.

Истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что страховые взносы в пенсионный фонд должны были перечисляться налоговым органом с подоходного налога.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе ФИО2 исковые требования не признала по доводам, изложенным в решении от 21.05.2018 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.1,2,3 ст.8 Федерального закона от 28.12.2014 г. № 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п.п.1,2 ст.35 указанного закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год и в 2018 году составляет 9 лет. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 мая 2018 года ФИО1 обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 7-9).

Своим решением № ХХХ от 21.05.2018 года Управление отказало ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости, по тем основаниям, что по имеющимся документам у заявителя имеется страхового стажа 4 года 10 месяцев 20 дней (периоды ухода за ребенком). В страховой стаж не включили период работы с 27.02.1994 года по 01.01.2005 год в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, не представлено (л.д.10-11).

В соответствии со ст.3 вышеуказанного закона под страховым стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 4 вышеуказанного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. К таким гражданам, согласно статье 7 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, относятся граждане РФ, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели).

Согласно ст.11 вышеуказанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст.89 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2002 г.) периоды индивидуальной трудовой деятельности включались в общий трудовой стаж, при условии уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.Регистрация плательщиков страховых взносов в органах Пенсионного фонда в оспариваемые истицей периоды являлась обязательной и регулировалась с 01.01.1992 года по 01.01.2001 года Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1, и Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 11 ноября 1994 г. № 258.

В соответствии с п.60 указанной Инструкции граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, уплачивают взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (15 июля; 15 августа; 15 ноября).

Согласно пунктам 63, 67 Инструкции платежи осуществляются по безналичному расчету либо наличными средствами на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов. Плательщики взносов обязаны вести учет расчетов по средствам ПФР.

Согласно статье 14 Федерального закона от 28.12.2014 г. № 400 «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с абзацем 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (в частности индивидуальные предприниматели), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 на основании постановления Администрации Новодугинского района Смоленской области была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с 27.02.1994 года по 01.01.2005 года и уплачивала подоходный налог за период с 1994 года по 1999 год (л.д. 12-15,25,28,29).

Согласно справке из ГУ – УПФР в Гагаринском районе Смоленской области от 22.05.2018 года ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя в базе страхователей Новодугинского района Смоленской области не была зарегистрирована, в связи с чем предоставить сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не представляется возможным (л.д.18).

Представленные в материалы дела сведения о доходах за период с 1994 года по 1999 год, а также квитанции об уплате налогов за данный период не подтверждают уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Квитанций об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, каких-либо иных доказательств, подтверждающих их уплату, истцом не представлено.

Таким образом, поскольку страховые взносы в установленном порядке ФИО1 в спорный период уплачены не были, доказательств, свидетельствующих об обратном вопреки ст.56 ГПК РФ ею представлено не было, суд не находит оснований для включения периода работы с 1994 года по 1999 год в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 04.12.2007 г. № 950-О-О. Законодатель, гарантируя права застрахованных лиц (работников) установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ РФ в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в частности на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.

Ссылка истца на обязанность учета страховых взносов индивидуального предпринимателя в пенсионный орган налоговым органом и уплате данных платежей налоговым органом из поступивших от истца платежей (подоходного налога) бездоказательна.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства по настоящему гражданскому делу, оценив юридически значимые обстоятельства, как каждое в отдельности, так и в совокупности, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области о назначении страховой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.И.Вовенко

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2018 года.

Решение вступает в законную силу 28 сентября 2018 года.