Дело №2-92/2020
УИД 58RS0028-01-2019-002120-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» февраля 2020 года с.Кондоль
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
при секретаре Багреевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Каменка» о защите прав неопределенного круга потребителей,
у с т а н о в и л:
Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 10 декабря 2019 года Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» (далее Истец), руководствуясь ст. ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», провело общественный мониторинг по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ управляющей организацией ООО «Каменка» (далее - Ответчик), осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами (далее МКД).
В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: серия, тип постройки здания, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, кадастровый номер земельного участка, класс энергетической эффективности, о капитальном ремонте в многоквартирном доме. О проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, об используемом общем имуществе.
10 декабря 2019 года на электронную почту Ответчика оооkamenka@yandex.ru было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений. Письмом, согласно п.31 Постановления Правительства РФ №324 «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011 года, Ответчику установлен 3-хдневный срок для удовлетворения заявленного требования.
На сегодняшний день ответчик не устранил выявленные нарушения и по - прежнему не размещает в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию, предусмотренную действующим законодательством, нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному МКД. Состав и количество лиц, проживающих в квартирах жилого дома, права которых нарушены и могут быть нарушены противоправными действиями ООО «Каменка», могут изменяться в связи с рождением, смертью. Продажей или приобретением жилых помещений, поэтому определить конкретный круг лиц не представляется возможным. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений названного жилого дома, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений. В связи с вышеуказанным АППО вынуждена обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, чтобы таким иском не допустить массовое нарушение прав граждан.
Считает действия Ответчика незаконным и необоснованными по следующим основаниям:
С 01.07.2016 года государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в эксплуатацию на всей территории РФ (приказ Минкомсвязи России от 14.06.2016 года №264 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства»). С указанной даты поставщики информации обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Законом №209-ФЗ.
Согласно ч.4 ст.165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства.
В силу ч.18 ст. 7 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства», лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по представлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1,2,6,7,21-25,28-33, 35-40 ч.1 ст.6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Ответчик, не размещая указанную информацию, нарушает Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями действует с 21 июля 2014 года) и п.2 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29 февраля 2016 года №74/114/пр.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы, понесенные в ходе проведения проверочных мероприятий и подготовки к судебному заседанию, а также в ходе самого судебного процесса. Указанное положение предусмотрено так же ч.4 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей». Сторона истца считает возможным предъявить ко взысканию с Ответчика в качестве расходов 20 000 рублей, обосновывая заявленную сумму следующим:
проведение общественного мониторинга по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ управляющей организацией – 3000 рублей;
проведение правового анализа нарушений, указанных в информации о проведении общественного контроля, согласно требованиям ФЗ «ГИС ЖКХ» - 10 000 рублей;
подготовка претензионного письма с последующей отправкой в адрес Ответчика посредством электронной почты – 1000 рублей;
досудебное урегулирование спора с Ответчиком – 1 000 рублей;
составление искового заявления, направление его в адрес Ответчика и в суд – 2 000 рублей;
несение иных расходов (работа на технике в офисе, затраты на электроэнергию, канцелярские принадлежности, транспортные расходы) – 3000 рублей.
Согласно абз.4 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» одновременного с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом)… в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу) всех понесенных по дулу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам.
Дублируя положения статьи 100 ГПК РФ в статье 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», законодатель тем самым:
- подчеркивает значимость предъявления общественными объединениями потребителей исков в защиту прав неопределенного круга потребителей,
- выделяет общественные объединения потребителей среди других организаций (коммерческих организаций, адвокатских образований и др.) указывая, что «суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей всех понесенных по делу судебных издержек…».
В ходе проведения контрольных мероприятий были выявлены факты, на основании которых АППО встала на защиту неопределенного круга потребителей и обратилась в суд с настоящим иском о признании противоправными действиями ответчика и о прекращении этих действий.
На основании вышеизложенного просили обязать Ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ч.18 ст.7 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Обязать Ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей.
Взыскать с ответчика в пользу АППО понесенные по данному гражданскому делу судебные издержки в размере 20 000 рублей.
Вынести определение в адрес Государственной Жилищной инспекции Пензенской области о привлечении Ответчика к административной ответственности.
Представитель истца Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ООО «Каменка» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, письменным заявлением представитель ответчика действующая на основании доверенности ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему (л.д. 53-56, 64-65), указывая на то, что еще до обращения истца в суд информация по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, а именно: серия, тип постройки здания; площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме; кадастровый номер земельного участка; класс энергетической эффективности, о капитальном ремонте в многоквартирном доме; о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме; об используемом общем имуществе, предусмотренная ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» была размещена ответчиком в ГИС ЖКХ (стр. 3.4,5). 13.12.2019 г. был отправлен отчет в АППО о выполнении в трехдневный срок требований в соответствии с п.31 ПП № 354 (стр.6,7).
Информация о капитальном ремонте и об использовании общего имущества не размещена по причинам не зависящим от ООО «Каменка»:
Информация о капитальном ремонте:
в соответствии раздела 9 п. 14 Приказа Минкомсвязи и Минстроя РФ №74/114 пр от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ» информация, подлежит размещению региональным оператором кап. ремонта, в случае, если он является владельцем специального счета, открытым в целях формирования капитального ремонта.
ООО «Каменка» может лишь разместить информацию о способе формирования капитального ремонта МКД. Эта информация была размещена, что видно из скриншотов (стр. 1,8).
Информация об использовании общего имущества:
в раздела 10 Приказа Минкомсвязи и Минстроя РФ №74/114 пр от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ» указана информация о сроках и периодичности размещения информации в ГИС ЖКХ управляющими компаниями. Использование общего имущества подразумевает заключение договоров с иными лицами на использование ими общего имущества в своих целях. Таких договоров не заключалось, соответственно размещать нечего.
Считает, что все пункты претензии АППО в адрес ООО «Каменка были выполнены. Основания для возложения обязанности на ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, разместить формацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ч.18 ст. 7 ФЗ РФ «О ГИС ЖКХ» отсутствуют.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.45 Закона РФ от 07.02.1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.4 п.2 ст.45 указанного закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.
При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.
Частью 1 статьи 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу абз.1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» (АППО) является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным в форме общественного движения, не имеющего членства, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений. (п. 1.1 Устава Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области»).
Пунктом 1.6 Устава предусмотрено, что Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» осуществляет свою деятельность согласно требованиям Конституции РФ, Федерального закона «Об общественных объединениях», Закона РФ «О защите прав потребителей» и действующего законодательства.
Из п. 2.1 Устава следует, что основной целью Общественного движения является защита прав и интересов потребителей.
Согласно п.3.1 Устава АППО имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей); осуществлять в полном объеме все полномочия, предусмотренные законодательством об общественных объединениях.
10 декабря 2019 года Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области», руководствуясь ст. ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», провело общественный мониторинг по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ управляющей организацией ООО «Каменка», осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами.
Федеральный закон от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предоставляет субъектам предпринимательской деятельности определенный набор прав и гарантий при осуществлении надзора и контроля проверяющими органами, в частности, проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа, вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также иные права.
Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.
Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.
Между тем, в нарушение требований ст.ст. 56, 59, 60, 71 ГПК РФ истцом не представлены доказательства того, что при проведении 10 декабря 2019 года проверочных мероприятий в отношении ООО «Каменка», им были соблюдены требования о порядке проведения таких мероприятий.
Представленный истцом в качестве доказательства и обоснования заявленных требований акт общественного контроля №15 от 13.12.2019 года (л.д. 14) не является для суда абсолютным доказательством, поскольку составлен негосударственным контролирующим органом, в силу чего является лишь формой фиксации показаний лиц, его подписавших.
В этой связи не представляется возможным сделать однозначный вывод о нарушении ответчиком требований жилищного законодательства, выразившегося в не размещении в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной пунктами 1,2,6,7,21-25,28-33, 35-40 ч.1 ст.6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Вместе с тем, ответчиком представлены скриншоты с сайта ГИС ЖКХ (л.д. 68-73), из содержания которых следует, что еще до обращения истца в суд информация, предусмотренная пунктами 1,2,6,7,21-25,28-33, 35-40 ч.1 ст.6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» была размещена сотрудником ООО «Каменка» в ГИС ЖКХ, о чем истец был уведомлен.
Таким образом, оценив представленные представителем истца доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку представителем истца не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Отсутствие в государственной информационной системе ЖКХ необходимой информации (серия, тип постройки здания, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, кадастровый номер земельного участка, класс энергетической эффективности, о капитальном ремонте в многоквартирном доме. О проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, об используемом общем имуществе) по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: <...>, подлежащей доведению до сведения потребителей, не нашло своего подтверждения.
Нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ООО «Каменка» судом не установлены. Каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Каменка» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий