Дело № 2-1198/2020
УИД 86RS0007-01-2020-001273-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г.Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Султановой А.Ф., с участием истца ФИО1 и ее представителя - адвоката Галеинова Э.С., представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ДШ к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии, признании участниками муниципальной программы по улучшению жилищных условий,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ Департамента ЖКХ администрации г.Нефтеюганска (далее также - Департамент) в предоставлении ей и членам ее семьи субсидии на приобретение жилого помещения, признав ее с членами семьи участниками муниципальной программы от (дата)№ «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» в соответствии с изменениями внесенными постановлением администрации г.Нефтеюганска № от (дата) (далее - Программа).
Свои требования истец мотивировала тем, что с 2007г. по настоящее время она с семьей проживает в приспособленном для проживания строении, расположенном по адресу: (адрес).
(дата) она обратилась в Департамент с заявлением о признании их участниками мероприятий по расселению и ликвидации указанных строений в рамках Программы, на что ей было рекомендовано обратиться в суд за установлением факта проживания в балке, который подтвержден решением суда от (дата).
Однако, после предъявления решения суда в Департамент, уведомлением от (дата) в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения истцу было отказано со ссылкой на порядок реализации Программы, утвержденный постановлением администрации города от (дата)№ (далее - Порядок), в связи с наличием у нее и ее детей по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: (адрес), общей площадью 14,5 кв.м.
Далее истцу сообщили, что готовятся изменения в указанный Порядок, предусматривающие возможность участия в Программе лицам, имеющим в собственности жилое помещение площадью менее 12 кв.м., в связи с чем, в 3 кв. текущего года она будет приглашена для получения Гарантийного письма на улучшение жилищных условий.
Поскольку на момент ее обращения с заявлением о предоставлении субсидии действовало постановление № от (дата), при наличии у истца и ее детей в собственности по 4,83 кв.м. площади в жилом помещении, последняя считает, что ее семья должна быть признана участником Программы.
В судебном заседании истец и ее представитель, заявленные требования вновь поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась по доводам письменных возражений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата) N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" утвержден, в том числе Порядок предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений, который определяет правила и условия предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) бюджетам муниципальных образований автономного округа (городским округам и муниципальным районам) на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа (далее - муниципальные программы).
В соответствии с пунктами 2 и 2.4 Порядка от (дата) N 346-п, субсидии предоставляются на реализацию муниципальных программ, предусматривающих ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений.
Направляемая муниципальными образованиями автономного округа субсидия используется на расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестр таких строений на (дата), в размере, указанном в программах муниципальных образований автономного округа.
Способы и порядок расселения граждан, вселенных в строения до 1995 года и после (дата), не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включенных в реестры строений на (дата), за исключением строений, расселяемых в соответствии с мероприятием "Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока" государственной программы, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.
Постановлением администрации г.Нефтеюганска от (дата)№ «О внесении изменений в постановление администрации города Нефтеюганска от (дата)№ «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах», утвержден Порядок реализации мероприятий по расселению и ликвидации строений, приспособленных для проживания, расположенных на территории города Нефтеюганска (далее - Порядок от (дата)№), в соответствии с пунктом 1.3 которого, участниками Мероприятия признаются совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей - граждане Российской Федерации, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных по договорам социального найма на территории Российской Федерации, фактически проживающие по настоящее время в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строениях (далее - Реестр) по состоянию на (дата), вселенные в них до (дата) либо в период с (дата) по (дата), с целью предоставления социальных выплат на обеспечение жилыми помещениями на территории автономного округа либо с целью предоставления субсидии на обеспечение жилыми помещениями на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка от (дата)№, к участникам Мероприятия не относятся, в том числе совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей, проживающие в приспособленных для проживания строениях, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, или предоставленные по договорам социального найма на территории Российской Федерации либо доли в праве собственности на жилые помещения, превышающие норму предоставления общей площади жилого помещения (абзац 3).
Судом установлено, что истец ФИО1 со своими несовершеннолетними детьми, по состоянию на (дата) и по настоящее время проживает в приспособленном для проживания строении, расположенном по адресу: (адрес), (адрес), (адрес) который подлежит ликвидации в рамках вышеуказанной муниципальной Программы, имея при этом по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: (адрес), общей площадью 14,5 кв.м., что менее нормы предоставления общей площади жилого помещения в г.Нефтеюганске (12 кв.м.), поскольку на одного члена семьи истца приходится 4,83 кв.м. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Материалами дела также подтверждается, что (дата) ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением, в котором просила разъяснить порядок участия в программе, на которое получила разъяснения от (дата) о необходимости установления факта проживания в подлежащем ликвидации строении, приспособленном для проживания по состоянию на (дата), который установлен решением суда от (дата).
После предъявления в Департамент решения суда об установлении факта проживания в строении, уведомлением от (дата) истцу сообщили, что в соответствии с Порядком реализации мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, утвержденным постановлением администрации города от (дата)№, в предоставлении субсидии отказано, поскольку в собственности членов семьи Х-вых имеется указанное выше жилое помещение.
Данный отказ истец находит незаконным, поскольку на момент ее обращения в Департамент (дата), который она связывает с возникновением правоотношений по участию в муниципальной программе, еще действовал Порядок, предусмотренный постановлением от (дата)№
В силу статьи 6 Жилищного кодекса РФ акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Постановлением администрации (адрес) от (дата)№ утверждена муниципальная программа города «Развитие жилищной сферы города Нефтеюганска» и признано утратившим силу постановление администрации города Нефтеюганска от (дата)№ «Об утверждении муниципальной программы (адрес) «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах».
В соответствии с Порядком реализации мероприятий по расселению и ликвидации строений, приспособленных для проживания, расположенных на территории (адрес), являющимся Приложением к муниципальной программе «Развитие жилищной сферы (адрес)», к участникам Мероприятия не относятся, в том числе совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей, проживающие в приспособленных для проживания строениях, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, или предоставленные по договорам социального найма на территории Российской Федерации (абзац 3 пункта 1.4).
Постановлением администрации города от (дата)№ утвержден новый Порядок реализации мероприятия по расселению и ликвидации строений, приспособленных для проживания, расположенных на территории города Нефтеюганска, абзац 3 пункта 1.4 которого соответствовал абзацу 3 пункта 1.4 вышеприведенного Порядка.
Постановлением же от (дата)№ в абзац 3 пункта 1.4 Порядка от (дата)№-нп внесены изменения в следующей редакции: « - совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей, проживающие в приспособленных для проживания строениях, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, или предоставленные по договорам социального найма на территории Российской Федерации либо доли в праве собственности на жилые помещения, превышающие норму предоставления общей площади жилого помещения, установленную Думой города Нефтеюганска на момент признания участниками Мероприятия.».
Однако, постановлением от (дата)№ редакция абзаца 3 пункта 1.4 Порядка стала вновь соответствовать абзацу 3 пункта 1.4 Порядка от (дата)№, которая действует до настоящего времени.
Поскольку на момент принятия Департаментом оспариваемого решения ((дата)) и на момент обращения ФИО1 в суд с настоящим иском действовала и действует редакция исключающая участие в Мероприятии совершеннолетних граждан Российской Федерации и членов их семей, проживающих в приспособленных для проживания строениях и имеющих жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, или предоставленные по договорам социального найма на территории Российской Федерации, оснований для удовлетворения заявленных последней требований суд не усматривает.
По тем же основаниям суд находит несостоятельными доводы стороны истца о том, что правоотношения по поводу участия в Мероприятии возникли между истцом и ответчиком с момента обращения истца ФИО1 с заявлением от (дата), к тому же, в этом заявлении она просила только о разъяснениях порядка участия в программе, а не о признании ее семьи участниками программы.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ДШ к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии, признании участниками муниципальной программы по улучшению жилищных условий – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
В окончательной форме решение принято (дата).
СУДЬЯ