ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1198/2012 от 28.12.2015 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-1198/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 декабря 2015 года город Урай ХМАО – Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе:

председательствующего судьи Орловой Г.К., при секретаре Василенко Л.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия три года без права передоверия,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным бездействия в предоставлении субсидии на несовершеннолетнего ребенка, возложении обязанности предоставить субсидию,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась суд с указанным иском, мотивировав тем, что с мужем проживают в <...>, у них двое детей. В сентябре 2010 года они взяли ипотечный кредит (купили жилье) и стали участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым семьям» программа ХМАО – Югры «Улучшение Жилищных условий населения ХМАО – Югры» и подали документы о предоставлении субсидии для ребенка М. и получили соответствующий документ.

После постановки семьи на учет по подпрограммам «Доступное жилье молодым» их семья заключила договор купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировала право собственности на квартиру по адресу: <адрес> привлечением заемных средств по договору льготного жилищного займа. Право собственности на указанную квартиру разделено между членами семьи по 1/3 истец, ее супруг, и дочь.

Расчет субсидии на 1 ребенка составил <данные изъяты> рублей.

На данный момент у них долг перед банком равен <данные изъяты> рублей, а субсидия равна <данные изъяты> рублей. Обращались в банк за отсрочкой, но им отказали. В ипотечном агентстве сообщили о необходимости ожидать очереди.

Нарушение их прав заключается в неисполнении Программы реализации программы. Правительство ХМАО – Югры как орган, формирующий бюджет автономного округа обязано предусмотреть достаточное и своевременное финансирование Программы с целью сокращения времени ожидания предоставления субсидии участниками подпрограммы. Не получение господдержки в форме субсидии противоречит Конституции, ст. 19.

Истец просит признать незаконным бездействия ответчика в представлении субсидии Открытого Акционерного Общества «Ипотечное агентство Югры» в сумме <данные изъяты> рублей на несовершеннолетнего ребенка П., г/р ДД.ММ.ГГГГ; обязать предоставить субсидию ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры в сумме <данные изъяты> рублей на несовершеннолетнего ребенка П., г/р ДД.ММ.ГГГГ.

От ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» в суд письменных возражений не поступало.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебном заседании также пояснила о том, что как участники подпрограммы «Молодая семья» пользуются компенсацией по погашению процентной ставки по ипотечному кредитованию, но при этом считает, что ответчик должен был принять меры к тому, чтобы их семья получила и субсидию на ребенка с целью погашения кредита. Просила иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, ее представителя, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные доводы и представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу:

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" регулируются в соответствии с Законом ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года N 67-П "О порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы".

Согласно п. 3 ст. 9 Закона 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы", участниками подпрограммы 2 являются молодые семьи, имеющие детей.

Истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Д., от брака имеют несовершеннолетних детей П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец ФИО1 на основании уведомления о постановке на учет для получения субсидии, выданного ДД.ММ.ГГГГ открытым акционерным обществом «Ипотечное агентство Югры» (далее ОАО «Ипотечное агентство Югры») поставлена на регистрационный учет для предоставления субсидии на М. по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2005-2015 годы» утвержденной Законом ХМАО – Югры от 11.11.2005 г. № 103–оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы". Предварительный расчет субсидии составил <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Д. заключили с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор на представление ипотечного кредита по программе «Молодая семья» в сумме <данные изъяты> рублей на приобретение жилого дома и до настоящее времени имеют долговый обязательства перед банком.

ДД.ММ.ГГГГ семья истца на основании договора купли-продажи жилого дома – объекта индивидуального жилищного строительства с земельным участком с использованием кредитных средств приобрела в общую долевую собственность жилой дом по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности на указанный жилой дом зарегистрировано по 1/3 доле в праве собственности за истцом ФИО1, ее супругом Д., дочерью М., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ было заключено трехсторонне соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ между Д., ОАО «Ипотечное агентство Югры» и ОАО «Сбербанк России».

До настоящего времени истице субсидия на дочь М. по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2005-2015 годы» не предоставлена.

В соответствии с Порядком реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы", утвержденным Постановление Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2006 N 67-п предоставление государственной поддержки участникам подпрограммы осуществляется исполнителем подпрограммы через организацию, привлеченную для реализации подпрограммы в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа.

Предоставление субсидии осуществляется организацией на основании сформированного ею Единого списка участников подпрограммы по автономному округу, в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о постановке на учет для получения субсидии, а в случае предоставления ранее субсидии, исходя из даты подачи заявления о перечислении субсидии на вновь рожденного ребенка.

Предоставление субсидий осуществляется при предоставлении участником подпрограммы документов, предусмотренных п. 3.1 Порядка в соответствии с планом финансирования на текущий год, доведенного исполнителем, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год в целях реализации подпрограммы, предусмотренных законом автономного округа о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на текущий финансовый год и плановый периоды.

Финансирование деятельности организации по реализации подпрограммы осуществляется исполнителем ежемесячно по заявке организации, формируемой и направляемой исполнителю на основании принятых решений о предоставлении субсидии или реестра получателей (списка граждан из числа включенных в Единый список, сформированного в хронологической последовательности организацией для финансирования подпрограммы).

Средства на реализацию подпрограммы предусматриваются в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на соответствующий год исходя из объемов расходных обязательств.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик ОАО «Ипотечное агентство Югры» как организация, привлеченная для реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», не является ее исполнителем и в ее компетенцию не входит распределение денежных средств из бюджета автономного округа на реализацию подпрограммы, оснований считать бездействие ОАО «Ипотечное агентство Югры» в предоставлении истцу субсидии незаконным не имеется.

Вместе с тем, суд отмечает, что семья истца не лишена финансовой помощи при погашении ипотечного кредита, так из изложенного выше и доводов истца, семья получает компенсацию в виде погашения процентной ставки за пользование ипотечным кредитом согласно заключенному трехстороннему соглашению о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ между Д., ОАО «Ипотечное агентство Югры» и ОАО «Сбербанк России». Таким образом, считать, что нарушаются права семьи истца в неисполнении жилищной программы, участниками которой они являются, нельзя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным бездействия в предоставлении субсидии на несовершеннолетнего ребенка, возложении обязанности предоставить субсидию отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Урайский городской суд.

Решение в окончательной форме составлено 31 декабря 2015 года.

Председательствующий судья: Г.К. Орлова