ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1198/2021 от 19.05.2021 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2021 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Захаренко В.В.,

при секретаре Мясоедовой А.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2021-000206-98 (2-1198/2021) по исковому заявлению ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» об обязании заключить договор с определенной даты, признании действий по начислению платы незаконными, обязании произвести перерасчет платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 (далее по тексту – истец) обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» (далее по тексту – ООО «РТ-НЭО Иркутск», ответчик) об обязании заключить договор с определенной даты, признании действий по начислению платы незаконными, обязании произвести перерасчет платы.

В обоснование исковых требований истец указал, что она является собственником земельного участка по <адрес обезличен>, на котором возведен жилой дом из бруса, право собственности на которое зарегистрировано <Дата обезличена>. По утверждению истца до первой половины июля 2020 года по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> и в ближайшей от нее территории контейнерная площадка, предназначенная для складирования твердых коммунальных отходов отсутствовала.

В июле 2020 года на конце <адрес обезличен> при выезде на центральную дорогу из <адрес обезличен> появилась контейнерная площадка, в связи с чем истец незамедлительно обратилась в Администрацию <адрес обезличен> для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Впоследствии истец обратился к региональному оператору ООО «РТ-НЭО Иркутск» с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услуги, где истец узнала о наличии лицевого счета и наличии задолженности по данному лицевому счету в размере 7 971 рубля 13 копеек.

Истец полагает, что между ей и региональным оператором ООО «РТ-НЭО Иркутск» отсутствуют договорные отношения по обращению твердых коммунальных отходов, в связи с тем, что указанный договор истцом не подписывался, а также истец не получала каких-либо квитанций на оплату за услуги вывоза ТКО, в связи с чем, данный договор является незаключенным.

На основании изложенного, истец просит суд признать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ФИО2 и ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключенным с <Дата обезличена>, признать действия ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» по начислению платы за оказание услуг по обращению с ТКО за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на сумму 7 971 рубль 13 копеек незаконными, обязать ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвести перерасчет начисления платы за оказание услуг по обращению ТКО за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» ФИО6, действующая на основании доверенности <Дата обезличена>, в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, площадью 694 кв.м., адрес места нахождения: <адрес обезличен>А, кадастровый <Номер обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Кроме того, ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, площадью 145,9 к.в.м., кадастровый <Номер обезличен>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

Как следует из доводов искового заявления, истец полагает, договор об обращении с твердыми коммунальными отходами между ей и ООО «РТ-НЭО Иркутск» в требуемой законом форме не заключался, в связи с чем, просит признать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с момента обращения с заключением указанного договора, а именно с <Дата обезличена>.

Поскольку истцу стало известно об открытии лицевого счета по спорном жилому дому на обращение с твердыми коммунальными отходами в июле 2020 года, <Дата обезличена> истец ФИО2 обратилась в ООО «РТ-НЭО Иркутск» с претензией, в которой просила признать договор на услуги по обращению с ТКО между ФИО2 и ООО «РТ-НЭО Иркутск» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> незаключенным, просила считать заключенным указанный договор с <Дата обезличена> и произвести перерасчет суммы долга за услуги по обращению с ТКО по лицевому счету <Номер обезличен> с <Дата обезличена> и направить в ее адрес экземпляр договора.

ООО «РТ-НЭО Иркутск» письмом от <Дата обезличена><Номер обезличен>ФИО2 сообщило о порядке заключения договора на оказание услуг по обращению ТКО путем размещения формы договора на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет по ссылке: http://ryneo-irk.ru/ и об открытии лицевого счета, закрепленного по адресу: <адрес обезличен>А.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дается нормативная дефиниция отходов производства и потребления (далее - отходы) под которым понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Из представленного в материалы гражданского дела соглашения <Номер обезличен> об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес обезличен> (Зона 2) от <Дата обезличена>, заключенного между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> и ООО «РТ-НЭО Иркутск» (региональный оператор), следует, что предметом соглашения является обеспечение региональным оператором обращения с твердыми коммунальными отходами, включая накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне деятельности Регионального оператора.

Пунктом 1.2. соглашения предусмотрено, что границы зоны деятельности Регионального оператора и направления транспортирования твердых коммунальных отходов в пределах этой зоны определяются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4 ст. 24.7 вышеназванного Федерального закона).

В силу ч. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ч. 2 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Пунктом 148.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Пунктом 8.1 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее по тексту – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).

В силу п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В ходе судебного разбирательства, судом установлено, и не оспаривается истцом и ответчиком, между ФИО2 и ООО «РТ-НЭО Иркутск» в письменном виде договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключался.

Истец, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ФИО2 и ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключенным с <Дата обезличена>, исходит из убеждения, что покуда между сторонами спорных правоотношений не заключен договор по правилам, установленным гражданским законодательством, у истца не возникает обязанности по оплате счетов за оказание услуг по обращению с ТКО.

С вышеуказанными доводами истца суд не соглашается, и полагает их подлежащими отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, в силу нижеследующего.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В силу п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 781 ГК РФ предусмотрена обязанность лица, получившего услуги, оплатить их.

В соответствии со ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не соглашаясь с доводами истца, представитель ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» указывает, что в порядке предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами региональным оператором исполнена обязанность по направлению публичной оферты, путем размещения ее в газете http://www.ogirk.ru/issue-print/292937/ на странице 33.

Доводы истца о том, что между сторонами отсутствует заключенный договор на обращение с ТКО, подлежат отклонению, поскольку отсутствие подписанного сторонами договора не свидетельствует об отсутствии договорных правоотношений между сторонами. В соответствии с п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

При таких обстоятельствах, исходя из положений закона, регулирующих спорные правоотношения, законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и региональным оператором. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. Наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156. При этом отсутствие письменного договора не освобождает истца от обязанности произвести оплату за услуги, фактически оказанные эксплуатирующей организацией собственникам жилых домов.

Таким образом, региональный оператор ООО «РТ-НЭО Иркутск» надлежащим образом исполнив свою обязанность по размещению публичной оферты путем размещения ее в газете http://www.ogirk.ru/issue-print/292937/ на странице 33 о заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением типового договора, а потребитель не исполнив свою обязанность по направлению региональному оператору заявки потребителя, совершили юридические значимые действия, по заключению публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Более того, суд принимает во внимание, что в соответствии с представленными в материалы гражданского дела графиками вывоза твердых коммунальных отходов за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ООО «РТ-НЭО Иркутск» ежедневно производится вывоз твердых коммунальных отходов.

Также суд обращает внимание, что в соответствии с договором на оказание услуг биллинга с использование информационно-расчетных систем по обслуживанию потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от <Дата обезличена><Номер обезличен>, заключенного между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ООО «Иркутская процессинговая компания», оператор принимает на себя обязательство на возмездной и регулярной основе оказывать поставщику услуги: формирование и сопровождение ИМД в целях детализированного учета потребителей поставщика с последующей передачей ИМД поставщику; произведение необходимой и достаточной адаптации, не исключая дополнительной модификации, собственного программно-аппаратного комплекса в целях выполнения операцию по начислению, расчету, перерасчету размеров начисленных и оплаченных сумм КУ для потребителей, оперативному отражению платежей потребителей; учету в ИМД дебиторской и кредиторской задолженности потребителей.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что оснований предусмотренных действующим законодательством для удовлетворения требований потребителя ФИО2 к ООО «РТ-НЭО Иркутск» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с <Дата обезличена> не имеется.

Судом установлено об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с <Дата обезличена>, на основании совокупности доказательств и анализа материально-правовых норм. Следовательно, оспариваемый договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с <Дата обезличена> в связи с чем, требования истца о признании действий по начислению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на сумму 7 971 рубль 13 копеек также являются незаконными и необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Требование истца об обязании произвести перерасчет начисления платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> являются производным от основного требования, и в связи с отказом в удовлетворении исковых требований основания для удовлетворения данных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с <Дата обезличена>, признании незаконными действий по начислению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на сумму 7 971 рубль 13 копеек, обязании произвести перерасчет начисления платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Захаренко В.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2021