ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1198/2022 от 26.05.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск 26 мая 2022г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Тымцивой В.Я.,

с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО10, действующей в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица ФИО6, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Главному управлению Министерства внутренних дел по Иркутской области о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел по Иркутской области о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что она в период с 01.07.2008г. по 20.09.2021г. проходила службу в органах внутренних дел, в том числе, на основании приказа л/с от 13.12.2019г. в должности главного эксперта отделения № 3 экспертно-криминалистических учетов, специальных экспертиз и исследований межрайонного экспертно-криминалистического отдела № 2 экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Иркутской области с местом дислокации в городе Ангарске. Согласно правилам внутреннего служебного распорядка, ей была установлена пятидневная служебная неделя: с понедельника по четверг с 8.45 до 17.00, в пятницу с 8.45 до 16.45 часов, ненормированный рабочий день, который, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Работа в режиме ненормированного рабочего дня предполагает эпизодическое привлечение работника к исполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя в случае наличия такой необходимости (ст. 101 ТК РФ), например, для окончания какого-либо процесса, начатого в период рабочего времени и объективно требующего окончания. Сотрудникам органов внутренних дел, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 58 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Она привлекалась к работе в дежурной следственно-оперативной группе на основании утвержденных графиков дежурств, то есть участие истца в деятельности следственно-оперативной группы не носило эпизодического характера и не являлось продолжением исполнения трудовых обязанностей, начатых в период рабочего дня, в связи с чем, являлось работой сверх нормальной продолжительности служебного дня. Установление сотруднику ненормированного служебного дня не препятствует работодателю привлекать работника к исполнению его трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени в установленном законом порядке. При этом указанные институты, по смыслу частей 5 и 6 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», носят различную правовую природу. В период суточных дежурств в составе СОГ она исполняла служебные обязанности в течение 24 часов: во время суточного дежурства в рабочий день в период времени с 17.00 (в пятницу с 16.45) до 22.00 и с 6.00 до 8.45 выполняла служебные обязанности сверх установленной для истца нормальной продолжительности служебного времени, а с 22.00 до 6.00 - выполняла служебные обязанности в ночное время; во время суточного дежурства в выходной для её день и нерабочие праздничные дни она выполняла служебные обязанности в течении 24 часов, в том числе в ночное время с 22.00 часов до 6.00 часов. За ненормированный рабочий день предоставлялся дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе. За выполнение служебных обязанностей в ночное время в течение рабочей недели ей в соответствии с главой XIII Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018г. № 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" предоставлялась компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время в виде 7 часов дополнительного времени отдыха, т.е. с 8.45 до 17.00 дня, следующего за дежурством. За дежурства с 16.45 часов до 22.00 часов пятницы, с 22.00 часов пятницы до 6.00 часов субботы и с 6.00 до 8.45 часов субботы, если суточные дежурства выпадали с 8.45 часов пятницы до 8.45 часов субботы, и за дежурства в праздничные дни ей не предоставлялось ничего. За дежурства с 8.45 часов субботы до 8.45 часов воскресенья, с 8.45 часов воскресенья до 8.45 часов понедельника, за дежурства в праздничные нерабочие дни, предшествующие рабочему дню, ей предоставлялась лишь компенсация за ночное время в виде дополнительного времени отдыха в понедельник или первый рабочий день, равного 7 часам 15 минутам. За привлечение к выполнению служебных обязанностей с 8.45 до 22.00 субботы и с 6.00 до 8.45 воскресенья, с 8.45 до 22.00 воскресенья и с 6.00 до 8.45 понедельника дополнительно два дня отдыха не предоставлялось. Приказом № 1338 л/с от 17.09.2021 года она была уволена из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Истец обратилась с рапортом на имя начальника Главного Управления МВД России по Иркутской области, в котором просила выплатить компенсацию за сверхурочную работу за период времени с сентября 2020г. по август 2021г. Рапорт датирован 15.09.2021г., адресатом был получен 25.09.2021г. 30.10.2021г. ею был получен ответ, датированный 11.10.2021г., которым в выплате компенсации было отказано со ссылкой на установление ей ненормированного служебного дня, а также предоставления отдыха в течение следующих суток. Отказ ответчика в выплате компенсации является незаконным и основанным на неверном толковании норм материального права, что послужило причиной для обращения в суд с настоящим иском. С Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области в ее пользу подлежит взысканию денежная компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни, за которую не предоставлялись дни отдыха, и которая не была ей оплачена, в размере 431 910 (четыреста тридцать одна тысяча девятьсот десять) рублей 49 копеек, согласно прилагаемым расчетам. Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12 (пункт 59 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 31 января 2013г. № 65). Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на дату издания приказа руководителя, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12 (пункт 64 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N181). Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном (статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 153 Трудового кодекса РФ - работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Расчет компенсации произведен следующим образом: размер оплаты одного часа работы = размер сумма оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на дату увольнения / 30,4 (среднемесячное число календарных дней) = 1 день / 7,2 часов (норма рабочего времени за 1 день) далее х 1,5 (за первые два часа сверхурочной работы) или 2 (оплата труда за сверхурочную работу в последующие часы, в выходные и нерабочие праздничные дни). Далее указанная сумма умножалась на количество отработанных часов в составе СОГ, то есть на 24 часа, так как во время нахождения в составе СОГ, время для отдыха не предоставляется, то есть работа выполняется в течение 24 часов. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 324-ФЗ). В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", определяющей правовое регулирование службы в полиции, служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений указанного Федерального закона (часть 1). Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и указанным Федеральным законом (часть 2). Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел подробным образом регламентированы Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно части 1 статьи 66 названного Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ, оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Служебное время, как его определяет часть 1 статьи 53 указанного Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. При этом, в силу части 2 указанной статьи, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, для истца, как сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. На основании части 6 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Истцу был установлен ненормированный рабочий день. В силу пунктов 56 - 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65, который действовал в период службы истца, в силу раздела IX Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 181, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленный трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год. Исходя из прямого указания статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 15 Порядка предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, пункта 56 Порядка обеспечения денежным довольствием, пункта 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной, нормальной продолжительности служебного времени вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, т.е. носит заявительный характер. Таким образом, начисление денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени обусловлено наличием рапорта сотрудника. При этом законодательством не установлено, в течение какого срока такой рапорт должен быть подан. В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебный спор в органах внутренних дел - это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником. В силу части 4 этой же статьи сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. Данные положения, по сути, аналогичны содержанию статьи 392 Трудового кодекса РФ. Согласно части 8 статьи 89 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьи 140 Трудового кодекса РФ окончательный расчет должен быть произведен в последний день службы сотрудника органов внутренних дел. Поскольку, впервые с таким рапортом она обратилась 15.09.2021г., ответчиком ее рапорт был получен 25.09.2021г., а последний день службы - 20.09.2021г., то ответчик окончательный расчет произвести в последний день службы не мог, ответ от ответчика получен 30.10.2021г., то в суд она обращается в пределах трехмесячного срока со дня, когда она узнала о нарушения своего права.

Просит суд взыскать с Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области в пользу ФИО2 денежную компенсацию за сверхурочную работу в размере 431 910 рублей 49 копеек.

Определением суда от 29.03.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено УМВД России по Ангарскому городскому округу.

В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО10, действующая в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам и правовым основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель третьего лица ФИО6, действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 г. №3-Ф3 «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел.

Служба в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342- ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, к этим правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.

Согласно статье 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Частью 5 ст. 53 названного закона, ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6 ст. 53 вышеуказанного закона, сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 ст. 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ», определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 10 ст. 53).

Приказом МВД России от 01 февраля 2018 года № 50 утверждён Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок № 50).

Согласно пунктам 274, 276 Порядка № 50, в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. В случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом руководителю (начальнику), указанному в пункте 275 настоящего Порядка. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность.

В соответствии с пунктами 290, 293 Порядка, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.

Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.

Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учёта служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 56 Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 (в ред. от 12.11.2018 г., действовавшей до 09.05.2021 г.) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" – далее Порядок № 65).

Приказом МВД России от 31.03.2021 № 181 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п.61 Порядка, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

В приказе руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, указывается количество дней выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год (п.п. 62,63 Порядка).

В соответствии с частью 6 статьи 99 Трудового кодекса РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Таким образом, порядок предусматривает компенсацию за сверхурочную работу в виде предоставления дней отдыха. Денежная компенсация работы сверх установленной нормальной продолжительности возможна, однако, её размер законодателем ограничен.

Вместе с тем, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ».

Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 5 ст. 58 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ»).

В пунктах 303, 304 Порядка № 50 предусмотрено, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта. Право на дополнительный отпуск возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени. Продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, в зависимости от занимаемой должности, устанавливается п. 305.1 и 305.2 Порядка № 50.

Судом установлено, что ФИО2 в период времени с 01.07.2008г. по 20.09.2021г. проходила службу в органах внутренних дел в должности главного эксперта отделения № 3 экспертно-криминалистических учетов, специальных экспертиз и исследований межрайонного экспертно-криминалистического отдела № 2 экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Иркутской области.

Приказом ГУ МВД России по Иркутской области № 1882 л/с от 18.12.2019г. установлен ненормированный служебный день на 2020 год сотрудникам экспертно-криминалистического центра ГУ МВД, в том числе майору полиции ФИО2

Приказом ГУ МВД России по Иркутской области № 1616 л/с от 15.12.2020г. установлен ненормированный служебный день на 2021 год сотрудникам экспертно-криминалистического центра ГУ МВД, в том числе майору полиции ФИО2

В соответствии с приказом ГУ МВД России по Иркутской области № 1338 л/с от 17.09.2021г. с майором полиции ФИО2 был расторгнут контракт и она уволена со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) – 20.09.2021г.

Из материалов дела следует, что 20.09.2021г. ФИО2 направила в адрес ГУ МВД России по Иркутской области рапорт, в соответствии с которым просила выплатить компенсацию за сверхурочную работу за период с сентября 2020г. по август 2021г. (рапорт получен 25.09.2021г.).

На указанный рапорт был дан ответ Врио начальника управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Иркутской области ФИО7 11.10.2021г. , в котором разъяснено, что в соответствии с Инструкцией по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД РФ в раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГг. дсп ФИО2 действительно заступала на суточные дежурства в качестве специалиста-криминалиста в составе СОГ. Со стороны руководства межрайонного экспертно-криминалистического отдела экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Иркутской области ей предоставлялся отдых в течение следующих суток. Документально ее выход на службу в дни отдыха не подтверждается.

Обращаясь в суд с иском, ФИО2 ссылалась на то, что ей не была выплачена компенсация за сверхурочную работу, так как в период суточных дежурств в составе СОГ она исполняла служебные обязанности в течение 24 часов: во время суточного дежурства в рабочий день в период времени с 17.00 (в пятницу с 16.45) до 22.00 и с 6.00 до 8.45 выполняла служебные обязанности сверх установленной для истца нормальной продолжительности служебного времени, а с 22.00 до 6.00 - выполняла служебные обязанности в ночное время; во время суточного дежурства в её выходной день и нерабочие праздничные дни она выполняла служебные обязанности в течении 24 часов, в том числе в ночное время с 22.00 часов до 6.00 часов. За ненормированный рабочий день предоставлялся дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе. За выполнение служебных обязанностей в ночное время в течение рабочей недели ей предоставлялась компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время в виде 7 часов дополнительного времени отдыха, т.е. с 8.45 до 17.00 дня, следующего за дежурством. За дежурства с 16.45 часов до 22.00 часов пятницы, с 22.00 часов пятницы до 6.00 часов субботы и с 6.00 до 8.45 часов субботы, если суточные дежурства выпадали с 8.45 часов пятницы до 8.45 часов субботы, и за дежурства в праздничные дни ей не предоставлялось ничего. За дежурства с 8.45 часов субботы до 8.45 часов воскресенья, с 8.45 часов воскресенья до 8.45 часов понедельника, за дежурства в праздничные нерабочие дни, предшествующие рабочему дню, ей предоставлялась лишь компенсация за ночное время в виде дополнительного времени отдыха в понедельник или первый рабочий день, равного 7 часам 15 минутам. За привлечение к выполнению служебных обязанностей с 8.45 до 22.00 субботы и с 6.00 до 8.45 воскресенья, с 8.45 до 22.00 воскресенья и с 6.00 до 8.45 понедельника, дополнительно два дня отдыха не предоставлялось. В связи с чем, полагала, что ей положена компенсация за сверхурочную работу.

Из ответа начальника УМВД России по Ангарскому городскому округу полковника полиции ФИО8 на запрос заместителя начальника ГУ МВД России по Иркутской области ФИО9 от 23.03.2022г. , следует, что в соответствии со сведениями, указанными в Тетради для записей оперативного дежурного дежурной части УМВД России по Ангарскому городскому округу, главный эксперт отделения криминалистических экспертиз и исследований, межрайонного экспертно-криминалистического отдела № 2 ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области майор полиции ФИО2, за период службы с августа 2020 года по сентябрь 2021 года, заступала на службу в составе Следственно-оперативной группы по территории обслуживания ОП-1 УМВД России по Ангарскому городскому округу в следующие даты: 4, 8, 18, 22, 26, ДД.ММ.ГГГГ; 4, 8, 12, 16, 20, 24, ДД.ММ.ГГГГ; 2, 7, 11, 16, 20, 24, 27, ДД.ММ.ГГГГ; 5, 11, 15, 19, 23, ДД.ММ.ГГГГ; 2, 6, 10, 15, 20, ДД.ММ.ГГГГ; 4 и ДД.ММ.ГГГГ; 23 и ДД.ММ.ГГГГ; 4, 9, 13, 17, 21, 25, ДД.ММ.ГГГГ; 20, 24, ДД.ММ.ГГГГ; 2, 6, 10, 15, 19, 23, 27, ДД.ММ.ГГГГ; 4, 8, 12,17, 21, ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений представителя ответчика ФИО5 следует, что направляя рапорт, ФИО2 не были выполнены обязательные условия по реализации права на предоставление выплаты компенсации за указанный период - рапорт не согласован с непосредственным руководителем, а также не соблюден срок такого обращения. С рапортом о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020 год ФИО2 должна была обратиться не позднее последнего рабочего дня 2020 года. Вместе с тем, ФИО2, исполняя обязанности в период с сентября 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ, с рапортом о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не обращалась. Данным правом не воспользовалась. Доказательств обратного (наличие рапортов, результатов их рассмотрения) истцом не представлено. Кроме того, с рапортом о выплате компенсации обратилась после своего увольнения.

Оценив представленные по делу доказательства, суд не усматривает нарушений прав истца со стороны ответчика.

Так, в силу ст. 97 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в порядке, установленном ТК РФ, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени): для сверхурочной работы (статья 99 ТК РФ); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 ТК РФ).

Согласно части 1 статьи 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Согласно части 1 статьи 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

На основании статьи 119 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, для работников с ненормированным рабочим днём время, отработанное за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не считается сверхурочной работой; гарантии, предусмотренные законом (ч. 6 ст. 53 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ») для работников, работающих сверхурочно, на них не распространяются. Согласно ч. 5 ст. 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ" и п. 286 Порядка обеспечения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел РФ (Порядка № 50) за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, часы работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются.

Факт подачи сотрудником рапорта правового значения для разрешения исковых требований в указанной части не имеет, поскольку рапорт является условием предоставления дополнительного времени отдыха только для сотрудников, которым не установлен ненормированный рабочий день.

В связи с чем, оснований для выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу, не имеется.

При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Таким образом, истец ФИО2 вправе была подать рапорт о предоставлении ей дополнительных дней отпуска как в 2020г., так и до момента увольнения в 2021 году. Данным правом истец не воспользовалась.

Принимая во внимание, что ФИО2 до своего увольнения не обращалась к ответчику о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени или о производстве денежной компенсации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 к Главному управлению Министерства внутренних дел по Иркутской области о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Главному управлению Министерства внутренних дел по Иркутской области о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.В. Луст

Мотивированный текст решения изготовлен 03.06.2022г.

Судья О.В. Луст