ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11998/17 от 25.01.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-802/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 25 января 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Верховцевой Л.Н.,

с участием:

- истцов ФИО1, ФИО2, их представителя ФИО3,

- представителя ответчика ФИО4,

- представителя ответчика, третьего лица ФИО5,

при секретаре Стремецкой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту государственной службы и кадровой политики Вологодской области об оспаривании решений и действий, и исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области об оспаривании решений и действий,

установил:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Департаменту государственной службы и кадровой политики Вологодской области (далее - Департамент) об оспаривании решений, действий органа государственной власти. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является государственным служащим, ей заключен служебный контракт с Управлением Гостехнадзора Вологодской области (далее - Управление). ФИО1 находится в отпуске по уходу за ребенком с 11.07.2016. В августе 2017 года на основании постановления Губернатора Вологодской области от 11.01.2017 ответчиком проводился анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 как лицом, замещающим государственную должность области. Департаментом направлено в Управление письмо от 15.08.2017 «О результатах анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», в соответствии с которым в отношении ФИО1 предлагается провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 По результатам проверки установлено, что представленные ФИО1 недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Результаты проверки направлены для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих должности государственной гражданской службы. Ссылаясь на нарушение законодательства РФ о персональных данных, о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицом, замещающим государственную должность области просит признать незаконными решения и действия Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области:

- действия Департамента по обработке персональных данных ФИО1 и ФИО2, осуществленные при проведении анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 как лицом, замещающую государственную должность область;

- решение Департамента от 15.08.2017 «О результатах анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в части решений и действий в отношении ФИО1;

- действия Департамента по обработке персональных данных ФИО1 и ФИО2, осуществленные при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 на основании приказа Управления от 24.08.2017 № 101 «О проведении проверки».;

- доклад Департамента о результатах проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском Управлению Гостехнадзора по Вологодской области об оспаривании действий и решений нанимателя. Требования мотивированы тем, что ФИО1 и Управление Гостехнадзора Вологодской области заключили служебный контракт. В августе 2017 года на основании постановления Губернатора Вологодской области от 11.01.2017 ответчиком проводился анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 как лицом, замещающим государственную должность области. Сведения в отношении ФИО1, в том числе персональные данные переданы Департаменту государственной службы и кадровой политики Вологодской области (далее - Департамент) ответчиком (нанимателем). Департаментом направлено ответчику письмо от 15.08.2017, в соответствии с которым в отношении ФИО1 предлагается провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 Департаментом направлено ФИО1 письмо от 30.08.2017 «Уведомление о проведение проверки», в соответствии с которым в отношении ФИО1 проводится проверка по фактам нарушений, указанных в письме от 15.08.2017 . Ответчик утвердил приказ от 18.10.2017 «О продлении срока проверки», с уполномочием Департамента проводить проверку ФИО1 до 20.11.2017. По результатам проверки установлено представление ФИО1 недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, результаты проверки зафиксированы в докладе о результатах проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, результаты проверки направлены для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих должности государственной гражданской службы. Ответчиком в ходе проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, допущены существенные нарушения законодательства Российской Федерации о персональных данных. В нарушение закона ответчиком не было получено согласие ФИО1 на передачу ее персональных данных третьей стороне (Департаменту). По результатам данных действий ответчика Департамент незаконно обработал персональные данные ФИО1, дал ответчику рекомендации провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 Исполняя предложение Департамента, ответчик принял незаконное решение, утвердив приказ от 24.08.2017 «О продлении проверки». Впоследствии ответчик утвердил приказ от 18.10.2017 «О продлении срока проверки» с уполномочием Департамента проводить проверку ФИО1 до 20.11.2017, а также приказ от 28.11.2017 «О проведении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов». Все указанные решения и действия являются незаконными. Просит признать незаконными решения и действия Управления Гостехнадзора Вологодской области:

- действия Управления Гостехнадзора Вологодской области по передаче Департаменту государственной службы и кадровой политики Вологодской области персональных данных ФИО1 для проведения анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 как лицом, замещающим государственную должность области;

- приказ Управления Гостехнадзора Вологодской области от 24.08.2017 «О проведении проверки»;

- приказ Управления Гостехнадзора Вологодской области от 18.10.2017 «О продлении срока проверки»;

- приказ Управления Гостехнадзора Вологодской области от 28.11.2017 «О проведении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов».

Протокольным определением от 23.01.2017 дела по искам ФИО1, ФИО2 к Департаменту и иску ФИО1 к Управлению на основании статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) объединены в одно производство.

Уточнив исковые требования истцы просят суд признать незаконными решения и действия представителя нанимателя Управления Гостехнадзора Вологодской области и Департаменте государственной службы и кадровой политики Вологодской области, который уполномочен представителем нанимателя на проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, а именно:

- действия Управления Гостехнадзора Вологодской области по передаче Департаменту государственной службы и кадровой политики Вологодской области сведений и документов (персональных данных) ФИО1 для проведения анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, ка государственным служащим;

- действия Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области по обработке персональных данных ФИО1, осуществленные при проведении анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, как государственным гражданским служащим;

- результаты анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО1, согласно письма Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области от 15.08.2017 ;

- приказ Управления Гостехнадзора Вологодской области от 24.08.2017 «О проведении проверки»;

- действия Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области по обработке персональных данных ФИО1, осуществленные при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах. Об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных ФИО1, на основании приказа Управления Гостехнадзора Вологодской области от 24.08.2017 «О проведении проверки», в том числе: запрос УГИБДД УМВД России по Вологодской области от 28.09.2017 ; запрос ГУ – Центр выплате пенсий т обработке информации ПФ РФ по Вологодской области от 28.09.2017; запрос в налоговую инспекцию от 28.09.2017; запрос в филиал ФГБУ «ФКП Управление Росреестра» по Вологодской области от 09.11.2017 ; запрос филиала ФГУП «ФКП Управление Росреестра» по Вологодской области от 10.11.2017 ;

- приказ Управления Гостехнадзора Вологодской области от 18.10.2017 «О продлении срока проверки»;

- доклад Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области о результатах проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1;

- приказ Управления Гостехнадзора Вологодской области от 28.11.2017 «О проведении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов».

Истцы ФИО1 и ФИО2, их представитель ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Пояснили, что в рамках данного иска ими обжалуется процедура осуществления проверки сведений о доходах.

Представитель Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области ФИО4 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Представитель Управления Гостехнадзора Вологодской области ФИО5 возражала относительно удовлетворения иска по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Управление и ФИО1 заключили служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации от 20.08.2012 .

Обязанность гражданского служащего по представлению представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи установлена частью 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Такой подход обусловлен тем, что обязанность по предоставлению соответствующих сведений относится к числу антикоррупционных мер, что следует из части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ.

ФИО1 обязанность, предусмотренная статьей 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, исполнена, сданы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Положение Указа N 1065) решением Президента Российской Федерации предложено формирование специализированных подразделений кадровых служб с возложением на них ряда антикоррупционных функций.

Постановлением Правительства Вологодской области от 29.05.2012 N 568 "О Департаменте государственной службы и кадровой политики Вологодской области" утверждено Положение о Департаменте государственной службы и кадровой политики Вологодской области, на который в соответствии с принятым Постановлением Правительства Вологодской области от 28.09.2015 № 796 во исполнение Указа Президента РФ от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" возложены полномочия по осуществлению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности области, а также по проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности области.

График проведения анализа сведений о доходах гражданскими служащими Вологодской области за 2016 год утвержден Приказом Начальника Департамента № 97 от 22.05.2017.

На основании чего, в августе 2017 года Департаментом проведен анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе ФИО1

На основании приказа руководителя Управления Гостехнадзора Вологодской области от 24.08.2017 «О проведении проверки» в отношении ФИО1, Департаментом государственной службы и кадровой политики области проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга за 2014, 2015 и 2016 годы в части сведений о доходах об участии в коммерческих организациях.

Порядок проведения проверки на территории Вологодской области регулируется Постановлением Губернатора Вологодской области от 11.01.2007 N 3 "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представленных лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению". Проверка в соответствии с абз. 1 п. 3 данного Положения осуществляется по решению представителя нанимателя или лица, которому предоставлены такие полномочия представителем нанимателя в отношении лица, замещающего должность государственной гражданской службы области, и проводится в соответствии с абз. 3 п. 3 данного Положения Департаментом государственной службы и кадровой политики области в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области органов исполнительной государственной власти области.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Следовательно, доводы истцов о том, что Департамент является третьим лицом, которому Управление не имело право без согласия на обработку персональных данных передавать для проверки сведения о доходах, основаны на неверном толковании норм закона.

По соблюдению сроков проведения проверки и уведомления ФИО1 о проведении проверки и ее результатах, процедура проверки соответствует требованиям, установленным Постановлением Губернатора Вологодской области от 11.01.2007 N 3.

Порядок направления запросов закреплен пунктом 13 данного Положения, и вопреки доводам истцов, запросы в налоговые органы направляются Губернатором области или уполномоченным заместителем Губернатора области.

Таким образом, нарушений требований закона в части процедуры проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ответчиками не допущено, судом таких нарушений не установлено. В связи с этим в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО1, ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Департаменту государственной службы и кадровой политики Вологодской области об оспаривании решений и действий отказать.

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области об оспаривании решений и действий отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Л.Н. Верховцева

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2018 года.