ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1199/19 от 31.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

.

Дело № 2-1199/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2019 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующий судья Тюрин А.С.

при секретаре Шибаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 9» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обратился в суд с иском, содержащим требование обязать мэрию города Ярославля и Муниципальному образовательному учреждению «Средняя школа № 9» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу решения суда выполнить мероприятия по обеспечению требований антитеррористической защищенности в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа № 9» по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить физическую охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; оборудовать систему контроля управления доступом; модернизировать систему видеонаблюдения (установить видеорегистраторы, дополнительные наружные и внутренние камеры); оборудовать охранную сигнализацию; установить систему экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Ярославля во исполнение задания прокуратуры Ярославской области проведена проверка исполнения общеобразовательными организациями и их учредителями требований законодательства о безопасном пребывании детей в образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что в МОУ «Средняя школа № 9» требования антитеррористической защищенности выполнены на объекте образования не в полной мере, а именно: отсутствует охранная сигнализация; физическая охрана осуществляется не сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; отсутствует система контроля управления доступом; необходима модернизация системы видеонаблюдения (установка видеорегистраторов и дополнительных внутренних и внешних камер); отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истец старший помощник прокурора Ленинского района г. Ярославля Ратехина Н.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и третьего лица Департамента образования мэрии г. Ярославля по доверенности Волгина М.Г. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что мэрия горда Ярославля необоснованно привлечена к участию в деле в качестве соответчика, поскольку мэрия г. Ярославля не осуществляет полномочия по финансированию образовательных учреждений. В настоящее время бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год сформирован, денежные средства на проведение работ выделить не представляется возможным. Указала, что разумный срок для выполнения работ является один год с момента вступления решения суда в законную силу, работы смогут быть выполнены не ранее ДД.ММ.ГГГГ года.

Директор МОУ «Средняя школа № 9» Шевченко С.Б. возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что в настоящее время нет денежных средств для выполнения требований прокурора.

Представители третьих лиц Департамента финансов мэрии города Ярославля и Комитета по управлению государственным и муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явились, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования заместителя прокурора законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что в ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Ярославля во исполнение задания прокуратуры Ярославской области исполнения общеобразовательными организациями и их учредителями требований законодательства о безопасном пребывании детей в образовательных организациях, установлено, что в МОУ «Средняя школа № 9» требования антитеррористической защищенности выполнены на объекте образования не в полной мере, а именно: отсутствует охранная сигнализация; физическая охрана осуществляется не сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; отсутствует система контроля управления доступом; необходима модернизация системы видеонаблюдения (установка видеорегистраторов и дополнительных внутренних и внешних камер); отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Ответчиками не оспаривается, что на настоящий момент указанные выше нарушения закона не устранены.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п. 2 ч. 6 данной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009.

Из пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются, в том числе, следующие мероприятия:

в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;

д) оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);

з) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

л) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).

В соответствии с требованиями п.п. 26 - 28 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны. По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Статьей 52 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии уставом МОУ «Средняя школа № 9» имеет статус некоммерческой организации.

Учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является городской округ город Ярославль. Функции и полномочия учредителя от имени города Ярославля осуществляют: департамент образования мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля в части принятия решений о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения, его переименовании, создании и ликвидации его филиалов, открытии и закрытии представительств, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно статьями 28, 31 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также прав определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

В силу ст.ст. 69, 69.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований антитеррористического законодательства является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Поскольку мэрия г. Ярославля является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, то выполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности должны быть возложены как на образовательное учреждение – МОУ «Средняя школа № 9», так и на мэрию г. Ярославля.

При этом недостаточность бюджетных средств не освобождает от принятия необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников образовательного учреждения, поскольку в силу требований закона должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.

На основании ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ года. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ и соблюдает баланс интересов истца и ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Ярославля и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9» выполнить мероприятия по обеспечению требований антитеррористической защищенности в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 9» по адресу: <адрес>

- обеспечить физическую охрану сотрудниками частных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать систему контроля и управления доступом;

- модернизировать систему видеонаблюдения (установить видеорегистраторы, дополнительные наружные и внутренние камеры);

- оборудовать охранную сигнализацию;

- оборудовать здание образовательной организации системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации,

в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С.Тюрин