ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1199/2014 от 11.04.2014 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 11 апреля 2014 года г. Ханты-Мансийск

 Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры Тюменской области в составе:

 председательствующего судьи Клименко Г.А.

 при секретаре Шенбергер Л.В.

 с участием : представителя ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2, действующего на основании доверенности № 315 от 23 декабря 2013 года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1199/2014 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

 у с т а н о в и л:

 Истец ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения ответчика об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и нагрудного знака " Отличник физической культуры и спорта", как ведомственных знаков отличия в труде, и обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание «Ветеран труда». Свои требования истец мотивирует тем, что имеет трудовой стаж более 38 лет. 12.08.1997 года приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации № 18317 был награжден Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. В 2009 году истец был награжден нагрудным знаком " Отличник физической культуры и спорта" Министром спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда». 21.11.2013 года письмом № 15-исх-15853 Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, нагрудного знака " Отличник физической культуры и спорта" в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Истец считает отказ незаконным и просит суд обязать ответчика присвоить истцу звание «Ветеран труда», выдать удостоверение " Ветеран труда". Истец так же просит взыскать с ответчика в его пользу 5400 рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг адвоката и 200 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

 Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Истец направил в Ханты-Мансийский районный суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

 Представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать.

 Суд, выслушав представителя ответчика, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

 Как установлено в суде, истец ФИО1, начальник цеха Лангепасского управления " Машсервис", был награжден на основании приказа министра топлива и энергетики Российской Федерации № 18317п от 12.08.1997 года Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса.

 Кроме того, ФИО1 был награжден на основании приказа министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации № 328 иг от 14 декабря 2009 года нагрудным знаком " Отличник физической культуры и спорта".

 21.11.2013 года письмом № 15-исх-15853 Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, нагрудного знака " Отличник физической культуры и спорта" в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п.

 Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и нагрудным знаком " Отличник физической культуры и спорта", как и наличие трудового стажа. Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается.

 Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет только одно основание принятого решения- Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и нагрудный знак " Отличник физической культуры и спорта" не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Других оснований для отказа в письменном сообщении истцу от ответчика не имеется, соответствие истца иным, установленным законодательством критериям, ответчиком не оспаривается.

 Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Статья 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

 Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

 Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.

 Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

 В пункте 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2000 года № 777 «Об утверждении Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации», указано, что министр в установленном порядке присваивает работникам отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе работникам центрального аппарата Министерства, почетные звания, награждает почетными грамотами и иными ведомственными знаками отличия.

 Приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 14.07.2008 года № 11 «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации» (Приложение 1 к приказу Министерства энергетики РФ от 14.07.2008 года № 11) утвержден перечень ведомственных наград Министерства энергетики Российской Федерации, в числе которых указана и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.

 Данный Приказ издан во исполнение пункта 5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 года № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации», которым Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

 В пункте 5 названного выше Приказа №11 Министерства энергетики Российской Федерации, указано, что приказы о награждении работников, осуществлявших деятельность в топливно-энергетическом комплексе и нефтехимической промышленности, изданные до вступления в силу настоящего Приказа, считаются действительными.

 Таким образом, Министерство энергетики Российской Федерации применило в отношении истца меры поощрения и наградило ФИО1 ведомственным знаком отличия в труде.

 Приказом Министра спорта Российской Федерации от 17 августа 2012 года № 88, в соответствии с подпунктом 5.2 Положения и Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 607 и в целях поощрения лиц, работающих в сфере физической культуры и спорта, а также иных лиц, принимающих активное участие в развитии и популяризации отрасли, учреждены ведомственные награды Министерства спорта Российской Федерации, куда включен и нагрудный знак " Отличник физической культуры и спорта".

 Ранее, на основании приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 января 2009 года № 7 " О ведомственных наградах Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" было утверждено положение о нагрудном знаке " Отличник физической культуры и спорта" и данный нагрудный знак был признан ведомственной наградой Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Данный приказ действовал в период награждения ФИО1.

 Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено право на трудовую пенсию по старости мужчин, достигших возраста 60 лет и женщин, достигших возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа (в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в установленном порядке, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации). Право на трудовую пенсию ранее указанного в статье 7 возраста имеют лица указанные в статьях 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К исковому заявлению истцом ФИО1,29 июня ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приложена копия трудовой книжки от 23.09.1976 года, подтверждающая его трудовой стаж.

 В статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

 В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Как было указано выше, Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта" являются ведомственными знаками отличия в труде. Истец имеет необходимый трудовой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 2.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».

 Стороной ответчика в письменном возражении указано, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и нагрудный знак " Отличник физической культуры и спорта" не являются ведомственными наградами в целях принятия решения о присвоении звания ветерана труда. Ссылка и обоснование своего решения ответчика тем, что постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установлен перечень наград для присвоения званий «Ветеран труда» и отсутствие награды истца в данном перечне, не позволяющее принять ответчику решение о присвоении звания «Ветеран труда», основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 Действительно, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, перечень которых является исчерпывающим.

 Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению ФИО1 суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия о труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

 Представителем Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не было представлено суду иных доказательств о законности принятого решения, кроме как буквального толкования постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» без взаимосвязи со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и учета юридической силы нормативных правовых актов.

 Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».

 В пункте 1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».

 С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда», подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о выдаче удостоверения не подлежат удовлетворению по следующим основаниям :

 В соответствии со ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз " О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре" порядок присвоения звания " Ветеран труда" и выдачи удостоверений устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

 Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 июня 2006 года № 142-п утвержден Порядок присвоения званий " Ветеран труда", " Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" и выдачи удостоверений ( далее Порядок).

 В соответствии с пунктами 1,3, 4.1 указанного Порядка присвоение звания " Ветеран труда" осуществляется Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, прием документов – казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры " Центр социальных выплат", оформление удостоверения " Ветеран труда" – управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития автономного округа, выдача удостоверения- Центром социальных выплат.

 При таком положении у суда не имеется оснований для возложения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанности по выдаче истцу удостоверения, поскольку в силу п.4.1 Порядка выдача удостоверения осуществляется Центром социальных выплат в 15-дневный срок после получения соответствующего решения Департамента.

 В статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

 В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных части 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Прилагаемая истцом квитанция №1535 от 27.12.2013 года за составление искового заявления, проведение консультации, изучение и анализ документов, подтверждает расходы истца на оплату услуг адвоката, но с учетом требований разумности суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы в размере 2000 рублей.

 В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому так же подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 сумма уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины в размере 200 рублей.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда», выдаче удостоверения и возмещении судебных расходов, удовлетворить частично.

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

 Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 2200 рублей в счет возмещения судебных расходов.

 В остальной части исковых требований – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд – Югры.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда Г.А.Клименко