ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1199/2015 от 11.08.2015 Ягоднинского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2- 1199/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Ягодное 11 августа 2015 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Токшаровой Н.И.,

с участием помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области Г,

представителя заявителя - председателя Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 4 Д,

заинтересованного лица - Б,

представителя заинтересованного лица С, действующего на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ,

при секретаре М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 4 муниципального образования «Ягоднинский городской округ» об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального образования «Ягоднинский городской округ» Б,-

У С Т А Н О В И Л:

Окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа № 4 МО «Ягоднинский городской округ» обратилась в Ягоднинский районный суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального образования «Ягоднинский городской округ» Б.

В обоснование заявления указала, что "дата" решением избирательной комиссии МО «Ягоднинский городской округ» назначены выборы депутатов собрания представителей МО «Ягоднинский городской округ» на "дата". "дата" решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 4 кандидатом в депутаты Собрания представителей МО «Ягоднинский городской округ» зарегистрирован Б Считает, что, в нарушение п.2.1 ст.33 Федерального закона от "дата" № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Б при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата скрыл сведения о своих судимостях, что в силу подп. «з» п.7 статьи 76 Закона № 67-ФЗ является основанием для отмены судом регистрации кандидата по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии. Поскольку у Б срок погашения судимости по приговору Ягоднинского районного суда от "дата" за совершение тяжких преступлений наступил по истечении шести лет после отбытия наказания - "дата", то в силу подп.а1 пункта 3.2. статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ у Б отсутствует пассивное избирательное право быть избранным до "дата". Учитывая, что на момент принятии окружной избирательной комиссией "дата" решения о регистрации Б в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей МО «Ягоднинский городской округ» у Б имелась погашенная судимость, о дате погашения которой не было и не могло быть известно окружной избирательной комиссии, зарегистрировавшего кандидата, поскольку сведения об этом стали известны лишь из ответа ИЦ УМВД России по Магаданской области от "дата", считает, что данное обстоятельство считается вновь открывшимся.

В судебном заседании представитель заявителя председатель избирательной комиссии Д на доводах заявления настаивала по основаниям, в нем указанным.

Заинтересованное лицо Б в судебном заседании с доводами заявления не согласился в полном объеме, указав, что не скрывал факт наличия у него судимостей, сообщил в окружную избирательную комиссию о наличии у него судимостей и предоставил соответствующие справки из Ягоднинского районного суда. В части отсутствия указания в подписных листах сведений о его судимости пояснил, что не знал, что в подписных листах необходимо указывать такие сведения, форму подписных листов ему предоставил адвокат.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица С поддержал возражения Б, просил в удовлетворении заявления отказать, при этом дополнительно пояснил, что окружная избирательная комиссия при проверке документов Б должна была указать последнему на неправильность оформления подписных листов, разъяснить ему как правильно должны быть заполнены подписные листы и дать ему время для их исправления, однако этого не сделала, чем нарушила права Б быть избранным в депутаты Собрания представителей МО «Ягоднинский городской округ». Полагал, что несоблюдение формы подписных листов в данном случае не может повлечь отмену регистрации Б кандидатом в депутаты и не нарушает никаких прав его избирателей.

Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение участвующего в рассмотрении дела прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление Окружной избирательная комиссия многомандатного избирательного округа № 4 МО «Ягоднинский городской округ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 3 статьи 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее Закон) в Российской Федерации действуют избирательные комиссии, комиссии референдума, в числе других и избирательные комиссии муниципальных образований.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 1.1 и 24 (п.п. «е») статьи 38 Закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 статьи 33 Закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский городской округ» № 2/1 от 23 июня 2015 года назначена дата выборов депутатов Собрания представителей муниципального образования «Ягоднинский городской округ» - 13 сентября 2015 года.

В силу решения избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский городской округ» № 3/1 от 24 июня 2015 года на период подготовки и проведения выборов депутатов Собрания представителей МО «Ягоднинский городской округ» на участковую избирательную комиссию № 83 по Ягодное возложены полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 4.

Согласно решению окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 4 от 30 июля 2015 года Б зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания представителей муниципального образования «Ягоднинский городской округ», выдвинутого в порядке самовыдвижения.

В силу частей 1 и 2 пункта а.1 части 3.2 статьи 4 Закона гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

В судебном заседании установлено, что приговором Ягоднинского районного суда от 26.11.1999 года Б осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктами «а,в,г» части 2 статьи 158, пунктами «б,в,г,д» части 2 статьи 161, пунктами «б,в» части 2 статьи 163 к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. По постановлению Биробиджанского городского суда Еврейской АО от 01.03.2001 года был освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 11 месяцев 12 дней.

В силу части 4 статьи 15 Уголовного кодекса РФ преступления, за совершение которых был осужден Б, относятся к категории тяжких.

В соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент освобождения Б) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.

Согласно части 4 статьи 86 УК РФ, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

Пунктом «в» статьи 95 Уголовного кодекса РФ установлено, что для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, Б был осужден приговором Ягоднинского районного суда от "дата" за совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте, то суд приходит к выводу о том, что судимость Б по указанному приговору была погашена "дата" и, соответственно, со "дата"Б, в силу действующего законодательства, имел право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, в связи с чем доводы представителя заявителя в указанной части суд признает несостоятельными, при этом суд принимает во внимание, что, несмотря на не указание Б сведений о своей судимости по приговору Ягоднинского районного суда от "дата" в письменном заявлении в окружную избирательную комиссию о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, Б, после соответствующего уведомления окружной избирательной комиссии о его праве внести уточнения и изменения в документы, содержание сведения о кандидате, "дата" предоставил в окружную избирательную комиссию сведения о снятой и погашенной судимости по приговору Ягоднинского районного суда от "дата".

Вместе с тем, суд полагает, что заявление Окружной избирательной комиссии подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Так, в соответствии с пунктами 1,8 и 9 статьи 37 Закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов

в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.

В силу примечания к указанным формам подписных листов, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата.

Законом Магаданской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" от "дата"-ОЗ предусмотрена аналогичная форма подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 14 Закона окружная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) в течение семи дней со дня приема подписных листов проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось заинтересованным лицом, что в представленных им в избирательную комиссию подписных листах с подписями избирателей не были указаны сведения о его судимости.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года № 658-О, следует, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Следовательно, признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны не в том объеме, который предписан законом, нельзя.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 06.07.2010 года № 1087-О-О указал, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет, в частности, право кандидата в депутаты, кандидата на выборную должность, избирательного объединения на замену представляемых ими в соответствующую избирательную комиссию документов только в случае их оформления с нарушением требований закона, но не распространяет данное право на подписные листы в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Такое регулирование обусловливается особым назначением подписных листов как избирательных документов, позволяющих выявлять уровень поддержки кандидатов избирателями, необходимый для их регистрации. Оно направлено на обеспечение права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации) при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов и не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя.

Отсутствие права на замену подписных листов в поддержку выдвижения кандидата после их представления в уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки. Указанное регулирование в равной мере распространяется на всех кандидатов, которым требуется осуществлять сбор подписей избирателей на соответствующих выборах.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в подписном листе сведений о судимости кандидата в депутаты Б являлось основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от "дата" № 67-ФЗ.

Доводы Б и его представителя о том, что избирательная комиссия при проверке представленных им подписных листов должна была поставить его в известность о выявленных недостатках и предупредить его об этом, с целью предоставить ему возможность оформить подписные листы в соответствии с законом, судом не принимаются, так как основаны на неверном толковании норм материального права, в силу вышеприведенного пункта 1.1 статьи 38 Закона кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, в целях их приведения в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению (за исключением подписных листов с подписями избирателей), при этомуказание в подписных листах сведений о судимости кандидата является обязанностью кандидата, невыполнение которой служит основанием к отказу в его регистрации.

Доводы Б, о том, что ему не было известно о необходимости указания в подписных листах сведений о судимостях судом также не принимаются, поскольку Федеральный закон от "дата" № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" со всеми имеющимися изменениями и дополнениями является нормативным документом, информация о котором общедоступна и Б не был лишен возможности получить достоверную информацию об оформлении подписных листов в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение окружной избирательной комиссии от "дата" о регистрации Б кандидатом в депутаты Собрания представителей муниципального образования «Ягоднинский городской округ», выдвинутого в порядке самовыдвижения, принято в нарушение требований Закона, что является основанием для удовлетворения заявления и признании указанного решения избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа муниципального образования «Ягоднинский городской округ» об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального образования «Ягоднинский городской округ» Б - удовлетворить.

Признать решение окружной избирательной комиссии от "дата" о регистрации Б кандидатом в депутаты Собрания представителей муниципального образования «Ягоднинский городской округ», выдвинутого в порядке самовыдвижения незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме - с "дата".

Председательствующий (подпись) Н.И.Токшарова