ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1199/2016 от 20.10.2016 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2-1199\2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2016 года село Вавож

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Борисова В.Т.

При секретаре Трефиловой Н.С.

С участием старшего помощника прокурора Вавожского района Титова И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вавожского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению *** обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе; к Администрации муниципального образования «***» и Министерству образования и науки Удмуртской Республики выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** учебниками в срок до ***,

у с т а н о в и л :

Прокурор Вавожского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями

к Муниципальному общеобразовательному учреждению *** обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;

к Администрации муниципального образования «***» и Министерству образования и науки Удмуртской Республики выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** учебниками в срок до ***.

Свои требования мотивирует тем, что в ходе прокурорской проверки в Муниципальном общеобразовательном учреждении *** выявлено, что оснащенность учебной литературой на учебный год составляет 90%. Не хватает учебников по следующим дисциплинам: технология - 74, изобразительное искусство 73, музыка 38, физическая культура 50. Всего не хватает 234 экземпляра учебников.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от *** №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Частью 1 ст. 35 Закона об образовании предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В силу пункта 2 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 25 Федерального государственного стандарта начального образовательного учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ****** "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования" образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечить оснащение образовательного процесса.

Кроме того, пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от ****** "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Согласно ведомственной структуре расходов бюджета Удмуртской Республики на 2016 год (Приложение 7 к Закону Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год") расходы на обеспечение общеобразовательных учреждений учебниками по федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего и среднего общего образования 8 000 тыс. руб.

В случае недостаточности финансирования именно школа должна принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию школьных библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников, и т.п.).

Таким образом, Муниципальным общеобразовательным учреждением *** обязанность по оснащению учебного процесса не исполнена, что влечет негативные последствия в виде ограничения прав учащихся на бесплатность и доступ образования.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона об образовании, обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно Уставу образовательного учреждения, учредителем является Администрация МО «***», которая в пределах установленных действующим законодательством осуществляет финансирование деятельности образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в том числе и гражданско-правовую.

Согласно ст.12 ГК РФ, присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.

Предъявление настоящего заявления прокурором вызвано необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе граждан, имеющих малолетних детей, чьи права и законные интересы бездействием образовательной организации поставлены под угрозу.

Таким образом, с учётом указанных обстоятельств, прокурор вправе защищать интересы детей в судебном порядке.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, представило отзыв на исковое заявление, где просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

С учетом мнения прокурора, представителя ответчика Администрации МО «***» УР – 1 и третьего лица УНО Администрации МО «***» - 2, действующих на основании доверенностей, представителя ответчика МОУ Большеволковская СОШ ***, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Удмуртской Республики.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные к ответчикам требования, просит:

обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеволковская средняя общеобразовательная школа» обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;

обязать Администрацию муниципального образования «***» УР и Министерство образования и науки Удмуртской Республики выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** учебниками в срок до ***.

Суду пояснил, что в учебном 2016 -2017 году в образовательном учреждении не все ученики обеспечены учебниками для занятий по школьным предметам. Выявлено, что не хватает 234 экземпляров учебников, из них: технология - 74, изобразительное искусство - 73, музыка - 38, физическая культура - 50.

Представитель ответчика МОУ *** СОШ – 3 в судебном заседании согласился с заявленными прокурором требованиями об обеспечении библиотечного школьного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Суду пояснил, что действительно в образовательном учреждении не хватает учебников в количестве 234 штук, в частности, по технологии - 74, изобразительному искусству - 73, музыке - 38, физической культуре - 50. Такие учебники носят практический характер, например, учебник по физкультуре является единым для 5-9 классов. Учебники по указанным предметам хранятся в классах, для занятий на уроках их хватает, но учебники необходимы каждому ученику дома для подготовки к домашним заданиям. Эти требования установлены государственным стандартом. Кроме того, некоторые учебники были исключены из применения в качестве учебного пособия, так как в группе авторов один автор был исключен из реестра. В 2016 году школа приобрела у ООО *** по двум прямым договорам учебники на сумму соответственно *** рублей и *** рубля. Учет учебников в образовательном учреждении на каждого учащегося ведется школьной библиотекой и контролерами администрации школы. Необходимость приобретения учебников определяется исходя из предварительного количества учеников на предстоящий учебный год, наличия учебников, и если их не хватает для всех учеников, заказывается недостающее количество учебников. Школа направляет в УНО (Управление народного образования) Администрации МО «***» к началу каждого учебного года соответствующие заявки. В централизованной бухгалтерии сообщают о выделенной для закупок учебников сумме, после чего школа ищет поставщика, у которого стоимость учебников по минимальной цене, затем представляет данные в централизованную бухгалтерию. Школе в 2016 году не хватило выделенных средств для приобретения учебников в необходимом количестве. Как правило, издательства и организации сначала предлагают одни цены, но к началу учебного года цены на учебники повышают. Минимальная цена одного учебника 500,00 рублей, стоимость некоторых составляет до 900,00 рублей. В этом 2016 году денежные средства для приобретения недостающих в представленном прокурором списке учебников больше не выделялись. Он надеется, что к концу года деньги опять выделят. Среди школ района организован книгообмен, у кого к концу нового учебного года учебники в излишке, они помогают другим нуждающимся школам обеспечить учеников на очередной учебный год.

Представитель ответчика Администрации МО «***» - 1 исковые требования прокурора о понуждении Администрацию МО «***» выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся МОУ *** СОШ учебниками в срок до *** не признала, считает их необоснованными.

Суду представила письменное возражение, из которого следует, что на основании ч. 1 п. 10 ст. 8 Закона об образовании организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Кроме того, Законом Удмуртской Республики ******-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» к полномочиям Правительства Удмуртской Республики в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, и игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Частью 3 ст. 20 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиями на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Кроме того, в силу ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституций Российской Федерации, федеральными законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Суду представитель Администрации МО «***» пояснила, что Администрация МО «***» не вправе финансировать из средств местного бюджета расходы на приобретение учебников образовательными учреждениями района. Деньги на их приобретение поступают в район в виде субвенций из бюджета Удмуртской Республики через Министерство образования и науки УР. Сумма по району, необходимая для закупки учебников в текущем учебном году, а также их количество оформляется заявкой УНО Администрации МО «***», сформированной с учетом заявок школ района. На основании этой заявки Министерство образования и науки УР направляет субвенции в Администрацию МО «***», которые перечисляются школам района на приобретение учебников по прямым договорам, закупка учебников может осуществляться в централизованном порядке УНО Администрации МО «***». Все поступившие с Министерства образования и науки УР средства на указанные цели были перечислены на расчетные счета поставщиков. Эти средства носят целевой характер, использовать их на иные цели невозможно. Министерство образования и науки УР в 2016 году обязалось профинансировать затраты на оплату труда работников школ в размере *** рублей, а также приобретение учебников в размере *** рублей. В рамках межбюджетных отношений поступили субсидии в сумме *** рублей, они направлены школам для приобретения учебников.

Ответчик Министерство образования и науки УР направило отзыв на исковые требования прокурора, в которых указывает, что иск не признает в силу следующего.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

В целях реализации Федерального закона № 273-ФЗ в Удмуртской Республике принят Закон Удмуртской Республики от ******-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования». Согласно пункту 3 части 2 статьи 3 названного Закона Удмуртской Республики к полномочиям Правительства Удмуртской Республики в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

Приложением 5 Закона Удмуртской Республики от ******-РЗ «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» предусмотрена Методика расчета субвенций бюджетам муниципальных районов (городских) округов из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, согласно пункту 1 которой субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях предназначены для обеспечения финансовых расходов, в том числе, на приобретение учебников и учебных пособий.

Статьей 21 Закона Удмуртской Республики от ******-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» утверждено распределение субвенций из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на 2016 год (таблица 1 Приложения 18), в силу пункта 3 названного распределения сумма субвенций для муниципального образования «***» составляет *** рублей.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения ***ш между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и муниципальным образованием «***» о направлении субвенций из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования в 2016 году на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Соглашение) названная субвенция направляется, в том числе, на учебники в сумме *** рублей.

В силу пункта 1.2 Соглашения Администрация муниципального образования «***» обязуется принять названную субвенцию и использовать ее по целевому назначению, определенному Соглашением (копия Соглашения прилагается).

Согласно реестру платежных документов по состоянию на *** до контрагента «***» Министерством образования и науки Удмуртской Республики доведены бюджетные средства в целях осуществления вышеназванных переданных государственных полномочий в сумме *** рублей, из них на учебники- *** рублей.

В связи с вышеизложенным финансовые обязательства Министерства образования и науки Удмуртской Республики по предоставлению субвенций муниципальному образованию «***» по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях предназначены для обеспечения финансовых расходов, в том числе, на приобретение учебников и учебных пособий, выполняются в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, нарушения финансовой дисциплины не допускаются.

Представитель УНО Администрации МО «***» - 2 требования прокурора к Министерству образования и науки УР и МОУ *** СОШ поддержала, считает их подлежащими удовлетворению.

Суду пояснила, что с 2011 года принят ФГОСТ, с этого времени все обучающиеся в школах должны быть обеспечены всеми учебниками, которых соответствуют государственному стандарту. С *** по этим учебникам начали учиться ученики 6-х классов. *** приобретают учебники по прямым договорам на субвенции, выделяемые Министерством образования и науки УР на основании Соглашения о направлении субвенций из бюджета Удмуртской Республики, перечисляемых Администрации МО «***». Школы представляют сведения о своих потребностях в учебниках в УНО Администрации МО «***», на их основании Управление народного образования направляет в Министерство образования и науки УР сводную заявку об обеспеченности учащихся на 2016-2017 учебный год. Каким образом рассчитывается стоимость одного учебника в Министерстве образования и науки УР она не знает, но ранее выделялись из расчета 600 рублей на одного обучающегося, тогда как сейчас цена одного учебника составляет от 500 до 600 рублей. Деньги на приобретение учебников направляются районам из бюджета УР через Министерство образования и науки УР. Школам, как правило, не хватает учебников, по которым не задают домашние задания. На сегодняшний день на приобретение учебников в бюджет района поступили с республики *** рублей. Учредителем Централизованной бухгалтерии УНО является Администрация МО «***», с каждой школой заключен договор о взаимодействии. В целях определения нуждаемости школ в учебниках ведется мониторинг, данные по состоянию на *** направлены в Министерство образования и науки УР. Информация предоставлена по классам, количеству учеников и процента их обеспеченности учебниками.

Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 43 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от *** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу п. 2 ч.3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Статьей 18 Закона об образовании установлено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий осуществляется на бесплатной основе (ст. 35 Закона об образовании).

Частью 4 ст. 18 Закона об образовании предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают учебники из федерального перечня рекомендованных учебников, а учебные пособия - из числа книг, выпущенных организациями, входящими в специальный перечень.

Порядок формирования федерального перечня утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ******.

Согласно п.26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ *** от ***, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Положениями п. 3 ч.1 ст. 8 Закона об образовании определено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Удмуртской Республики, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

В пункте 41 Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от ****** указывается, что министерство обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Удмуртской Республики.

Таким образом, действующее законодательство гарантирует право обучающихся на бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями по основным образовательным программам в пределах федеральных государственных стандартов, и эта обязанность обеспечения учебниками и учебными пособиями лежит на МОУ Большеволковская СОШ за счет субвенций предоставленных на эти цели Министерством образования и науки Удмуртской Республики.

В соответствии с Уставом МОУ *** СОШ образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет статус муниципального казенного образовательного учреждения, осуществляющего реализацию основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Как установлено в судебном заседании, библиотечный фонд школы не укомплектован 234 учебниками: технология 1 класс – 3 шт., изобразительное искусство 1 класс – 6 шт., музыка 1 класс – 6 шт., физическая культура 1 класс – 8 шт., физическая культура 2 класс – 7 шт., изобразительное искусство 3 класс – 4 шт., технология 3 класс – 4 шт., физическая культура 3 класс – 7 шт., музыка 3 класс – 2 шт., изобразительное искусство 4 класс – 2 шт., технология 4 класс – 6 шт., музыка 4 класс – 6 шт., физическая культура 4 класс – 2 шт., изобразительное искусство 5 класс – 13 шт., технология 5 класс– 7 шт., технология 5 класс – 7 шт., музыка 5 класс – 7 шт., изобразительное искусство 6 класс – 7 шт., технология 6 класс – 2 шт., технология 6 класс – 5 шт., музыка 6 класс – 7 шт., изобразительное искусство 7 класс – 12 шт., технология 7 класс – 12 шт., технология 7 класс – 12 шт., музыка 7 класс– 10 шт., искусство 8 класс- 12 шт., физическая культура 8 класс – 12 шт., технология 8 класс – 12 шт., физическая культура 8 класс– 13 шт., искусство 9 класс – 17 шт., технология 10 класс – 2 шт., технология 11 класс – 2 шт.

Укомплектованность образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями составила 90 % от необходимого объема, что подтверждено ответом УНО Администрации МО «***», признано представителем школы в суде и ответчиками не оспаривается.

Представитель третьего лица УНО Администрации МО «***» пояснила, что в Министерство образования и науки УР на 2016-2017 год направлялась сводная заявка об обеспеченности учащихся бесплатными учебниками, сформированная на основании заявок школ района.

Министерство образования и науки УР представило Соглашение с МО «***» ***ш от *** о предоставлении субвенций из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования в 2016 году на обеспечение государственных гарантий реализации прав учащихся на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организаций в размере *** рублей, в том числе на учебники *** рублей.

Ответчик в лице Министерства образования и науки УР считает обязательства по финансированию МО «***» на приобретение образовательными учреждениями района учебников и учебных пособий по состоянию на *** выполненными. В подтверждение ссылается на реестр платежных документов о доведении МО «***» бюджетных средств в сумме *** рублей, из которых на учебники *** рублей.

Судом установлено, что МОУ *** СОШ на приобретение учебников были выделены денежные средства в сумме *** рублей и *** рублей, на которые образовательное учреждение приобрело у ООО *** 164 учебника по двум договорам поставки от *** и ***. Однако, установлено, что несмотря на приобретение учебников и учебных пособий *** СОШ, потребность в учебниках сохраняется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Министерством образования и науки УР не была исполнена установленная действующим законодательством обязанность по обеспечению МОУ *** СОШ учебниками и учебной литературой по всем учебным предметам основной образовательной программы, что нарушает права учащихся муниципального образовательного учреждения на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ.

МОУ *** СОШ по причине недофинансирования также не исполняет свои обязанности по обеспечению бесплатными учебниками и учебными пособиями учащихся.

Доводы Министерства образования и науки УР о нормативных расходах из расчета 600,00 рублей на одного обучающегося в данном случае являются несостоятельными, так как финансирование, осуществляемое ответчиком в соответствии с указанными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение доступного общего образования.

Таким образом, исковые требования прокурора к Министерству образования и науки УР и МОУ *** СОШ подлежат удовлетворению.

В части требований к Администрации МО «***» суд считает необходимым отказать, поскольку на муниципальное образование действующим законодательством не возложена обязанность по финансированию обязательств Удмуртской Республики, Администрация МО «***» выступает в качестве участника межбюджетных отношений по денежным средствам, выделяемым образовательным учреждениям района в виде субвенций бюджету муниципального района на укомплектование библиотечного фонда образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Вавожского района УР в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение *** обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** учебниками в срок до ***.

В удовлетворении требований к Администрации муниципального образования «***» о выделении денежных средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Большеволковская средняя общеобразовательная школа» учебниками в срок до *** отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Полный текст решения в окончательной форме изготовлен 25 октября 2016 года.

Председательствующий судья В.Т.Борисов