Дело № 2-160/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алагир 19 апреля 2022 года
Алагирский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Томаева К.П.,
при секретаре Магкеевой А.А.,
с участием помощника прокурора Алагирского района РСО-Алания ФИО1, представившего служебное удостоверение №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алагирского района РСО-Алания в интересах МО Алагирского городского поселения и неопределенного круга лиц к Администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения Алагирского района РСО-Алания об устранении нарушений действующего законодательства при эксплуатации котельной путем изменения ее местоположения в соответствии с требованиями действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алагирского района в интересах МО Алагирского городского поселения и неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями об обязании АМС Алагирского городского поселения Алагирского района РСО-Алания в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства при эксплуатации котельной по адресу: , путем изменения ее местоположения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Требования обоснованы тем, что согласно ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно - строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных ч.12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с ч.11.1 настоящей статьи, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка. Также, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в ч.1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, принятого в случае, предусмотренном ч.11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с ч.1.1 ст.57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка. Согласно ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В результате проверки выявлены допущенные в ходе строительства и эксплуатации рассматриваемой котельной нарушения требований СниП 11-35-76 «Строительные норма и правила. Котельные установки». Котельная непосредственно примыкает к жилому зданию со стороны входных подъездов и участков стен с оконными проемами. Расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна, но горизонтали не превышает одного метра, а от перекрытия котельной до ближайшего окна по вертикали - двух метров, тогда как в соответствии с требованиями п.1.7. СниП И-35-76 «Котельные установки» не допускается проектирование пристроенных котельных, непосредственно примыкающих к жилым зданиям со стороны входных подъездов и участков стен с оконными проемами, где расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна жилого помещения по горизонтали менее четырех метров, а расстояние от перекрытия котельной до ближайшего окна по вертикали менее восьми метров. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, нежилое здание (котельная), расположенное по адресу: , принадлежит на праве собственности МО АМС Алагирское городское поселение РСО-Алания. Выявленные настоящей проверкой нарушения прямо свидетельствуют о нарушении технических и строительных норм и правил при строительстве и эксплуатации вышеуказанной котельной. Изложенные выше обстоятельства могут повлечь неблагоприятные последствия, в том числе в виде нарушений конституционных прав граждан на жизнь, охрану здоровья, условий жизнедеятельности населения, биологических потребностей нынешнего и будущего поколений. В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Статья 45 ГПК РФ позволяет прокурору направить заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Алагирского района РСО-Алания ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика АМС Алагирского городского поселения Алагирского района РСО-Алания, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В суд поступило заявление врио главы АМС Алагирского городского поселения, из которого усматривается, что исковые требования считает обоснованными и законными, признает их в полном объеме. В заявлении также указав, что бюджет МО Алагирского городского поселения РСО-Алания за 2022 год принят представительным органом муниципального образования в конце 2021 года. Бюджет был принят сбалансированным и расходы обеспечены доходами. Расходная часть полностью распределена на решение первоочередных и наиболее важных вопросов местного значения, ввиду чего не представляется возможным осуществить в текущем финансовом году перераспределение расходов по устранению нарушений действующего законодательства при эксплуатации котельной путем изменения ее местоположения, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Исходя из прогноза доходной частей бюджета, проводимого в целях планирования бюджетного процесса на текущий и плановый период, исполнение требований заявленных истцом возможно лишь в поэтапном режиме в сроки не менее 3 лет. В связи с чем, просит установить срок исполнения решения суда не менее 3 лет со дня вступления решения в законную силу и рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, суд приходит к убеждению, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно- строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных ч.12.2 настоящей статьи.
В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с ч.11.1 настоящей статьи, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
Часть 1 указанный статьи также регламентирует, что если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в ч.1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, принятого в случае, предусмотренном ч.11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с ч.1.1 ст.57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка.
Согласно ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Как усматривается из СниП 11-35- 76 «Строительные норма и правила. Котельные установки». Котельная непосредственно примыкает к жилому зданию со стороны входных подъездов и участков стен с оконными проемами. Расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна, но горизонтали не превышает одного метра, а от перекрытия котельной до ближайшего окна по вертикали - двух метров, тогда как в соответствии с требованиями п.1.7. СниП И-35-76 «Котельные установки» не допускается проектирование пристроенных котельных, непосредственно примыкающих к жилым зданиям со стороны входных подъездов и участков стен с оконными проемами, где расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна жилого помещения по горизонтали менее четырех метров, а расстояние от перекрытия котельной до ближайшего окна по вертикали менее восьми метров.
Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ собственником нежилого помещения, общей площадью 9,4 кв.м., Литер Б, расположенного по адресу: является Муниципальное образование Алагирское городское поселение Алагирского района РСО-Алания.
Из акта обследования котельных, прилегающих к многоквартирным домам на предмет соответствия федеральному законодательству от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фото таблицей, усматривается, что в результате обследования прокуратурой совместно со специалистом ЖКХ АМС г. Алагир и главным инженером МУП «Алагиркомфорт» проведена проверка соблюдения федерального законодательства при размещении и эксплуатации котельных встроенных и многоквартирные жилые здания установлено, что котельная, расположенная по адресу: , не соответствует требованиям п.1.7 Правил. Расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна жилого помещения менее 4 метров по горизонтали, а расстояние от перекрытия котельной до ближайшего окна жилого помещения менее 8 метров по вертикали.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
С учетом изложенного, суд считает требования подлежащими удовлетворению, однако заявленные прокурором сроки исполнения решения, суд находит не мотивированными и не разумными, так как, установив срок, указанный истцом суд заблаговременно понимает, что указанное решение суда не исполнимо в связи с принятием бюджета на 2022 год.
При определении срока для исполнения ответчиком решения суда, учитывая характер правоотношений, с учетом особенностей бюджетного процесса, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиками решения суда в срок 3 года с момента вступления настоящего решения в законную силу, что соответствует требованиям ст.206 ГПК РФ, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Алагирского района РСО-Алания в интересах МО Алагирского городского поселения и неопределенного круга лиц к Администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения Алагирского района РСО-Алания об устранении нарушений действующего законодательства при эксплуатации котельной путем изменения ее местоположения в соответствии с требованиями действующего законодательства - удовлетворить.
Обязать Администрацию местного самоуправления Алагирского городского поселения Алагирского района РСО-Алания в срок в течение трех лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства при эксплуатации котельной по адресу: , путем изменения ее местоположения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обязать Администрацию местного самоуправления Алагирского городского поселения Алагирского района РСО-Алания сообщить об исполнении настоящего решения суда в суд и прокурору в течение месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья Томаев К.П.