РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2020 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
Председательствующего Крымской С.В.,
при секретаре Заплатниковой Я.К.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Советского района г. Тулы Зотовой А.И., ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1199/2021 по иску прокурора Советского района города Тулы, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО1 о взыскании денежных средств,
установил:
прокурор Советского района города Тулы, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств.
В обоснование требований истец указал, что приговором мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района г. Тулы от 10.02.2021, вступившим в законную силу 25.02.2021 года, ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, выразившегося в фиктивной постановке на миграционный учет четырех иностранных граждан в жилое помещение по адресу: <адрес>, за что получила в качестве вознаграждения 20 500 рублей, то есть незаконно приобрела имущество в виде наличных денежных средств в указанном размере, что, по сути, является ничтожной сделкой, поскольку она совершена с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности.
Поскольку при рассмотрении уголовного дела в отношении ответчика судом не были применены положения ст. 104.1 УК РФ о конфискации имущества, то денежные суммы в названном размере подлежат взысканию с ответчика в доход государства как последствия признания указанной сделки ничтожной.
На основании вышеизложенного истец просит взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации денежные средства, полученные от сделок, совершенных с целью заведомо противной основам правопорядка, в размере 20500 руб.
Представитель истца старший помощник прокурора Советского района г. Тулы Зотова А.И. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, просил его удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела №1-1173/2021, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу 25.02.2021 года приговором мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района г. Тулы от 10.02.2021, ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, выразившегося в фиктивной постановке на миграционный учет четырех иностранных граждан в жилое помещение по адресу: <адрес> и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 105000 руб.
Вышеуказанное преступление совершено при следующих обстоятельствах.
ФИО1, будучи собственником <адрес>, согласно государственной регистрации права № №8 выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 04.10.2019 года, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно - опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, отправила 18.11.2019 года в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес> почтовым способом отправления из Отделения № 33 ГБУ ТО «МФЦ», расположенного по адресу: <адрес>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 года (в редакции от 01.0 5.2019 года), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <...>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 18.11.2019 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданку Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшую границу Российской Федерации 11.11.2019, согласно миграционной карты серии №, поставленную на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 08.02.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, отправила 27.11.2019 в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес> 5е, почтовым способом отправления из Отделения № 33 ГБУ ТО «МФЦ», расположенного по адресу: <...>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: г. Тула, ул. <адрес>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 27.11.2019 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданина Республики Узбекистан ФИО3 у, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшего границу Российской Федерации 21.05.2019, согласно миграционной карты серии №, поставленного на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 26.02.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, отправила 20.01.2020 в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес> 4, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания), поставила на миграционный учет гражданку Республики Узбекистан ФИО4 к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшую границу Российской Федерации 15.01.2020 года, согласно миграционной карты серии №, поставленную на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 13.04.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, 07.02.2020 лично предоставила в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <...>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 07.02.2020 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданку Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшую границу Российской Федерации 11.11.2019, согласно миграционной карты серии №, поставленную на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 19.05.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, отправила 26.02.2020 в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, почтовым способом отправления из Отделения № 33 ГБУ ТО «МФЦ», расположенного по адресу: <...>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <...>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания). Таким образом, ФИО1, 26.02.2020 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданина Республики Узбекистан ФИО3 у, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшего границу Российской Федерации 21.05.2019, согласно миграционной карты серии №, поставленного на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 27.05.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, 13.04.2020 лично предоставила в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» №109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019 года), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 13.04.2020 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданку Республики Узбекистан ФИО4 к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшую границу Российской Федерации 15.01.2020 года, согласно миграционной карты серии №, поставленную на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 13.07.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления 19.05.2020 предоставила в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания). Таким образом, ФИО1, 19.05.2020 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданку Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшую границу Российской Федерации 11.11.2019, согласно миграционной карты серии №, поставленную на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 12.08.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, 25.05.2020 лично предоставила в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <...>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 25.05.2020 года фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) следующего иностранного гражданина - гражданина Республики Узбекистан ФИО3 у, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшего границу Российской Федерации 21.05.2019, согласно миграционной карты серии №, поставленного на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 27.06.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, 03.07.2020 лично предоставила в ОРИГОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес> 4, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 03.07.2020 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданку Республики Узбекистан ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшую границу Российской Федерации 10.01.2020, согласно миграционной карты серии №, поставленную на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 01.10.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, 13.07.2020 лично предоставила в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019 ), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 13.07.2020 года фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданку Республики Узбекистан ФИО4 к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшую границу Российской Федерации 15.01.2020, согласно миграционной карты серии №, поставленную на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 10.10.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, отправила 27.07.2020 в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <...>, почтовым способом отправления из Отделения № 33 ГБУ ТО «МФЦ», расположенного по адресу: <...>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 27.07.2020 фиктивно поставила на учет по месту пребывания (проживания) гражданина Республики Узбекистан ФИО6 уДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшего границу Российской Федерации 18.10.2019, согласно миграционной карты серии №, поставленного на миграционный учет по месту пребывания (проживания) согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 13.08.2020.
Продолжая свои преступные действия, действуя с единым преступным умыслом, направленным на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, ФИО1, из корыстной заинтересованности, имея преступный умысел, направленный на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения порядка миграционного учета иностранных граждан, и, желая их наступления, отправила 13.08.2020 в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле, расположенное по адресу: <адрес>, почтовым способом отправления из Отделения № 33 ГБУ ТО «МФЦ», расположенного по адресу: <...>, заполненное и подписанное ею собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (проживания) соответствующего образца, установленного Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции от 01.05.2019), в которое умышленно внесла сведения о месте пребывания (проживания), указав адрес: <адрес>, не имея при этом намерения предоставлять иностранным гражданам данное помещение для временного пребывания (проживания).
Таким образом, ФИО1, 13.08.2020 фиктивно поставила иностранного гражданина -гражданина Республики Узбекистан ФИО6 у, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пересекшего границу Российской Федерации 18.10.2019 года, согласно миграционной карты серии № поставленного на миграционный учет по месту пребывания (проживания), согласно уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № № до 19.12.2020.
Приговором суда установлено, что в период с 18 ноября 2019 года по 13 августа 2020 года за фиктивную постановку на учет по месту пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан ФИО1 получила от поставленных на учет иностранных граждан денежное вознаграждение в общей сумме 20500 руб.
Своими умышленными действиями, непосредственно направленными на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания), ФИО1 лишила возможности ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле осуществлять контроль за соблюдением указанными гражданами правил миграционного учета и проживания в РФ, которым не предоставила помещение для пребывания и проживания.
Приговор мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района г. Тулы от 10.02.2021 года в отношении ФИО1 вступил в законную силу 25.02.2020 года.
Из вышеупомянутого судебного приговора от 10.02.2020 года однозначно следует, что ответчиком ФИО1 были совершены умышленные действия, непосредственно направленные на фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания (проживания), и вследствие противоправных действий Российской Федерации причинен материальный ущерб.
Таким образом, получив от иностранных граждан денежные средства за фиктивную постановку на миграционный учет по месту пребывания, ФИО1 незаконно приобрела имущество в виде наличных денежных средств.
В соответствии со ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 85 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно статье 169 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. В качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои... Нарушение стороной сделки закона или иного правового акта, в частности уклонение от уплаты налога, само по себе не означает, что сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Для применения статьи 169 Гражданского кодекса РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности, и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные статьей 167 Гражданского кодекса РФ (двусторонняя реституция). В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 08 июня 2004 года N 226-О статья 169 ГК РФ особо выделяет опасную для общества группу недействительных сделок - так называемые антисоциальные сделки, противоречащие основам правопорядка и нравственности, признает такие сделки ничтожными и определяет последствия их недействительности: при наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае ее исполнения обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного; при наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации. Квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, то ест достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности. Антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму Гражданского кодекса РФ, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исследованные по делу доказательства, в том числе вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу в отношении ответчика, позволяют сделать вывод о том, что получение ответчиком денежных средств за фиктивную постановку на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан в силу ст. 153 ГК РФ является сделкой и подлежит квалификации как антисоциальная сделка, поскольку цель ее совершения заведомо и очевидно противоречит основам правопорядка и нравственности.
Изложенное свидетельствует о том, что вышеуказанная гражданско-правовая сделка ее сторонами была совершена с целью заведомо противной основам правопорядка.
При рассмотрении уголовного дела в отношении ответчика вопрос о конфискации денежных средств, полученных в качестве взяток, в порядке пункта "а" части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации судом не разрешался, денежные средства не изымались.
Поскольку ответчиком полученные денежные средства были израсходованы по собственному усмотрению, то именно данное обстоятельство повлекло невозможность их изъятия в рамках уголовного дела, что не препятствует предъявлению прокурором подобного иска в рамках гражданского судопроизводства.
В связи с тем, что совершенное ответчиком действие соответствует закрепленному в ст. 153 ГК РФ понятию сделки, поскольку направлено на возникновение гражданско-правовых последствий в виде перехода права собственности на наличные денежные средства за совершение последним противоправных действий, суд приходит к выводу, что в данном случае подлежат применению положения ст. 169 ГК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход Российской Федерации денежных средств, полученных преступным путем в результате совершения незаконных (ничтожных) сделок, в размере 20500 руб. 00 коп.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ, - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере - 815 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Советского района г. Тулы в интересах Российской Федерации - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход государства Российской Федерации денежные средства в размере 20500 руб. (двадцать тысяч пятьсот рублей).
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 815 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.05.2021 года.
Председательствующий