ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1199/2022 от 22.03.2023 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело №2-130/2023

91RS0004-01-2022-001559-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2023 года г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Ксендз И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,

с участием: помощника прокурора – ФИО5,

представителя ответчика – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес>, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Межрегиональное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> (Ростехнадзор) о возложении обязанности выполнить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес>, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Межрегиональное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> (Ростехнадзор), в котором просит (с у четом уточнения от .):

- возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений муниципального, образования городской округ Алушта, направленную на устранение опасного уровня опасности комплекса Г- Берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика», к.н. (база отдыха «Эврика»), а именно мероприятий по приведению в соответствие с условиями нормальной эксплуатации состояние Берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика», приведение в соответствие количественные и качественные показатели критериев безопасности ГТС по контролируемым параметрам, указанным в таблицах 2.3 и 2.4 декларации безопасности ГТС (контролируемый параметр «Ширина надводной части пляжа в межбунном отсеке» - путём заполнения межбунных отсеков пляжеобразующим материалом, согласно современным нормативным требованиям; контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1 -го яруса «Состояние бетонной стены» - путём устранения трещин, сколов бетона, восстановления защитного слоя и восстановления обрушенной гидротехнической стены 1- го яруса; контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1-го яруса «Межбунный отсек» - путём восстановления отсутствующей надводной части пляжа; контролируемый параметр «Б. Буна «Бетонные элементы» - путём восстановления разрушенных переходной и головной частей буны, восстановления выработанного бетона, устранения трещин, сколов и выщелачивания бетона, восстановления деформационных швов»; контролируемый параметр «Б. Буна «Берменные плиты» - путём восстановления смещенных берменных плит головного массива и головной части буны).

В обоснование заявленных требований прокурор указывает на выявление в ходе проверки соблюдения требований ФЗ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнический сооружений» гидротехнического сооружения – берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика», кадастровый . Данное гидротехническое сооружение включено в Реестр муниципальной собственности и в состав имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О включении гидротехнических сооружений в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» недвижимое имущество (гидротехнические сооружения)», однако в ФИО1 регистре гидротехнических сооружений (http://waterinfo.ru/) отсутствуют сведения о декларации безопасности ГТС, о его классе и уровне безопасности, имеющаяся информация о собственнике и эксплуатирующей организации данного ГТС не обновлена и является не актуальной. Из информации Межрегионального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес>, декларация безопасности комплекса ГТС берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика» имеет опасный уровень безопасности и заключение экспертной комиссии на декларацию безопасности этих ГТС не утверждено. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации <адрес> внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что, по мнению прокурора может привести к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, влечёт за собой угрозу жизни и здоровья людей, может привести к нарушению конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Прокурор полагает, что Администрация <адрес> должна в отношении указанного ГТС разработать и утвердить муниципальную программу в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений муниципального образования городской округ Алушта, направленную на устранение опасного уровня опасности комплекса ГТС – базы отдыха «Эврика», в связи с чем вынужден обратиться в суд с указанным иском.

Помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО5 в судебном заседании просила удовлетворить иск в полном объеме по изложенным мотивам.

Представитель ответчика оставил разрешение дела на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявляли.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при указанной явке.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 11 ст. 3, ч. 1 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации регулирование водных отношений осуществляется исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. При эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту – Закон № 117-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления) проводятся специальные защитные мероприятия, к которым, в том числе, относятся строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений.

Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Обеспечение безопасности ГТС определяется как разработка и осуществление мер по предупреждению их аварий.

В сферу действия указанного закона попадают такие гидротехнические сооружения как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ст. 9 Закона № 117-ФЗ на собственника возлагаются обязанности по разработке критериев безопасности ГТС, а также правил их эксплуатации, заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, внесению в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, соблюдению обязательных требований при эксплуатации ГТС, а также по их техническому обслуживанию.

В соответствии со ст. 10 Закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее – Положение ).

Указанное Положение устанавливает содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно п. 2 Положения декларация безопасности ГТС составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О включении гидротехнических сооружений в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» недвижимое имущество (гидротехнические сооружения), согласно приложению, включено в Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.

В перечне недвижимого имущества (гидротехнические сооружения), являющегося приложением к выше названному постановлению, в том числе, указан объект – Берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика», кадастровый .

Принадлежность указанного ГТС Муниципальному образованию <адрес> подтверждена выпиской из ЕГРН от .

В соответствии со ст. 7 Закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16.17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в ФИО1 регистре гидротехнических сооружений (http://waterinfo.ru/) отсутствуют сведения о декларации безопасности, о классе комплекса ГТС, об уровне безопасности комплекса ГТС – Берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика», кадастровый .

Кроме того, информация по данному ГТС в Регистре не обновлена, – имеющаяся информация о собственнике и эксплуатирующей организации данного ГТС не является актуальной.

В соответствии с представлением прокурора <адрес> от . Администрации <адрес> указано на необходимость незамедлительного принятии мер по устранению нарушений ст. 9 и 10 Закона № 117-ФЗ.

Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком данные нарушения не устранены, декларация безопасности в отношении указанного выше ГТС не утверждена, что подтверждается сведениями, размещенными в ФИО1 регистре гидротехнических сооружений (сведения о ГТС не обновлены).

Из информации Крымского управления Ростехнадзора от . исх. следует, что Администрация <адрес> направила . декларацию безопасности комплекса ГТС – базы отдыха «Эврика», по результатам рассмотрения которой уровень опасности декларируемого комплекса ГТС оценен как опасный, в связи с чем не может быть установлен класс ГТС, Администрации <адрес> даны рекомендации разработать и выполнить мероприятия по устранению причин, приведших к опасному уровню безопасности указанного ГТС, после чего повторно предоставить материалы по декларированию безопасности ГТС.

Из декларации безопасности Берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика» следует, что предельные значения количественных и качественных показателей состояния Берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика» представлены в таблицах 2.1 и 2.2 декларации безопасности. Оценка соответствия фактических параметров Берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика» критериям безопасности представлена в таблицах 2.3, 2.4 декларации безопасности.

Соответствие состояния Берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика» количественным показателям критериев безопасности ГТС указаны в таблице 2.3 (лист 32) исследуемой декларации безопасности ГТС, из которой следует, что контролируемый параметр «Ширина надводной части пляжа в межбунном отсеке при среднемноголетнем уровне моря, м» (Между буной N 1 и буной-причал. Между буной-причал и буной N 2. Между буной N 2 и буной N 3, Между буной N 4 и буной N 5, Между буной N 5 и буной N 6) не соответствует критериям безопасности, а именно «Превышает К2». то есть превышает второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима; контролируемый параметр «Возвышение верха гидротехнической стены 1- го яруса над уровнем пляжа в межбунном отсеке» (Между буной N 4 и буной N 5) не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2». то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима.

Соответствие состояния Берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика» качественным показателям критериев безопасности ГТС указаны в таблице 2.4 (листы 32-37) исследуемой декларации, из которой следует, что контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1-го яруса «Состояние бетонной стены» имеет фактическое состояние «Наблюдаются трещины, сколы бетона, разрушение защитного слоя и выработка бетона. Крен и смещения стенки отсутствуют», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима: контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1-го яруса «Межбунный отсек» имеет фактическое состояние «В межбунных отсеках местами отсутствует пляжеобразующий материал, имеющейся ширины надводной части пляжа недостаточно для предотвращения подмыва основания сооружения», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Превышает К2». то есть превышает второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима; контролируемый параметр «Буна «Бетонные элементы» имеет фактическое состояние «Наблюдается разрушение защитного слоя бетона и выработка бетона в зонах переменного уровня воды. Просадка головной части буны», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима: контролируемый параметр «Буна «Берменные плиты» имеют фактическое состояние «Имеются смещение берменных плит. Признаки размыва каменной постели отсутствуют» то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима; контролируемый параметр «Буна-причал «Берменные плиты» имеет фактическое состояние «Имеются смещения берменных плит. Признаки размыва каменной постели отсутствуют», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима; контролируемый параметр «Буна «Берменные плиты» имеет фактическое состояние «Имеются смещения берменных плит. Признаки размыва каменной постели отсутствуют», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима; контролируемый параметр «Буна «Берменные плиты» имеет фактическое состояние «Имеются смещения берменных плит. Признаки размыва каменной постели отсутствуют», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима; контролируемый параметр «Буна «Берменные плиты» имеет фактическое состояние «Имеются смещения берменных плит. Признаки размыва каменной постели отсутствуют», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима; контролируемый параметр «Буна «Берменные плиты» имеет фактическое состояние «Имеются смещения берменных плит. Признаки размыва каменной постели отсутствуют», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима: контролируемый параметр «Буна «Бетонные элементы» имеет фактическое состояние «Наблюдается разрушение защитного слоя бетона и незначительная выработка бетона в зонах переменного уровня воды. Головной массив буны отсутствует», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Превышает К2», то есть превышает второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима: контролируемый параметр «Буна «Берменные плиты» имеет фактическое состояние «Имеются смещения берменных плит. Признаки размыва каменной постели отсутствуют», то есть не соответствует критериям безопасности, а именно «Соответствует К2», то есть соответствует второму (предельному) уровню значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима.

Учитывая, что значения критериев безопасности превышают предельно допустимые для работоспособного состояния Берегоукрепительных сооружений базы отдыха «Эврика» (отражены в таблицах 2.3 и 2.4 Книги 1), а так же данные отраженные в п.п. 10.3 (таблица 1.3) и п.п. 1 1.6 (таблица 2.5) Книги I, общая оценка уровня безопасности - опасный.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.

В силу абзаца восьмого статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Поскольку ответчик, будучи собственником ГТС – Берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика» не выполнил обязанность по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также по внесению в ФИО1 регистр гидротехнических сооружений сведений о декларации безопасности, о классе комплекса ГТС, об уровне безопасности комплекса ГТС, по обновлению информации о собственнике ГТС, суд приходит к выводу, что в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ответчика необходимо возложить обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений муниципального, образования городской округ Алушта, направленную на устранение опасного уровня опасности комплекса Г- Берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика», к.н. (база отдыха «Эврика»), а именно мероприятий по приведению в соответствие с условиями нормальной эксплуатации состояние Берегоукрепительных сооружений пансионата «Рассвет», приведение в соответствие количественные и качественные показатели критериев безопасности ГТС по контролируемым параметрам, указанным в таблицах 2.3 и 2.4 декларации безопасности ГТС (контролируемый параметр «Ширина надводной части пляжа в межбунном отсеке» - путём заполнения межбунных отсеков пляжеобразующим материалом, согласно современным нормативным требованиям; контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1 -го яруса «Состояние бетонной стены» - путём устранения трещин, сколов бетона, восстановления защитного слоя и восстановления обрушенной гидротехнической стены 1- го яруса; контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1-го яруса «Межбунный отсек» - путём восстановления отсутствующей надводной части пляжа; контролируемый параметр «Б. Буна «Бетонные элементы» - путём восстановления разрушенных переходной и головной частей буны, восстановления выработанного бетона, устранения трещин, сколов и выщелачивания бетона, восстановления деформационных швов»; контролируемый параметр «Б. Буна «Берменные плиты» - путём восстановления смещенных берменных плит головного массива и головной части буны).

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГг.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Алушты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Алушта Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Алушта, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Межрегиональное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (Ростехнадзор) о возложении обязанности выполнить определённые действия, – удовлетворить.

Возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанность в в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений муниципального, образования городской округ Алушта, направленную на устранение опасного уровня опасности комплекса Г- Берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика», к.н. (база отдыха «Эврика»), а именно мероприятий по приведению в соответствие с условиями нормальной эксплуатации состояние Берегоукрепительных сооружений пансионата «Рассвет», приведение в соответствие количественные и качественные показатели критериев безопасности ГТС по контролируемым параметрам, указанным в таблицах 2.3 и 2.4 декларации безопасности ГТС (контролируемый параметр «Ширина надводной части пляжа в межбунном отсеке» - путём заполнения межбунных отсеков пляжеобразующим материалом, согласно современным нормативным требованиям; контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1 -го яруса «Состояние бетонной стены» - путём устранения трещин, сколов бетона, восстановления защитного слоя и восстановления обрушенной гидротехнической стены 1- го яруса; контролируемый параметр «А. Гидротехническая стена 1-го яруса «Межбунный отсек» - путём восстановления отсутствующей надводной части пляжа; контролируемый параметр «Б. Буна «Бетонные элементы» - путём восстановления разрушенных переходной и головной частей буны, восстановления выработанного бетона, устранения трещин, сколов и выщелачивания бетона, восстановления деформационных швов»; контролируемый параметр «Б. Буна «Берменные плиты» - путём восстановления смещенных берменных плит головного массива и головной части буны).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.

Судья Алуштинского

городского суда И.С. Ксендз