дело№2-119/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Преображенская 08 апреля 2013 года
Киквидзенский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Ковалевой А.Е., единолично,
с участием помощника прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Качанова Р.С.,
при секретаре судебного заседания Карчакиной М.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на ответчика разработать муниципальную целевую программу противодействия коррупции,
Установил:
Прокурор Киквидзенского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности на ответчика разработать муниципальную целевую программу противодействия коррупции указав, что прокуратурой Киквидзенского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Указом Президента РФ от 13.04.2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
Пункт 5 Указа гласит, что органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться пунктом 4 Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.
Пунктом 4 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов поручено: организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами; обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период.
Указом Президента РФ от 13.03.2012 года № 297 утверждён Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.
Согласно п. 4 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460, Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, внести до 1 мая 2012 года в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.
В соответствии с п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Статьёй 5 Закона Волгоградской области от 13.07.2009 N 1920-ОД "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области участвуют в противодействии коррупции в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Волгоградской области от 13.07.2009 N 1920-ОД "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области" профилактика коррупции в Волгоградской области осуществляется путём разработки и реализации целевых программ противодействия коррупции.
В силу ст. 7 Закона Волгоградской области от 13.07.2009 N 1920-ОД "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области" целевые программы противодействия коррупции представляют собой комплексы мер по реализации антикоррупционной политики, обеспечивающие согласованное осуществление правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий по противодействию коррупции в Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1 Мероприятий по реализации программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2012-2013 годы, утверждённых Постановлением Губернатора Волгоградской области от 29.12.2012 года № 1439, органы местного самоуправления муниципальных районов Волгоградской области в январе 2013 года обязаны разработать программы (планы) противодействия коррупции, учитывающие специфику деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области.
Между тем, на момент проверки в Ч... сельском поселении К... муниципального района В... области муниципальная программа противодействия коррупции не разработана и не принята.
Предъявление данного иска прокурором соответствует целям защиты интересов неопределённого круга лиц. Отсутствие муниципальной программы противодействия коррупции нарушает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также может явиться предпосылкой к совершению коррупционных правонарушений.
Прокурор в исковом заявлении просит суд признать бездействие Администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области по непринятию мер к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции незаконным; обязать Администрацию Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции.
В судебном заседании помощник прокурора Качанов Р.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
От представителя ответчика администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области Р.С. в суд поступило заявление, из которого следует, что он исковые требования признаёт в полном объёме (л.д. 28), и в соответствии с поступившей телефонограммой просит суд рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 29).
Проверяя обоснованность исковых требований, заявленных прокурором Киквидзенского района, судом не установлено обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
Пункт 5 Указа гласит, что органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться п.4 Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.
Пунктом 4 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов поручено:
- организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;
- обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период.
Указом Президента РФ от 13 марта 2012 года №297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.
Согласно п.4 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», и Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, внести до 1 мая 2012 года в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.
Согласно запроса прокурора Киквидзенского района (л.д. 4) и ответа, полученного из администрации Ч... сельского поселения исх. № от ДД.ММ.ГГ. года, согласно которому на территории Ч... сельского поселения антикоррупционная программа (план) органами местного самоуправления не принимались (л.д. 5).
В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии с п. 2.5 ст. 5 Устава Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области, местное самоуправление в Ч... сельском поселении осуществляется на основе самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения. В силу п. 2.2, 2.3 Устава Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области местное самоуправление в Ч... сельском поселении осуществляется на основе принципа государственных гарантий осуществления местного самоуправления и принципа законности (л.д. 10).
Статьей 5 Закона Волгоградской области от 13 июля 2009 года №1920-ОД «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области участвуют в противодействии коррупции в соответствии с действующим законодательством.
В силу ч.2 ст.6 Закона Волгоградской области от 13 июля 2009 года №1920-ОД «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области», профилактика коррупции в Волгоградской области осуществляется путём разработки и реализации целевых программ противодействия коррупции
Как следует из ст.7 Закона Волгоградской области от 13 июля 2009 года №1920-ОД «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области», целевые программы противодействия коррупции представляют собой комплексы мер по реализации антикоррупционной политики, обеспечивающие согласованное осуществление правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий по противодействию коррупции в Волгоградской области.
Согласно п.2.1. Мероприятий по реализации программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2013-2015 годы, утвержденных Постановлением Губернатора Волгоградской области от 29 декабря 2012 года №1439, органы местного самоуправления муниципальных районов Волгоградской области в январе 2013 года обязаны разработать программы (планы) противодействия коррупции, учитывающие специфику деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области.
В судебном заседании установлено, что ответчиком до настоящего времени муниципальная целевая программа противодействия коррупции не разработана и не принята.
Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Волгоградской области ответчиком надлежащим образом не выполнено.
До настоящего времени ответчик действий по разработке и утверждению муниципальной целевой программы противодействия коррупции не предпринимал.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик фактически самоустранился от решения возложенных на него законом обязанностей, не обеспечивает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
На основании изложенного, принимая во внимание признание представителем ответчика обстоятельств, на которых прокурор основывает свои требования, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности на ответчика разработать муниципальную целевую программу противодействия коррупции - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области по непринятию мер к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции незаконным.
Обязать Администрацию Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:(подпись) Ковалева А.Е.