ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-119/13 от 08.04.2013 Киквидзенского районного суда (Волгоградская область)

дело№2-119/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Преображенская 08 апреля 2013 года

Киквидзенский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Ковалевой А.Е., единолично,

с участием помощника прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Качанова Р.С.,

при секретаре судебного заседания Карчакиной М.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на ответчика разработать муниципальную целевую программу противодействия коррупции,

Установил:

Прокурор Киквидзенского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности на ответчика разработать муниципальную целевую программу противодействия коррупции указав, что прокуратурой Киквидзенского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Указом Президента РФ от 13.04.2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Пункт 5 Указа гласит, что органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться пунктом 4 Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.

Пунктом 4 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов поручено: организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами; обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период.

Указом Президента РФ от 13.03.2012 года № 297 утверждён Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

Согласно п. 4 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460, Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, внести до 1 мая 2012 года в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.

В соответствии с п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Статьёй 5 Закона Волгоградской области от 13.07.2009 N 1920-ОД "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области участвуют в противодействии коррупции в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Волгоградской области от 13.07.2009 N 1920-ОД "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области" профилактика коррупции в Волгоградской области осуществляется путём разработки и реализации целевых программ противодействия коррупции.

В силу ст. 7 Закона Волгоградской области от 13.07.2009 N 1920-ОД "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области" целевые программы противодействия коррупции представляют собой комплексы мер по реализации антикоррупционной политики, обеспечивающие согласованное осуществление правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий по противодействию коррупции в Волгоградской области.

Согласно пункту 2.1 Мероприятий по реализации программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2012-2013 годы, утверждённых Постановлением Губернатора Волгоградской области от 29.12.2012 года № 1439, органы местного самоуправления муниципальных районов Волгоградской области в январе 2013 года обязаны разработать программы (планы) противодействия коррупции, учитывающие специфику деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области.

Между тем, на момент проверки в Ч... сельском поселении К... муниципального района В... области муниципальная программа противодействия коррупции не разработана и не принята.

Предъявление данного иска прокурором соответствует целям защиты интересов неопределённого круга лиц. Отсутствие муниципальной программы противодействия коррупции нарушает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также может явиться предпосылкой к совершению коррупционных правонарушений.

Прокурор в исковом заявлении просит суд признать бездействие Администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области по непринятию мер к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции незаконным; обязать Администрацию Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции.

В судебном заседании помощник прокурора Качанов Р.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

От представителя ответчика администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области Р.С. в суд поступило заявление, из которого следует, что он исковые требования признаёт в полном объёме (л.д. 28), и в соответствии с поступившей телефонограммой просит суд рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 29).

Проверяя обоснованность исковых требований, заявленных прокурором Киквидзенского района, судом не установлено обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в удовлетворении иска.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Пункт 5 Указа гласит, что органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться п.4 Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.

Пунктом 4 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов поручено:

- организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;

- обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период.

Указом Президента РФ от 13 марта 2012 года №297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

Согласно п.4 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», и Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, внести до 1 мая 2012 года в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.

Согласно запроса прокурора Киквидзенского района (л.д. 4) и ответа, полученного из администрации Ч... сельского поселения исх. от ДД.ММ.ГГ. года, согласно которому на территории Ч... сельского поселения антикоррупционная программа (план) органами местного самоуправления не принимались (л.д. 5).

В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии с п. 2.5 ст. 5 Устава Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области, местное самоуправление в Ч... сельском поселении осуществляется на основе самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения. В силу п. 2.2, 2.3 Устава Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области местное самоуправление в Ч... сельском поселении осуществляется на основе принципа государственных гарантий осуществления местного самоуправления и принципа законности (л.д. 10).

Статьей 5 Закона Волгоградской области от 13 июля 2009 года №1920-ОД «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области участвуют в противодействии коррупции в соответствии с действующим законодательством.

В силу ч.2 ст.6 Закона Волгоградской области от 13 июля 2009 года №1920-ОД «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области», профилактика коррупции в Волгоградской области осуществляется путём разработки и реализации целевых программ противодействия коррупции

Как следует из ст.7 Закона Волгоградской области от 13 июля 2009 года №1920-ОД «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области», целевые программы противодействия коррупции представляют собой комплексы мер по реализации антикоррупционной политики, обеспечивающие согласованное осуществление правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий по противодействию коррупции в Волгоградской области.

Согласно п.2.1. Мероприятий по реализации программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2013-2015 годы, утвержденных Постановлением Губернатора Волгоградской области от 29 декабря 2012 года №1439, органы местного самоуправления муниципальных районов Волгоградской области в январе 2013 года обязаны разработать программы (планы) противодействия коррупции, учитывающие специфику деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области.

В судебном заседании установлено, что ответчиком до настоящего времени муниципальная целевая программа противодействия коррупции не разработана и не принята.

Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Волгоградской области ответчиком надлежащим образом не выполнено.

До настоящего времени ответчик действий по разработке и утверждению муниципальной целевой программы противодействия коррупции не предпринимал.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик фактически самоустранился от решения возложенных на него законом обязанностей, не обеспечивает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

На основании изложенного, принимая во внимание признание представителем ответчика обстоятельств, на которых прокурор основывает свои требования, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности на ответчика разработать муниципальную целевую программу противодействия коррупции - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области по непринятию мер к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции незаконным.

Обязать Администрацию Ч... сельского поселения К... муниципального района В... области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке муниципальной целевой программы противодействия коррупции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:(подпись) Ковалева А.Е.