копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кинель 20 января 2014 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
Судьи Трибунской Л.М.,
при секретаре Ионовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -119/14 по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка,
установил:
ФИО1 обратился в суд с требованием признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ФИО1 под садоводство земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области направить документы по заявлению ФИО1 в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара для утверждения схем положения земельного участка на кадастровом Плане территории в соответствии с планом границ земельного участка, ссылаясь на то, что он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В процессе рассмотрения заявления Министерством имущественных отношений был направлен запрос в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара. В ответ на запрос поступило письмо № № от ДД.ММ.ГГГГ г.согласно которому границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившихся землепользования. Был осуществлен выход комиссии по проведению осмотра испрашиваемого земельного участка. Согласно информации, указанной в Уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка, комиссией было установлено, что испрашиваемом земельном участке находятся деревья и кустарники (акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.№№). ДД.ММ.ГГГГ. (спустя более чем 1 год после подачи заявления) было составлено и направлено в адрес ФИО1 уведомление об отказе в предоставлении земельного участка. В уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка указано, что согласно требованиям пункта 4.1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара №404 от 10.06.2008г., а также пунктам 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 «об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений и городах РФ» на озелененных территориях необходимо обеспечить сохранность зеленых насаждений, самовольная вырубка деревьев и кустарников физическими и юридическими лицами запрещается. Также, комиссией по проведению осмотра установлено, что со стороны т. НЗ, Н4 испрашиваемый земельный участок налагается на соседний земельный участок. Таким образом, основанием для принятия обжалуемого решения послужил необоснованный вывод о наличии землепользователей испрашиваемого земельного участка и нахождение на испрашиваемом участке зеленых насаждений. Каких-либо данных конкретных лиц и указания прав и документов, на основании которых осуществляется землепользование, в отказе нет. Испрашиваемый ФИО1 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>. 00 кв.м. свободен от прав третьих лип. Что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Однако, Комиссией по проведению осмотра земельного участка было установлено что испрашиваемый земельный участок фактически используется иными лицами. При этом, документы, устанавливающие и подтверждающие права иных лиц на эти сложившиеся землепользования. Комиссией не зафиксированы, так как таких документов нет. ФИО1, с указанным выводом комиссии категорически не был согласен, о чем указал при подписании акта. Ссылка на то, что границы участка налагаются на границы сложившихся землепользований, так же безосновательна. Определения термина «сложившееся землепользование равно как и «фактический землепользователь», в земельном законодательстве нет. Статьей 11.1 Земельного Кодекса РФ определено понятие «земельный участок» часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законам, проведено межевание, изготовлен план границ земельного участка. Испрашиваемый земельный участок сформирован с учетом границ земель общего пользования (красных линий), границ смежных земельных участков, установленных в соответствии с федеральным законодательством. С заявлением о предоставлении этих участок в какие –либо лица в уполномоченные органы не обращались. Зеленые насаждения, которые находятся на испрашиваемом ФИО1 земельном участке - это плодово-ягодные деревья и кустарники. Согласно требованиям Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара №404 от 10.06.2008 на территориях зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны, срывать цветы. Аналогичные требования содержатся в пунктах 6.1 и 6.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.199 № 153. За незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев предусмотрена уголовная ответственность, это ФИО1 известно. Другие зеленые насаждения - цветочно-декоративные растения, газоны отсутствуют, земельный участок не ухожен и не благоустроен.
В судебное заседание заявитель не прибыл.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 направила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности ФИО3 ФИО7 с требованиями ФИО1 о признании незаконным отказа министерства и об обязании обратиться в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара за утверждением схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>00 кв. м. не согласилась, пояснив следующее. 27.07.2013 вступил в силу Закон Самарской области от 15.07.2013 № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле». Указанным законом статьи 9 изложена в новой редакции. В соответствии с новой редакцией статьи 9 Закона Самарской области «О земле», земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно, если указанным гражданам земельные участки ранее в собственность не предоставлялись в соответствии со статьями 9 и 10.4 Закона, а также при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20 или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации либо пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также при наличии свободных от прав третьих лиц земельный участков. Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. В результате межведомственного взаимодействия, на запрос министерства в департамент строительства и архитектуры г.о. Самара поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которому границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользовании. Кроме того, комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка (акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №) установлено, что со стороны точек НЗ, Н4, испрашиваемый земельный участок налагается на соседний земельный участок. Таким образом, земельный участок не является свободным от прав третьих лиц, что является препятствием для предоставления земельного участка в собственность заявителя. В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 № 74, в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка. Комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка (акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения - деревья и кустарники. Согласно требованиям пункта 4.1 СНиП 2..07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара № 404 от 10.06.2008, пунктам 6.1 и 6.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, на территориях зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны. В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пунктом 2 главы 24 Правил благоустройства на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Пунктом 10 главы 25 Правил благоустройства наложен категорический запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения. Поскольку использование испрашиваемого земельного участка для садоводства невозможно без уничтожения зеленых насаждений, предоставление земельного участка будет противоречить вышеуказанным нормативным правовым актам.
Заслушав пояснения исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пункт 2 ст. 28 Кодекса, основываясь на принципе платности землепользования (подп. 7 п. 1 ст. 1 Кодекса), устанавливает общее правило о платном предоставлении в частную собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 п.2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» ( в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: для садоводства.
ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством.
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в адрес министра имущественных отношений Самарской области направлена информация в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> №», согласно которой в соответствии с топографическими материалами Департамента и представленными документами границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившихся землепользований. На территории объекта расположение нежилое здание, строение (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» был произведен осмотр земельного участка площадью <данные изъяты>00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в ходе осмотра установлено, что земельный участок частично огорожен и зарос кустарником, деревьями. Со стороны точен Н3Н4 испрашиваемый земельный участок налагается на соседний участок (л.д.12).
Судом установлено, что оспариваемый отказ дан Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями положений ЗК РФ, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 и отказ не нарушают права заявителя.
Министерство обоснованно на основании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара пришло к выводу о том, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, и использование земельного участка под садоводство повлечет за собой уничтожение зеленых насаждений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, возложении обязанности обратиться в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара за утверждением схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме 25 января 2014
судья - подпись Л.М. Трибунская
копия верна:
судья - Л.М. Трибунская