ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-119/15 от 23.01.2015 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Гр. дело № 2- 119/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2015 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филипповой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Марковой Н.Н.,

с участием прокурора Афанасьевой Е.Г.

заявителей Медведева В.В., Зерняевой Л.Н., Проказовой В.Д., представителя заявителя Проказовой В.Д. – Проказова Т.Н.,

представителя администрации г.Чебоксары Красновой М.П.,

представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации адрес Михайловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медведева ФИО17, Гагариной ФИО18, Зерняевой ФИО19 Якимовой ФИО20, Проказовой ФИО21 о признании постановлений администрации адрес недействующими со дня их издания,

установил:

Медведев В.В., Гагарина Р.Г., Зерняева Л.Н., Якимова Н.С., Проказова В.Д. обратились в суд с уточненными, дополнительными заявлениями от дата., от дата о признании недействующими постановления администрации адрес «О развитии застроенной территории площадью дата га, ограниченной адрес, адрес от дата дата, постановления администрации адрес «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» от дата дата, постановления администрации адрес «О внесении изменения в постановлении администрации адрес от дата дата» от дата ----- со дня их издания.

В заявлении указано, что обжалуемые постановления администрации адрес приняты с нарушением действующего законодательства и подлежат признанию недействующими с момента их принятия по следующим основаниям.

Решение о развитии застроенной территории является основанием для застройки земельного участка, входящего в границы застроенной территории, следовательно, если земельный участок, входящий в границы застроенной территории, находится в частной собственности, то решение о развитии застроенной территории может приниматься только с учетом согласия собственника этого участка. В противном случае нарушаются абсолютные права заявителей как собственников на землю, установленные ст.ст. 209, 263 ГК РФ, ст.40 ЗК РФ в соответствии с которыми инициировать строительство на собственном земельном участке может только собственник.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.46.1 ГрК РФ решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Многоквартирный жилой адрес в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации порядке не признавался аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, отсутствие на застроенной территории строений, подпадающих под признаки строений, указанных в ч.3 ст.46.1 ГрК РФ, влечет недействительность оспариваемых постановлений.

Оспариваемыми постановлениями изъятие принадлежащих заявителям земельных участков и индивидуальных жилых домов не предусмотрено, однако их земельные участки и жилые дома входят в границы застроенной территории площадью ------ га, подлежащей развитию.

При этом дома заявителей аварийными или подлежащим сносу в установленном законодательством порядке не признаны, не подлежат реконструкции в соответствии с какой-либо муниципальной адресной программой. Соответственно, без ведома заявителей администрация города самовольно лишает их права собственности, предоставляя земельные участки под строительство застройщику.

По мнению заявителей, обжалуемые постановления приняты с нарушением действующего законодательства, без обеспечения прав и законных интересов собственников индивидуальных жилых домов, в том числе и заявителей, и подлежат признанию недействующими с момента их принятия.

Заявители в заявлении указывают, что в застроенную территорию площадью ------ га, входят земли под домами, признанными аварийными и подлежащими сносу площадью ------ га; земли с незастроенной территорией - ------ га; земли под индивидуальной застройкой, в том числе земли, принадлежащие заявитеям - ------ га.

Между тем, мнение собственников индивидуальных жилых домов и приусадебных земельных участков никто не выяснял, публичные слушания о развитии территории не проводились. Тем самым, по мнению заявителей, нарушены их права, свободы, гарантированные ст.ст. 15, 35, 36, 40 Конституцией РФ, ст.ст. 209, 263, 288 ГК РФ; ст. 40, абз.4 п.4 ст. 85 ЗК РФ; абз.3 ч.1, абз.4 ч.3 ст.30, частями 3,7, 12, 14 ст. 31, частями 1, 3 ст. 32, ч.1 ст. 33, ч.4 ст. 37, частями 2, 5, 7 ст. 46 ГрК РФ.

По мнению заявителей все три обжалуемых акта являются нормативными правовыми актами, в связи с чем они подлежат обжалованию в порядке главы 24 ГПК РФ.

Заявители указывают, что для принятия Администрацией адрес постановления «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, Кадрес» от дата ----- основанием должны были служить не акты обследования многоквартирных домов по адрес, указанные в преамбуле данного постановления, а постановление «О муниципальной адресной программе по развитию застроенной территории в границах адрес в адрес», утвержденное представительным лицом местного самоуправления, то есть главой адрес.

Таким образом, правовых оснований для издания Администрацией адрес постановления от дата ----- «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес» не имелось, в связи с этим указанное постановление является недействительным.

К тому же, это оспариваемое постановление не опубликовано в средствах массовой информации надлежащим образом.

Заявители указывают, что в силу ч.6 ст. 46.1 ГрК РФ в решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. В связи с этим «схема о развитии застроенной территории», являющаяся приложением ----- к постановлению от дата. №дата, размещенная в журнале «------, не может являться сведением официально опубликованным в средствах массовой информации о сносе индивидуальных жилых домов, в том числе и заявителей, входящих в территорию, подлежащую развитию. Таким образом, орган местного самоуправления должен был определить перечень адресов индивидуальных домов, подлежащих сносу.

Заявители указывают, что дата. Администрация адрес издала постановление ----- «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории». При этом схема территории, подлежащей развитию, ограниченная адрес, адрес (приложение №1), перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу (приложение №2), являющиеся приложениями ----- и ----- к постановлению от дата ----- стали приложениями ----- и ----- к Договору о развитии, а сам Договор - приложением к постановлению от дата -----.

Администрация адрес, постановлением «О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата ------» от дата ----- внесла изменения в пользу Застройщика: 1) из приложения №2, утвержденного постановлением от дата ------ исключила все многоквартирные жилые дома, подлежащие сносу за счет средств фонда реформирования ЖКХ; 2) из проекта Договора убрала абз. 2 п.2.1.6, п.2.1.8, п.2.1.9, п. 2.1.10, п. 8.1, п. 8.2 и приложила эти документы в измененном виде, в новом варианте к постановлению от ----- «О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата ------ Оставшийся в Перечне один многоквартирный дом по адрес, признанный постановлением Кабинета Министров ЧР от дата ----- ветхим, даже и в том случае, если его посчитать аварийным, он не может являться основным условием для принятия решения о развитии застроенной территории, в связи с тем, что процедура развития застроенной территории может использоваться при застройке не всякого квартала или микрорайона, а только того, на территории которого расположены не менее двух многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу.

Следовательно, по мнению заявителей, правовых оснований для издания Администрацией адрес постановлений «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» от дата ----- и «О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата дата» от дата ------, производных от постановления «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес Чебоксары» от дата. № ------, не имелось. В связи с чем постановления Администрации адрес от дата. №------ от дата ------, как и предыдущее постановление от дата ------, являются недействительными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.251,254 ГПК РФ, истцы просят признать постановления администрации адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, Кадрес» от дата дата, «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» от дата дата «О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата дата» от дата ----- недействующими со дня их издания.

Заявители Медведев В.В., Зерняева Л.Н., Проказова В.Д., представитель заявителя Проказовой В.Д. – Проказова Т.Н. в ходе судебного заседания поддержали требования уточненных, дополненных заявлений от дата., от дата. по основаниям, изложенным в заявлении, и вновь привели их суду.

Заявители Гагарина Р.Г., Якимова Н.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Заявитель Гагарина Р.Г. обратилась в адрес суда с заявлением о рассмотрении дела без ее участия. Заявитель Якимова Н.С. о причинах неявки суд не известила.

Представитель администрации адрес Краснова М.П. не признала заявленные требования, представила суду письменный отзыв на заявленные требования, в котором указала, что оспариваемые постановления приняты администрацией адрес в пределах предоставленных полномочий в соответствии с нормами градостроительного законодательства и опубликованы надлежащим образом в источниках средства массовой информации. Постановление администрации адрес от датаг. ----- «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес» от дата ----- принято в соответствии с требованиями ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ. Постановление «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» от дата ------, постановление «О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата ------» от дата ----- производны от постановления «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес» от датаг. ----- и также соответствуют требованиям законодательства.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации адресФИО11 не согласилась с требованиями заявления. Суду представила отзыв, в котором выразила согласие с позицией представителя администрации адрес по настоящему делу. Суду пояснила, что обжалуемые постановления соответствуют нормам градостроительного законодательства и права заявителей не нарушают.

Представитель МКУ «Земельное управление», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Прокурор Афанасьева Е.Г. суду представила заключение о том, что обжалуемые заявителями постановления администрации адрес соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и свободы заявителей.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о рассмотрении дела при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 251 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата. ----- (ред. от дата) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Следует отметить, что из трех обжалуемых постановлений администрации адрес нормативным правовым актом является постановление администрацией адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, Кадрес» от дата ------

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата. ----- «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Постановление администрацией адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес Чебоксары» от дата ----- имеет следующее содержание:

«В соответствии со статьями 45 - 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с Федеральным законом от дата N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Генеральным планом Чебоксарского городского округа, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата N ------, Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата N ------, на основании заключения о признании многоквартирного дома ----- по адрес непригодным для постоянного проживания, акта обследования жилого дома от дата, заключения о признании многоквартирного дома ----- по адрес непригодным для проживания, акта обследования жилого дома от дата, заключения о признании многоквартирного дома ----- по адрес непригодным для постоянного проживания, акта обследования жилого дома от дата, заключения о признании многоквартирного дома N ----- по адрес непригодным для постоянного проживания, акта обследования жилого дома от дата постановляю:

Определить, что застроенная территория площадью ------ га, ограниченная адрес, Кадрес, является территорией, подлежащей развитию.

Утвердить схему территории, подлежащей развитию, ограниченной адрес, адрес (приложение 1 - не приводится).

Утвердить перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (приложение 2).

Управлению по связям со СМИ и молодежной политики администрации адрес опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

Постановление администрации адрес от дата N ------ "О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес" отменить.

Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства адресФИО13

Глава администрации города ФИО14ФИО22

В силу статьи 41 Устава муниципального образования адрес - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата N дата Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.

В соответствии со ст.43 ч.6 Федерального закона от дата N 131-ФЗ (ред. от ------) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно ст.8 ч.1 п.6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся принятие решений о развитии застроенных территории.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт - Постановление администрации адрес от дата ----- "О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес" принято Главой администрации адрес в пределах своей компетенции и полномочий.

Как указано выше, в статье 43 Устава муниципального образования адрес – столицы Чувашской Республики Глава администрации адрес в пределах своих полномочий издает постановления администрации адрес по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления адрес федеральными законами и законами Чувашской Республики, а также издает распоряжения администрации адрес по вопросам организации работы администрации адрес.

Обжалуемый заявителями нормативный правовой акт ----- от дата принят Главой администрации адрес в форме постановления, что соответствует требованиям ст.43 Устава муниципального образования адрес – столицы Чувашской Республики.

Нормативный правовой акт N ------ от дата. в установленном порядке был официально опубликован.

Судом установлено, что данный нормативный правовой акт был опубликован в периодическом печатном издании «------адрес» ----- (------ от дата (л.д.------

Так, из содержания решений Чебоксарского Собрания депутатов ----- от дата и ----- от дата следует, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления адрес считается первая публикация их полного текста в ------ или газете «------» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте адрес в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. (л.------

Проведенный судом анализ нормативного правового акта - постановления администрации адрес----- от дата. "О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес" показал, что данное постановление вынесено в строгом соответствии требованиями Градостроительного кодекса РФ, в том числе ст. 46.1 ГрК РФ.

В соответствии со ст. 46.1. ч.1 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

Как следует из содержания постановления администрации адрес----- от дата. развитие застроенной территории определено в границах территории 4-го микрорайона центральной части адрес.

Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) (ст.46.1 ч.2 ГрК РФ).

Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления (ст.46.1 ч.3 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории подлежащей развитию, ограниченной адрес, адрес имеются 4 многоквартирных дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

Это многоквартирные дома N ----- по адрес; N ----- по адрес; N ----- по адрес; N ----- по адрес.

В подтверждение данного факта администрацией адрес суду предоставлены соответствующие акты обследования данных жилых домов и заключения, на основании которых указанные дома признаны аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации (л------).

В соответствии с п.49 Постановления Правительства РФ от датаг. ----- (ред. от дата.) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с требованиями вышеуказанного постановления Правительства РФ администрацией адресдата администрацией адрес вынесено постановление ----- «О муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории адрес» на дата годы. На основании данного постановления администрацией утверждена программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории адрес» на дата годы.

В указанную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда включены четыре вышеуказанных многоквартирных дома, что подтверждается Приложением 1 к муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории адрес» на дата годы (л.------).

Следует отметить, что обжалуемым постановлением администрации адрес от дата. ----- утвержден перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу за счет средств Фонда реформирования ЖКХ и средств реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ЧР на дата годы». В этот перечень внесены три дома: ----- по адрес, ----- по адрес, ----- по адрес.

В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу за счет средств застройщика внесен адрес.

Как указано в ст.46.1 ч.4 ГрК РФ на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Судом установлено, что вся застроенная территория подлежащая развитию площадью ------ га, определенная постановлением администрации адрес N ------ от дата. "О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес" в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата ------, относится к зоне (Ж-1) – к зоне многоквартирных домов в ------ этажей.

Как следует из схемы зонирования территории подлежащей развитию площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес, жилые дома и земельные участки, принадлежащие заявителям Гагариной Р.Г., Зерняевой Л.Н., Якимовой Н.С., Проказовой В.Д. на праве собственности входят в зону ------ и соответственно, их жилые дома, относящиеся к зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками ------ не соответствуют градостроительному регламенту, установленному на данной территории.

Таким образом, индивидуальные жилые дома с земельными участками, принадлежащие заявителям, могут входит в состав территории, подлежащей развитию, что соответствует требованию ч.4 ст.46.1 ГрК РФ.

В соответствии с ч.5 ст.46.1 ГрК РФ на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (ст.46.1 ч.5 ГрК РФ).

Судом установлено, что на застроенной территории, подлежащей развитию, не имеются иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 статьи ст.46.1 ч.5 ГрК РФ.

Согласно ст.46.1 ч.6 ГрК РФ в решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.

Исследовав постановление администрации адрес N ----- от дата. "О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес", суд приходит к выводу о том, что данное постановление соответствует требованиям ст. 46.1 ч.6 ГрК РФ.

Из содержания ч.8 ст. 46.1 ч.6 ГрК РФ следует, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, наличие на застроенной территории, подлежащей развитию, незастроенной территории не препятствует включению данной территории в территорию подлежащую развитию.

По мнению заявителей, вынесенный нормативный правовой акт от дата. противоречит статьям 35, 36 и 40 Конституции Российской Федерации, ст. 209, 263,288 ГК РФ, так как с учетом сложившейся правоприменительной практики данный нормативный правовой акт допускает принудительный выкуп земельного участка и расположенного на нем жилого дома застройщиком, заключившим с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории.

Суд считает, что обжалуемый нормативный правовой акт не нарушает прав заявителей, как собственников земельных участков и находящихся на них жилых домов, так как данный нормативный правовой акт регулирует те отношения, участником которого заявители не являются.

Данное положение нашло подтверждение в Определении Конституционного Суда РФ от датаг. № ----- «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав частями 3,4 и 5 статьи 46.1 и частью 6 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ.

Из содержания Определения Конституционного Суда РФ от датаг. № -----О следует следующее:

«Оспариваемые положения части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют условия принятия решения о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, и как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, не распространяются на собственников индивидуальных жилых домов, иными словами, они регулируют отношения, участником которых ФИО1 не является.

Развитие застроенной территории не исключает отчуждение как указанных в части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилых помещений в многоквартирных жилых домах, так и иных объектов капитального строительства. Такое отчуждение частными собственниками указанных объектов недвижимости, расположенных на застроенных территориях, исходя из смысла оспариваемых положений, должно осуществляться при соблюдении принципа свободы договора в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства.

Положения частей 4 и 5 статьи 46.1 и части 6 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяя объекты, которые могут находиться на застроенной территории, подлежащей развитию, а также устанавливая возможность приобретения прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, в соответствии с гражданским и земельным законодательством, не наделяют лицо, заключившее с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, правом требовать в обязательном порядке заключения договора о выкупе недвижимого имущества, находящегося в частной собственности граждан, на выдвигаемых им в одностороннем порядке условиях.

Таким образом, положения частей 3, 4 и 5 статьи 46.1 и части 6 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлены на защиту имущественных прав собственников как многоквартирных, так и индивидуальных жилых домов».

Кроме того, судом не могут быть во внимание доводы заявителей о том, что администрацией адрес до принятия обжалуемого нормативного правового акта не были проведены публичные слушая по вопросу развития застроенной территории, так как данные доводы заявителей основаны на неправильном толковании норм градостроительного законодательства, проведение публичных слушаний по принятию данного нормативного правового акта закон не предусматривает.

На основании вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении требования заявителей о признании недействующим постановления администрации адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га., ограниченной адрес, адрес» от дата----- со дня его издания.

Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявители также просят отменить постановление администрации адрес от дата. ----- «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» и постановление администрации адрес от дата. ----- «О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата дата

Заявители ссылаются на то, что данные постановления администрации адрес также являются нормативными правовым актами.

Однако данные постановления нормативными правовыми актами не являются, так как не обладают признаками, характеризующими нормативный правовой акт, указанными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата. ----- (ред. от дата) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

По мнению суда, вышеуказанные два постановления администрации адрес носят распорядительный характер.

Из содержания постановления администрации адрес от дата----- «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» следует, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, на основании постановления администрации адрес от датаг. ----- от дата. "О развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адрес", и отчета об определении рыночной стоимости права на заключение договора о развитии застроенной территории ----- от дата., подготовленного ООО ------» Глава администрации адресФИО15 постановил:

«1.Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом провести аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес, адресадрес (далее - Территория).

2.Установить:

- начальную цену права на заключение договора о развитии застроенной территории в размере ------ рублей;

- шаг аукциона в размере ------ рублей;

- сумму задатка в размере ------ рублей;

- срок заключения договора о развитии застроенной территории с победителем аукциона – не ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальной сайте в сети «Интернет»;

- проект договора о развитии застроенной территории площадью ------ га, ограниченной адрес в адрес (приложение)».

Постановлением администрации адрес от дата. ----- « О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата. № дата внесены изменения в приложение к постановлению администрации адрес от дата. ----- «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории».

Постановление администрации адрес от дата----- «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» и постановление администрации адрес от дата. ----- « О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата. № ----- были официально опубликованы в «Вестнике ------адрес» (л.д. ------).

Вышеуказанные постановления не могут быть признаны судом недействующими по доводам заявителей, изложенным в заявлении.

Указанные постановления являются производными постановлениями от постановления администрации адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га., ограниченной адрес, адрес» от дата------, и соответственно не подлежат отмене в виду того, что постановление администрации адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га., ограниченной адрес, адрес» от дата----- соответствует требованиям действующего законодательства.

Постановление администрации адрес от дата----- «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» и постановление администрации адрес от дата. ----- «О внесении изменения в постановление администрации адрес от дата. адрес», как и постановление администрации адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га., ограниченной адрес, адрес» от дата----- не нарушают права и свободы заявителей, не создают препятствий к осуществлению заявителями их прав и свобод; не возлагают на них незаконно какую-либо обязанность и не привлекают их к незаконной ответственности.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований и считает необходимым отказать в их удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований заявления Медведева ФИО23, Гагариной ФИО24, Зерняевой ФИО25, Якимовой ФИО26, Проказовой ФИО27 о признании недействующими постановления администрации адрес «О развитии застроенной территории площадью ------ га., ограниченной адрес, адрес» от дата-----; постановления администрации адрес от дата----- «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории», постановления администрации адрес от дата----- «О внесении изменений в постановление администрации адрес от дата-----» полностью со дня их издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

------

Судья Н.И.Филиппова