дело № 2- 119 /16г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Крымск 14 января 2016 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретаре Тума Э.А.,
с участием прокурора Вербицкий М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации и муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района к администрации муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района и ФИО1 в порядке ст.45, 131 ГПК РФ о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным
У С Т А Н О В И Л:
Крымский межрайонный прокурор Краснодарского края в интересах Российской Федерации и муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района и ФИО1 в порядке ст.45, 131 ГПК РФ о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным.
В обоснование заявленных требований Крымский межрайонный прокурор Краснодарского края указал, что Крымской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзорных полномочий, определённых Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что 02.07.2015 между администрацией муниципального образования Троицкое сельское поселение и ФИО1, без проведения торгов, на основании постановления администрации Троицкого сельского поселения Крымского района от 30.06.2015 № 88 заключён договор купли- продажи земельного участка с кадастровым № находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
В п. 1.1 договора определено, что земельный участок предоставляется под объектом недвижимого имущества (искусственным сооружением) - лесополосой, принадлежащей ФИО1 па основании решения Крымского районного суда от 02.06.2008. Принятое постановление и заключенный впоследствии договор купли-продажи земельного участка Крымский межрайонный прокурор считает незаконными и просит суд признать недействительным ввиду ничтожности договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу<адрес>. справа, заключенного 02.07.2015 между администрацией муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района и ФИО1 и применить последствия признания сделки недействительной в виде аннулирования записи о собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав. Снять с государственного кадастрового учёта поставленный на учёт земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес>. Прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное в Едином государственном сестре прав (ЕГРП) и аннулировать запись о регистрации нрава собственности ФИО1 на данный участок, внесённую в Единый государственный реестр прав.
В судебном заседании помощник Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края Вербицкий М.С. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил суд удовлетворить требования.
От представителя ответчика администрации муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района - ФИО2 в судебное заседание поступило заявление с просьбой провести судебное заседание в его отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела был надлежащим образом уведомлен. Суд определил, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Крымского отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю и ФГБУ ФКП по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела были надлежащим образом уведомлены. Суд определил, рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Крымской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзорных полномочий, определённых Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что 02.07.2015 между администрацией муниципального образования Троицкое сельское поселение и ФИО1, без проведения торгов, на основании постановления администрации Троицкого сельского поселения Крымского района от 30.06.2015 № 88 заключён договор купли - продажи земельного участка с кадастровым №, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес>. В п. 1.1 договора определено, что земельный участок предоставляется под объектом недвижимого имущества (искусственным сооружением) - лесополосой, принадлежащей ФИО1 па основании решения Крымского районного суда от 02.06.2008г.
Суд считает, что принятое постановление и заключенный впоследствии договор купли-продажи земельного участка на законе не основаны на основании следующего.
Понятие сооружения раскрывается в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой сооружением является объект капитального строительства. В силу ч. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства (согласно п. 10 ст. 1 данного Кодекса к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек) осуществляются на основании разрешения на строительство.
При вынесении постановления администрации Троицкого сельского поселения Крымского района от 30.06.2015г. № 88 «О предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес>, орган местного самоуправления сослался, как на основание, на ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
В силу положений п. 6 ч.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора), без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Следовательно, договор купли-продажи земельного участка в порядке указанной нормы (т.е. без проведения торгов) может быть заключён от имени покупателя только лицом, обладающим правом собственности на объект недвижимости.
В судебном заседании установлено, что согласно информации Крымского отдела Росреестра, на момент заключения между администрацией Троицкого сельского поселения и ФИО1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым № находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>. справа, право собственности на какой- либо объект недвижимости на земельном участке за ФИО1 не зарегистрировано, что подтверждается информацией начальника территориального отдела ФГБУ ФКП по Краснодарскому краю за № 85 от 11.08.2015г.
Кроме того, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (вступившей в силу, согласно статье 40 данного закона, 08.12.2006г.) в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения и исключены слова «леса, многолетние насаждения».
Следовательно, с 08.12.2006 леса и многолетние насаждения не являются недвижимыми вещами и не могут участвовать в гражданских правоотношениях в качестве объектов недвижимости.
В соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а также «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359 к подразделу «Насаждения многолетние» относятся все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста.
Как установлено судом, для оформления сделки купли - продажи земельного участка под лесополосой ФИО1 предоставил в орган местного самоуправления технический паспорт от 25.05.2008г. и кадастровый паспорт от 18.04.2008г. на лесополосу по адресу: Крымский район, автодорога Троицкий-Могукоровский, км. 5 + 50 м., как на объект недвижимости.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (вместе с «Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 данного Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В судебном заедании установлено, что представленные ФИО1 технический, а также кадастровый паспорт изготовлены в 2008 году, то есть после того, как из п. 1 ст. 130 - гражданского кодекса Российской Федерации исключено отнесение многолетних насаждений к объектам недвижимого имущества.
Как следует из информации филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация- Краевое БТИ» по г. Крымску и Крымскому району от 12.07.2015, с момента введения в действие Лесного кодекса РФ (201-ФЗ от 04.12.2006г) и изменений в ст. 130 Гражданского кодекса РФ органами технической инвентаризации, инвентаризация многолетних насаждений как объектов недвижимости не осуществляется.
При этом, «в соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество.
В соответствии с ч.5 ст.1 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Таким образом, выполнение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учет многолетних насаждений не возможна.
Как следует из позиции ФАС Северо-Западного округа изложенной в постановлении от 12.10.2006 по делу № А56-25203/2005, недвижимое имущество согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, даже в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», является правовой, а не строительной категорией, поэтому технические паспорта на объекты не являются правоустанавливающими документами, не служат доказательством создания таких объектов в качестве недвижимости, а содержат только описание их фактического состояния.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (редакция от 13.07.2015) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Кроме того, в ч.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ определено, что государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Данное положение согласуется с нормой ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. В указанной норме установлено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной; государственные органы, определённые в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование дарственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
В судебном заседании также установлено, что 02.06.2014 года Крымским межрайонным прокурором принесен протест на постановление администрации Троицкого сельского поселения Крымского района от 20.09.2013 года за № 106 «О присвоении адреса объекту недвижимости, расположенному на территории Троицкого сельского поселения». Основанием для принесения протеста послужило то, что в результате признании сделки купли-продажи, заключенной с АПК «Крымская», у ФИО1 возникло право собственности на лесополосу, которая в силу ст. 77 Земельного кодекса РФ, определяется как состоящая из лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Постановлением администрации Троицкого сельского поселения Крымского района от 20.06.2014 за № 49 протест прокурора удовлетворен и оспоренный правовой акт от 20.09.13г. признан утратившим силу.
По общим правилам, определенным в ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, а также все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013г.) «О государственном кадастре недвижимости» к недвижимым вещам, в отношении которых осуществляется кадастровый учет, также отнесены земельные участки, здания, сооружения, смещения, объекты незавершенного строительства.
Лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений не являются объектами недвижимости и не могут быть предметами адресации.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 (редакция от 24.04.2015г.) «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Таким образом, внесенные в договор купли-продажи земельного участка и в регистрационные записи ЕГРП сведения об адресации земельного участка являются недостоверными.
При совершении сделки нарушен принцип законности, установленный п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», а также п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающие в качестве одного из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном сестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что многолетние насаждения не относятся к числу объектов недвижимого имущества и ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не включены в перечень объектов, собственники которых имеют исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором они расположены, в силу чего, предоставление ФИО1 в собственность земельного участка, как под объектом недвижимости, незаконно.
Таким образом, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>., заключенный 02.07.2015 года между администрацией муниципального образования Троицкое сельское поселение и ФИО1 без проведения торгов, на основании постановления администрации Троицкого сельского поселения Крымского района от 30.06.2015 № 88, является ничтожным, в силу чего, подлежат применению последствия его недействительности, в виде возврата земельного участка в государственную собственность.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района к администрации муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района, ФИО1 в порядке ст.45, 131 ГПК РФ о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, удовлетворить.
Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного 02.07.2015 между администрацией муниципального образования Троицкое сельское поселение Крымского района и ФИО1 недействительным.
Аннулировать запись о праве собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав.
Снять с государственного кадастрового учёта поставленный на учёт земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное в Едином государственном сестре прав.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Крымский районный суд.
Судья: подпись.