ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-119/2014 от 13.02.2014 Каслинского городского суда (Челябинская область)

  Дело №2-119/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации    13 февраля 2014 года        г. Касли       

 Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

 председательствующего судьи Горшениной Е.А.,

 При секретаре Заколяпиной Н.С.

 с участием представителя заявителя Кобелева Д.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

 представителя Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения Терентьевой Т.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы <данные изъяты> городского поселения Фадеева С.Б. к Совету депутатов <данные изъяты> городского поселения об оспаривании решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока предоставления отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Глава <данные изъяты> городского поселения Фадеев С.Б. обратился в суд с заявлением к Совету депутатов <данные изъяты> городского поселения об оспаривании решения № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об установлении срока предоставления отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ которым Совет депутатов обязал главу <данные изъяты> городского поселения отчитаться перед депутатами Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения и населением до ДД.ММ.ГГГГ.

 В судебное заседание заявитель глава <данные изъяты> городского поселения Фадеев С.Б., не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Представитель заявителя Раздрогина Е.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее поясняла, решение Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, является ненормативным правовым актом. Представительный орган <данные изъяты> городского поселения не вправе издавать постановления и распоряжения ненормативного характера, в соответствии с которыми будет осуществлять свою деятельность местная администрация. Это является вмешательством в деятельность иных органов местного самоуправления. Имеется не отмененное и не измененное постановление главы <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, которым глава <данные изъяты> городского поселения установил срок ежегодного отчета о его деятельности и деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения перед депутатами Совета депутатов - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ненормативный правовой акт органа местного самоуправления - Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения - принят при отсутствии полномочий указанного органа на принятие ненормативного (процедурного) акта, регулирующего срок предоставления ежегодного отчета. Обязанность главы муниципального образования отчитываться перед избирателями закреплена в Уставе <данные изъяты> городского поселения (п. 7 ст. №), сроки указанного отчета определяются главой муниципального образования самостоятельно, ни Совет депутатов, ни отдельные его представители не обладают правом установления срока такого отчета, указание срока в оспариваемом решении является явным превышением полномочий представительного органа. Принятие оспариваемого решения обусловлено политическими мотивами, и при этом срок, установленный для предоставления отчета является, во-первых, неконкретным, то есть нельзя определить дату, время, когда Совет депутатов будет готов заслушивать отчет главы <данные изъяты> городского поселения (что расценивается как коррупциогенная составляющая данного ненормативного правового акта). Отчет главы за ДД.ММ.ГГГГ был представлен Совету депутатов <данные изъяты> городского поселения ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, установление обязанности по представлению следующего отчета ранее соответствующей даты текущего года является нарушением «ежегодности». Решения Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) - об этом гласит абз. 2 части 4 ст. № Устава <данные изъяты> городского поселения. Не вызывает сомнений тот факт, что оспариваемое решение затрагивает обязанности человека и гражданина - Главы <данные изъяты> городского поселения, соответственно, подлежит опубликованию. Однако само решение содержит указание на вступление в силу с момента принятия, соответственно, является незаконным, противоречащим Уставу <данные изъяты> городского поселения. Указанным решением нарушено право главы <данные изъяты> городского поселения на самостоятельность, право на защиту от необоснованного вмешательства в деятельность Главы муниципального образования, незаконно возложена обязанность по предоставлению отчета перед избирателями в определенный (невозможный и неразумный) срок. Просила суд обязать Совет депутатов <данные изъяты> городского поселения устранить нарушение прав и свобод человека и гражданина - главы <данные изъяты> городского поселения Фадеева С.Б. - путем отмены решения Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока предоставления отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ».

 Представитель заявителя Кобелев Д.Н., действующий на основании доверенности № (л.д.79) в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что Советом депутатов был установлен главе <данные изъяты> городского поселения срок для предоставления ежегодного отчета до ДД.ММ.ГГГГ. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, так как при вынесении решения Совет депутатов вышел за пределы своих полномочий. Просит суд отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения Терентьева Т.М., с заявленными требованиями не согласилась, в обоснование доводов указала, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со ст. 36 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Как разъяснил 22 января 2014 года Комитет Государственной Думы РФ, установление срок предоставления отчета главой поселения, возлагается исключительно на представительный орган местного самоуправления. Процедура принятия решения не нарушена. Принятое решение не ущемляет прав или свобод должностного лица - главы <данные изъяты> городского поселения Фадеева С.Б. ни как гражданина, ни как выборного должностного лица. Права либо свободы указанным решением не были нарушены. Он продолжает осуществлять свои полномочия. И оспариваемое им решение Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения не препятствует этому. Процедура принятия решения соблюдена и соответствует Регламенту Совета депутатов. На заседании Совета присутствовало необходимое количество депутатов, каждый из них имел возможность выразить свое мнение по обсуждавшемуся вопросу путем голосования, что и было сделано. Не согласилась с мнением заявителя, что принятие оспариваемого решение обусловлено политическими мотивами с коррупциогенной составляющей, так как заявитель не доказал в заявлении, что оспариваемый акт имеет признаки коррупции. Просила суд в удовлетворении требований главы <данные изъяты> городского поселения Фадеева С.Б. об отмене решения Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № отказать в полном объеме.

 Выслушав мнения участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, исследовав все материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности суд приходит к убеждению, что требования главы <данные изъяты> городского поселения к Совету депутатов <данные изъяты> городского поселения удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

 В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

 В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления" при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 1, 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

 По смыслу части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ особенностью ежегодного отчета, представляемого главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных главе органов. В то же время в отчете должны находить отражение и выполняемые главой функции высшего должностного лица муниципального образования, а также функции по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

 В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что Фадеев С.Б. является главой <данные изъяты> городского поселения и исполняет свои обязанности с ДД.ММ.ГГГГ.

 Также в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на очередном заседании Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения второго созыва принято решение № «Об установлении срока предоставления отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ». Указанным решением установлено, что ежегодный отчет главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ перед избирателями и депутатами Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения до ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступает в силу со дня его принятия (л.д.6).

 На основании решения Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О правовых актах Совета депутатов и Главы <данные изъяты> городского поселения». Согласно статье 21 Положения, решение Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ является иным документом ненормативного характера.

 Решением Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Устав <данные изъяты> городского поселения, который определяет наименование муниципального образования, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, формы и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, а также иные вопросы организации местного самоуправления.

 Согласно статье № Устава, Совет депутатов является постоянно действующим коллегиальным органом <данные изъяты> городского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Совет депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по мажоритарной избирательной системе, и осуществляет свои полномочия в случаях избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

 Статья № Устава закрепляет полномочия Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения. Так в пункте № статьи № Устава указано, что Совет депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы поселения о результатах его деятельности, деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных советом депутатов.

 Протоколом заседания постоянной комиссии по промышленности, строительству, ЖКХ, транспорту, связи, энергетике и местному самоуправлению Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о вынесении на рассмотрение Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения проекта решения Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения «Об установлении срока предоставления отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ», за что проголосовало «за»-<данные изъяты>, «против»-<данные изъяты>, «воздержались»-0 (л.д.20-21).

 Как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ очередного заседания Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения второго созыва Совет депутатов решил, установить срок ежегодного отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ перед избирателями и депутатами Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения до ДД.ММ.ГГГГ, за что проголосовало «за»-<данные изъяты>, «против»-<данные изъяты>, «воздержались»-<данные изъяты>

 В оспариваемом решении № от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов обязал отчитаться главу перед избирателями в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Как пояснила в судебном заседании представитель Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения Терентьева Т.М., основанием для этого послужило обращение граждан (л.д.63-65), которые были зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции (л.д.82,65).

 В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

 По смыслу статьи 33 указанного Федерального закона право населения контролировать и получать отчет о деятельности главы муниципального образования представляет собой одну из форм осуществления местного самоуправления, которая гарантируется государством в порядке части 4 статьи 3 этого же Федерального закона.

 При этом способы и формы реализации права населения муниципального образования на участие в осуществлении местного самоуправления федеральными законами не установлены. Эти вопросы регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 7 статьи № Устава <данные изъяты> городского поселения, глава поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов. Глава поселения отчитывается перед избирателями о своей деятельности, не реже двух раз в год, во время встреч с ними, через средства массовой информации, а также использует другие формы отчета.

 В соответствии с п.1 № Устава <данные изъяты> городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения ДД.ММ.ГГГГ № депутат Совета депутатов представляет интересы своих избирателей и всего населения <данные изъяты> городского поселения.

 На основании вышеизложенного, с учетом, что ни Закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни Устав <данные изъяты> городского поселения не содержат прямо заключенных полномочий Совета депутатов обязать главу отчитаться перед избирателями, но при этом глава поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов, обязанность отчитаться перед избирателями закреплена в Уставе <данные изъяты> городского поселения, суд не усматривает нарушений прав главы <данные изъяты> городского поселения.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого глава должен отчитаться о совей деятельности и деятельности администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ принято в установленном порядке и в пределах своей компетенции и не противоречит действующему законодательству.

 Довод представителя заявителя Кобелева Д.Н., что имеется постановление главы <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, которым глава установил срок предоставления ежегодного отчета главы о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения перед депутатами Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения ДД.ММ.ГГГГ, не принимается судом, поскольку глава не обладает полномочиями для установления срока предоставления отчета перед Советом депутатов.

 Довод стороны заявителя, что главу обязывают отчитаться перед Советом депутатов дважды в год признается судом несостоятельным, поскольку решением № от ДД.ММ.ГГГГ главе необходимо отчитаться за ДД.ММ.ГГГГ что не противоречит закону, тот факт, что за ДД.ММ.ГГГГ глава отчитался ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, за ДД.ММ.ГГГГ должен отчитаться не ранее ДД.ММ.ГГГГ, основан на неправильном толковании норм права. Оспариваемым решением глава должен в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчитаться перед избирателями и депутатами Совета депутатов о своей деятельности и деятельности администрации за ДД.ММ.ГГГГ Сведений о том, что глава исполнил данное решение и представил отчет о своей деятельности и о деятельности администрации за ДД.ММ.ГГГГ заявителем не представлено.

 Заслуживает внимание возражение представителя Совета депутатов Терентьевой Т.М., что стороной заявителя ни приведено ни одного доказательства, ни одной ссылки на нормативный правовой акт, где отчет главы муниципального образования перед представительным органом местного самоуправления возможен только после завершения формирования и оценки исполнения бюджета за истекший год.

 Не нашли своего подтверждения доводы представителя заявителя, что вынесенное решение обусловлено политическими мотивами, так как Совет депутатов действовал в рамках предоставленных ему Законом, Уставом и Регламентом полномочий.

 В соответствии с частью 1 статьей 53 «Положения о правовых актах Совета депутатов и главы <данные изъяты> городского поселения» решения Совета депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). В судебном заседании было установлено, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ не затрагивает права, свободы и обязанности главы <данные изъяты> городского поселения, так как глава поселения как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом поселения о результатах своей деятельности, по указанным выше основаниям довод заявителя, что оспариваемое решение подлежит опубликованию (обнародованию), не принимается судом.

 В связи с изложенным суд приходит к убеждению, что Советом депутатов <данные изъяты> городского поселения решение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока предоставления отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с Уставом <данные изъяты> городского поселения, Регламентом и Законом №131-ФЗ полномочиями, процедура принятия решения не нарушена, кворум имелся, глава <данные изъяты> городского поселения присутствовал на заседании, оспариваемое решение принято большинством числом депутатов, присутствовавших на Совете депутатов, принятое решение не нарушает права и законные интересы главы <данные изъяты> городского поселения Фадеева С.Б.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Решение Совета Депутатов <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока предоставления отчета главы <данные изъяты> городского поселения о его деятельности и о деятельности администрации <данные изъяты> городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ» оставить без изменения, а жалобу Фадеева С.Б. без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

 Председательствующий судья-Е.А.Горшенина

 Решение вступило в законную силу.