ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-119/2016 от 07.06.2016 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело№2-119/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 июня 2016 года г.п. Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Кадырова И.К.,

при секретаре судебных заседаний Ухановой М.А.,

с участием представителя ответчика Государственного предприятия Чукотского автономного округа «ЧукотАВИА», действующей по доверенности б/н от , Болотиной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Желобицкой М.В. к Государственному предприятию Чукотского автономного округа «ЧукотАВИА» об обязании производить оплату компенсации за питание при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению в размере ста процентов, взыскании суммы недополученной компенсации за питание по поисково-спасательному обеспечению и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Желобицкая М.В. обратилась в Анадырский районный суд с иском к Государственному предприятию «ЧукотАВИА» (далее по тексту ГП ЧАО «ЧукотАВИА») с требованиями указанными во вводной части решения.

В обоснование исковых требований истец указала, что работает в ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в должности . В составе экипажа воздушного судна истец периодически осуществляет дежурства по поисково-спасательному обеспечению (далее ПСО) или находится в резерве. Пребывание на дежурстве и в резерве происходит в месте жительства. Дежурства осуществляются круглосуточно в течение 12 часов за каждую смену. План полётов и дежурств утверждается работодателем. До 01 марта 2016 года ответчиком время дежурства учитывалось из расчёта 6-ти часов (50% фактического времени дежурства) и компенсация осуществлялась из расчёта трёхразового питания в размере 700 рублей за дежурство. Коллективным договором ГП ЧАО «ЧукотАВИА», вступившим в силу 01 марта 2016 года, учитываемое рабочее время за дежурство уменьшено до 3-х часов (из расчета 25% фактического времени дежурства) против установленных раннее 6-ти часов, иные изменения в договоре отсутствуют. 25 февраля 2016 года ответчиком утверждено, а с 01 марта 2016 года введено в действие Положение о возмещении расходов за питание членам экипажа воздушных судов авиационной эскадрильи ГП ЧАО «ЧукотАВИА» (далее Положение), которым порядок компенсации затрат на питание ставится в зависимость от продолжительности рабочего времени. В пункте I «За дежурство по ПСО» Положения указано, что компенсация производится из расчёта 30% суточного рациона (одноразовое питание) в сумме , что противоречит п.4 Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.09.2002 №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов», в котором указано, что при нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурствах (поисковые и аварийно-спасательные работы, санитарные задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости от продолжительности рабочего времени: до 4 часов - одноразовое питание; от 4 до 8 часов - двухразовое питание; свыше 8 часов - трехразовое питание. Обеспечение питанием экипажей воздушных судов, находящихся в резерве или на дежурстве, связано с фактической, а не засчитываемой продолжительности рабочего времени. Время дежурства экипажа в резерве – это время, в течение которого члены экипажа находятся в постоянной готовности к выполнению полетного задания. Пункт 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 №139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ», регулирует режим рабочего времени во время пребывания на дежурстве и в резерве, направлен для контроля рабочего времени члена экипажа в учетный период и оплаты труда, но не имеет отношения к иным выплатам, в частности, к возмещению расходов на питание. Возмещение расходов на питание при нахождении на дежурстве является социальной гарантией, улучающей положение летного состава, и снижение данной гарантии не допускается исходя из того, что трудовое законодательство не допускает ухудшение положения работника по сравнению с существующими нормами без внесения соответствующих изменений уполномоченным органом.

С учетом последующих уточнений исковых требований, истец просит суд: обязать ГП ЧАО «ЧукотАВИА» при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению производить выплату компенсации за питание в размере ста процентов; взыскать с ответчика ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в пользу истца сумму недополученной компенсации за питание по поисково-спасательному обеспечению в размере за период с по ; взыскать компенсацию морального вреда в размере .

Истец Желобицкая М.В., уведомленная о времени и месте судебного заседания с помощью СМС-сообщения, и её представитель в суд не явились. В заявлении, поступившем в суд 05.05.2016, истец просит независимо от даты назначения, рассмотреть дело в её отсутствие. В удовлетворении ходатайства истца об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании её представителя, поступившем в суд 06.06.2016, отказано.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Желобицкой М.В. и его представителя.

Представитель ответчика Болотина Е.Л. исковые требования истца не признала. Пояснила, что Коллективный договор ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год утвержден на конференции трудового коллектива и вступил в силу с 01 марта 2016 года. Указанное в коллективном договоре о том, что время пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства засчитывается в рабочее время в размере 25 процентов, соответствует Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 21.11.2005 №139, а размер компенсации за питание в дни полетов и дежурств - Порядку обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденному приказом Минтранса России от 30.09.2002 № 122. С учетом требований ст.162 ТК РФ, где указано, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца, с до истцу время пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства засчитывалось в рабочее время в размере 50 процентов, то есть размере 6 часов, и компенсация выплачивалась исходя из стоимости двухразового питания – . В марте 2016 г. истец пребывал на дежурстве по ПСО 13 дней, ей выплачена компенсация за питание в размере . Считает, трудовые права истца не нарушены, моральный вред не причинен. Просит отказать в удовлетворении иска.

Выслушав представителя ответчика ГП ЧАО «ЧукотАВИА», оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года № 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» с 1 января 2001 года утвержден рацион питания экипажей воздушных судов и установлено, что порядок обеспечения питанием экипажей воздушных судов определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение названного Постановления Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 30 сентября 2002 года № 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов», которым утвержден Порядок обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Согласно пунктам 1, 4 названного Порядка экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания (согласно части 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта). При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине отсутствия специализированных организаций общественного питания допускается возмещение расходов на питание членам экипажа. При нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурствах (поисковые и аварийно-спасательные работы, санитарные задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости от продолжительности рабочего времени: до 4 часов - одноразовое питание; от 4 до 8 часов - двухразовое питание; свыше 8 часов - трехразовое питание.

В соответствии со ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов, Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. №139 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 24, 25, 26 названного Положения в период времени пребывания на дежурстве и в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет. Член экипажа может быть назначен в резерв не более четырех раз за учетный период. Продолжительность времени пребывания на дежурстве и в резерве не может превышать 12 часов в течение непрерывных 24 часов. Время пребывания на дежурстве и в резерве в специально отведенном для этой цели помещении засчитывается в рабочее время полностью, в месте жительства - в размере не менее 25 процентов. В случае вызова члена экипажа из резерва для выполнения полетного задания время дежурства и пребывания в резерве учитывается в рабочем времени учетного периода, но не включается в продолжительность полетной смены.

Таким образом, согласно п.26 вышеуказанного Положения время пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства засчитывается в рабочее время в размере не менее 25 процентов.

По смыслу вышеуказанных правовых норм эксплуатант при нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурстве обязан обеспечить бесплатным рационом питания или возместить расходы на питание членам экипажа в зависимости от продолжительности рабочего времени, а не фактического времени нахождения в резерве, на дежурстве.

Согласно ст.91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Время пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства является иным периодом времени, который в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. №139, относится к рабочему времени.

До 1 марта 2016 года в ГП ЧАО «ЧукотАВИА» действовал Коллективный договор ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2015 год.

В пункте 24 Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2015 год было указано, что время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. Рабочее время зачитывается в размере – 50 процентов. Ночное время при дежурстве с 21.00 до 09.00 местного времени зачитывается в размере 6 часов.

С 1 марта 2016 года в ГП ЧАО «ЧукотАВИА» действует Коллективный договор ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год.

Согласно пункту 5.1.3. Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год администрация обеспечивает нормальный отдых и возмещение расходов на питание членам экипажей ВС в рейсе, эстафете, на оперативных точках, при задержке в рейсе, на запасных аэродромах, а также питание инженерного и технического состава АТБ, работающего на оперативных точках. Калорийность суточного рациона с учетом норм потребления белков, жиров, углеводов обеспечивается не ниже 4000 килокалорий. Размер суточного рациона питания составляет . Компенсация за питание производится в соответствии с приказом Минтранса РФ от 30 сентября 2002 года N 122 в следующих размерах: А) в дни полетов на базе в зависимости от продолжительности рабочего времени: до 3 часов - одноразовое питание (30% от размера суточного рациона); от 3 до 6 часов - двухразовое питание (70% от размера суточного рациона); свыше 6 часов - трехразовое питание (100% суточного рациона). Б) при работе в отрыве от базы - 100% суточного рациона. В) в дни дежурства по ПСО – по приказу Минтранса РФ №122 от 30 сентября 2002 года.

Как усматривается из пункта 13 Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год, коллективный договор имеет 15 приложений, которые являются его составной частью.

В соответствии с пунктом 24 Положения о режиме рабочего и полетного времени экипажей воздушных судов ГП ЧАО «ЧукотАВИА», которое является приложением Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год, время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. Рабочее время зачитывается в размере – 25 процентов. Ночное время при дежурстве с 21.00 до 09.00 местного времени зачитывается в размере 3 часов.

1 марта 2016 года истец уведомлен работодателем о предстоящих изменениях, связанных с зачетом пребывания на дежурстве и в резерве в рабочее время.

Таким образом, условия Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год, в части возмещения работодателем членам экипажей воздушных судов расходов на питание при пребывании на дежурстве и в резерве, а также зачет времени пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства в рабочее время в размере 25 процентов не противоречат нормам трудового законодательства, не снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании Постановления Правительства РФ от 07.12.2001 №861, приказа Минтранса РФ от 30.09.2002 №122, расчета стоимости рациона питания экипажей ВС с 01.03.2016, Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 г, генеральным директором ГП ЧАО «ЧукотАВИА» Т. 25 февраля 2016 года утверждено Положение о возмещении расходов за питание членам экипажа воздушных судов авиационной эскадрильи ГП ЧАО «ЧукотАВИА».

В соответствии с указанным положением, с 1 марта 2016 года при невозможности организации бесплатного питания авиапредприятие компенсирует затраты каждому члену экипажа ВС ГП ЧАО «ЧукотАВИА» за питание в зависимости от продолжительности рабочего времени – за дежурство по ПСО 30% от размера суточного рациона - (одноразовое питание), в том числе оплата питания по норме – ., оплата питания сверх нормы – . В дни полетов: до 3-х часов рабочего времени – 30 % стоимости суточного рациона – . (одноразовое питание), в том числе оплата питания по норме – ., оплата питания сверх нормы – .; от 3-х до 6-ти часов рабочего времени – 70% стоимости суточного рациона – . (двухразовое питание), в том числе оплата питания по норме – ., оплата питания сверх нормы – .; свыше 6-ти часов рабочего времени – 100% стоимости суточного рациона - (трехразовое питание), в том числе оплата питания по норме – ., оплата питания сверх нормы –

В соответствии с требованиями пункта 12 Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» утвержденных приказом Минтранса России от 18 июня 2003 г. №147, в ГП ЧАО «ЧукотАВИА» разработано и утверждено в 2013 году Руководство по производству полетов.

В пункте 26 Руководства по производству полетов ГП ЧАО «ЧукотАВИА» указано, что время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. Рабочее время зачитывается в размере – 50 процентов.

19 мая 2016 года в пункт 26 Руководства по производству полетов ГП ЧАО «ЧукотАВИА» были внесены изменения, согласно которым время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. Ночное время при дежурстве с 21.00 до 9.00 местного времени зачитывается в размере 3 часов.

Согласно ч.4 ст.8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Исходя из требований ч.4 ст.8 Трудового кодекса Российской Федерации, суд при принятии решения считает возможным применить пункт 26 Руководства по производству полетов ГП ЧАО «ЧукотАВИА», действовавший в марте 2016 г. - в период спорных правоотношений, поскольку указанный пункт улучшает положение работников по сравнению с Коллективным договором ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год.

Как следует из материалов дела, Желобицкая М.В., находясь в должности , с по находилась на дежурстве по ПСО 13 раз. Дежурство проходило в месте жительства. Время пребывания на дежурстве зачитывалось в рабочее время в размере 50 процентов, то есть в размере 6 часов. Истцу выплачена компенсация за питание при пребывании на дежурстве исходя из 70% стоимости суточного рациона, то есть . (двухразовое питание) за дежурство, всего .

Размер выплат, установленный ответчиком в качестве компенсации за питание, соответствует требованиям, установленным нормативно-правовыми и локальными нормативными актами, следовательно, требования истца об обязании ГП ЧАО «ЧукотАВИА» при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению производить выплату компенсации за питание в размере сто процентов, о взыскании с ответчика ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в пользу истца суммы недополученной компенсации за питание по поисково-спасательному обеспечению в размере 2730 рублей за период с по ., о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьёй 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам, связанным с рассмотрением гражданского дела, относится государственная пошлина.

Истец Желобицкая М.В. освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, так как заявленные им исковые требования вытекают из трудовых правоотношений.

Из содержания ч. 1 ст. 103 ГПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются в федеральный бюджет с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, принимая во внимание, что судом в удовлетворении исковых требований истцу отказано, государственная пошлина взысканию со сторон не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Желобицкой М.В. к Государственному предприятию Чукотского автономного округа «ЧукотАВИА» об обязании ответчика ГП ЧАО «ЧукотАВИА» производить оплату компенсации за питание при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению в размере ста процентов, взыскании суммы недополученной компенсации за питание по поисково-спасательному обеспечению и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.К. Кадыров

Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2016 года.

Судья И.К. Кадыров