УИД 68RS0№-31
№ (2-2176/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нишуковой Е.Ю., при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> к НО «Фонд капитального ремонта <адрес>» о возложении обязанности по организации капитального ремонта в многоквартирном доме,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском, в котором, с учетом последующего уточнения, указал, что была проведена прокурорская проверка по обращению жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> части переноса срока капитального ремонта фасада дома. В результате проверки установлено, что на фасаде многоквартирного дома имеются множественные дефекты межпанельных швов, имеется некачественная заделка швов, визуально устанавливаются сколы и трещины в покрытии, визуально усматривается арматура. Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена проектная документация по капитальному ремонту многоквартирного дома на сумму 86 819 774 рублей. Копии данного протокола были направлены в НО «Фонд капитального ремонта <адрес>» и МКУ «<данные изъяты>». Просит суд обязать ответчика организовать работы по проведению капитального ремонта фасада многоквартирного дома по вышеназванному адресу, согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденной сметной документации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, МКУ " <данные изъяты>", ООО "<данные изъяты>", Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) <адрес>; Комитет жилищно – коммунального хозяйства администрации <адрес>, а также ФИО12 (лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений МКД участвовать в приемке работ по капитальному ремонту фасада, в подписании соответствующих актов; председатель общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес>ФИО2 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ поступал в орган, компетентный на тот момент в организации капитального ремонта, а именно в МКУ «<данные изъяты>». Об этом свидетельствует дополнительное соглашение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ, которым в п. 1 договора были внесены изменения: из договора исключили стоимость капитального ремонта, оставили стоимость работ на подготовку проектно-сметной документации. Данное обстоятельство также подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении, составленном ФАС в отношении МКУ «Дирекция жилищных услуг», в котором отражено, что протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ в МКУ поступил.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, поддержав письменный отзыв (т. 1 л.д. 105-108). В отзыве указала, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в программу капитального ремонта постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Капитальный ремонт фасада дома был запланирован на 2019-2021 г.<адрес> фонда капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется на счете регионального оператора (в общем "котле"). ДД.ММ.ГГГГ между региональным оператором и администрацией <адрес> был заключен договор о передаче функций технического заказчика администрации <адрес>, в соответствии с которым администрация взяла на себя обязательства по реализации мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта. В последующем, администрация <адрес> в соответствии с пунктом 1.4. указанного договора делегировала свои функции МКУ «Долговой центр» путем вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден краткосрочный план реализации в 2019-2021 г.г. региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на период 2014-2043 г.г., согласно которому срок выполнения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома - декабрь 2022, предельно допустимая стоимость - 29 380 397, 00 руб.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято решение о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме. По результатам электронных торгов - ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «<данные изъяты>» (ранее - МКУ «Долговой центр») и подрядной организацией ИП ФИО11 был заключен договор № на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по капитальному ремонту фасада на общую сумму 29 380397, 00 руб. В рамках указанной суммы планировалось выполнение капитального ремонта фасада: ремонта межпанельных швов, замена окон в местах общего пользования. Однако собственников многоквартирного дома капитальный ремонт фасада в запланированном объеме не устроил. На встречах с подрядной организацией, без составления каких-либо документов собственники помещений МКД настояли на разработке проектно-сметной документации с утеплением фасада. Что привело к увеличению стоимости капитального ремонта до 86 819774, 00 руб. При сложившихся обстоятельствах подрядная организация отказалась от выполнения ремонта фасада. Поэтому дополнительным соглашением № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ремонт фасада многоквартирного дома был исключен из предмета договора. По состоянию на май 2023 года собственниками многоквартирного дома собрано 26 млн руб.; проведено работ за счет собственников на сумму 40 млн. руб.; баланс на счете многоквартирного дома имеет отрицательный показатель - минус 13 млн. руб., планируемая сумма сбора за период действия программы (30 лет) составит 119 млн. руб. Таким образом, проведение капитального ремонта фасада с утеплением без увеличения сбора взноса на капитальный ремонт не оставляет шансов собственникам провести остальные виды работ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Фонда не поступал.
В дополнение к отзыву – представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании пояснила, что проведение аукциона и заключение договора на выполнение подрядных работ свидетельствуют о принятии мер по организации капитального ремонта. По результатам электронных торгов был определен победитель, который был согласен выполнить определенный перечень работ на сумму 29 000 000 руб. Эта сумма планировалась для выполнения капитального ремонта фасада и межпанельных швов, замены окон в местах общего пользования. Однако на встрече собственников с подрядной организацией собственники настояли на проведении такого капитального ремонта, который привел к увеличению суммы до 86 000 000 руб. При такой ситуации подрядчик отказался от выполнения работ, и вопрос о проведении капитального ремонта остается открытым. Фонд не отказывается идти на компромисс с собственниками и предлагал им провести общее собрание на предмет увеличения размера платежа на капитальный ремонт (для того, чтобы провести его на ту сумму, которую они определили). Но они настаивают на том, что необходимо провести капитальный ремонт с утеплением фасада. Однако работы по утеплению фасада не уложатся в 26 000 000 руб. Фонд не может действовать в противоречии с постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому не отказывается от проведения работ в том объеме, в каком на него возложено
данным постановлением. С 2023 года функции технического заказчика исполняет Фонд; на МКУ «Дирекция жилищных услуг» остались только гарантийные обязательства. До указанного времени Фонд занимался только финансированием. Если программа не выполнена МКУ «Дирекция жилищных услуг», то в настоящее время она должна быть выполнена Фондом. Но денежные средства будут расходоваться с учетом принципа возвратности. Кроме того, Фонд взаимосвязан с УФК по <адрес>, которое их проверяет. Денежные средства имеют целевое назначение, то есть они могут быть потрачены только на проведение капитального ремонта. В рамках контракта о проведении капитального ремонта фасада дома Фондом была оплачена смета на ту сумму, которая указана в контракте. Тех. заказчики должны были донести до собственников информацию по видам работ, стоимости работ и также определить - кто какую работу будет принимать.
В судебном заседании второй представитель ответчика по доверенности ФИО4 пояснила, должен соблюдаться принцип возвратности. Деньги принадлежат всем собственникам <адрес>. И если какой-то один дом выйдет за пределы возвратности, то будут нарушены права других собственников. Администрацией <адрес> на основании ч. 1 ст. 189 ЖК РФ было вынесено постановление о проведении капитального ремонта. На тот момент решение собственников помещений о проведении капитального ремонта в органах местного самоуправления отсутствовал протокол. Вины Фонда в том, что ремонт до настоящего времени не проведен, нет.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства ТЭК и ЖКХ <адрес>ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав письменный отзыв (т. 2 л.д. 54-58). Указал, что в связи с отсутствием протокола общего собрания собственников многоквартирного дома - решение о проведении капитального ремонта в указанном многоквартирном доме было принято постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. По результатам электронных торгов был заключен договор на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома на общую сумму 29 380 397,00 руб.
Согласно отчету базы данных Фонда капитального ремонта <адрес> по состоянию на октябрь 2023 года - собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оплачено взносов на капитальный ремонт в сумме 29 278 379,94 рублей из начисленных 30 375380,29 рублей; задолженность по оплате взносов составляет 1 097,000 рублей. В 2018 году в многоквартирном доме в рамках капитального ремонта была проведена замена лифтового оборудования за счет средств собственников на сумму 31 905 700,74 рублей. С учетом суммы оплаченных собственниками взносов на капитальный ремонт и стоимости проведенных работ по состоянию на октябрь 2023 год на счете многоквартирного дома сложился отрицательный баланс - 11 441439,90 рублей. Прогнозируемый сбор взносов на капитальный ремонт к 2043 году, согласно отчету Фонда, составит 120 185 873,54 руб. Поэтому без соответствующего увеличения размера взноса на капитальный ремонт проведение в настоящее время капитального ремонта фасада с утеплением лишает возможности провести остальные виды работ в рамках программы капитального ремонта, в том числе - ремонт крыши, инженерных систем, подвальных помещений. Постановлением администрации Тамбовской области № 926 стоимость работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома определена в 29 380 397,00 руб. Предложений о корректировке краткосрочного плана в части изменения стоимости ремонта фасада многоквартирного дома с 29 380 396,50 руб. на 86 819 774 руб. с подтверждающими документами от администрации города Тамбова не поступало. Поэтому оснований для выполнения работ по капитальному ремонту фасада указанного многоквартирного дома, согласно протоколу общего собрания собственников помещений данного дома, не имеется.
В дополнение к отзыву ФИО5 в судебном заседании пояснил, что Министерство выполняет функции формирования и реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес>. От органов местного самоуправления в Министерство ежегодно поступает заявка с перечнем домов, суммами, сроками капитального ремонта. Министерство формирует предложенные в заявке мероприятия в одну программу, которую утверждает <адрес>. Заявку оформляют либо письмом, либо по форме из программы. Если изменяется сумма, то должны указать другую сумму и, например, пояснить: «данная сумма меняется в связи с необходимостью проведения таких-то работ; средства на указанное увеличение сэкономили и перенесли сюда». Общие собрания собственников помещений МКД проводятся по предложению регионального оператора либо управляющей компании - за полгода до того года, когда должен проводиться капремонт. Затем протокол общего собрания в течение 10 дней передается в управляющую компанию, которая в течение 5 дней должна передать протокол в орган государственного жилищного надзора на хранение. В данном случае протокол общего собрания собственников МКД от декабря 2022 года в Министерство поступал, хотя он не должен был направляться туда. Комитет направил им заявку по данному дому, но только для корректировки сроков проведения капитального ремонта. Увеличение объема средств в заявку не входило. Увеличение стоимости работ до 86 миллионов рублей было инициативой собственников дома. Собственники сказали, что им не нужен ремонт швов, они хотят утепление фасада, который они должны делать за свой счет. Проектно-сметная документация на 29 380 397,00 руб. прошла проверку, расценки - соответствуют; есть акт приемки работ. Фонд направил деньги для оплаты проектно-сметной документации. Региональный оператор работает только на основании региональной программы, а не на основании протокола.
В судебное заседание представитель третьего лица МКУ "<данные изъяты>" не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ФИО6 пояснял, что МКУ осуществляло функции технического заказчика с 2017 года по декабрь 2022 года – с правом заключения договоров на проведение капитального ремонта, с гарантийными обязательствами. У Фонда была обязанность по оплате кап. ремонта после того, как МКУ в своей части приняло бы эти работы. Но существовала такая практика и, наверное, существует до настоящего времени, что капитальный ремонт нужно проводить с учетом мнения собственников. По данному дому произошла такая ситуация, что изначально в постановлении был заложен ремонт фасада. Подрядчик вышел на участок, чтобы понять фронт работ. Изначально был разговор о ремонте межпанельных швов в этом доме. Но собственники заявили о других видах работ. На что подрядчик (индивидуальный предприниматель) сказал, что разработает проектную документацию. Он разработал, и стоимость работ получилась 86 миллионов рублей. В связи с этим жители дома провели в декабре 2022 года общее собрание и составили протокол, установив, что срок капитального ремонта фасада необходимо перенести на 2023 год. Насколько ему известно, индивидуальный предприниматель не отказался выполнять капитальный ремонт дома. Просто невозможно было провести ремонт на ту сумму, которая определена постановлением Правительства области. За 26 млн. рублей ничего хорошего не будет сделано. Это не решит проблемы. В постановлении есть такое условие, что собственники могут менять вид работ. Поскольку на данный момент функции технического заказчика по капитальному ремонту возложены на Фонд капитального ремонта, то он не видит препятствий в том, чтобы они выходили на контакт с руководством области или вносили корректировку в эту программу. На них возложена полная ответственность по проведению капитального ремонта. Смета разрабатывалась в 2022 году. Сейчас тот вид работ, который был указан в смете, выполнить за эти деньги невозможно. Полностью поддерживает предложение собственников по проведению капитального ремонта, утвержденного общим собранием.
В судебном заседании представитель представителю третьего лица ООО "<данные изъяты>" ФИО7 поддержал исковые требования прокурора, пояснив, что у Комитета жилищного хозяйства администрации <адрес> была информация о протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ; он к ним поступал, и об этом есть ответ комитета о том, что протокол передан в Управление ТЭК ЖКХ <адрес> - для принятия дальнейшего решения. Министерство ТЭК и ЖКХ должно были рассмотреть его и принять соответствующее решение.
В судебном заседании третье лицо ФИО12 настаивал на удовлетворении исковых требований прокурора, пояснив, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства проинформировал его о том, что соответствующее письмо в Министерство ТЭК и ЖКХ было направлено. Протокол общего собрания был составлен в трех экземплярах, одни из которых был направлен в Комитет ЖКХ. Руководитель Комитета вел работу по разработке проектной документации, по проведению собрания, по срокам мероприятий. Отказа в приеме документов не было. Второй экземпляр был при свидетелях передан руководителю НО - «Фонд капитального ремонта». Руководитель сказал им, что не были переданы бюллетени, объявления о проведении собрания, но протокол был передан в присутствии других людей. Бюллетени были. Они были сданы в муниципалитет. Срок проведения собрания был перенесён по просьбе руководителя Фонда капитального ремонта, которому нужно было время для того, чтобы сверить суммы. Руководитель Комитета ЖКХ администрации <адрес> сказал ФИО11 разработать проектно-сметную документацию с учетом утепления фасада, а собственникам - организовать после разработки проектно-сметной документации общее собрание, утвердить сметную стоимость, порядок проведения работ по годам. После разработки проектно-сметной документации собственники провели общее собрание и приняли решение о стоимости, сроках проведения, составе работ и другим вопросам, необходимым для проведения капитального ремонта. Решение о переносе сроков капитального ремонта может принять только собственник. Собственники не принимали решения о переносе сроков. Утепление фасада дома должно быть проведено. В программе стоят утепление и ремонт фасада. Когда в 2016-2018 г.г. в их доме, согласно программе, меняли лифты, они обеспечили возвратность средств.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты><адрес> по доверенности ФИО8 пояснила, что ежегодно до 1 апреля из Министерства ТЭК и ЖКХ приходит бланк заявки, которую комитет заполняет, если есть какие-то изменения в программе в части суммы, какой-то муниципальной поддержки. В этом случае комитет вносит корректировки и направляет её обратно в Министерство ТЭК и ЖКХ. В отношении данного дома заявок на изменение в части суммы комитет не направлял. Протокол не будет являться основанием для изменения суммы по региональной программе. При заполнении заявки комитет соотносит те денежные средства, которые поступили из Фонда кап. ремонта, и разносит их по назначению. Комитет распределяет денежные средства в зависимости от объема средств на счете. И потом - с учетом последующей разработки проектно-сметной документации идет выполнение конкретных работ.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) <адрес>ФИО9 оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, представив на обозрение суда подлинник протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, который находится на хранении в министерстве.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 15 ноября 2013 г. N 1312 "О создании некоммерческой организации - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" - Фонд создан в целях создания условий для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области.
Исходя из положений статей 170, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда. Фонд капитального ремонта формируется, в том числе - за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013 г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета;
3) осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в случае если данные функции не возложены на органы местного самоуправления и (или) муниципальные бюджетные учреждения в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 настоящего Закона;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе средств государственной поддержки, муниципальной поддержки;
5) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Таким образом, закон возложил на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» обязанность в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, если он является владельцем счета, на котором формируется фонд капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе - принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4).
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7).
Судом установлено, и подтверждалось в судебном заседании представителем ответчика, что формирование фонда капитального ремонта многоквартирного <адрес> осуществляется на счете регионального оператора.
Постановлением администрации Тамбовской области от 25 ноября 2013 г. № 1359 «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов» (официально опубликован на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (http://www.tamlife.ru) многоквартирный дом по вышеназванному адресу включен в региональную программу капитального ремонта (пункт 4806 в разделе I постановления), с установлением срока утепления и ремонта фасада дома - 2019-2021 г.г.
Тем же постановлением утвержден Порядок разработки и утверждения краткосрочных региональных планов реализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов, в соответствии с которым: региональный план реализации Программы капитального ремонта формируется управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - уполномоченный орган) на основании предложений органов местного самоуправления и утверждается администрацией области (пункт 4);
в региональный план реализации Программы капитального ремонта включаются, в том числе - стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пункт 6.5.3); размер государственной, муниципальной поддержки на софинансирование капитального ремонта по каждому многоквартирному дому в случае, если соответствующие средства предусмотрены в бюджете Тамбовской области, местных бюджетах (пункт 6.5.4);
орган местного самоуправления не позднее 01 апреля года, предшествующего плановому периоду на который утверждается региональный план реализации Программы капитального ремонта, направляет в уполномоченный орган предложения с указанием сведений, предусмотренных подпунктом 6.5.4 (в части средств муниципальной поддержки) настоящего Порядка (пункт 10);
уполномоченный орган на основании поступивших от органов местного самоуправления предложений, а также с учетом сведений, предусмотренных подпунктом 6.5.4 настоящего Порядка (в части средств государственной поддержки), формирует и представляет в установленном порядке на утверждение в администрацию области региональный план реализации Программы капитального ремонта (пункт 11);
региональный план подлежит актуализации по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внесение изменений в региональный план реализации Программы капитального ремонта осуществляется по предложениям органов местного самоуправления (пункт 12).
ДД.ММ.ГГГГ между НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» и администрацией <адрес> был заключен договор, в соответствии с которым (с учетом дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ) региональный оператор передал администрации <адрес> функции технического заказчика в соответствии с региональной программой и краткосрочным планом её реализации (т. 1 л.д. 114-118, 119-120).
Впоследствии, в соответствии с постановлением от 29 декабря 2015 г. № 9554 администрация возложила исполнение обязанности технического заказчика на МКУ «Долговой центр» (в настоящее время МКУ «Дирекция жилищных услуг») - т. 1 л.д. 121-122.
Постановлением администрации Тамбовской области от 13 сентября 2018 г. № 926 (опубликован в общем доступе) был утвержден краткосрочный план реализации в 2019-2021 годах региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на период 2014 - 2043 годов (т. 1 л.д. 125-128).
В пункте 4.1 вышеназванного постановления многоквартирный <адрес> (1986 года постройки) под № был включён в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в 2021 году, и в краткосрочный план реализации Программы капитального ремонта многоквартирных домов. Срок исполнения работ по ремонту фасада был установлен – декабрь 2022 года.
В пункте 4.2 постановления 4.2. «Реестр многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в 2021 году и которые включены в краткосрочный план реализации Программы капитального ремонта многоквартирных домов, по видам ремонта» отражено, что 29 380 397,00 руб. определены на ремонт фасада МКД.
ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор МКУ «<данные изъяты>» направил в суд пояснения, в которых указал, что в марте 2022 года собственники <адрес>, в лице старшего по дому ФИО12, передали в МКУ «Дирекция жилищных услуг» протокол общего собрания с решением о проведении капитального ремонта фасада вышеуказанного дома. Однако в переданном протоколе количество собственников проголосовавших площадью помещений за проведение работ по капитальному ремонту фасада дома составило вместе с муниципальными квартирами 35 % голосов от жилой площади МКД. Поскольку собранного количества голосов не хватило для принятия положительного решения о проведении капитального ремонта фасада в <адрес>, то МКУ «Дирекция жилищных услуг» вернуло протокол собственникам для доработки. После чего администрацией <адрес> было принято решение в виде постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении капитального ремонта фасада (т. 2 л.д. 24-25, 26, 27).
В этой связи в материалах дела имеется копия письма директора МКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного председателю комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, в котором он просит принять решение о проведении капитального ремонта, в том числе – в многоквартирном <адрес>, поскольку собственники дома не приняли соответствующего решения (т. 2 л,<адрес>).
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было решено провести капитальный ремонт общего имущества, в том числе – в многоквартирном доме по <адрес> (фасад) до ДД.ММ.ГГГГ Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> было поручено уведомить собственников многоквартирного дома и Фонд капитального ремонта <адрес> о принятом решении в течение пяти дней с даты принятия настоящего постановления (т. 1 л.д. 129).
Таким образом, решение о проведении капитального ремонта фасада в многоквартирном <адрес> в соответствии с региональной программой было принято органом местного самоуправления в лице администрации <адрес> (в силу части 6 статьи 189 ЖК РФ).
По итогам электронного аукциона - 28 июня 2022 г. между МКУ «<данные изъяты>» (техническим заказчиком) и ИП ФИО10 (подрядчиком) был заключен договор № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации капитального ремонта фасада в многоквартирном <адрес>. Срок разработки проектно-сметной документации – 30 календарных дней с даты заключения договора; производство строительно-монтажных работ (ремонт фасада) - в срок до ДД.ММ.ГГГГ Цена договора - 29 380397,00 руб. (т. 1 л.д. 130-136).
Установлено, что ИП ФИО10 разработал локальный сметный расчет, исходя из той стоимости, которую уполномоченный орган определил в краткосрочным плане (29 380397, 00 руб.). Однако строительно-монтажные работы по ремонту фасада в МКД так и не были произведены.
В этой связи представитель Фонда пояснила, что проведению ремонта препятствует позиция собственников помещений МКД, настаивающих на проведении ремонта, исходя из того объема работ, который они утвердили решением общего собрания от 4 декабря 2022 г. Изучив в этой части доводы сторон, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
В пункте 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть, определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации в компетенцию общего собрания входит, в том числе принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не менее, чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Об этом же указано в части 3 статьи 18, пункте 1 части 2 статьи 26 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013 г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области".
Таким образом, в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 18 настоящего Закона, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта.
В соответствии с частью 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
В свою очередь, частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В процессе рассмотрения дела суду не представлены доказательства того, что региональный оператор в лице Фонда исполнил обязанность по направлению собственникам в установленный срок (не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт фасада в соответствии с региональной программой капитального ремонта) предложений о сроке начала капитального ремонта, о перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта. Поэтому суд исходит из того, что данное право собственников помещений МКД № по <адрес> было нарушено, и они лишились возможности в установленный срок принять на общем собрании соответствующее решение.
В судебном заседании представитель МКУ «<данные изъяты>» и третье лицо ФИО12 пояснили, что вопрос об определении вида и стоимости работ у собственников возник после того, как подрядчик (ИП ФИО11) вышел на место для определения объема работ. Собственники выступили против того объема, который планировалось произвести на установленную сумму. В связи с чем - подрядчик разработал для них проектную документацию, согласно которой стоимость работ составила 86 миллионов рублей.
Таким образом, собственники реализовали своё право на внесение предложений по видам и стоимости работ только после указанных обстоятельств. После чего – 4 декабря 2022 г. организовали проведение общего собрания.
Как следует из протокола общего собрания от 4 декабря 2022 г., подлинник которого суд непосредственно исследовал в судебном заседании, собственники помещений МКД № по <адрес> проголосовали на общем собрании за утверждение плана проведения капитального ремонта по комплексам работ и их завершения: 2022 год - разработка проектно-сметной документации до 31.12.2022 г.; 2023 год - утепление фасада, оштукатуривание, окраска (дворовой части дома) до 31.12.2023 г.; замена оконных заполнений лестничных клеток и окон колясочных - до 31.12.2023 г.; замена оконных заполнений подвала до 31.12.2023 г.; замена дверных блоков помещений мусоросборных камер подъездов 1-8 и 10-18, замена дверного блока входа в 4 подъезд со стороны <адрес>, замена дверных блоков входов в подвал - до 31.12.2023 г.; 2024 год - утепление фасада, оштукатуривание, окраска (уличной части дома); ремонт стен и перекрытий проездов между подъездами 7 и 8, 14 и 15 (порталов (арок); окраска цоколя, ремонт мягкой кровли козырьков входа, окраска конструкций козырьков входных групп - до 31.12.2024 г.
Также на общем собрании был утвержден локальный сметный расчет капитального ремонта фасада многоквартирного жилого дома в составе комплексов работ на сумму 86 819 774 руб., в т.ч. НДС 20 % - 14 469 962 руб.; за разработку проектно-сметной документации - 431 938,8 руб. (т. 1 л.д. 158-171).
Локальный сметный расчет, утвержденный общим собранием, был проверен специализированной организацией - ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве», которое пришло к выводу о том, что капитальный ремонт фасада соответствует требованиям сметно-нормативной базы ТЕР-<адрес>, включенных в федеральный реестр сметных нормативов на основании приказов Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.02.2017 г. № 273 и ведомостям объемов работ; представленная на рассмотрение сметная документация соответствует сметным нормативам (т. 1 л.д. 172-173).
Весь перечень работ, утвержденный решением общего собрания от 4 декабря 2022 г., соответствует рекомендуемым работам, входящим в число работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 ЖК РФ, согласно Приложению № 8 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 1159/пр. И каких-либо доводов, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком не приведено.
При этом следует отметить, что постановлением администрации Тамбовской области от 25 ноября 2013 г. № 1359 многоквартирный дом № 131 по ул. Чичканова был включен в региональную программу капитального ремонта с видом работ - утепление и ремонт фасада дома (срок - 2019-2021 г.г.). Тогда как первоначальная смета работ по утеплению фасада не предусматривает.
Доказательств того, что стоимость работ, утвержденных общим собранием собственников МКД от 4 декабря 2022 г., исходя из разработанной сметы, превышает установленные Правительством Тамбовской области размеры предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который может оплачивать региональный оператор за счет средств фонда капитального ремонта, ответчиком не представлено. И обоснованных доводов в этой части не приведено.
Несмотря на то, что Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области (у которого протокол общего собрания от 4 декабря 2022 г. находится на хранении) направило в суд разъяснения о наличии нарушений, допущенных при оформлении протокола, суд не усматривает оснований для непринятия данного документа как доказательства принятия собственниками вышеназванного решения, поскольку в судебном порядке оно не было оспорено. Следовательно, решение собственников помещений МКД № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом, порождает для НО - «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» обязанность по организации капитального ремонта фасада многоквартирного дома в соответствии с данным решением.
После того, как собственники помещений МКД № по <адрес> изначально лишились возможности в установленные сроки внести предложения по перечню и объему услуг и (или) работ, их стоимости и порядке финансирования ремонта фасада (доказательств обратного суду не представлено), такая возможность не представилась им и после принятия решения от 4 декабря 2022 г.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В судебном заседании третье лицо ФИО12 представил суду копию своего заявления от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, в котором он просит принять документы общего собрания собственников МКД № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу капитального ремонта фасада (т. 2 л.д. 41).
Также был представлен ответ председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГФИО12 о том, что комитет подготовил и направил в управление ТЭК и ЖКХ <адрес> (в настоящее время – министерство) пакет документов о включении данного дома в программу капитального ремонта на 2023 год (т. 2 л.д. 42). То есть фактически было внесено только предложение о переносе сроков проведения капитального ремонта фасада МКД.
Факт направления протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается ответом председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным суду.
В судебном заседании представитель Министерства ТЭК и ЖКХ <адрес> подтвердил, что комитет направил в министерство протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, но заявка комитета касалась только корректировки сроков. Что и было сделано. Хотя следует отметить, что в одной из граф Регионального плана реализации в 2019-2021 г.<адрес> капитального ремонта – «Примечание» - напротив <адрес> отражена сумма – 85 440 119 руб. (т. 2 л.д. 88-89).
В части непринятия органом местного самоуправления мер по направлению в Министерство ТЭК и ЖКХ Тамбовской области заявки о внесении изменений в региональную программу по объему и стоимости работ представитель администрации города Тамбова в судебном заседании пояснила, что ежегодно Министерство ТЭК и ЖКХ Тамбовской области направляет им пустой банк заявки, которую комитет заполняет после того, как соотнесет денежные средства, поступившие из Фонда.
В свою очередь, представитель уполномоченного органа - Министерства ТЭК и ЖКХ Тамбовской области настаивал на том, что корректировки вносятся только на основании заявки комитета. Хотя в материалах дела имеется письмо начальника управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области от 11 января 2018 г., адресованное главам администраций, в котором именно Управление (в настоящее время - министерство) рекомендует подготавливать предложения по формированию регионального плана в 2019-2021 годах Программы капитального ремонта МКД, исходя из стоимости планируемых работ и прогнозируемого поступления денежных средств на капитальный ремонт; и указывает, что объем средств, планируемых для проведения капитального ремонта конкретного многоквартирного дома должен подтверждаться сбором средств собственником помещений в данном доме за 30-летний период (т. 2 л.д. 86-87).
В силу пункта 1 части 7.1 статьи 168, части 2 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации краткосрочные планы реализации региональной программы действительно формируются, исходя из принципов использования остатков средств на счете регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году; объема средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонт, в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.
Однако этими нормами не регламентировано, что объем средств должен определяться, исходя из прогнозируемой собираемости средств - в конкретном многоквартирном доме, и что проведение капитального ремонта невозможно в отсутствие необходимого объема средств. Обратное - противоречило бы положениям части 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной выше.
При этом суд отмечает, что МКУ «Дирекция жилищных услуг», которое выполняло функции технического заказчика до 2023 года, было известно о решении, принятом на общем собрании от 4 декабря 2022 г. О чем свидетельствуют пояснения в судебном заседании представителя МКУ; а также то обстоятельство, что 28 декабря 2022 г. директор МКУ заключил с ИП ФИО10 дополнительное соглашение к договору от 28 июня 2022 г., за что впоследствии был привлечен к административной ответственности. В постановлении об административном правонарушении от 22 августа 2023 г. директор МКУ пояснял, что основанием изменения существенных условий договора подряда является решение собственников помещений МКД № по <адрес> от 4 декабря 2022 г. (т. 2 л.д. 104-110). Соответственно, Фонд капитального ремонта, к которому с 2023 года перешли функции технического заказчика, обязан был учитывать документы, которые имелись у предшественника.
Возражая против проведения ремонта в соответствии с перечнем и стоимостью, утвержденными общим собранием собственников помещений МКД, представитель Фонда, вместе с тем, поясняла, что программа по ремонту фасада дома не исполняется в связи с намерением урегулировать спорный вопрос с собственниками. Что само по себе противоречит позиции Фонда о том, что он обязан организовать ремонт исключительно в соответствии с постановлением об утверждении краткосрочного плана.
Довод ответчика о том, что решение суда об удовлетворении исковых требований будет противоречить постановлению администрации Тамбовской области от 13 сентября 2018 г. № 926 «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2019 - 2021 годах региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов» (которым, как отметил представитель, Фонд должен руководствоваться), суд отклоняет, поскольку утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы не свидетельствует об окончательном определении – как перечня видов работ, так и предельной стоимости этих работ. Кроме того, в постановлении не отражено, что 29 380397,00 рублей являются предельно допустимой суммой, и собственники не вправе принимать решений по уточнению вида работ в рамках ремонта и утепления фасада дома.
Исходя из положений статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональная программа капитального ремонта является правовым ориентиром, а федеральное законодательство не исключает возможность уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и их объёма; а в связи с этим – и внесения соответствующих изменений (дополнений) в региональную программу путём её актуализации либо утверждения краткосрочных планов её реализации.
Вышеприведенными нормами Жилищного кодекса РФ, Закона Тамбовской области от 23 июля 2013 г. N 309-З, а также Порядком разработки краткосрочных региональных, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 25 ноября 2013 г. № 1359, предусмотрена возможность внесения в региональную программу изменений (актуализации сведений), в том числе – в части стоимости и перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Не оспаривая факта неисполнения обязанности по организации ремонта в отношении спорного МКД, представитель ответчика ссылалась также на значительное превышение фактического объема сбора средств указанного многоквартирного дома и необходимость обеспечения принципа возвратности средств за счет собственников помещений данного МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, в том числе для оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 4 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Закона Тамбовской области от 23 июля 2013 г. N 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, расположенных в границах одного муниципального образования Тамбовской области, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, расположенных на территории этого же муниципального образования Тамбовской области, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета Тамбовской области и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Исходя из приведенных норм в их взаимосвязи - финансирование расходов на капитальный ремонт одного многоквартирного дома осуществляется за счет средств, полученных Фондом от собственников помещений во всех многоквартирных домах, расположенных в границах одного муниципального образования Тамбовской области, и чей фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
При этом частью 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.
То есть данная норма предполагает возможность проведения капитального ремонта в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта. В свою очередь, возмещение региональному оператору израсходованных средств осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений указанного дома.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12 апреля 2016 г. № 10-П, такой способ формирования фонда капитального ремонта, как перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт. Причем возможность реализации указанного права не зависит от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме, - в случае их недостаточности исполнение региональным оператором обязанности по финансированию соответствующих услуг и (или) работ осуществляется из средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора, с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Часть 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку ее положения, допуская на основе принципа социальной солидарности возможность использования средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, без их согласия на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора.
Таким образом, отсутствие необходимого объема средств, собранного к моменту проведения капитального ремонта собственниками помещений МКД по адресу: <адрес>, не является основанием для неисполнения региональным оператором обязательств по организации проведения капитального ремонта в указанном многоквартирном доме.
В этой части судом установлено, что собственники многоквартирного <адрес> должны обеспечить возвратность денежных средств до 2043 года, то за 30 лет действия Программы. Что не оспаривалось в судебном заседании ответчиком.
В свою очередь, в письменном отзыве представитель Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> указал, что согласно отчету Фонда - прогнозируемый сбор взносов на капитальный ремонт к 2043 году составит 120 185 873,54 руб. Что в полной мере позволит возместить расходы на капитальный ремонт в указанном многоквартирном доме.
Следует также отметить, что одной из функций регионального оператора является финансирование расходов на капитальный ремонт не только за счет средств, сформированных на его счете, но и с привлечением - при необходимости - средств государственной и муниципальной поддержки. И для цели своевременного проведения капитального ремонта Фонд взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления общего имущества.
То есть при недостаточности средств, имеющихся на счете регионального оператора, НО - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" может принять дополнительные меры для исполнения возложенных на него обязательств в части многоквартирного дома по адресу: <адрес>. И это входит в его функции, установленные <адрес> от 23 июля 2013 г. N 309-З.
На основании изложенного – все доводы ответчика и представителя Министерства ТЭК и ЖКХ <адрес> суд отклоняет как не основанные на законодательстве РФ, и не являющиеся основанием для освобождения от исполнения обязательств по организации ремонта в указанном многоквартирном доме в соответствии с решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что в силу дополнительного соглашения от 29 декабря 2022 г., заключенного между НО – «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» и администрацией <адрес>, срок действия договора от 23 июля 2014 г. в части возложения функций технического заказчика на администрацию определён – по 31 декабря 2022 г. (т. 2 л.д. 67).
Соответственно, после указанного времени – обязанность по дальнейшей организации капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: <адрес>, лежит на Фонде.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> - удовлетворить.
Возложить на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта <адрес>» (ИНН <***>) обязанность организовать работы по проведению капитального ремонта фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно решению собственников помещений МКД, в том числе - об утверждении сметной документации, оформленному в протоколе от 4 декабря 2022 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Е.Ю. Нишукова
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2024 г.