Дело №2-11/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Таштагол «25» мая 2017 года
Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Андреева А. А.
при секретаре Ануфриевой И.К.
рассмотрели в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области, ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о снятии с кадастрового учета земельного участка, признании недействительным межевого плана, акта согласования местоположения границы земельного участка, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кемеровской области о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, признании недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, акта согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №.
В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО1 - ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 уточнила в части, где просит не снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, а исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, а также исковые требования адресовала к ответчику- Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом в Кемеровской области и к ответчику ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», мотивируя требования тем, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым (условным) номером (по свидетельству) №, расположенный по адресу: <адрес>А-3. Свидетельство о государственной регистрации права серия <адрес> выдано Учреждением юстиции Кемеровской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.09.2001 года, запись регистрации 42-01/06-23/2001-71.
Основанием для регистрации права собственности на жилой дом послужил акт приемки законченного строительством индивидуального жилого дома, утвержденный распоряжением Администрации г. Таштагола от 07.08.2011года № 537-р «Об утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных жилых домов и капитальных гаражей».
Строительство жилого дома было разрешено Администрацией с.Кондома согласно распоряжению № 24-р от 15.04.1991 года. При этом под строительство жилого дома с надворными постройками на основании распоряжения Администрации с. Кондома от 15.04.1991 года № 24-р ему был выделен в собственность земельный участок общей площадью 0, 25га.
Однако, несмотря на то, что жилой дом был построен, введен в эксплуатацию и зарегистрирован как объект недвижимости, свое право на земельный участок он своевременно так и не оформил, в связи с чем юридические границы земельного участка под жилым домом установлены не были.
01.09.2016 года он обратился в ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» за проведением комплекса кадастровых работ: геодезической съемкой зданий, строений, сооружений на земельном участке, изготовлением схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории; кадастровыми работами по образованию земельного участка.
Однако, в процессе проведения геодезической съемки зданий, строений, сооружений выяснилось, что проведение кадастровых работ по образованию земельного участка фактически занятого его жилым домом, невозможно, так как в настоящее время согласно кадастровой карте жилой дом территориально находится в границах образованного земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно данным публичной кадастровой карты Российской Федерации, содержащимся на официальном сайте интернет, земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как учтенный, имеет площадь - <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, по документу – под здание метеостанции для проведения гидронаблюдения.
Последние изменения сведений об участке, содержащихся в ГКН, внесены 30.06.2016 года, а именно были учтены вновь образованные границы участка. Кадастровые работы проводились по заявлению полномочного представителя правообладателя- ответчика-Территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом в Кемеровской области.
Между тем, при учете новых границ земельного участка с кадастровым номером № ни ответчиком, ни кадастровым инженерном, проводившими кадастровые работы, не были учтены сведения об имеющихся на данном земельном участке зданий, строений и сооружений, и в частности, не было учтено, что в образуемые границы земельного участка попадает его жилой дом, сведения о котором имеются в государственном кадастре недвижимости.
В результате, межевание земельного участка с кадастровым номером № было произведено без учета о прав и интересов истца, вследствие чего, в настоящее время он, обладая на праве собственности жилым домом, лишен возможности оформить аналогичное право на земельный участок, занятый этим домом, так как границы формируемого (образуемого) участка, относящиеся к его домовладению, накладывается на земельный участок с кадастровым номером №, размещенным ответчиком под здание метеостанции для проведения гидронаблюдения.
Таким образом, его право на оформление земельного участка, занятого домом, было нарушено: акт согласования границ местоположения земельного участка с кадастровым номером № не содержит сведений об их согласовании с ним, и о проведении каких-либо кадастровых работ с земельным участком он не уведомлялся. Тем не менее, в соответствии с п. 12 ст. 38 ФЗ о государственном кадастре недвижимости форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 ФЗ о ГКН, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В межевом плане земельного участка с кадастровым номером № сведений, предусмотренных в п. 37 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412, не содержится и по факту установление границ данного земельного участка произведено без учета домовладения истца, тогда как строительство дома производилось им на основании Разрешения №170 от 26.07.2001года, выданного отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Таштагола Кемеровской области, земельный участок под строительство выделялся Администрацией с.Кондома согласно Распоряжению № 24 от 15.04.1991г., право собственности на дом он зарегистрировал на основании Акта приема законченного строительством индивидуального жилого дома, утвержденного распоряжением администрации города Таштагола № 537-р от 07.08.2001года, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 42АА №288784 от 19.09.2001 года.
Считает, что из-за неправильного установления границ земельного участка с кадастровым номером № он не может оформить соответствующие документы на земельный участок под собственным домом, что в свою очередь препятствует ему построить ограждение своего домовладения, возвести надворные удобства, благоустроить придомовую территорию зелеными насаждениями (плодово-ягодными культурными кустарниками и т.д.).
На основании вышеизложенного просит суд признать недействительным межевой план земельного участка с кадастровым номером № и акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №.
Истец ФИО1 и его представитель - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явились, представитель истца- ФИО2 в адресованном суду письменном заявлении уточненные исковые требования к ответчикам Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом в Кемеровской области и к ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» о признании недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером № и акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № просила рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области в судебное заседание не явился, хотя о времени, дне и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, о чем свидетельствует письменное уведомление. Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в письменных возражениях, адресованных суду 08.11.2016 года, исковые требования ФИО1 не признал на том основании, что они привлечены в качестве ответчиков по делу необоснованно. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества не числится, право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок не зарегистрировано.
ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на основании распоряжения Администрации Каларского сельского поселения Таштагольского муниципального района Кемеровской области «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» от 16.08.2016 года №70-р, зарегистрировало право бессрочного пользования.
Администрация Каларского сельского поселения распорядилась земельным участком путем издания распоряжения от 16.08.2016 года №70-р.
Кроме того, отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ (без нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя) не является основанием для признания результатов межевания недействительными, при этом должен быть установлен факт нарушения прав и законных интересов истца.
Полагает, что истцом не верно избран способ защиты, так как снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № не означает беспрепятственную постановку на кадастровый учет участка, собственником которого является истец.
Землепользователем земельного участка всегда являлось и остается на сегодняшний день ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС».
ФИО1 не обращался в ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» для получения согласия на раздел земельного участка.
К исковому заявлению истцом не приложены документы основания возникновения права собственности как на жилой дом, так и на земельный участок.
Статьей 8 ФЗ №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» однозначно установлен запрет на приватизацию имущества, находящегося в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации.
Статьей 13 ФЗ №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлено, что государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Таким образом, законное выделение земельного участка ФИО1 на территории здания метеостанции для проведения гидронаблюдения, невозможно.
Просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области.
Представитель ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила истцу отказать в иске на том основании, что спорный земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> используется ими для гидрометеорологических наблюдений и размещения метеорологической станции с 29.09.1927 года, данный земельный участок был закреплен на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается государственным актом на право пользования землей и свидетельством о праве собственности на землю от 08.02.1993 года №402, имеющим юридическую силу до регистрации постоянного (бессрочного) пользования в ЕГРП.
В 2016 году было проведено межевание земельного участка, который поставлен на кадастровый учет как ранее учтённый, зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
На земельном участке расположено производственное здание и метеорологическая площадка. Право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» зарегистрировано 17.10.2016г. государственной регистрацией 42-42/001-42/100/042/2016-315/1 на основании Распоряжения Администрации Каларского сельского поселения «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование от 16.08.2016г. № 70-р.
Основанием регистрации права ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» по вышеуказанному адресу является расположение метеостанции Кондома в 1981году, предыдущее закрепление в постоянное (бессрочное) пользование, с охранной зоной в радиусе 200м распоряжением администрации города Таштагол «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 14.01.1993г. № 16, земельного участка под зданием для проведения гидронаблюдений.
А-ным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.05.2017 года удовлетворен иск прокурора г.Таштагола о признании отсутствующим права собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (переименован адрес на <адрес>), построенный на земельном участке с кадастровым номером №.
ФИО1 не представлено доказательств, что его собственность расположена на территории земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №.
В соответствии с п.4 раздела 2 Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 г. №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» спорный земельный участок используется под метеорологическую станцию в <адрес>, является стационарным пунктом наблюдений за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов и относится исключительно к федеральной собственности, поэтому правовых оснований передачи земельного участка на территории метеостанции ФИО1 в личную собственность, не имеется.
Согласно статье 8 ФЗ «О гидрометеорологической службе», имущество, находящееся в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации, приватизации не подлежит.
Пунктом 1 ст.13 указанного Закона предусмотрено, что государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Поскольку собственником спорного земельного участка с кадастровым номером № и здания, расположенного на нем, является ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», по решению суда признано отсутствующим право собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, то ФИО1 не вправе требовать признания недействительным межевого плана данного земельного участка, акта согласования местоположения границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах данного земельного участка.
Представитель администрации Таштагольского муниципального района-Пикалюк О.Г., действующая на основании доверенности, Глава администрации Каларского сельского поселения-Зайнулина Т.И. исковые требования не признали, просят суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный земельный участок в <адрес>, с кадастровым номером № и здание метеостанции, расположенное на нем, являются федеральной собственностью, выделены ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» в бессрочное пользование для проведения гидрометеорологических работ, по решению суда признано отсутствующим право собственности ФИО1 на третью часть здания, расположенного в <адрес>, следовательно исковые требования ФИО1 к ответчикам являются безосновательными.
Выслушав представителя ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», принимая во внимание исковые требования истца, письменные пояснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, третьих лиц,не заявляющих самостоятельных требований, изучив материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, право собственности зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее-ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС») является правообладателем земельного участка площадью 16000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № на праве постоянного (бессрочного) пользования, данное право зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке ГМС Кондома Западно-Сибирского УГКС в 1981 году было построено здание: служебно-жилой дом, на который 01.08.1984 года БТИ г.Таштагола выдан технический паспорт.
Согласно справке об уточнении адреса №21 от 15.04.2016 года производственное здание метеостанции и земельный участок ранее значились по адресу: <адрес>, а на основании распоряжения Каларской сельской администрации от 25.12.2009 года №69 присвоен адрес: <адрес>.
Указанное здание метеостанции, расположенное на земельном участке, является также, что и спорный земельный участок, собственностью Российской Федерации, что подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.05.2017 года, которым признано отсутствующим право собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № зарегистрированное за ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.09.2001 года №42-01/06-23/2001-71, данное апелляционное определение суда имеет для разрешения указанного спора преюдициальное значение, поскольку в соответствии с ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что здание метеостанции эксплуатируется ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» и используется ими в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 года №113-ФЗ, согласно п.1 ст.1 которого, гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного выше Федерального закона, имущество, находящееся в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации, приватизации не подлежит.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона, государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок и объект на нем являются исключительно собственностью Российской Федерации, переданы ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» в постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу ч.3 ст.39, указанного Федерального Закона, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Как установлено судом, истец ФИО1 не является ни собственником, ни пользователем, ни арендатором как спорного земельного участка, так и смежного с ним, поэтому его доводы, что границы спорного земельного участка не были с ним согласованы, межевание спорного земельного участка проведено без учета его права и интересов, суд расценивает как голословные, противоречащими установленным судом обстоятельствам дела и представленным ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» доказательствам.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.11 ГК РФ, ч.1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенные права, свободы и законные интересы истца.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
То, что ответчиками - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области и ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» были нарушены права, законные интересы истца, что истец является собственником спорного земельного участка и жилого помещения, расположенном на нем, доказательств суду ни истцом, ни его представителем представлено не было, тогда как, в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ- каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку, как установлено судом, истец не является ни собственником помещения, расположенном на спорном земельном участке, ни собственником спорного земельного участка, доказательств, что ответчиками были нарушены его права и законные интересы, не представлено, то, как считает суд, его требования к ответчикам о признании недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № удовлетворению судом не подлежат.
Руководствуясь ст.12,56 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в иске к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, к ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером № и акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение месяца.
Судья Андреева А.А.
Мотивированное решение подготовлено 30.05.2017 года