Дело № 2-11/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кирс 11 января 2019 г.
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Сунцовой О.В., при секретаре Шемота Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области г. Кирс гражданское дело по иску прокурора Верхнекамского района в интересах неопределённого круга лиц к МКУ Администрации Кирсинского городского поселения о признании имущества бесхозяйным и возложении обязанности совершить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества,
у с т а н о в и л:
Прокурор Верхнекамского района обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере коммунального хозяйства по обращению главного редактора газеты «Прикамская Новь» Козвониной Н.А. (на основании обращения в редакцию газеты «Прикамская Новь» Антушевой С.Г., проживающей по адресу: <адрес>). В результате проверки выявлены не имеющие собственника сети ливневой канализации начиная с дома №, между домами № и № по <адрес>. Система сетей и сооружений водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры; организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы водоотведения, является обязанностью органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Проведенной в октябре 2018 года прокуратурой района проверкой установлено, что сеть ливневой канализации начинается с дома № по ул. <адрес>, далее идет между домами № и № по <адрес>, и является бесхозяйным имуществом. Между домом № и № по <адрес> имеется дренажный колодец, который не прочищается. В результате чего колодец засоряется и наполняется водой, которая выходит наружу, образуется ручей вдоль <адрес>, который впадает во второй дренажный колодец, расположенный рядом с заводом ОАО «Кирскабель», со второго дренажного колодца вода поступает в <адрес>. Жители дома № и № по <адрес> сталкиваются с проблемой затопления прохода к домам и части дороги, что делает проезд автомобилей затрудненным. Постановлением администрации Кирсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования Кирсинское городское поселение. Вышеуказанный участок системы водоотведения в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Кирсинское городское поселение не включен. Согласно указанной схемы сети ливневой канализации на территории города отсутствуют. Полномочия по организации в г. Кирс централизованного теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения на основании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ с МКУ администрация Кирсинского городского поселения осуществляет МКУ Администрация Верхнекамского района. Решением Верхнекамской районной думы от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты полномочия по организации в г. Кирс Верхнекамского района централизованного водоснабжения населения, централизованного водоотведения. В рамках переданных МО Верхнекамский муниципальный район возложена только организация централизованного водоснабжения населения, централизованного водоотведения. Объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в казне администрации района на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме имущества в казну муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области», переданы на основании постановления администрации Верхнекамского района от ДД.ММ.ГГГГ№ по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кирсинская управляющая компания». Постановлением администрации Верхнекамского района от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Кирсинская управляющая компания» наделена статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования Кирсинское городское поселение. Участок ливневой канализации на придомовой территории у дома №, между домами № и № по <адрес> никакой из организаций не обслуживается, по каким-либо договорам никому не передавался. Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. При наличии признаков бесхозяйного имущества орган местного самоуправления городского поселения, на территории которого оно находятся, не выполнило своей обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением об их принятии на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, что препятствует надлежащему содержанию сетей и нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Просят суд признать бесхозяйным имуществом сети ливневой канализации с дома № между домами № и № по <адрес>, обязать МКУ Администрацию Кирсинского городского поселения совершить действия по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества сети ливневой канализации с дома №, между домами № и № по <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Верхнекамского района Назарова Н.М. на удовлетворении исковых требований настаивает.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Филиппова А.С. с заявлением не согласна.
Представитель третьего лица МКУ Администрация Верхнекамского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены.
Выслушав старшего помощника прокурора Верхнекамского района Назарова Н.М., представителя ответчика администрации Кирсинского городского поселения Филиппову А.С, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Исходя из этого, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
Из материалов дела следует и судом установлено, что по обращению главного редактора газеты «Прикамская Новь» Козвониной Н.А. на основании обращения в редакцию газеты «Прикамская Новь» Антушевой С.Г., проживающей по адресу: <адрес> (л.д.5), прокуратурой Верхнекамского района проведена проверка. В результате проверки выявлены не имеющие собственника сети ливневой канализации начиная с дома №, между домами № и № по <адрес>.
Из справки ООО «Кирсинская управляющая компания» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сточный колодец между домами № и № по <адрес> не относится к системам водоснабжения и водоотведения города, соответственно не находится в их ведении (л.д.6).
Из справки отдела по управлению имуществом Верхнекамского района от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что система ливневой канализации, расположенная между домами № и № по <адрес> в казне муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области не числится (л.д.7).
В материалах дела имеется письмо МО Администрации Кирсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует, что по указанному адресу располагается ливневая канализация, предназначенная для организованного отвода выпавших на территории города атмосферных осадков и талых вод. Ливневая канализация на балансе администрации поселения не состоит (л.д.8).
Из сведений КОГБУ «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что сведений о зарегистрированных до ДД.ММ.ГГГГ правах на ливневую канализацию между домами № и № по <адрес> в Кирсинском представительстве КОГБУ «БТИ» не имеется (л.д.9).
В материалах дела имеется акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ территории по <адрес> на предмет затопления к домам и части дороги по <адрес> ливневыми водами из ливневой канализации, составленный помощником прокурора Верхнекамского района Жуковой А.А., согласно которому установлено, что по <адрес> начиная с дома №, между домами № и № имеется сеть ливневой канализации, между домами № и № имеется дренажный колодец, который не прочищается, засоряется и наполняется водой, которая выходит наружу, образуется ручей вдоль <адрес>, что подтверждается представленной фототаблицей (л.д.10-18).
В материалах дела имеется муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МКУ Администрацией Кирсинского городского поселения и ООО «Стройбетон» на выполнение работ по устройству колодца на ливневой канализации по <адрес> – <адрес> с демонтажем существующего, действующий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-62).
Таким образом, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что участок ливневой канализации на придомовой территории у дома №, между домами № и № по <адрес> никакой из организаций не обслуживается, по каким-либо договорам никому не передавался. Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Допустимых доказательств того, что спорный участок ливневой сети принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, установив, что собственник спорных сетей не известен, никто о своих правах на указанное имущество не заявлял, суд считает необходимым признать бесхозяйным имуществом сети ливневой канализации с дома №, между домами № и № по <адрес>
Как следует из п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Учитывая вышеизложенную норму, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Администрацию Кирсинского городского поселения совершить действия по поставке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества поскольку данная обязанность вытекает из обозначенных положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также в ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Из указанных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления городского поселения обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения.
При таких обстоятельствах, учитывая длящееся нарушение прав граждан на существование в благоприятной среде обитания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на МКУ Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области совершить действия по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества сети ливневой канализации с дома №, между домами № и № по <адрес>, в качестве бесхозяйного имущества.
Таким образом, суд удовлетворяет требования прокурора Верхнекамского района Кировской области в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Верхнекамского района Кировской области удовлетворить.
Признать бесхозяйным имуществом сети ливневой канализации с дома №, между домами № и № по <адрес>.
Обязать МКУ Администрацию Кирсинского городского поселения совершить действия по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества сети ливневой канализации с дома №, между домами № и № по <адрес>.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться по истечении пяти дней после окончания судебного разбирательства.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Судья О.В.Сунцова