ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11/19 от 14.03.2019 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-11/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года г. Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Белковой Е.С., с участием представителя истца Администрации города Ржева Тверской области ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя ответчиков ООО «Теплосервис» и ООО ПК «Импульс» ФИО2, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ржева Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Теплосервис», ООО «ПК Импульс» об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать автономным резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу <...>,

установил :

В суд обратилась Администрация города Ржева Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц, с иском, уточненным в процессе рассмотрения дела с заменой ненадлежащего ответчика на надлежащего - к ООО «Теплосервис», ООО «ПК Импульс» об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать автономным резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу <...>, мотивировав требования следующим. 01.01.2018 года между АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик) в лице Обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт») и ООО «Теплоэнерго» (потребитель) был заключен Договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 6960301270. На основании Договора аренды № 164 от 01.10.2017 года, заключенного между ООО ПК Импульс» и ООО «Теплоэнерго», последнее является арендатором и эксплуатирующей организацией объекта жизнеобеспечения – здания котельной по адресу: <...>, кадастровый /А, основным видом деятельности которого является производство, передача и распределение пара и горячей воды. Таким образом, ООО «Теплоэнерго» является теплоснабжающей организацией, т.е. организацией, осуществляющей продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям производственной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

28.04.2018 года ООО «Теплоэнерго» получено уведомление Гарантирующего поставщика Обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт») (направленного им 20.04.2018) о введении ограничения режима потребления электрической энергии. Потребитель относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима электропотребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и категории которых предусмотрены приложением к Правилам ограничения.

ООО «Теплоэнерго» не исполнены требования, установленные Правилами ограничения, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 № 624 (О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ», которое дополнило Правила ограничения пунктом 16 (1), а именно: не был предоставлен план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, а также Потребителем не было направлено уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления в адрес ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», ООО «РСО» и филиал ПАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго». Наоборот, ответчик письмом за исх.№ 197 от 03.05.2018 сообщил, что не сможет ввести частичное ограничение и полное ограничение режима потребления электроэнергии, в связи с тем, что технически не сможет обеспечить работу котлоагрегатов.

Своим бездействием ООО «Теплоэнерго» создает реальную угрозу нарушения прав потребителей города Ржева Тверской области в части ненадлежащего обеспечения коммунальной услугой горячее водоснабжение, теплоснабжение. Бездействие ООО «Теплоэнерго», выразившееся в необеспечении установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания котельной по адресу: <...>, является незаконным. ООО «Теплоэнерго» обязано обеспечить эксплуатируемые объекты резервными источниками питания.

В целях защиты прав неопределённого круга потребителей органы местного самоуправления в силу ст. 46 ГПК РФ наделены правом обращения в суд. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию каждого гражданина, чьи права нарушены, и нарушение прав граждан продолжается, Администрация города Ржева обратилась в суд в интересах неопределённого круга лиц.

В качестве соответчика привлечено ООО «Производственный комплекс «Импульс».

В судебном заседании представитель истца Администрации города Ржева Тверской области ФИО1 исковые требования поддержал и дал объяснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении. Просил обязать ответчиков в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать автономным резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу <...>,

Представитель ответчиков ООО «Теплосерсис» и ООО «Производственный комплекс «Импульс» ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что котельная по ул. Краностроителей 32 в г. Ржеве принадлежит на праве собственности ООО «Производственный комплекс «Импульс». 01.01.2018 года между ООО «Теплоэнерго» и ООО «ПК «Импульс» заключен договор аренды на указанное недвижимое имущество № 05 на срок до 31 декабря 2018 года. В настоящее время договор аренды указанного имущества заключен с ООО «Теплосервис» до 30.09.2019 года. Согласно п. 1.11 «СНиП П-35-76. Котельные установки», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229 потребители тепла по надежности теплоснабжения относятся: к первой категории - потребители, нарушение теплоснабжения связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции); ко второй категории - остальные потребители тепла. Пунктом 1.12 «СНиП П-35-76. Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй - остальные котельные. При этом, указанными «СНиП П-35-76. Котельные установки» обязанность по обеспечению котельных установок (котельных) электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания не установлена. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых установок» не предусматривают обязанность по обеспечению котельных установок (котельных) электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Согласно пункту 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории: электроприемники первой категории (электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения); электроприемники второй категории (электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недопуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей); электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категорий. В силу пункта 1.2.20 Правил устройства электроустановок, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для приемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Согласно п. 1.2.21 Правил устройства электроустановок для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток. Полагает, что котельная установка (котельная) и электроприемник (электроустановка) является разными по техническим характеристикам и функциональным особенностям объектами. В силу п. 1.2.17 указанных Правил, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. Согласно п. 1.1.1 Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструированные электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования указанных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. Таким образом, указанные Правила могут применяться в случае модернизации в соответствии с определенной технической документацией, в объеме, предусмотренном Правилами. Истцом документально не подтверждена вторая категория объекта, не определен способ модернизации и параметры требуемой им установки резервного питания, а также технической возможности выполнения данных требований, не представлены доказательства, подтверждающие необходимость установки резервных источников питания в котельной, расположенной по адресу: <...>. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела третьи лица АО «Атомэнергосбыт», в т.ч. Обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт АО «АтомЭнергоСбыт», Ржевского участка Ржевского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт АО «АтомЭнергоСбыт», в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении дела не заявили.

Ржевский межрайонный прокурор просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры.

Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах городского округа электро, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ст. 2 п. п. 8, 17 и ст. 3 п. 1 ч.3 указанного федерального закона, теплоснабжение-это обеспечение потребителей тепловой энергией, которое основывается на принципе надежности и безопасности в соответствии с требованиями технических регламентов.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Здание котельной, общей площадью 1815,5 кв.м по адресу <...> принадлежит на праве собственности ООО «Производственный комплекс «Импульс», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69-АБ № 615566, выданным 29.01.2010 года.

01 января 2018 года между АО «АтомЭнергоСбыт» (Гарантирующий поставщик) и ООО «Теплоэнерго» (Потребитель) заключен Договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 6960301270, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электической энергии (мощности), а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором и нормами действующего законодательства.

Потребитель самостоятельно урегулирует отношения по передаче электрической энергии, а также, в случаях, установленных законодательством, и отношения по оперативно-диспетчерскому управлению (п.1.1 Договора).

В соответствии с п.1.2 Договора исполнение обязательств Гарантирующего поставщика по Договору в отношении энергопринимающих устройств Потребителя, указанных в Приложении № 1 к настоящему Договору, осуществляется начиная с указанных в Договоре даты и времени.

Объем взаимных обязательств Сторон по Договору определяется в точках поставки, находящихся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), определенной в документах о технологическом присоединении. При отсутствии на дату заключения настоящего Договора составленных в установленном порядке документов о технологическом присоединении, до их составления точки поставки определяются в точках присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) Потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики (п. 1.3 Договора).

Точки поставки и адреса энергопринимающих устройств Потребителя указаны в Приложении № 1 к Договору, где указаны номера электроустановок, в т.ч. Котельная по адресу: <...>.

Категория надежности снабжения потребителя не указана.

Из показаний свидетеля ФИО3, являющегося главным инженером ООО «Теплосервис», следует, что котельная по указанному адресу введена в эксплуатацию в 1983 году, относилась к Ржевскому краностроительному заводу. Котельная строилась по проекту, соответствующему нормам и правилам взыровоопасности и пожарной безопасности, обеспечивающему безопасную эксплуатацию объекта при соблюдении соответствующих правил. В соответствии с проектом, по степени надежности электроснабжения потребители котельной относятся ко второй категории. Весь комплекс котельной запит от высоковольтной подстанции 110 кв, принадлежащей РСО, котельная запитана двумя кабельными линиями подстанции, который один является рабоочим, другой – резервным источником питания. Все объекты имеют общую электрическую связь.

Объяснениями представителей сторон установлено, что договор с аналогичными условиями в указанную дату заключен АО «АтомЭнергоСбыт» (Гарантирующий поставщик) и ООО «Теплосервис» (Потребитель).

01 января 2018 года между ООО «Производственный комплекс «Импульс» (Арендодатель) и ООО «Теплоэнерго» (Арендатор) заключен договор аренды № 05, в соответствии с которым Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату и во временное владение и пользование Имущество, указанное в Приложении № 1 к настоящему договору, а именно: здание котельной общей площадью 1815,5 кв.м по адресу: <...> и оборудование, находящееся в нем, на срок аренды с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года.

01 декабря 2018 года между ООО ПК «Импульс» и ООО «Теплосервис» заключен договор аренды № 7 от 01.12.2018 года, согласно которому арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное пользование имущество, указанное в приложении к договору, а именно: здание котельной общей площадью 1815,5 кв.м по адресу: <...> и оборудование, находящееся в нем, на срок аренды с 01.12.2018 года по 30.09.2019 года.

Передача указанного имущества ООО «Теплосервис» во временное владение и пользование подтверждается передаточным актом от 01.12.2018 года, подписанным сторонами.

В судебном заседании установлено, что ответчиком ООО «ПК «Импульс» в адрес администрации города Ржева что 15.10.2018 года ( входящий Администрации города Ржева №5321 от указанной даты) направлено Уведомление о сроках и причинах вывода источника тепловой энергии из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. Указанным уведомлением собственник источника тепловой энергии - котельной по адресу <...> – сообщает органу местного самоуправления о планируемом выводе из эксплуатации данного объекта в связи с его убыточностью и нерентабельностью с 1.07.2019 года.

Данные действия законного владельца источника тепловой энергии соответствуют требования Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года №190 – ФЗ «О теплоснабжении».

По запросу суда истцом представлена копия ответа в адрес ООО «ПК «Импульс», из которого следует, что вывод указанного источника тепловой энергии из эксплуатации повлечет за собой прекращение подачи теплоснабжения в микрорайон «Новые Краны», «Гарнизон», в связи с чем Администрация города Ржева требует приостановить вывод из эксплуатации источников тепловой энергии – котельной, расположенной по адресу <...>.

Сведений о действиях Администрации города Ржева, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (ред. от 05.09.2018) «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», предусмотренных к выполнению в случае принятия органом местного самоуправления решения о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (перечень мероприятий, предотвращающих возникновение дефицита тепловой энергии и обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к указанным объектам теплоснабжения, включение указанных мероприятий в схему теплоснабжения; разрешение вопроса о компенсации в случае наличия некомпенсируемых финансовых убытков, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов) истцом не представлено.

Согласно п. 1.11 «СНиП П-35-76. Котельные установки», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229 потребители тепла по надежности теплоснабжения относятся: к первой категории - потребители, нарушение теплоснабжения связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции); ко второй категории - остальные потребители тепла.

Пунктом 1.12 «СНиП П-35-76. Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй - остальные котельные.

В соответствии с п. 1.2.17 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяется в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Согласно пункту 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу пункта 1.2.20 Правил устройства электроустановок, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для приемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно п. 1.2.21 Правил устройства электроустановок для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требования и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Вместе с тем, истец Администрация города Ржева Тверской области в обоснование заявленных требований, не представила проектно-техническую документацию на тепловые источники на котельную, расположенную по адресу: <...>, а также доказательства, подтверждающие отнесение объекта ко второй категории, не определен способ его модернизации и параметры требуемой истцом установки резервного питания, техническая возможность выполнения требований, необходимость в установке резервных источников питания в котельной.

Поскольку относимых и допустимых доказательств, подтверждающих необходимость установки резервных источников электрической энергии на указанной котельной истцом не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации города Ржева Тверской области к ООО «Теплосервис», ООО «ПК Импульс» об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать автономным резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу <...>, удовлетворению не подлежат.

Кроме того, согласно п. 1.1.1 Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кв, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 настоящих Правил.

Вместе с тем, в ч. 3 пункта определено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Аналогичные указания содержатся и в разделе 1 СНиП II-35-76 "Нормы проектирования. Котельные установки".

Из указанной нормы следует, что у котельной должна быть проектная документация с определением категории электроприемников.

Доказательств, свидетельствующих о реконструкции электроустановки объекта котельной, а также иные доказательства, подтверждающие необходимость установления резервного источника электроэнергии на действующие электроустановки, истцом также не представлено.

При установленных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Администрации города Ржева Тверской области ни к одному из заявленных им ответчиков не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Администрации города Ржева Тверской области в защиту неопределённого круга лиц к ООО «Теплосервис», ООО «ПК Импульс» об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать автономным резервным источником электроэнергии котельную, расположенную по адресу <...>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В. Андреева

Мотивированное решение составлено 18 марта 2019 года.