Дело № 2-11/ 2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пос. Лотошино Московской области
17 июня 2019 года. Лотошинский районный суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Грицкевич Т.В.
при секретаре Нефедовой Н.В.
с участием
представителя истца ФИО1
представителя ответчика Администрации Лотошинского муниципального
района Московской области ФИО2
представителей ответчика ФИО3- адвоката Флерова М.Б., представившего удостоверение №__ и ордер №__ и Пыркина В.А.
представителей 3-его лиц ФИО4 - Флерова М.Б. и Пыркина В.А.
3-его лица –прокурора Лотошинского района в лице помощника прокурора Захарова И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области, ФИО3 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными постановления Главы Лотошинского района от 06 апреля 2018 года №__, соглашения от 14 июля 2018 года №__ о перераспределении земельного участка, применения последствий признания сделки недействительной, прекращении права собственности на часть земельного участка и исключении записи о постановке на кадастровый учет земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области обратились в суд с исковыми и уточненными в судебном заседании требованиями к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области, ФИО3 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными постановления Главы Лотошинского района от 06 апреля 2018 года №__, соглашения от 14 июля 2018 года №__ о перераспределении земельного участка, применения последствий признания сделки недействительной, прекращении права собственности на часть земельного участка и исключении записи о постановке на кадастровый учет земельного участка.
В обосновании исковых и уточненных в последнем судебном заседании требованиях истец –Администрация городского поселения Лотошино указали, что ими на основании поступившего обращения от жителей ............, проводилась проверка о нарушении земельного законодательства, выразившегося в самовольном захвате ФИО5 земельного участка из земель общего пользования, препятствующему в доступе граждан к их участкам. В ходе проведения проверки было установлено, что единственный проезд к земельным участкам указанных граждан был обеспечен между участками с кадастровым №__, принадлежащим ФИО5 и земельным участком с кадастровым №__, принадлежащего ответчику ФИО3, данный проезд существовал исторически длительное время. На момент осмотра данных земельных участков было также установлено, что ширина существующего проезда между участками составляет 2 метра 40 сантиметров, что препятствует проезду пожарной и иной специализированной техники, при этом со стороны ФИО5 был выявлен факт самовольного захвата земельного участка из состава земель неразграниченной государственной собственности, площадью около 95 кв.м., ФИО5 привлекалась к административной ответственности по ст. 7.1 КРФоАП за самовольное занятие земельного участка.
Во исполнение своих полномочий по дорожной деятельности, определенных п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для возможности формирования проезда в черте населенного пункта ............ в Комитет по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района было направлено обращение от 31.08.2017 года №__, при этом Комитет владел информацией о фактически сложившемся проезде и о имеющихся спорах по чинению препятствий в пользовании проездом еще в 2016 году.
Несмотря на это Администрацией Лотошинского муниципального района было издано постановление от 06.04.2018 года №__ « Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности».
Далее, Комитетом по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района с ответчиком ФИО3 было заключено соглашение №__ о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Ранее ФИО3 принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым №__, площадью 1000 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира : .............
В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым №__, площадью 1440 кв.м., местоположение земельного участка : ............
Указанными действиями Администрации Лотошинского района, Московской области и Комитета по управлению имуществом был полностью ограничен проезд к земельным участкам граждан с кадастровыми №__ и иным участкам.
Администрацией городского поселения Лотошино запланировано проведение кадастровых работ в 2019 году по ............ с целью постановки на учет проезда между земельным участком с кадастровым №__, принадлежащего ФИО5 и земельным участком №__, принадлежащего ФИО3, однако, в связи с перераспределением Комитетом по управлению имуществом земельного участка ФИО3, осуществить возложенные полномочия по дорожной деятельности не представляет возможным, так как указанный свободный проезд в результате перераспределения перешел в собственность ФИО3
При указанных обстоятельствах Администрация городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области считает, что действиями Комитета по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Администрации Лотошинского муниципального района, а именно непосредственно постановлением Главы Лотошинского муниципального района Московской области «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» от 06.04.2018 года №__, соглашением от 14.06.2018 года №__ о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенное между Комитетом по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и ФИО3 в отношении земельного участка с кадастровым №__, площадью 1440 кв.м., нарушены их права в том, что нет возможности осуществления полномочий, которые предусмотрены и установлены законом, кроме того данные действия затрагивают также права жителей .............
Администрация городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области, как орган местного самоуправления, должны обеспечивать проезды, съезды и прочее для возможности доступа к своим земельным участкам, домовладениям граждан, которые проживают на той или иной местности. Спорный, исторически сложившийся проезд, использовался очень давно и по данному проезду граждане, которые проживают как непосредственно на территории самого проезда, так и за его пределами, осуществляли доступ к своим земельным участкам для возможности обработки земли, для застройки, то есть использования своих земельных участков по назначению.
В настоящее время, в период рассмотрения настоящего спора, у ответчика ФИО3 в собственности имеется земельный участок с кадастровым №__ за счет объединения двух земельных участков: с кадастровым №__, образованный в результате перераспределения, и с кадастровым №__, принадлежащий ответчику на праве собственности ранее.
С учетом всего изложенного Администрация городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области просит:
1.Признать недействительными : постановление Главы Лотошинского муниципального района Московской области «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» от 06.04.2018 года №__; соглашение от 14.06.2018 года №__ о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенное между Комитетом по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и ФИО3 в отношении земельного участка с кадастровым №__, площадью 1440 кв.м., местоположение земельного участка: .............
2.Применить последствия признания сделки недействительной в виде возврата части земельного участка с кадастровым №__, площадью 440 кв.м., в государственную неразграниченную собственность, полномочия по распоряжению которой осуществляет Администрация Лотошинского муниципального района Московской области, и перечисления Администрацией Лотошинского муниципального района Московской области в пользу ФИО3 денежных средств в сумме 146632 руб.20 коп.
3.Прекратить право собственности ФИО3 на часть земельного участка с кадастровым №__, площадью 440 кв.м., образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым №__, площадью 1000 кв.м и вновь образованного земельного участка с кадастровым №__, площадью 1440 кв.м. и внести соответствующие изменения в запись о праве собственности ФИО3 на указанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости в границах существующих до нарушения права с указанием соответствующих прежних координат земельного участка, площадью 1000 кв.м.
4. Снять с государственного кадастрового учете границы земельного участка с кадастровым №__, площадью 2341 кв.м., местоположение земельного участка : ............
Истец – Администрация городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области в лице представителя по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые и уточненные исковые требования истца полностью поддерживает и просит их удовлетворить.
Ответчик – Администрация Лотошинского муниципального района Московской области в лице представителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании рассмотрение исковых требований истца -Администрации городского поселения Лотошино - оставляет на усмотрение суда, но пояснив при этом, что в Администрацию Лотошинского муниципального района поступило заявление от ответчика ФИО3 от 23.03.2018 о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым №__, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв.м., адрес объекта: относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ............ и прилегающего к данному земельному участку земельного участка, площадью 440 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, и заключения соглашения о перераспределении данных земельных участков. В процессе рассмотрения заявления, никаких ограничений и обременений не было установлено. Информация Главархитектуры Московской области от 23.03.2018 года подтвердила отсутствие ограничений оборотоспособности формируемого земельного участка.
02.04.2018 года Комитет по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района обратился в Министерство имущественных отношений Московской области на предмет согласования перераспределения данного земельного участка с приложением всех соответствующих документов.
05.04.2018 года в Администрацию Лотошинского муниципального района поступил ответ Министерства имущественных отношений Московской области с приложением протокола заочного голосования Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области, где был согласован проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1440 кв.м.
Постановлением Главы Лотошинского муниципального района от 06.04.2018 года №__ была утверждена схема расположения земельного участка (кадастровый квартал №__), площадью 1440 кв.м., расположенного по адресу: .............
Земельный участок образовался при перераспределении земельного участка с кадастровым №__, площадью 1000 кв.м., принадлежащего ФИО3, и земельного участка, площадью 440 кв.м., из земель не разграниченной государственной собственности.
01.06.2018 года ФИО3 обратился с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
14.06.2018 года было заключено соглашение №__ между Комитетом по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района и ФИО3 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Она, как представитель Администрации Лотошинского муниципального района, считает, что никаких нарушений со стороны Администрации Лотошинского муниципального района и Комитета по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района по перераспределению спорного земельного участка не было.
В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым №__, площадью 1440 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: ............, который принадлежит ответчику ФИО3
Ответчик – Комитет по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области в лице представителя в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствии или об отложении дела слушанием не обращались, что позволяет суду в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствии.
Кроме того, представитель ответчика в прежних судебных заседаниях с исковыми требованиями истца не были согласны, указав в обосновании, что перераспределенный ФИО3 спорный земельный участок, площадью 440 кв.м., который истец указывает, как существующий спорный проезд, сложившийся исторически, был перераспределен ФИО3 на законных основаниях, так как данный земельный участок был свободен, со стороны истца не было представлено сведений, что данный земельный участок может использоваться ими как организованный проезд, при перераспределении спорного земельного участка были проверены его ограничения в оборотоспособности, схема расположения данного земельного участка была утверждена до принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки ............, оснований для отказа ФИО3 в перераспределении спорного земельного участка, как свободного, у них не было, в связи с чем оснований для признания сделки недействительной не имеется.
Ответчик- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице представителя в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом,, в письменном ходатайстве просят рассмотреть дело в их отсутствии, что позволяет суду в с соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствии.
При этом, ответчик в лице представителя по доверенности ФИО6, в письменном отзыве оставляют рассмотрение дела на усмотрение суда и считают, что ими в части регистрации за ответчиком ФИО3 перераспределенного земельного участка, площадью 1440 кв.м., с кадастровым №__, законодательство не нарушено. В частности, на государственную регистрацию ФИО3 были представлены все необходимые документы, а именно соглашение о перераспределении земельного участка, государственная собственность, на которую не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности последнего, схема расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельных участков, утвержденная постановлением Главы Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, согласованная Министерством имущественных отношений Московской области – протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области. На момент проведения правовой экспертизы расчеты между Комитетом по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и ФИО3 произведены полностью, что подтверждается передаточным актом, следовательно ФИО3 были выполнены условия, предусмотренные выше указанным соглашением. Следовательно, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не могли отказать в регистрации права собственности спорного земельного участка, площадью 1440 кв.м.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении дела слушанием не обращался, его интересы в судебном заседании представляют по доверенности адвокат Флеров М.Б. и Пыркин В.А., что позволяет суду в соответствии со ст.ст. 47-49, 167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителей.
Представитель ответчика ФИО3 по доверенности Флеров М.Б. в судебном заседании исковые требований истца полностью не признал, указав в обосновании, что Администрация городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области обратились с иском о признании недействительным постановления Главы Лотошинского района от 06 апреля 2018 года №__ и соответственно соглашения от 14 июня 2018 года №__ о перераспределении земельного участка, заключенного между ФИО3 и Комитетом по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района Московской области. Он считает, что по существу самого искового заявления уже допущены ошибки, потому что недействительность возможна при 2-х основаниях: если сделка ничтожна, то есть не соответствует требованиям закона, либо она оспорима. Оспоримость недействительной сделки указана ГК РФ, что если сделка была мнимой, она может быть признана недействительной, сделка, совершенная под влиянием обмана или угрозы тоже признается недействительной, сделка совершенная лицом, не способным понимать значение своих действий – это тоже сделка признается недействительной, а также лицом признанным недееспособным и т.д.
При этом ГК РФ не предусматривает оспоримость сделки, которая не соответствует действующим правовым нормам и законам, в этой ситуации сделка ничтожна. Сделка, совершенная между ФИО3 и Комитетом по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района Московской области по перераспределению земельного участка ничьих прав и законных интересов не нарушает и соответствующим образом вполне законна. Все тоже самое относится к спорному постановлению, вынесенному Главой Лотошинского муниципального района Московской области о подтверждении расположения земельного участка.
Администрация городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области считают возможным оспаривать сделку, к которой они по закону не имеют никакого отношения и эта сделка лежит вне их компетенции. В этой сделке Администрация городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области не участвовали как сторона, то есть в спорном постановлении Главы Лотошинского муниципального района Московской области нет упоминаний об Администрации городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области и соответственно в спорном соглашении между ФИО3 и Комитетом по управлению имуществом Администрации Лотошинского муниципального района Московской области Администрация городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области тоже не участвуют как сторона по сделке. Лицо, которое ни коим образом не участвовало в сделке, почему то считает возможным признавать данную сделку недействительной.
Далее, он считает, что ФИО3 надлежащим ответчиком по делу являться не может. Участники процесса не отрицают того факта, что ФИО3 совершил сделку абсолютно законно в соответствии с требованиями действующего законодательства без каких-либо нарушений действующего законодательства.
При всех изложенных обстоятельствах он просит в иске истцу отказать.
Представитель ответчика ФИО3 по доверенности Пыркин В.А. в судебном заседании исковые требования истца также не признает, полностью согласен с позицией представителя ответчика Флерова М.Б., при этом дополнительно указал, что документов обращения истца с требованиями к ответчикам -Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области по формированию проезда через спорный перераспределенный земельный участок, площадью 440 кв.м., в дело не представлено и судя по фактам их фактически не существует.
Он считает, что ответчик ФИО3, приобретая в порядке перераспределения спорный земельный участок, площадью 440 кв.м., действовал в рамках норм действующего законодательства, ничьих прав не нарушил, при этом для осуществления проезда пожарной техники и прохода можно решить вопрос без нарушения прав ФИО3 в части принадлежащего ему спорного земельного участка, площадью 440 кв.м., он считает, что абсолютно неправильно и незаконно восстанавливать права неограниченного круга лиц для организации проезда и прохода за счет законных прав ФИО3.
При всех указанных обстоятельствах он просит в иске истцу отказать.
3-е лицо - ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении дела слушанием не обращалась, ее интересы в судебном заседании представляют по доверенности Флеров М.Б. и Пыркин В.А., что позволяет суду в соответствии со ст.ст. 47-49, 167 ГПК РФ рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителей.
3-е лицо – ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении дела слушанием не обращалась, что позволяет суду в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в ее отсутствие.
3-е лицо- ФФГБУ « ФКП Росреестра» по Московской области в лице представителя по доверенности в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, в письменном ходатайстве просят рассмотреть дело в их отсутствии, что позволяет суду в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствии.
Представители 3-его лица ФИО4 по доверенности Флеров М.Б. и Пыркин В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласны, считают, что удовлетворение исковых требований истца полностью ущемит интересы 3-его лица.
3-е лицо- прокурор Лотошинского района в лице помощника прокурора Захарова И.В. в судебном заседании исковые и уточненные исковые требования истца Администрации городского поселения Лотошино полностью поддерживает и просит их удовлетворить.
В судебном заседании установлено, что ответчику ФИО3 принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым №__№__, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: ............ ............ , право собственности на данный земельный участок было зарегистрировано за ответчиком в установленном порядке 28.07.2016 года запись регистрации №__.
Из пояснительной записки начальника отдела земельных отношений Комитета по управлению имуществом к проекту решения об утверждении схемы расположения земельного участка для заключения соглашения о перераспределении земель следует, что в результате выезда на указанные в заявлении ФИО3 земельные участки, подлежащие перераспределению, установлено, что на участке, принадлежащем ФИО3 расположен жилой дом, участок обрабатывается, участок, площадью 440 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, свободен от зданий и сооружений, земельный участок не расположен в береговой зоне и в водоохранной зоне, минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах устанавливается равным 0.06 га, максимальный -0.5 га, в ходе проведения проверки на предмет наличия ограничений оборотоспособности земельного участка было получено заключение территориального отделения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, свидетельствующее об отсутствии ограничений в отношении данных земельных участков ( т.1 л.д. 110).
Далее, на основании постановления Главы Лотошинского муниципального района от 06.04.2018 года №__ « Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1440 кв.м., расположенного по адресу: ............. Испрашиваемый земельный участок образуется при перераспределении земельного участка с кадастровым ............ ............, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ............ ............, категория зенмель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего ФИО3 на праве собственности, и земельного участка, площадью 440 кв.м. из земель не разграниченной государственной собственности, образуемый участок отнесен к категории – земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, присвоен адрес образуемому земельному участку :............, обременения, ограничения в использовании отсутствуют, на ФИО3 также возложена обязанность обеспечить проведение кадастровых работ и осуществить постановку образуемого земельного участка, площадью 1440 кв.м. на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке ( т.1 л.д.107).
При этом указанное постановление Главы Лотошинского муниципального района от 06.04.2018 года №__ было предварительно согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области, что подтверждается протоколом №__ межрайонной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 04.04.2018 года, пункт 84, №__ ( т.1 л.д.125-127).
После принятия указанного постановления Главы Лотошинского района от 06 апреля 2018 года №__ №__ и в связи с заявлением ФИО3 о заключении соглашения, 14 июня 2018 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района и ответчиком ФИО3, интересы которого представляла Н., было заключено соглашение №__ о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии с которым на момент подписания данного соглашения ФИО3 принадлежит земельный участок с кадастровым №__№__№__ , площадью 1000 кв.м., Комитету в соответствии с полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежит право распоряжения земельным участком, площадью 440 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, стороны достигли соглашения о перераспределении данных земельных участков, при этом схема расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельных участков, утверждена Постановлением Главы Лотошинского района от 06.04. 2018 г. №__ №__ , согласованным Министерством имущественных отношений Московской области 04.04..2018 года №__ №__. В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым №__№__, площадью 1440 кв.м., местоположение: ............ ............ в соответствии с выпиской из Единого государственной реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Согласно п.1.5 указанного соглашения ФИО3 приобретает право собственности на указанный земельный участок, в силу п. 2.1 указанного соглашения размер платы по данному соглашению определен в сумме 146632 руб., данную сумму ФИО3 полностью уплатил в рамках п.2.4 соглашения ( т.1 л.д. 89-92).
После подписания и исполнения указанного соглашения ответчик ФИО3 зарегистрировал право собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым №__№__ , площадью 1440 кв.м., в установленном законом порядке, при этом в указанный период времени каких-либо споров по заключению указанного соглашения и дальнейшей регистрации ответчиком ФИО3 права собственности на спорный земельный участок не было.
Далее, в судебном заседании также установлено, что ответчик ФИО3 имел в собственности земельный участок с кадастровым №__, площадью 901 кв.м. по адресу: ............, после приобретения в собственность земельного участка с кадастровым ............ ........................ , площадью 1440 кв.м., ответчик ФИО3 объединил данные земельные участки в один земельный участок, в связи с чем в настоящее время у ФИО3 в результате объединения имеется в собственности один земельный участок с кадастровым №__, площадью 2341 кв.м., расположенный по адресу: М............., при этом на указанный земельный участок наложено ограничение и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в пользу третьего лица ФИО4 ( т.2 л.д.75-81).
Истец – Администрация городского поселения Лотошино обратились в суд с уточненными исковыми требованиями к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области, ФИО3 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными указанного выше постановления Главы Лотошинского района от 06 апреля 2018 года №__ об утверждении схемы перераспределенного земельного участка, площадью 1440 к.в.м, указанного соглашения от 14 июля 2018 года №__ о перераспределении земельного участка, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и ФИО3, применения последствий признания сделки недействительной, прекращении права собственности на часть земельного участка, площадью 440 кв.м. и исключении записи о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №__ №__, площадью 2341 кв.м., в связи с тем, что указанным перераспределением земельных участков полностью ограничен проезд к земельным участкам частных лиц и проезду пожарной техники и иной специализированной техники, так как перераспределенный спорный земельный участок, площадью 440 кв.м., был исторически сложившимся проходом и проездом.
Для рассмотрения заявленных исковых требований судом была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту К. ООО «ГЕОСТРОЙСЕРВИС».
На основании заключения эксперта от 01 апреля 2019 года № 24 установлено, что к земельным участкам с кадастровыми №__, принадлежащим гражданам на праве собственности и расположенные ............, к которым по утверждению истца отсутствуют подъездные пути после перераспределения земельного участка, площадью 440 кв..м, действительно обустроенной подъездной дороги не существует, доступ к данным земельным участкам осуществляется по землям не разграниченной государственной собственности, при этом имеется возможность организовать проезд шириной 2.5 метра между кадастровыми границами земельных участков с кадастровыми №__ к земельным участкам с кадастровыми №__, а также имеется возможность подъезда к земельному участку с кадастровым №__ с северной стороны ............ вокруг земельного участка с кадастровым №__. На местности оборудованный подъезд к земельным участкам с кадастровыми №__ отсутствует. ( т.2 л.д.34 ).
Далее, в заключении эксперта указано, что проезд между земельными участками, принадлежащими гражданам и расположенными в ............, с кадастровыми №__ является тупиковым, но при этом в заключении эксперта установлено, что в результате проведенного полевого обследования указанных земельных участков выявлен факт запользования (самозахвата) части территории земель общего пользования, возможной для оборудования разворотной площадки, владельцами земельных участков с кадастровыми №__ принадлежащего ФИО5 и №__, принадлежащего П., при этом возможность оборудовать проезд разворотной площадкой имеется при условии приведения фактических границ земельных участков, принадлежащих ФИО5 и П. в соответствие с кадастровыми границами данных участков и высвобождения запользованной территории ( т.2 л.д.35-36).
Далее, по заключению эксперта также установлено, что между границами земельных участков с кадастровыми №__, принадлежащего ФИО5 и №__, принадлежащего ответчику ФИО3, имеется полоса земель государственной неразграниченной собственности шириной от 1.2 м., до 3 м., при условии привидения границы земельного участка с кадастровым №__, принадлежащего ФИО5, в соответствие с кадастровой границей данного участка, установленной при межевании, между участком ФИО5 и участком ФИО3 будет обеспечен проход шириной от 1.2 м. до 3 метров ( т.2 л.д. 38).
Кроме того, в заключении эксперта также отражено, что организовать сквозной проезд вдоль всей линии земельных участков расположенных по второй линии застройки ............, Лотошинского района, не представляется возможным по причине того, что граница земельного участка с кадастровым №__, площадью 4400 кв.м., расположена от основной дороги практически до русла ручья, тем самым пересекает все возможное к использованию для проезда пространство ( т.2 л.д. 37. 43).
Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, объяснениями эксперта К., показаниями свидетелей, исследованными в судебном заседании материалами дела.
В соответствии со ст. 14 ч.1 п.5 и п. 9 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а в соответствии с п.20 ч.1 ст. 14 указанного ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся также осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Согласно ч.2 п.п.1,4 ст.60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч.1 ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В ст. 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с ч.ч. 2 -5 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату,
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности. На основании ч.ч. 1, 8, 11, 13 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Согласно п.п.1, 2, 3, 4, 8,16 и 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Подпунктом 3 п.5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хоты бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В силу ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения); 3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации; 4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; 7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования ; 8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка; 9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов; 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов; 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории ; 14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; 15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса ; 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; 18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; 19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; 20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов ; 26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
В соответствии с п.12 ст. 85 ЗК РФ и п.8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу ч.1 ст. 12 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
На основании ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч.1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии со ст.ст. 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что перераспределение земельного участка с кадастровым №__, площадью 1000 кв.м., принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО3 и земельного участка, площадью 440 кв.м. из земель не разграниченной государственной собственностью, и образование нового земельного участка с кадастровым №__, общей площадью 1440 кв.м., было произведено в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно в соответствии со ст. ст. 39.28 и 39.29 ЗК РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Московской области от 24.07.2017 года № 106 / 2014-ОЗ « О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Закона Московской области от 23.10.2017 года № 175 / 2017 –ФЗ « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», в соответствии с которыми Администрация Лотошинского муниципального района была наделена полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, площадью 440 кв.м., из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Ответчик ФИО3 в установленном законом порядке обратился с заявлением в Администрацию Лотошинского района о перераспределении земельных участков, представив необходимые документы, данное заявление было рассмотрено, принят проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, данный проект был согласован с Министерством имущественных отношений Московской области, после чего было принято оспариваемое постановление Главы Лотошинского муниципального района от 06.04. 2018 года №__, а затем было подписано соглашение между Комитетом по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района и ФИО3 от 14 июня 2018 года о перераспределении земельных участков, при этом оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ФИО3 при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ Администрация Лотошинского района не установила, заключив указанное соглашение, указанных оснований не установлено и судом, не установлено также и оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ для отказа Администрации Лотошинского муниципального района в предоставлении ответчику ФИО3 спорного земельного участка, площадью 440 кв.м., в результате перераспределения земельных участков.
Далее, в судебном заседании также установлено, что спорный земельный участок, площадью 440 кв.м., из земель, государственная собственность на который не разграничена, при составлении схемы расположения земельного участка и дальнейшего его перераспределения, являлся свободным, обременений в отношении него на момент его перераспределения не имелось, истцом не представлено доказательств, что указанный земельный участок юридически был оформлен как существующий проезд, при этом истец - Администрация городского поселения Лотошино в соответствии с нормами действующего законодательства не оформили обременение на данный спорный земельный участок, с целью запрета его отчуждения для дальнейшего оформления указанного участка под проезд, а в свою очередь ответчики-Администрация Лотошинского муниципального района и Комитет по управлению имуществом были лишены возможности отказать ответчику ФИО3 в оформлении данного земельного участка в собственность путем его перераспределения.
В судебном заседании также нашло свое подтверждение, исходя из заключения эксперта, что по ............, в районе нахождения спорного земельного, площадью 440 кв.м., выявлен самозахват части территории земель общего пользования собственниками земельных участков с кадастровыми №__, принадлежащего ФИО5 и №__, принадлежащего П., и при приведении фактических границ указанных земельных участков в соответствие с кадастровыми границами данных земельных участков и высвобождения запользованной территории возможно оборудование разворотной площадки для всех видов техники.
Далее, исходя также из заключения эксперта, установлено, что между границами земельных участков, принадлежащих ФИО5 и ответчику ФИО3 имеется свободная полоса земли, государственная собственность на которую не разграничена, шириной от 1.2 м. до 3м., и при условии приведения границ земельного участка ФИО5 в соответствие с кадастровой границей данного земельного участка, установленной при межевании, между земельным участком ФИО5 и земельным участком ответчика ФИО3 возможен проход шириной от 1.2 м. до 3 метров.
С учетом изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, эксперта К. свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что истец –Администрация городского поселения Лотошино не лишены возможности решить вопрос по организации разворотной площадки для техники и организации прохода к земельным участкам граждан ............ без ущемления прав ответчика ФИО3
Кроме того, в случае невозможности осуществления проезда, подъезда и прохода гражданам, собственникам земельных участков, расположенных в ............ последние вправе в соответствии со ст. 274 ГК РФ установить сервитут для обеспечения прохода и проезда к своим земельным участкам.
С учетом всего изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, эксперта К., свидетелей,, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования Администрации городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области, ФИО3 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными постановления Главы Лотошинского района от 06 апреля 2018 года №__, соглашения от 14 июля 2018 года №__ о перераспределении земельного участка, применения последствий признания сделки недействительной, прекращении права собственности на часть земельного участка и исключении записи о постановке на кадастровый учет земельного участка необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Администрации городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области в удовлетворении исковаых требований к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области, ФИО3 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными постановления Главы Лотошинского района от 06 апреля 2018 года №__, соглашения от 14 июля 2018 года №__ о перераспределении земельного участка, применения последствий признания сделки недействительной, прекращении права собственности на часть земельного участка и исключении записи о постановке на кадастровый учет земельного участка- отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 01 июля 2019 года.
Председательствующий судья :