ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11/19ГОД от 09.01.2019 Тарского городского суда (Омская область)

Дело № 2-11/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тара Омской области 09 января 2019 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием представителя истца помощника Тарского межрайонного прокурора Ракитянского В.В., представителя ответчика МУП «Тарское ПОКХ» Усатовой В.П., представителя соответчика администрации Тарского городского поселения Перевозчиковой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тара 09 января 2019 года дело

по иску Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц Муниципальному унитарному предприятию «Тарское производственное объединение коммунального хозяйства» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к объекту социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, указав, что здание МУП «Тарское ПОКХ» расположенное по адресу: пер. Спартаковский, д. 14 в г. Тара, не оснащено информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой, отображающей информацию о помещениях. Лестничный марш главного входа здания МУП «Тарское ПОКХ» не оборудован контрастными противоскользящими полосами, пандусом. Входные двери здания не оборудованы контрастными маркировками. В здании отсутствуют тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой 23.07.2018 в МУП «Тарское ПОКХ» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Просит признать бездействие МУП «Тарское ПОКХ» незаконным, обязать обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению в здание, расположенное по адресу: пер. Спартаковский, д. 14 в г. Тара, а именно: установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему на входе в здание, оборудовать лестничный марш главного входа контрастными противоскользящими полосами в срок до 01.02.2019, оборудовать лестничный марш главного входа пандусом в срок до 01.03.2019, установить контрастные маркировки на входных дверях в срок до 01.01.2019, установить тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги в срок до 01.04.2019, взыскать государственную пошлину.

Определением суда от 06.12.2018 в качестве соответчика к участию в рассмотрении дела привлечена Администрация Тарского городского поселения Омской области.

Представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Ракитянский В.В. заявленные требования уточнил, просил признать бездействие МУП «Тарское ПОКХ» незаконным, обязать обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам в здание, расположенное по адресу: пер. Спартаковский, д. 14, г. Тара, Тарский район, Омская область, а именно установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему на входе в здание, оборудовать лестничный марш главного входа контрастными противоскользящими полосами, в срок до 01.03.2019, оборудовать лестничный марш главного входа пандусом, в срок до 01.04.2019, установить контрастные маркировки на входных дверях, в срок до 01.03.2019, установить тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги, в срок до 01.03.2019, взыскать государственную пошлину. Пояснил, что иск подан прокурором в защиту интересов всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп граждан. Указал, что сроки исполнения требований могут быть установлены более продолжительными с учетом разумности и обоснованности.

Представитель ответчика по доверенности Усатова В.П. в судебном заседании не возражала по сути заявленных требований, пояснила, что выявленные нарушения будут устраняться. Однако, запрошенный истцом срок нереален и недостаточен для выполнения всех мероприятий. Простила установить срок исполнения судебного решения до 30.06.2019, за исключением установки пандуса, на изготовление которого просила установить срок до 31.07.2019. Пояснила, что для исполнения требований необходимо провести закупку, соблюсти всю процедуру, предусмотренную законодательством.

Представитель ответчика Администрации Тарского городского суда Омской области Перевозчикова Т.Е. в судебном заседании не согласилась с привлечением органа местного самоуправления в качестве ответчика по делу. Пояснила, что МУП «Тарское ПОКХ» должно самостоятельно исполнять заявленные требования, в части сроков исполнения также просила об их продлении.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 ФЗ №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу с ч. 1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п. 8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр) установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

Из п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 следует, что на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.

Согласно п. 5.1.14 СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемниками.

Согласно п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м.

Из п. 6.5.2 СП 59.13330 установлено Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги.

Как видно из материалов дела, проведенной Тарской межрайонной прокуратурой Омской области проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и Свода правил, здание МУП «Тарское ПОКХ» по пер. Спартаковскому, 14 в г. Тара не оснащено информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой, отображающей информацию о помещениях. Лестничный марш главного входа здания МУП «Тарское ПОКХ» не оборудован контрастными противоскользящими полосами, пандусом. Входные двери здания не оборудованы контрастными маркировками. В здании отсутствуют тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги.

Тарским межрайонным прокурором в адрес Врио руководителя МУП «Тарское ПОКХ» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов ( л.д. 7-10).

Согласно ответу на представление (л.д. 11), МУП «Тарское «ПОКХ» приняты меры и проводится работа по обеспечению доступности административного здания предприятия для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно уставу МУП «Тарское ПОКХ» полномочия собственника имущества предприятия осуществляет орган местного самоуправления Тарского городского поселения (л.д. 13)

До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиками не устранены.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного Тарским межрайонным прокурором Омской области иска.

В соответствие со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить ответчика определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает необходимым, с учетом требований разумности, установить ответчику срок для исполнения возложенных на ответчика обязанности установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему на входе в здание, оборудовать лестничный марш главного входа контрастными противоскользящими полосами в срок до 30.06.2019, оборудовать лестничный марш главного входа пандусом в срок до 31.07.2019, установить контрастные маркировки на входных дверях в срок до 30.06.2019, установить тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги в срок до 30.06.2019 Данные сроки являются разумными и обоснованными. При этом суд учитывает, что для исполнения решения суда необходимо соблюдение процедуры закупок, определение исполнителя данных работ, изготовить и установить необходимое оборудование, таблички, схемы.

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тарское ПОКХ» удовлетворить. Признать незаконным бездействие МУП «Тарское ПОКХ» в части непроведения мероприятий по повышению доступности здания по адресу: г. Тара Омской области пер. Спартаковский д. 14, для инвалидов и иных маломобильных групп граждан.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Тарское производственное объединение коммунального хозяйства», обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам и иным маломобильным группам граждан в здание, расположенное по адресу: г. Тара, Тарский район, Омская область, пер. (улица) Спартаковский (Спартаковская) д. 14, а именно:

в срок до 30.06.2019 (тридцатого июня две тысячи девятнадцатого года) установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему на входе в здание, оборудовать лестничный марш главного входа контрастными противоскользящими полосами, установить контрастные маркировки на входных дверях, установить тактильные таблички на кабинетах, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги.

В срок до 31.07.2019 (тридцать первого июля две тысячи девятнадцатого года) оборудовать лестничный марш главного входа по адресу: г. Тара пер. (улица) Спартаковский (Спартаковская) д. 14 пандусом.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Тарское производственное объединение коммунального хозяйства» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход бюджета Тарского муниципального района Омской области.

В удовлетворении иска прокурора к администрации Тарского городского поселения Омской области отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 09 января 2019 года.

Судья: подпись

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья: И.А. Мальцева

Согласовано