№ 2-11/2014РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Каменск-Уральский 14 января 2014 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,
при секретаре Ивакиной О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу
к
Товариществу собственников жилья «Каменское»
о ликвидации товарищества собственников жилья
и встречному иску
Товарищества собственников жилья «Каменское»
к
Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу
о признании действий должностных лиц незаконными
УСТАНОВИЛ:
Истец Управление Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику Товариществу собственников жилья «Каменское» о ликвидации товарищества собственников жилья.
В исковом заявлении, с учетом последующих уточнений, истец просит:
- признать незаконным решение общего собрания учредителей Товарищества собственников жилья «Каменское» о создании Товарищества собственников жилья «Каменское», принятое ** года;
- признать Товарищество собственников жилья «Каменское» (**) подлежащим ликвидации;
- указать, что решение суда является основанием для ликвидации юридического лица Товарищества собственников жилья «Каменское» с внесением записи Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 22 по Свердловской области в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Товарищества собственников жилья «Каменское»;
- обязанности по осуществлению ликвидационных процедур в отношении Товарищества собственников жилья «Каменское» возложить на председателя правления Товарищества собственников жилья «Каменское» Алистренко А.Г..
Ответчик Товарищество собственников жилья «Каменское» обратился в суд со встречными исковыми требованиями к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу об оспаривании действий должностных лиц УГЖИ по Свердловской области, нарушивших права и свободы граждан и организации.
Во встречном исковом заявлении ответчик просит:
- признать действия Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу незаконными;
- отменить акты № и № от ** года;
- обязать Управление Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу восстановить нарушенные права Товарищества собственников жилья «Каменское» в виде подачи информационного письма о законности действий Товарищества собственников жилья по управлению домом, всем собственникам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;
- возместить из бюджета сумму уплаченной госпошлины в размере ** рублей;
- ходатайствовал о применении срока исковой давности в связи с его пропуском.
Представитель истца Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу Киселева О. А. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью, встречные исковые требования не признала, суду пояснила, что в адрес ответчика неоднократно направлялись запросы о предоставлении учредительных документов для проведения проверки в рамках компетенции инспекции и проверить правомерность создания ТСЖ. Документы своевременно получены не были. На протяжении длительного периода направлялись запросы. В ** года в инспекцию обратились жильцы дома <адрес> с жалобой. По жалобе граждан была проведена проверка, при проведении которой были использованы документы, представленные ответчиком. Недостающие документы она запросила, и представитель ответчика представил их, о чем была дана расписка. По результатам проверки было установлено, что при создании ТСЖ был нарушен порядок проведения общего собрания, что выразилось в отсутствии кворума. Застройка дома проводилась в три этапа, на момент проведения собрания уже были выстроены четыре подъезда, но в собрании участвовали только собственники квартир двух последних подъездов. Собственники первого подъезда на собрание не приглашались и не принимали участие в голосовании. Также не были приглашены на собрание будущие собственники строящихся двух подъездов, имена их уже были известны, поскольку у них были заключены договоры долевого строительства, соответственно их права были нарушены. Полагала, что отсутствие кворума носит неустранимый характер и просила ликвидировать ТСЖ «Каменское». Кроме того, в обоснование необходимости ликвидации ТСЖ полагала необходимым учесть тот факт, что в доме <адрес> уже было создано ТСЖ «С», что исключало создание нового ТСЖ. Также просила ликвидировать Товарищество собственников жилья «Каменское» в связи с тем, что доля собственников жилых помещений в многоквартирном доме, являющихся членами ТСЖ составляет менее 50%. Указала, что с учетом лиц, подавших заявления о выходе из членов ТСЖ и лиц, подавших заявления о вступлении в ТСЖ число членов ТСЖ менее 50% от общего количества собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>. С применением срока исковой давности не согласилась, указала, что проверка проводилась в пределах компетенции государственного органа в соответствии с действующим законодательством. Проверка проведена по жалобе жильцов, что является обязанностью инспекции. Сроки, предусмотренные законодательством для проведения проверки, были соблюдены. Решения по результатам проверки были приняты в соответствии с действующим законодательством. Просила в удовлетворении встречного иска отказать.
Представитель ответчика Товарищества собственников жилья «Каменское» Кожин А. А. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал встречные исковые требования и ходатайство о применении срока исковой давности, суду пояснил, что дом <адрес> был построен в три этапа. Первый пуск был построен и принят приемочной комиссией в ** года строительством руководило ТСЖ «С», второй пуск был принят приемочной комиссией в ** года, строительство инвестировала Инвестиционная строительная компания «У». Договоры о долевом участии в строительстве жилых помещений были заключены с указанной компанией. Перед сдачей дома инвестор собрал всех собственников жилых помещений, с которыми были заключены договоры и провел собрание, на котором был поставлен вопрос о создании ТСЖ, присутствовали все собственники и было принято решение о создании ТСЖ. Третий пусковой комплекс был принят приемочной комиссией в ** года. В момент проведения собрания собственникам квартир во втором пусковом комплексе не были известны будущие собственники квартир в третьем пусковом комплексе. Когда был принят приемочной комиссией третий пусковой комплекс, собственники квартир писали заявления о вступлении в ТСЖ, фактически своими действиями подтвердили согласие с формой управления домом в виде ТСЖ. После создания ТСЖ «Каменское» оно стало заниматься управлением многоквартирного дома, был заключен агентский договор с управляющей компанией, которая осуществляла поставку коммунальных услуг в дом. Компании несколько раз менялись, последняя компания, с которой был заключен агентский договор было Общество с ограниченной ответственностью «**». На основании заключенного агентского договора управляющая компания оказывала услуги и выставляла квитанции на оплату квартплаты от своего имени. В ** года было принято решение о расторжении договора с указанной управляющей компанией и было направлено письменное извещение с требованием передать необходимую документацию. Однако управляющая компания отказалась выполнить это требование и продолжала выставлять квитанции на квартплату. При этом ТСЖ уже заключило договоры с поставщиками коммунальных услуг напрямую и стало выставлять квитанции по квартплате от своего имени. В связи с этим жильцы и обратились с жалобой в инспекцию. При этом они не требовали проверить правомерность создания ТСЖ, они просили проверить правомерность требований оплаты квартплаты от двух юридических лиц – ТСЖ и управляющей компании. Полагал, что проведенной проверкой нарушены права ТСЖ, поскольку первоначально запрос о предоставлении документов ТСЖ от ГЖИ направлялся в ** года, документы были предоставлены, поскольку запросом от ** года были запрошены в качестве дополнения документы о выборе председателя правления ТСЖ. По результатам проверки какой-либо акт выдан не был, претензий по поводу создания ТСЖ ГЖИ не предъявила. По жалобам граждан, фактически проверка не проводилась. По телефону представитель истца запросила документы, ей они были переданы. Длительное время он просил предоставить результат проверки, ему фактически акт предоставили в ** года. Полагал, что срок, предоставленный законом для проверки правомерности создания ТСЖ истек ** года. Просил отказать в удовлетворении исковых требований и удовлетворить встречный иск. Просил возложить на ГЖИ обязанность информировать собственников жилых помещений о правомерности существования ТСЖ, поскольку в результате действий ГЖИ с ТСЖ расторгаются договоры на поставку коммунальных услуг, собственники не могут определиться, кому вносить квартплату.
Представитель 3-го лица Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель 3-го лица Администрации города Каменска-Уральского в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу № Общего собрания учредителей Товарищества собственников жилья «Каменское» от ** года (л.д. 25 том 1) было учреждено Товарищество собственников жилья «Каменское».
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (л.д. 32 том 1) сведения об юридическом лице внесены в единый государственный реестр юридических лиц.
Юридическое лицо Товарищество собственников жилья «Каменское» поставлено на налоговый учет (л.д. 33 том 1).
Истец просит признать незаконным решение общего собрания учредителей Товарищества собственников жилья «Каменское» о создании Товарищества собственников жилья «Каменское», принятое ** года, признать Товарищество собственников жилья «Каменское» (**) подлежащим ликвидации.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны были представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
Также частью 4 статьи 8 Федерального закона от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2013 года обязывает Госжилинспекцию проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров.
В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, Госжилинспекция вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Постановления Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области» Управление осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия и функции осуществляет контроль по обращениям и заявлениям потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Согласно приказу № от ** года (л.д. 14) была проведена внеплановая проверка на основании обращений граждан М. от ** года и Ж. от ** года.
Из акта проверки органом государственного надзора юридического лица № от ** года (л.д. 9-13 том 1) следует, что при проведении проверки сделаны выводы об отсутствии кворума при проведении собрания учредителей Товарищества собственников жилья «Каменское».
В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Из расчетов, представленных представителем истца (л.д. 2-7 том 4), следует, что в голосовании приняли участие собственники, обладающие 2793, 95 кв.м площади жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца поясняла, что согласно техническим паспортам площадь дома составляет 8964, 4 кв.м, в связи с чем отсутствовал кворум при проведении собрания ** года.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что жилой дом
<адрес> был построен в три этапа.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией № от ** года (л.д. 170-171 том 2) был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс жилого дома <адрес>, состоящий из двух блок-секций.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией № от ** года (л.д. 172-174 том 2) был введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс жилого дома <адрес>, состоящий из двух блок-секций.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией № от ** года (л.д. 175-176 том 2) был введен в эксплуатацию третий пусковой комплекс жилого дома <адрес>, состоящий из двух блок-секций.
Таким образом, на момент проведения общего собрания учредителей Товарищества собственников жилья «Каменское» было введено в эксплуатацию два пуска (четыре блок-секции).
В судебном заседании установлено, что в собрании принимали участие собственники жилых помещений второго пускового комплекса (двух блок-секций), решение было принято 70,71% голосов собственников жилых помещений.
Данный факт не оспаривался сторонами и был подтвержден свидетелями С., Т., П., В.., которые поясняли, что являются собственниками жилых помещений, расположенных в первом пусковом комплексе и состояли в ТСЖ «С.».
При таких обстоятельствах, суд усматривает наличие формального нарушения при проведении собрания и принятии решения о создании Товарищества собственников жилья «Каменское».
Однако, суд полагает необходимым учесть следующее.
Первый пусковой комплекс строился с участием средств членов Товарищества собственников жилья «С.».
Из пояснений свидетеля Г., допрошенного в судебном заседании, следует, что количество участников Товарищества собственников жилья «С.», принимавших участие в строительстве первого пускового комплекса не изменялось. Принятие новых членов товарищества не предполагалось. Строительство последующих пусковых комплексов осуществлялось инвестиционной компанией.
Из протокола № Общего собрания учредителей Товарищества собственников жилья «Каменское» (л.д. 25 том 1) следует, что инициатором создания Товарищества собственников жилья «Каменское» являлось Общество с ограниченной ответственностью «У».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент проведения собрания существовало 2 самостоятельных строительных комплекса, соответственно, нарушение при проведении собрания суд не может признать существенным.
Согласно пункту 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации (частью 1).
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушении обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, указанная норма предполагает, что нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Из акта проверки органом государственного надзора юридического лица № от ** года (л.д. 9-13 том 1) следует, что за период с ** года по день проведения проверки заявления о вступлении в члены ТСЖ подали 109 собственников жилых помещений многоквартирного дома <адрес>, которые обладали 5788, 7 кв.м площади жилого дома, что составляет более 50% от общей площади дома, которая по расчетам представителя истца составляет 9209, 3 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В данном случае речь идет о юридических фактах, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, - фактических обстоятельствах, порождающих правовые последствия. Такие фактические обстоятельства возникают по воле субъекта гражданского права (деяния в форме действий или бездействия) или помимо его воли (события) и являются основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений при условии, что нормы права связывают с ними определенные правовые последствия.
Вместе с тем статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает возможность возникновения гражданских прав и обязанностей на основании действий и событий, хотя и не предусмотренных правовыми нормами, но не противоречащих общим началам и смыслу гражданского законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Положения данной нормы означают свободное распоряжение гражданами и юридическими лицами принадлежащими каждому из них гражданскими правами, осуществление их по своему усмотрению.
Под осуществлением права понимают поведение лица, соответствующее содержанию принадлежащего ему права, т.е. совершение определенных действий или воздержание от них. Проявлением свободы поведения является широкое усмотрение лица при выборе варианта своего поведения в пределах, предусмотренных гражданским правом.
Таким образом, 109 собственников выразили свою волю, подав заявление о вступлении в члены ТСЖ, и более половины собственников своим волеизъявлением фактически приняло действующее ТСЖ в качестве способа управления многоквартирным домом.
Согласно агентскому договору № от ** года (л.д. 2-4 том 2) Товарищество собственников жилья «Каменское» поручило Обществу с ограниченной ответственностью «Ю» управление многоквартирным домом <адрес>.
Из пояснений свидетеля И следует, что он обращался и в Товарищество собственников жилья «Каменское» и в Общество с ограниченной ответственностью «Ю» и ему стало известно, что ТСЖ заключало договоры на обслуживание дома с управляющей компанией.
Свидетель И также указывал, что полагает деятельность ТСЖ и управляющей компании ненадлежащей, указал, что собственники не довольны деятельностью данных организаций.
Однако деятельность Товарищества собственников жилья «Каменское» предметом судебного спора по настоящему делу не является, собственники жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> не лишены права защитить свои права в установленном законом порядке.
Из представленных доказательств и пояснений свидетеля следует, что Товарищество собственников жилья «Каменское» осуществляло фактическую деятельность.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что характер допущенных нарушений при создании товарищества собственников жилья «Каменское», а также вызванные ими последствия не могут быть расценены как существенные и неустранимые. Ликвидация Товарищества собственников жилья «Каменское» как мера реагирования на нарушения действующего законодательства не будет соответствовать общеправовым принципам юридической ответственности и не будет являться соразмерной допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
В качестве основания для ликвидации Товарищества собственников жилья «Каменское» представитель истца указывала тот факт, что оно создано с нарушением, поскольку ранее уже существовало Товарищество собственников жилья «С», а избрать два способа управления многоквартирным домом невозможно.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По правилам пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Исходя из смысла статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ** года (л.д. 35-40 том 2) Товарищество собственников жилья «С» создано ** года.
Из Устава Товарищества собственников жилья «С» (л.д. 72-86 том 2) следует, что целью создания товарищества является аккумулирование средств участников, внесенных в специальный фонд для осуществления строительства в качестве инвестора жилых этажных и многоквартирных домов в микрорайоне «**», реализация собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом (пункт 3.1).
Пунктом 3.3 Устава Товарищества собственников жилья «С» предусмотрено, что деятельность Товарищества подразделяется на два этапа: этап строительства жилых домов Товарищества, создание кондоминиума; этап эксплуатации и обслуживания жилых и нежилых помещений и общего имущества в кондоминиуме.
Из пояснений свидетеля Г следует, что после создания Товарищества собственников жилья «Каменское» Товарищество собственников жилья «С» управление многоквартирным домом <адрес> не осуществляло, новых членов в ТСЖ не принимало.
Кроме того, из Протокола совещания по вопросу: «С» (л.д. 87 том 2) учредителями выступили Администрация города Каменска-Уральского и Общество с ограниченной ответственностью «Т».
Исходя из изложенного Товарищество собственников жилья «С» не соответствует нормам действующего законодательства о способе управления многоквартирным домом в виде Товарищества собственников жилья, в частности имеет целью застройку дома и не является объединением собственников, которые не выступили в качестве учредителей.
При таких обстоятельствах, создание Товарищества собственников жилья «Каменское» не может быть ликвидировано по основанию существования ранее созданного ТСЖ.
Представитель истца просила ликвидировать Товарищество собственников жилья «Каменское» в связи с тем, что доля собственников жилых помещений в многоквартирном доме, являющихся членами ТСЖ составляет менее 50% от общего количества собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области» управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья.
В соответствии со статьей 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Суд приходит к выводу, что требование ликвидации Товарищества собственников жилья «Каменское» по основанию, что доля собственников жилых помещений в многоквартирном доме, являющихся членами ТСЖ составляет менее 50% от общего количества собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме не может быть заявлено Управлением Государственной жилищной инспекцией по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу, поскольку проверка по данному вопросу не проводилась, решение об обращении в суд по данному основанию государственным органом не принималось, к компетенции истца указанный вопрос не относится, что подтвердила представитель истца в судебном заседании.
Учитывая изложенное, требование истца о ликвидации Товарищества собственников жилья «Каменское» удовлетворению не подлежит.
Ответчик ходатайствовал о применении срока исковой давности в связи с его пропуском.
Истцом была проведена проверка в пределах компетенции, результатом которой явилось решение об обращении с иском в суд, решение об этом принято согласно акту проверки органом государственного надзора юридического лица № ** года.
Истец обратился в суд ** года (л.д. 2 том 1).
Соответственно суд не усматривает нарушения срока обращения истца в суд с исковыми требованиями.
Ответчик просит признать действия Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу незаконными.
Обосновывая указанное требование представитель ответчика ссылался на тот факт, что фактически проверка проведена не была, документы у ответчика истцом по данной проверке не запрашивались, актом проверки органом государственного надзора юридического лица № от ** года нарушены права и законные интересы Товарищества собственников жилья «Каменское».
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
В судебном заседании установлено, что на основании приказа № от ** года (л.д. 14-15 том 1) была проведена проверка в отношении Товарищества собственников жилья «Каменское». Проверка проводилась по ** года. По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного надзора юридического лица № от ** года.
Из акта проверки органом государственного надзора юридического лица № от ** года (л.д. 9-13 том 1) следует, что было принято решение об обращении Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу в суд с исковыми требованиями о ликвидации Товарищества собственников жилья «Каменское».
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 ФЗ N 123-ФЗ от 04.06.2011 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
Представитель истца настаивал на том факте, что требующиеся документы были переданы истцу до начала проведения проверки.
Представитель истца данный факт не отрицала и пояснила, что при проведении проверки были использованы представленные ответчиком документы.
Учитывая, что учредительные документы были представлены истцу ответчиком, проверка была проведена в пределах компетенции государственного органа, на ответчика какие-либо обязанности актом проверки органом государственного надзора юридического лица № от ** года не возлагались, суд полагает, что действия должностных лиц Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу по проведению проверки на предмет правомерности принятия собственниками помещений решений о создании товарищества собственников жилья, а также сам акт проверки по существу не свидетельствуют о нарушении прав и свобод Товарищества собственников жилья «Каменское» и не создают препятствия к осуществлению юридическим лицом его прав и свобод.
Ответчик просит отменить акты № и № от ** года.
Суд не усмотрел нарушений прав и свобод Товарищества собственников жилья «Каменское» указанным актом.
Согласно акту проверки органом государственного надзора юридического лица
№ от ** года (л.д. 3-6 том 3) проверка проведена в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ю».
Указанным актом не затрагиваются права и свободы Товарищества собственников жилья «Каменское» не созданы препятствия к осуществлению данным юридическим лицом его прав и свобод, на данное юридическое лицо незаконно не возлагалась какая-либо обязанность и оно незаконно не привлечено данным актом к ответственности.
Кроме того, в компетенцию суда не входит отмена актов государственных органов, они могут быть признаны судом соответствующими или не соответствующими действующему законодательству, но отмена акта входит в компетенцию органа его издавшего.
При таких обстоятельствах встречное требование ответчика об отмене актов № и № от ** года удовлетворению не подлежит.
Ответчик просит обязать Управление Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу восстановить нарушенные права Товарищества собственников жилья «Каменское» в виде подачи информационного письма о законности действий Товарищества собственников жилья по управлению домом, всем собственникам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Суд пришел к выводу, что проведенной проверкой права ответчика нарушены не были, кроме того, действующее законодательство восстановление нарушенных прав в такой форме при обжаловании действий должностных лиц государственных органов не предусматривает.
При таких обстоятельствах, встречное требование ответчика о возложении на истца обязанности удовлетворению не подлежит.
Ответчик просит возместить из бюджета сумму уплаченной госпошлины в размере ** рублей.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении встречных исковых требований, судебные расходы в виде уплаченной госпошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу к Товариществу собственников жилья «Каменское» о ликвидации товарищества собственников жилья оставить без удовлетворения.
Встречный иск Товарищества собственников жилья «Каменское» к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу о признании действий должностных лиц незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Решение в окончательной форме изготовлено ** года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова