ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11/2014 от 29.01.2014 Клетского районного суда (Волгоградская область)

 Дело № 2-11/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 29 января 2014 года                                     ст. Клетская Волгоградской области

 Клетский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Набиева Р.Г.

 при секретаре судебного заседания Новикове Ф.А.,

 с участием представителя истца Латиновой А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Е.В. к Управлению Судебного департамента в Волгоградской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании права собственности на жилой дом,

 у с т а н о в и л :

 Макарова Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Волгоградской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании права собственности на жилой дом. В обоснование иска указала, что она назначена на должность судьи <данные изъяты> на основании Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ на трехлетний срок полномочий и на основании Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ без ограничения срока полномочий.

 На основании её заявления, решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как нуждающаяся в улучшение жилищных условий.

 Согласно решения жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года, на основании выделенных денежных средств из федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на приобретение жилого помещения, а также на основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года, приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Между Управлением Судебного департамента в Волгоградской области и Макаровой Е.В. был заключен договор социального найма указанного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № найма служебного помещения.

 Поскольку она назначена на должность судьи в ДД.ММ.ГГГГ году и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ к возникшим правоотношениям подлежит применению п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 15.12.2001 г., действовавшей в период назначения её на должность судьи и постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года N 2-П, Макарова Е.В. полагает, что она приобрела право на бесплатную передачу ей в личную собственность указанного жилого помещения. Просит признать право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

 В судебное заседание истец Макарова Е.В. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

 В судебном заседании представитель истца Латинова А. иск поддержала в полном объеме и пояснила, что отсутствие правового регулирования обеспечения жильем судей лишает истицу возможности оформить в собственность занимаемое жилое помещение, кроме того она считает, что Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 N 192, согласно которому жилые помещения, предоставляемые судьям, относятся к специализированному жилищному фонду, противоречит Федеральному конституционному закону N 1-ФКЗ от 31.12.1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", гарантирующий предоставление судьям за счет государства материальное, социальное и бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Поскольку истица с ДД.ММ.ГГГГ года проживает и зарегистрирована на территории <адрес>, в приватизации не участвовала, она просит признать за нею право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.

 Представитель ответчика Управления Судебного департамента в Волгоградской области в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление с иском не согласился, пояснив, что на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2008 года № 192 « О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» семье судьи Макаровой Е.В. было предоставлено служебное жилое помещение. В связи с чем у Управления не имелось оснований и полномочий для применения какого-либо иного порядка для приобретения судье Макаровой Е.В. жилого помещения.

 Представитель ответчика ТУ Росимущества в Волгоградской области в судебном заседании не присутствовал, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление полагает, что поскольку спорный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Волгоградской области, то решение о передаче квартиры в собственность принимается не ТУ Росимущества в Волгоградской области, в связи с чем, ТУ Росимущества является ненадлежащим ответчиком в указанном гражданском деле, в связи с чем, просит суд отказать в удовлетворении искового заявления в части требований к ТУ Росимущества в Волгоградской области в полном объеме.

 Третьи лица на стороне истца, члены семьи истца: Макаров В.Н., Макаров С.Н., Макарова К.В. в судебном заседании не участвовали, в поступивших от них письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствием с иском согласны, от участия в приватизации отказываются.

 Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные документы, приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Статьей 25 «Всеобщей декларации прав человека» в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ определено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

 В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о «приватизации» государственного и муниципального имущества.

 В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О «приватизации » жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке «приватизации», жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

 Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

 Судом установлено, что Макарова Е.В. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № назначена на должность судьи <адрес>, Указом Президента № от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность судьи <адрес> без ограничения срока полномочий. В ДД.ММ.ГГГГ Макарова Е.В. поставлена на учет в Управлении Судебного Департамента в Волгоградской области как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой Управления Судебного Департамента в Волгоградской области.

 На основании решения жилищной комиссии и от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано Управлению Судебного департамента в Волгоградской области объявить конкурс на приобретение судье <адрес> Макарова Е.В. жилого помещения площадью от <данные изъяты> кв.м., стоимостью не более <данные изъяты> рублей.

 ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Судебного Департамента в Волгоградской области и ФИО6 был заключен государственный контракт на приобретение жилого дома стоимостью <данные изъяты> рублей, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м.

 Согласно Договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, Управлением Судебного Департамента в Волгоградской области Макаровой Е.В. передано указанное жилое помещение в бессрочное владение для проживания в нем. Как следует из Договора найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Судебного Департамента в Волгоградской области и Макаровой Е.В., указанное жилое помещение передано в бессрочное владение и пользование для проживания в нем Макаровой Е.В. и членов её семьи – ФИО12, ФИО13 и ФИО14, указанное жилое помещение предоставляется в связи с пребыванием на государственной должности Российской Федерации.

 Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой <данные изъяты> кв.м., расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

 С этого времени Макарова Е.В. и её совершеннолетние дети: ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ и муж ФИО12., проживают в спорном жилом доме, что подтверждается справкой о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ.

 Как подтверждается справкой администрации <адрес> Макарова Е.В. зарегистрирована и проживает на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, в приватизации не участвовала.

 Суд не может принять доводы Управления судебного департамента в Волгоградской области о том, что спорное жилое помещение отнесено к числу служебных, по следующим основаниям.

 Часть первая статьи 4 Закона РФ «О « приватизации » жилищного фонда в Российской Федерации» содержит перечень жилых помещений, не подлежащих « приватизации », к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

 В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

 В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

 Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее Правила), согласно п. 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами.

 Исходя из п. 14. Правил, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

 Согласно п. 15 Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

 Как было установлено судом, спорное жилое помещение – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является государственным имуществом. Каких-либо доказательств отнесения спорного жилого помещения к категории жилых помещений специализированного жилищного фонда суду не было представлено.

 Следовательно, спорный жилой дом не приобрел статус служебного жилого помещения и не может быть отнесен к специализированному жилищному фонду, поэтому граждане, которые занимают указанное жилое помещение, вправе приобрести его в собственность в порядке «приватизации».

 Как уже указывалось выше, судом установлено, что спорное жилое помещение занимают Макарова Е.В. и её совершеннолетние члены семьи ФИО12., ФИО13, ФИО14 Макарова Е.В. ранее в приватизации не участвовала, другого жилья в собственности не имеет, члены семьи Макаровой Е.В. против иска не возражают от участия в приватизации отказались.

 В силу ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О «приватизации» жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

 Поскольку истец ранее не реализовала свое право на «приватизацию», она просила признать за ней право собственности на спорный жилой дом.

 С учетом приведенных норм закона и обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Макаровой Е.В., признав за нею право собственности на занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

 Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 21 июня 1995 г.) жилые помещения, приобретаемые за счет средств федерального бюджета для предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, передаются в собственность судьи бесплатно.

 Изменения, внесенные в данную норму Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и вступившие в законную силу с 01 января 2005 года, согласно которым судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению отдельными жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и, соответственно, Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192, установившее данный порядок в виде предоставления судьям жилых помещений специализированного жилищного фонда Российской Федерации, применению при разрешении заявленных Макаровой Е.В. требований не подлежат, поскольку законы, ухудшающие положение гражданина, обратной силы не имеют (ст. 55 Конституции Российской Федерации).

 Исходя из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и признания самостоятельности органов судебной власти статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, предусматривается их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающие гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса (статьи 10, 119, 120 - 122, 124 Конституции Российской Федерации).

 Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому.

 Внося пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения в регламентирующую материальное обеспечение судей статью 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", федеральный законодатель определил, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются жилыми помещениями, которые приобретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 06 декабря 2005 г. N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году". Согласно его пункту 1 ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

 Аналогичный механизм установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 и действует с 01 января 2008 года.

 Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.

 Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования, и эти вопросы не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. При отсутствии законодательного урегулирования правового механизма реализации прав судьи на улучшение жилищных условий неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.

 Вследствие этого Конституционным Судом Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. N 2-П от 20 апреля 2010 года N 9-П).

 При предоставлении указанного жилого дома Макарова Е.В. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время проживает в спорном жилом доме с членами ее семьи, несет расходы по содержанию жилого дома.

 При таких обстоятельствах суд считает, что за Макаровой Е.В., приступившей к исполнению обязанностей судьи <адрес> в период действия пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, следует признать право на приобретение в собственность занимаемого на законном основании жилого помещения в виде индивидуального жилого дома в порядке приватизации.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

 р е ш и л:

 Исковое заявление Макарова Е.В. к Управлению Судебного департамента в Волгоградской области Территориальному управлению Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании права собственности на жилой дом - удовлетворить.

 Признать за Макарова Е.В. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

 Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Клетский районный суд.

     Судья: подпись                                                                                      Р.Г. Набиев

     Справка: мотивированный текст решения будет изготовлен 03.02.2014 года.

 Судья: подпись                                                                                      Р.Г. Набиев