Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 21 января 2016 года
Калачинский городской суд Омской области в составе
председательствующего судьи Шестаковой О.Н.,
при секретаре Сотниковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-11/16 по иску ФИО1 ФИО12 к администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, крестьянскому (фермерскому) хозяйству ФИО3 ФИО13 о признании договора аренды недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, указав, что он является собственником комплекса ЗАВ-40, расположенного на территории Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, который расположен на территории зернотока, где также расположены и друге нежилые здания, принадлежащие на праве собственности другим лицам. Все здания расположены на земельном участке, принадлежащем Орловскому сельскому поселению Калачинского муниципального района Омской области. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился к Администрации Орловского сельского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду, в ответ ему сообщили, что предоставление указанного земельного участка ему невозможно, так как данный земельный участок предоставлен по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года КФХ ФИО3 на основании заявления последнего от ДД.ММ.ГГГГ года и зарегистрирован в Управлении Росреесрта по Омской области. ФИО3 в настоящее время ведутся работы по строительству нового объекта, который будет препятствовать осуществлению подъезда к его объекту собственности - комплексу ЗАВ-40, что препятствует реализации его права собственности. Обращался к главе Администрации Орловского сельского поселения для решения вопроса о подъездных путях к комплексу ЗАВ-40, на что вариантов решения данной проблемы предложено не было. Просил признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным и обязать Администрацию Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области заключить сервитут в отношении данного земельного участка.
Уточнив исковые требования (т. 1 л.д. 196-200), истец ФИО2 не настаивал на заключении сервитута в отношении спорного земельного участка, просил лишь признать договор земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным, в обоснование указав, что является собственником комплекса ЗАВ-40, нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> Собственником рядом стоящего здания зерносклада, площадью <данные изъяты> кв.м. является его мать ФИО4 В отношении здания зерносклада между Истцом и ФИО4 заключен договор безвозмездного пользования зданием складом. Вышеуказанные объекты представляют собой единый комплекс объектов связанный с сортировкой и хранением зерна. Учитывая, что он является собственником одного объекта, а в отношении другого объекта обладает правами пользования, им были инициированы работы по формированию земельных участков под объектами, входящими в состав единого комплекса. При обращении в главе администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района, для решения вопроса о формировании границ земельного участка принадлежащими ему объектами ему было отказано. При повторном обращении к главе ему было сообщено, что формируемый участок не может быть предоставлен из-за того, что администрация Орловского сельского поселения Калачинского района заключила договор № № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3, которому был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов. После установления данного факта истец обратился к главе сельского поселения с вопросом о правомерности заключения договора аренды земли непосредственно примыкающей к объектам, которые принадлежат истцу. В ответ на обращение был получен письменный ответ, из которого следует, что порядок и процедура заключения договора нарушены не были. При этом глава сельского поселения ссылается на опубликование сведения о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке, а именно делается ссылка на решение Совета Орловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №№. Полагает, что вышеуказанная ссылка ответчика на правомерность реализации земельного участка является несостоятельной, поскольку на официальном портале Правительства Омской области имеется информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ Советом Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области издано Решение «Об учреждении официального печатного издания органов местного управления Орловского сельского поселения». В соответствии с данным решением официальным печатным изданием Орловского сельского поселения является «Орловский муниципальный вестник». В соответствии с п. 5 решения следует, что обязательному опубликованию подлежат информационные сообщения, обязательное опубликование которых предусмотрено Федеральными законами, законами Омской области, правовыми актами сельского поселения. В своем письменном ответе глава администрации Орловского сельского поселения также ссылается на тот факт, что земельный участок с кадастровым номером № был надлежащим образом предоставлен в порядке ст.39.6, 39.18 Земельного кодекса РФ. Полагал, что администраций Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области должны быть представлены надлежащие доказательства опубликования соответствующего извещения, а также соответствия содержания извещения требованиям, установленным вышеуказанной статьей. В отсутствие вышеуказанного имеются все основания для признания договора аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО3 недействительным в силу ничтожности, из-за нарушения порядка предоставления муниципальных земель. Он является непосредственно заинтересованным лицом, ввиду того, что посредством незаконной реализации земельного участка с кадастровым номером № у него отсутствует доступ между объектами входящими в один комплекс. Полагает, что при формировании и предоставлении земельного участка с кадастровым номером № были нарушены следующие СНиП: п.п. 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» 2.2.1/2.1.1.Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест (далее по тексту - Требования). 4.3. Сельскохозяйственные производства и объекты, в соответствии с которыми склады овощей, картофеля и зерна относятся к V классу объектов, для которых предусматривается санитарно-охранная зона 50 метров. Вместе с тем, в настоящий момент ФИО3 осуществляет строительство всего в нескольких метрах от объекта, принадлежащего ему на праве собственности, в нарушение всех норм и правил установленных вышеуказанными Требованиями, ширина ранее имеющегося проезда возводимым ответчиком сооружением и его объектом составляет всего 2 метра, из-за чего отсутствует возможность проехать не только грузовому транспорту, но и обычному. Ответчик осуществляет строительство в непосредственной близости от линий электропередач, чем нарушает закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" требования, в соответствии с величина охранной зоны составляет от 10 метров и более в зависимости от номинального класса напряжения электропередач. Кроме того, согласно Своду правил 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07.-91*, для промышленного транспорта ширина проезда между сооружениями должна составлять 6,5 м (Таблица 7.9). В соответствии со Сводом правил системы противопожарной защиты СП 4.13130.2013 пункта 8.8. ширина проезда должна составлять 5-8 метров. Если обратиться к СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городским и сельских поселений (таб.8) минимальная ширина второстепенного проезда с м пешеходной части к зданиям равна 4,25 м. Учитывая, что все вышеуказанные нормативы в разы превышают ширину имеющегося проезда, есть все основания полагать, что строительство осуществляемое ответчиком производиться в нарушение норм и правил, установленных действующим законодательством.
К участию в деле привлечены: в качестве соответчика - крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО3 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района Омской области, Управление Росреестра по Омской области в лице Межмуниципального отдела по г. Калачинску, Калачинскому и Оконешниковскому районам Управления Росреестра по Омской области определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. (т. 1 л.д. 225), ФИО4 определением суда от 10.12.2015 г. (л.д. 68).
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. (т. 1 л.д. 94), уточненные исковые требования поддержали, дали подробные пояснения по существу заявленных требований, пояснив, что опубликование сведений о предоставлении спорного земельного участка в «Омском вестнике» не является достаточным доказательством соблюдения порядка обнародования сведений о намерении предоставить спорный земельный участок в аренду, поскольку на официальном портале правительства Омской области находится одновременно противоречивая информация: о решении от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым Совет Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района учредил официальный печатный источник – «Орловский муниципальный вестник, а также текст Устава Орловского сельского поселения, из содержания которого (п. 2 ст. 33) следует, что официальным печатным изданием сельского поселения является Калачинский печатный вестник». При этом газета «Омский вестник» является официальным печатным изданием Правительства Омской области, тираж газеты составляет 570 экземпляров, основной тираж распространяется в г. Омске – по органам государственной власти Омской области. В связи с этим полагали, что опубликование должно быть осуществлено в официальном печатном издании по месту нахождения земельного участка, то есть в официальном печатном издании Орловского сельского поселения. Отметили следующие существенные нарушения закона, допущенные при опубликовании извещения: вместо положенной площади земельного участка <данные изъяты> кв.м. указана площадь <данные изъяты> кв.м.; в адресе объекта не указана улица, вместо установленного законом тридцатидневного со дня публикации (ДД.ММ.ГГГГ г.) срока подачи заявок на участие в аукционе, срок сокращен до ДД.ММ.ГГГГ г.
Ответчик – администрация Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, не просила об отложении судебного разбирательства, ввиду чего суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Ранее - в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ г. (т. 1 л.д. 219-223) представитель администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области – глава администрации ФИО6, и в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ г. представитель администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования не признали в полном объеме, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ года главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО3 в администрацию Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области было подано заявление о предоставлении земельного участка. Поскольку предоставление земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности является случаем, предусмотренным ст. 396 Земельного кодекса РФ, когда договор аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, может быть предоставлен без проведения торгов, была проведена процедура предоставления земельного участка по договору аренды без проведения торгов с учетом статьи 39.18 Земельного кодекса РФ. В целях соблюдения требований, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса ОФ Администрацией Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района омской области было опубликовано извещение о предоставлении спорного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса в извещении была указана вся необходимая информация, в том числе дата окончания приема указанных в п.п. 2 заявлений: ДД.ММ.ГГГГ года, цель предоставления земельного участка – ведение крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; адрес земельного участка – <адрес>, кадастровый номер (№ №) и площадь земельного участка (<данные изъяты> кв.м.) в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости. Упущение названия улицы в извещении полагают несущественным нарушением, так как в с. Орловка всего 4 улицы, из них дом № № имеется только на улице Орлова. Полагают, что при указании в извещении площади спорного земельного участка - <данные изъяты> кв.м. нарушений не допущено, так как согласно кадастровому паспорту площадь спорного земельного участка указана как <данные изъяты>- кв.м. ДД.ММ.ГГГГ г. извещение было опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Орловского сельского поселения в государственной информационной системе Омской области «Портал Правительства Омской области» с адресами «www.omskportal.ru», «омская область.рф». Кроме того, дано извещение о предоставлении земельного участка было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ г. в газете «Омский вестник», «Орловский муниципальный вестник», а также размешено на информационном стенде в здании Администрации Орловского сельского поселения по адресу: <адрес>, что подтверждается извещением с информационного стенда. Действительно, согласно п. 2 ст. 33 Устава Орловского сельского поселения, официальным печатным изданием сельского поселения является Калачинский печатный вестник», однако решением Совета Орловского сельского поселения от 27.03.2013 г. № 2 «Орловский муниципальный вестник» был учрежден как официальное печатное издание Орловского сельского поселения для опубликования муниципальных правовых актов, тогда же утверждено Положение о печатном средстве массовой информации Орловского сельского поселения, тираж газеты 20 экземпляров. На основании ст. 12 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. От 30.12.2015 ) «О средствах массовой информации», периодические печатные издания, тиражом менее одной тысячи экземпляров освобождаются от регистрации. Однако в Устав Орловского сельского поселения соответствующие изменения об изменении официального печатного издания не были внесены. Опубликование в газете «Калачинский муниципальный вестник» фактически не представлялось возможным, поскольку с апреля 2014 г. в связи с отсутствием финансирования ГП «Калачинская районная типография» перестала издавать газету «Калачинский муниципальный вестник». Поскольку заявление на предоставление земельного участка было подано ДД.ММ.ГГГГ г. и Земельным кодексом РФ установлен 30-дневный срок для его рассмотрения, а процедура внесения изменений в Устав муниципального образования достаточно длительная по времени (в частности предусматривает официальное опубликование (обнародование) проекта Устава Орловского сельского поселения, проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав сельского поселения не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения, проведение публичных слушаний, процедуру государственной регистрации решения о внесении изменений в Устав), в целях недопущения нарушений прав заявителя на получение земельного участка в соответствии с законодательством, было принято решение опубликовывать извещение о предоставлении земельного участка в газете «Орловский муниципальный вестник». В целях размещения извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru Администрация Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района в порядке, установленном Регламентом официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru», утвержденном приказом Минкомсвязи России от 3 июня 2015 года № 195, направляла оператору официального сайта – в Центр регистрации - заявление на активацию учетной записи организатора торгов, на что 29 июля 2015 года от Центра регистрации по электронной почте пришло извещение о том, что максимальный срок присвоения статуса «активен» составляет 15 рабочих дней. Вместе с тем присвоение статуса «активен» произошло только в октябре 2015 года, от Центра регистрации указанное извещение было получено в электронной форме. Считали, что требования ст. 39.18 Земельным кодексом РФ в части опубликования извещения о предоставлении земельного участка Администрацией Орловского сельского поселения исполнено. Полагают, что Администрация Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района не вправе была принимать решение об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку такое основание для отказа как невозможность опубликования извещения ст. 39.16 Земельного кодекса РФ не предусмотрено, а, следовательно, это обстоятельство не является существенным нарушением порядка предоставления земельного участка. Полагают, что права истца не нарушены, так как права на земельный участок, на котором расположено принадлежащее истцу здание (по адресу: <адрес> по настоящее время не оформлены, нежилое здание, принадлежащее истцу и расположенное по адресу: <адрес> не граничит и не пересекается со спорным земельным участком, а следовательно, нет оснований для вывода о том, что в результате предоставления спорного земельного участка нарушаются границы земельного участка, принадлежащего истцу. Доказательства отсутствия доступа истца в нежилое здание зерносклада в деле отсутствуют.
Ответчик ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что при заключении договора № ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Орловского сельского поселения и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ г. соблюдались все нормы законодательства, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. прошел правовую экспертизу законности в Управлении службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ДД.ММ.ГГГГ г., где был зарегистрирован. Полагает, что его действия при заключении договора аренды земельного участка носили исключительно добросовестный характер, а нормы действующего законодательства в части порядка опубликования информации в печатных и иных изданиях о возможности арендовать спорный земельный участок были нарушены несущественно, поскольку указанная информация была опубликована 4 способами: в газете «Омский вестник», в газете «Орловский вестник», на официальном сайте Администрации Орловского сельского поселения, на информационной доске, предназначенной для официального обнародования муниципальных актов. П. 4 Устава Орловского сельского поселения предусмотрены иные способы официального обнародования (опубликования) муниципальных правовых актов, в том числе «передача по каналам связи», (что означает распространение в сети «Интернет»), и распространение в машиночитаемой форме (что означает на информационной доске поселения), что не противоречит требованиям ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Опубликование информации в «Калачинском муниципальном вестнике», на которое ссылается истец, признавая его единственным официальным источником, являлось невозможным, ввиду фактической ликвидации печатного издания. Ввиду указанного публикацию в «Орловском муниципальном вестнике», утвержденном в качестве официального печатного издания органа местного самоуправления Орловского сельского поселения решением совета от 27.03.2013 г., считает надлежащей. Невнесение изменений в Устав Орловского сельского поселения в части изменения официального печатного издания с «Калачинского муниципального вестника» на «Орловский муниципальный вестник» полагает лишь технической ошибкой, связанной с длительностью процедуры внесения изменений. Процедура регистрации на сайте http://torgi.gov.ru в момент подачи им заявления о предоставлении в аренду земельного участка была не отлажена и занимала значительное время со стороны администратора данного сайта, поэтому у администрации Орловского сельского поселения фактически отсутствовала техническая возможность опубликовать извещение о выделении земельного участка на указанном сайте. Следовательно отсутствие публикации на сайте http://torgi.gov.ru допущено не по вине администрации Орловского сельского поселения, а по вине администратора сайта. Кроме того, ст. 39.16 Земельного кодекса не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как невозможность опубликовать извещение о предоставлении земельного участка в аренду на сайте http://torgi.gov.ru либо в печатном издании, поэтому в случае получения письменного отказа со стороны администрации Орловского сельского поселения в предоставлении земельного участка по указанным основаниям, он обжаловал бы данный отказ в суд. ФИО2 не подтверждено наличие производственного крупногабаритного и иного транспорта. Полагает, что истцом не представлены доказательства в подтверждение невозможности проезда к используемым объектам недвижимости, чинение им препятствий к проезду. Полагает также, что при указании цели предоставления спорного земельного участка - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - круг лиц, осуществляющих данную деятельность, фактически определен и ограничивается 5-6 крестьянско-фермерскими хозяйствами, а значит, публичные интересы не нарушены, и спор носит экономический характер. Расторжение указанного договора аренды существенно скажется на его предпринимательской деятельности, так как он понесет огромные убытки, связанные со сносом строения, освобождением земельного участка (около 500000 рублей), что для деятельности его КФХ является значительным и может привести к его банкротству.
Третье лицо на стороне истца – ФИО4, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В письменных ходатайствах от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя по доверенности ФИО5
Представитель третьего лица ФИО4 - ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. (т. 1 л.д. 24), исковые требования поддержал.
Третье лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, не просил об отложении судебного разбирательства, ввиду чего суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Ранее - в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ г. (т. 2 л.д. 61-63) представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района Омской области ФИО9, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения судом исковых требований, полагая, что при формировании спорного земельного участка и при заключении в отношении него договора аренды все требования законодательства администрацией Орловского сельского поселения были соблюдены, требования об информировании о торгах в сети Интернет не могли быть исполнены, поскольку изменения в закон о наделениями сельских поселений полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вступили в силу недавно – с марта 2015 года, в силу чего у администрации не было возможности пройти регистрацию в сети Интернет в этих целях до августа 2015 года. Вместе с тем, администрацией Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области были предприняты все необходимые меры для этого – оплачена регистрация заявления на активацию учетной записи по квитанции, в отсутствие извещения о предстоящих торгах на электронной площадке извещение о торгах было обнародовано в средствах массовой информации «Орловский муниципальный вестник», «Омский вестник», размешено на информационном стенде в здании Администрации Орловского сельского поселения, ввиду чего полагает права истца ненарушенными.
Третье лицо - Управление Росреестра по Омской области в лице Межмуниципального отдела по г. Калачинску, Калачинскому и Оконешниковскому районам Управления Росреестра по Омской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, в письменном заявлении (т. 2 л.д. 16) представитель третьего лица просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Как пояснил в судебном заседании свидетель ФИО10, до начала строительства склада ФИО3, Щ-ны проезжали к складу с западной стороны через ЗАВ-40 по участку, где в настоящее время строится ФИО3. Ранее к складу Щ-ных можно было проехать еще и с восточной стороны, но сейчас там также расположен участок ФИО3 и проезда нет, имеется техническая возможность для устройства съезда с дороги общего пользования непосредственно вблизи склада Щ-ных.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В пункте 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ также отражено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ, вступившего в силу в данной части с 1 марта 2015 года), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного Кодекса РФ (далее - уполномоченный орган).
Как установлено материалами дела, истец является собственником нежилого здания зерноочистительного комплекса с весовой ЗАВ-40, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №№ - от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 6). Право собственности зарегистрировано на основании решения Калачинского городского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. (т. 2 л.д. 10-13).
Собственником здания зерносклада, расположенного вблизи ЗАВ-40 по адресу: Омская область, Калачинский район, с. Орловка, ул. имени Орлова, 95, является ФИО4, что также подтверждается наличием свидетельства о государственной регистрации №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 7). Право собственности зарегистрировано на основании решения Калачинского городского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 174-178).
ФИО2 и ФИО4 являются главами соответствующих крестьянских (фермерских) хозяйств, согласно свидетельствам о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ г. и от ДД.ММ.ГГГГ г. соответственно (л.д. 51, 52). ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 47-50) между истцом (ссудополучатель) и ФИО4 (ссудодатетель) заключен договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями № № согласно которому Ссудодатель передает, а ссудодатель принимает в безвозмездное пользование здание зерносклада семенного, расположенного по адресу: с. <адрес> Таким образом, зерноочистительный комплекс с весовой ЗАВ-40 и зерносклад представляют собой единый комплекс объектов, связанный с сортировкой и хранением зерна.
ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (Арендодатель) и ФИО3 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № № (л.д. 19-23), согласно условиям которого Арендодатель представляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылается на нарушение администрацией Орловского сельского поселения Калачинского района Омской области требований законодательства при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №
Как установлено в судебном заседании, решением совета Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № утверждены Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (т. 2 л.д. 40), в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ года администрация Орловского сельского поселения правомочна распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.
Статья 39.6. по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 11 ст. 39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса РФ.
Как установлено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 обратился к главе Орловского сельского поселения с заявлением, в котором указал, что он, являясь КФХ, просит предоставить в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в собственности Орловского сельского поселения и расположенный по адресу: <адрес> для строительства склада, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ года (т. 2 л.д. 25-26).
ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением главы Орловского сельского поселения была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: территориальная зона, в границах которой образуются земельные участки – зона объектов сельскохозяйственного назначения (СХЗ 5 02), вид разрешенного использования образуемого земельного участка производственные предприятия, здания, строения, сооружения сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства; категория земель, к которой относится образуемые земельные участки: земли населенных пунктов, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., местоположение земельного участка: <адрес> (т. 1 л.д. 140-141).
ДД.ММ.ГГГГ года по заказу ИП главы КФХ ФИО3 был подготовлен межевой план в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 144-155).
ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был внесен государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера № № (т. 1 л.д. 156-157).
Исходя из порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установлено ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного Кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ, в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно п.п. 4-5 ст. 39.18 ЗК РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В соответствии с п. 6-7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного Кодекса РФ. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 7).
Как следует из п. 2 ст. 33 Устава Орловского сельского поселения, утвержденного решением Совета Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 25 июля 2006 года №23, официальным печатным изданием сельского поселения является «Калачинский печатный вестник».
Вместе с тем, согласно решения Совета Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 27.03.2013 года «Об учреждении официального печатного издания органов местного самоуправления Орловского сельского поселения», официальным печатным изданием Орловского сельского поселения является «Орловский муниципальный вестник» (т. 1 л.д. 206-208).
Согласно ст. 51 Устава Орловского сельского поселения, инициатива по внесению на рассмотрение Совета Орловского сельского поселения проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Орловского сельского поселения может исходить от главы сельского поселения или от депутатов Совета Орловского сельского поселения численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Проект решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав сельского поселения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом сельского поселения порядка учета предложений по проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении. По проекту решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Орловского сельского поселения в порядке, предусмотренным настоящим Уставом, проводятся публичные слушания. Решение Совета Орловского сельского поселения о принятии решения о внесении изменений и (или) дополнений в него, принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета сельского поселения. Решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений.
В соответствии со ст. 52 Устава, решение о внесении изменений и (или) дополнений в Устав сельского поселения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Глава сельского поселения обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Исходя из положений Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований (п. 2 ст. 1). Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (п. 3 ст. 1).
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ, для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются: новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).
В соответствии с Приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26
"Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2014 N 31607), на территории Омской области органом, осуществляющим в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области.
Как следует из пояснений в суде представителя администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, соответствующие изменения, касающиеся учреждения иного официального печатного издания органов местного самоуправления Орловского сельского поселения, в Устав Орловского сельского поселения не вносились.
Учитывая, что Устав Орловского сельского поселения является муниципальным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу на территории Орловского сельского поселения, принимая во внимание, что в установленном порядке изменения, касающиеся учреждения иного официального печатного издания органов местного самоуправления Орловского сельского поселения, в Устав не вносились, суд приходит к выводу, что применению в данном случае подлежит п. 2 ст. 33 Устава Орловского сельского поселения, определяющий официальное печатное издание Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области «Калачинский печатный вестник».
Доводы ответчиков относительно фактической невозможности опубликования извещения о предоставлении земельного участка в печатном издании «Калачинский муниципальный вестник», ввиду фактический ликвидации печатного издания с апреля 2014 года, о чем указывается в справке ГП «Калачинская районная типография» от 20.01.2016 г., судом отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не освобождает администрацию Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от исполнения требований законодательства в части своевременного внесения изменений в Устав Орловского сельского поселения и их регистрации.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что принятие 27.03.2013 года Советом Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области решения «Об учреждении официального печатного издания органов местного самоуправления Орловского сельского поселения» не обусловлено ликвидацией печатного издания «Калачинский муниципальный вестник», которое произошло лишь спустя год после принятия Советом Орловского сельского поселения соответствующего решения.
Давая оценку публикации ответчиком – администрацией Орловского сельского поселения - извещения о предоставлении земельного участка в печатном издании «Орловский муниципальный вестник», суд отмечает, что тираж выпуска «Орловского муниципального вестника» № № от ДД.ММ.ГГГГ года, представленного в материалах дела и содержащего сведения о предоставлении в аренду спорного земельного участка, составил всего 10 экземпляров «Бесплатно», что составляет ? от требуемого количества, принимая во внимание, что в соответствии с п. 7 Положения о печатном средстве массовой информации Орловского сельского поселения, утвержденного решением Совета Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 27.03.2013г. № 2, тираж указанного печатного издания должен составить 20 экземпляров (т. 1 л.д. 206-208).
При данных обстоятельствах суд считает тираж в 10 экземпляров чрезвычайно недостаточным и не соответствующим цели размещаемой в печатном издании информации, которой является обнародование необходимых сведений.
Кроме того, судом представленное в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ года издание «Орловского муниципального вестника» от ДД.ММ.ГГГГ года за № № (л.д. 234) в целом оценивается критически, поскольку ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ года (протокол судебного заседания на л.д. 219-223) представитель администрации Орловского сельского поселения утверждала, что извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № № было опубликовано в печатном издании «Омский вестник», а также обнародовано посредством размещения на стенде в администрации Орловского сельского поселения, администрация поселения всегда публикуется в печатном издании «Омский вестник», поскольку сотрудничество с газетой «Сибиряк» менее выгодно.
Давая оценку состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ года публикации извещения о предоставлении земельного участка в печатном издании «Омский вестник» суд соглашается с доводами стороны истца в той части, что данная публикация не отвечает требованиям официального опубликования муниципальных актов для Орловского сельского поселения, ввиду не соответствия печатного издания положениям Устава Орловского сельского поселения об официальном источнике опубликования нормативных актов поселения, соглашаясь в данной части с доводами истца о том, что «Омский вестник» является официальным
изданием Правительства Омской области, тираж газеты составляет 570 экземпляров, основной тираж распространяется в г. Омске – в органах государственной власти Омской области.
Доводы ответчиков относительно обнародования извещения о предоставлении спорного земельного участка посредством размещения на стенде в администрации Орловского сельского поселения не нашли в судебном заседании своего подтверждения.
Оценивая текст извещения о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, опубликованного администрацией Орловского сельского поселения в печатном издании «Омский вестник», суд полагает его также несоответствующим требованиям законодательства.
Так, в нарушение пп. 5 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, при указании адреса земельного участка местоположение земельного участка, предоставляемого в аренду, было указано в извещении без указания улицы: <...>, что не позволяет индивидуализировать предоставляемый земельный участок.
В нарушение пп. 6 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, при указании площади земельного участка была указана следующая неточность: вместо 382 +/- 10 кв.м., (в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости), указано: 380 кв.
При вышеуказанных обстоятельствах оснований полагать, что в извещении о предоставлении спорного земельного участка, содержатся полные сведения, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее реализации, у суда не имеется.
В нарушение установленного п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса тридцатидневного срока для подачи заявок со дня публикации, ответчиком установлен меньший срок - с ДД.ММ.ГГГГ года (день публикации извещения) до ДД.ММ.ГГГГ года, то есть 29 дней.
Пункт 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ предусматривает также обязанность уполномоченного органа обеспечить размещение извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы" (п. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды такого земельного участка для жилищного строительства.
Согласно п. 5 Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909, на официальном сайте торгов размещается, в частности, основная информация, включая сведения об организации и проведении торгов, извещения и информационные сообщения, конкурсную документацию, документацию об аукционе, протоколы и решения об итогах и результатах проведения торгов, а также данные пользователей официального сайта торгов, зарегистрированных в качестве организаторов торгов, предоставляющего возможность размещать информацию о проведении торгов и иную информацию, предусмотренную нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 Регламента.
Исходя из положений Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru», утвержденном приказом Минкомсвязи России от 3 июня 2015 года № 195, на официальном сайте торгов размещается, в том числе, информация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Доводы ответчиков о том, что на момент подачи КФХ ФИО3 заявления о предоставлении ему в аренду земельного участка процедура регистрации на сайте http://torgi.gov.ru была не отлажена, ввиду чего у администрации Орловского сельского поселения фактически отсутствовала техническая возможность опубликовать извещение о выделении земельного участка на указанном сайте, судом отклоняются, ввиду того, что размещение извещения на сайте www.torgi.gov.ru является обязательным, и невыполнение данного требования законодательства привело к нарушению прав истца и иных лиц.
При этом судом отклоняются доводы ответчиков о том, что истец не является лицом, заинтересованным в надлежащем проведении процедуры предоставления спорного земельного участка с кадастровым номером № №, поскольку данные доводы основываются на субъективной оценке ответчиками обстоятельств дела, и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Между тем, в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих правовую заинтересованность истца в исходе процедуры предоставления спорного земельного участка, что следует, в том числе, из того, что истец является собственником комплекса ЗАВ-40, нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, в отношении здания зерносклада, расположенного по адресу: <адрес> истец обладает правом пользования, вышеуказанные объекты представляют собой единый комплекс объектов связанный с сортировкой и хранением зерна.
Правовая заинтересованность истца усматривается также из фактов письменных обращений истца в администрацию Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по вопросам обеспечения подъездных путей к используемым им объектам, установлении сервитута от ДД.ММ.ГГГГ г. (т. 1 л.д. 53), от 05.11.2015 г. (т. 1 л.д. 54-55).
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что допущенные ответчиком - администрацией Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области нарушения порядка предоставления земельного участка с кадастровым номером № № являются существенными, поскольку они могли повлиять на определение лица, с которым подлежал заключению договор аренды спорного земельного участка.
Помимо того, целью правового регулирования статьи 38.18 Земельного кодекса РФ является обеспечение возможности заключить договор аренды земельного участка с лицом, предложившим лучшие условия, вместе с тем, при не соблюдении порядка предоставления земельного участка данная цель не может быть достигнута, чем нарушены в данном случае также интересы публично-правового образования - Орловского сельского поселения.
Разрешая настоящий спор, суд также руководствуется правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.11.2015 N 50, исходя из которой публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (п. 71). Основаниями для признания публичных торгов недействительными могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Согласно п. 72 Постановлении от 17.11.2015 N 50, информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта -www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909). Кроме того, извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство (пункт 4 статьи 449.1 ГК РФ). Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов. Например, Законом об ипотеке (часть 3 статьи 57 Закона) предусмотрено, что информация о публичных торгах по продаже заложенного недвижимого имущества помимо ее размещения в сети "Интернет" в установленном порядке подлежит публикации в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок опубликования информации о публичных торгах считается соблюденным при одновременном выполнении требований размещения информации о проведении торгов как на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте уполномоченного органа, так и в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества.
Выводы суда подтверждаются также материалами надзорного производства № № Калачинской межрайонной прокуратуры на 41 листах, возбужденного на основании заявления ФИО2, по результатам рассмотрения которого Калачинским межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес главы администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района ФИО6 вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства в связи с нарушением порядка предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № №, находящегося в государственной собственности для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имевшиеся нарушения при предоставлении земельного участка, воспрепятствовали истцу принять участие соответствующем аукционе, что привело к нарушению прав истца, ввиду чего полагает исковые требования обоснованными, а договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 ФИО14 к администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, крестьянскому (фермерскому) хозяйству ФИО3 ФИО15 о признании недействительным договора аренды земельного участка удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между администрацией Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области и ФИО3 ФИО16.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.01.2016 года.
Судья О.Н. Шестакова