ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11/2018 от 11.04.2018 Осинниковского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-11/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Осинники 11 апреля 2018 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

С участием помощника прокурора г.Осинники Алимцевой Н.В.,

при секретаре Муратовой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Осинниковского городского округа к ФИО1 об изъятии жилого помещения путем выкупа,

встречному исковому заявлению ФИО1 к администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения на праве собственности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Осинниковского городского округа с учетом уточнения требований обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1

Требования мотивирует тем, что дом по ххх в ххх признан аварийным на основании акта обследования межведомственной комиссии ххх от ххх. ФИО1 является собственником ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: г.Осинники, ул.ххх (комната ххх), и ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх).

Указывает, что в связи с изъятием земельного участка (постановление администрации Осинниковского городского округа от хххххх-ххх), расположенного по адресу ххх, кадастровый ххх, собственникам жилого помещения направлено уведомление ххх о принятом решении об изъятии земельного участка под аварийным домом ххх по ххх, ответчик написала отказ от предложенной цены размера возмещения за жилое помещение, другие собственники ххх, ххх согласились на размер возмещения за жилое помещение.

Считает, что принадлежащие ФИО1 ххх доля в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх и ххх доля в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх, подлежат принудительному изъятию по решению суда.

Просит изъять для нужд муниципального образования - Осинниковского городского округа у ФИО1 жилого помещения: ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх (комната ххх), ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх (комната ххх); определить размер возмещения, подлежащего выплате ФИО1 за изымаемые жилые помещения за ххх долю и за ххх долю в праве собственности в размере ххх рублей, из них - в размере ххх рубля, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и земельный участок за ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх (комната ххх); в размере ххх рубля, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и земельный участок за ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх (комната ххх); после предоставления возмещения прекратить право собственности ххх на ххх долю в праве на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх долю в праве на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения помещением по адресу: ххх с прекращением права на долю в общем имуществе многоквартирного дома пропорционально долям в нем, включая доли, пропорциональные площади жилого помещения в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу ххх, общей площадью ххх кв.м.; прекратить право собственности ФИО1 на ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх, и ххх долю в праве собственности в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх; признать за муниципальным образованием - Осинниковский городской округ право муниципальной собственности на - ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх; выселить ххх из жилого помещения, расположенного по адресу: ххх; возложить обязанность на ФИО1 по предоставлению данных о банковских реквизитах счета для перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение пропорционально долям в праве собственности на жилое помещение.

ФИО1 обратилась к администрации Осинниковского городского округа с встречным исковым заявлением о предоставлении жилого помещения на праве собственности.

Встречные требования мотивирует тем, что она, как собственник ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенное по адресу: ххх (комната ххх), и ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх), на основании статьи 32 ЖК РФ, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, так как аварийный и подлежащий сносу барак по адресу: ххх включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Просит обязать администрацию Осинниковского городского округа предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, расположенное в черте города Осинники, взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, в собственность, общей площадью не менее 17,4 кв.м.

В судебном заседании представитель истца – ответчика администрации Осинниковского городского округа ФИО2, действующая на основании доверенности № 20 от 03.07.2017 года, сроком действия на один год, на заявленных исковых требованиях, по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнения, настояла, просила их удовлетворить, во встречном иске просила отказать. Пояснила, что ЖК РФ не обязывает Администрацию предоставлять жилое помещение без соглашения сторон. Региональная программа предусматривает три способа реализации жилищных прав: 1.приобретение жилья у застройщика, 2. приобретение жилья на вторичном рынке, 3. выкуп. Когда начиналась программа, жителям дома была предоставлена полная информация, и люди выбирали, в основном все выбрали денежные средства, в том числе и ФИО1 Назначение неоднократно различных экспертиз по определению рыночной стоимости, говорит о том, что ФИО1 избрала именно этот способ реализации своих прав, узнав, что сумма за выкуп маленькая, ФИО1 решила изменить способ возмещения, считает, что право на выбор способа возмещения утрачен. В настоящее время, иные жители, уже реализовали свое право, невозможно, самостоятельно, судебным решением как-то редактировать эту программу. На сегодня, тот способ, которым возможно предоставить жилье, избран жителями, выбраны денежные средства, с учетом встречных требований, администрация должна выкупить жильё у застройщика или на вторичным рынке, однако денег на это нет. В силу позиции региональной программы, нет оснований для удовлетворений заявленных требований. ФИО1 предоставлялось соглашение о выкупной стоимости, так как она не указывала на способ возмещения, данное соглашение она не подписала, по способу возмещения, возражений не высказывала. Иных соглашений не направлялось. Об изъятии земельного участка жителям сообщалось, в доме были развешаны объявления, было собрание, где люди выражали свое мнение. Другой собственник, квартиры, денежные средства, еще не получил. Считает, что порядок изъятия жилого помещения, соблюден, ФИО1 не обладает самостоятельным объектом. Ей принадлежит право собственности на долю жилого помещения, в связи с чем считает, что закон не возлагает на истца-ответчика, обязанности по предложению самостоятельного жилого помещения.

Представитель ответчика-истца ФИО1 адвокат Шереметьева О.Н., действующая на основании ордера № 164 от 27.03.2018 г., в судебном заседании возражала против удовлетворений администрации Осинниковского городского округа. Пояснила, что в связи с изменениями ст. 32 ч.2 ЖК РФ, действовавшими на момент принятия решения об изъятии жилого помещения у ФИО1 путем выкупа в 2017 году, указано на то, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено изымаемое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В п. 4 ст. 32 ЖК РФ указано, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством, а именно Земельным кодексом РФ, где подробно изложено, как изымается земельный участок. Во-первых, со стороны Администрации должен составляться проект соглашения об изъятия недвижимости, который направляется заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. В ч.10 ст.56.6 ЗК РФ, указано, что в случае если по истечении 90 дней, со дня получения правообладателям изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятия недвижимости, соглашения не подписано, то только тогда, возникает право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии и земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Считает, что невозможно прекратить за ФИО1 право собственности, поскольку фактически выплата не осуществлена, в связи с чем, считает, что часть требований заявлена преждевременно. Поскольку спорный дом попал в программу переселения граждан и со стороны Администрации, действительно не было принято никаких мер, и даже из писем и уведомлений, которые направлялись, подпись на получении извещения не ФИО1. Никаких предложений о переселении не было, право выбора у ФИО1 отсутствовало.

Ответчик-истец ФИО1 в судебном заседании в удовлетворении требований администрации Осинниковского городского округа просила отказать, её требования просила удовлетворить, пояснила, что уведомления об изъятии земельного участка и недвижимого имущества от администрации ОГО не получала, проект о соглашении о предоставлении выкупной стоимости также не получала, какой-либо информации от администрации на стенде дома не было. Об ином способе компенсации за изымаемое жилое помещение, ей не было известно. Вызывали в администрацию, где она писала заявление, позднее от Администрации пришло письмо в почтовый ящик о выкупной стоимости ххх и ххх долей в размере ххх рублей, с чем не согласилась. В квартире по адресу г.Осинники, ул.ххх, проживает по настоящее время.

Представитель третьих лиц ххх. действующая как представитель ххх. на основании доверенности от 11.11.2015 г., сроком действия 3 года, ххх. на основании доверенности от 29.10.2015 г., сроком действия 5 лет, в судебное заседание не явилась, третьи лица извещены.

Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, полагавшего заявленные исковые требования о выселении ФИО1, заявлены преждевременно и в их удовлетворении необходимо отказать, исследовав письменные материалы и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником ххх доли в праве общей долевой собственности на одну комнату, общей площадью ххх кв.м. в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх) на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом ххх нотариального округа ххххххххх, реестровый ххх, свидетельства о государственной регистрации права ххх от ххх (л.д.9), а также собственником ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх) на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Волоколамского нотариального округа ххххххххх, реестровый ххх, свидетельства о государственной регистрации права ххх от ххх (т.1 л.д.10-11).

ххх является собственником ххх доли в праве общей долевой собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх) на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Волоколамского нотариального округа ххххххххх, реестровый ххх, свидетельства о государственной регистрации права ххх от ххх, а также собственником 1/6 доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх) на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Волоколамского нотариального округа ххххххххх, реестровый ххх, свидетельства о государственной регистрации права ххх от ххх.

ххх является собственником ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх) на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом ххх нотариального округа ххххххххх, реестровый ххх, свидетельства о государственной регистрации права ххх от ххх, а также собственником ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Волоколамского нотариального округа ххххххххх, реестровый ххх, свидетельства о государственной регистрации права ххх от ххх; собственником ххх доли в праве собственности на одну комнату в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх (комната ххх) на основании свидетельства о праве собственности реестровый ххх от ххх, выданного ххх, нотариусом Волоколамского нотариального округа ххх, свидетельства о государственной регистрации права ххх от ххх.

Заключением межведомственной комиссии администрации Осинниковского городского округа ххх от ххх, многоквартирный жилой дом по адресу: ххх, признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д. 10-акт обследования, л.д.11-заключение).

Жилой дом по адресу: ххх включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ххх в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от хххххх г., что следует из пп.247 данного постановления (т.1 л.д.12-13).

Постановлением администрации Осинниковского городского округа от хххххх-п, в соответствии с п.10 чт.32 ЖК РФ, в связи с признанием многоквартирного ххх аварийным и подлежащим сносу, принято решение об изъятии земельного участка под аварийным домом по ххх, кадастровый ххх, площадью ххх кв.м. (т.1 л.д.5-постанволение, л.д.14 – выписка из ЕГРП на земельный участок ).

В материалы дела, стороной истца – ответчика, представлено уведомление от ххх на имя ФИО1, ххх, ххх о том, что администрацией Осинниковского городского округа принято решение об изъятии земельного участка под аварийным домом ххх по ххх (т.1 л.д.7).

До получения вышеуказанного уведомления ФИО1 обращалась в администрацию Осинниковского городского округа, и, указывая на признание дома по адресу: ххх аварийным и подлежащим сносу, предложение ей в связи со сносом данного дома ххх рублей за ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх (комната ххх), ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх (комната ххх), просила рассмотреть вопрос об изъятии ее жилого помещения путем выкупа, определив выкупную стоимость ее доли с учетом выкупной цены рыночной стоимости доли в праве собственности на общее имущество, включая долю в праве собственности на земельный участок и суммы компенсации за не произведенный капитальный ремонт в размере ххх рублей (т.1 л.д.17-19).

Также, в материалы дела ответчиком представлены документы, согласно которым ххх ФИО1 отказалась поставить подпись на требовании о сносе в течение 12 месяцев принадлежащего ей на праве собственности с ххх, ххх жилого помещения по адресу: ххх, в котором также было указано на то, что если в разумный срок не будет осуществлен снос помещения, земельный участок на котором оно расположено, будет изъят для муниципальный нужд и соответственно изъято каждое жилое помещение (т.1 л.д.21, 22, 23 – требование, л.д.24 - акт об отказе от подписи).

ххх администрация Осинниковского городского округа обратилась в суд с иском об изъятии у ФИО1 жилого помещения путем выкупа.

Согласно заключению ххх «Об определении рыночной стоимости возмещения за жилое помещение площадью ххх кв.м. по адресу: ххх (комната ххх) в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ», выполненному по заказу МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом «ххх городского округа, рыночная стоимость возмещения за жилое помещение площадью 34,8 кв.м. по адресу: ххх в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, определенная с использованием статистических данных на день оценки с учетом корректного округления составляет ххх рублей (т.1 л.д.25-58).

Согласно заключению ххх «Об определении рыночной стоимости возмещения за жилое помещение площадью 34,8 кв.м. по адресу: ххх (комната ххх) в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ», выполненному по заказу МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом «Осинниковского городского округа, рыночная стоимость возмещения за жилое помещение площадью ххх кв.м. по адресу: ххх в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, определенная с использованием статистических данных на день оценки с учетом корректного округления составляет ххх рублей (т.1 л.д.60-86).

В ходе рассмотрения гражданского дела по ходатайству стороны ответчика-истца ФИО1, определением суда от ххх было назначено проведение судебной оценочной экспертизы о размере выкупной цены рыночной стоимости ххх доли в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх, общей площадью ххх кв.м.; размере выкупной цены рыночной стоимости ххх доли в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ххх, общей площадью ххх кв.м.; размере рыночной стоимости принадлежащей ФИО1 доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме по адресу: ххх, включая долю в праве собственности на земельный участок под данным домом; сумме компенсации за не проведенный капитальный ремонт жилого многоквартирного дома по адресу: ххх, пропорционально принадлежащим ФИО1 долям на комнаты в квартире № ххх; рыночная стоимости услуг по переезду и перевозу крупногабаритных грузов с использованием грузчиков и автотранспорта в ххх. Производство экспертизы было поручено экспертам ООО «Торгово-Промышленная палата – Эксперт».

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы ххх от ххх ООО «ТПП-Эксперт»:

Рыночная стоимость ххх доли в праве собственности на комнату в двухкомнатной квартире, расположенную по адресу: ххх, общей площадью ххх кв.м. на день производства экспертизы ххх рублей.

Рыночная стоимость ххх доли в праве собственности на комнату в двухкомнатной квартире, расположенную по адресу: ххх, общей площадью ххх кв.м. на день производства экспертизы ххх рублей.

Рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме и земельном участке под многоквартирным домом, являются элементом общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, неразрывно связаны с ним, и не могут самостоятельно оцениваться и отчуждаться, лишены самостоятельной оборотоспособности. Действующее законодательство не предусматривает включения в состав выкупной цены отдельно стоимости общего имущества многоквартирного дома, в том числе земельного участка. Рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме и земельного участка под многоквартирным домом входит в рыночную стоимость квартиры, определенную в первом и втором вопросах.

Затраты по не проведенному капитальному ремонту не являются имущественным правом собственников квартиры. Действующее законодательство не предусматривает включения в состав выкупной цены отдельно компенсации за не проведенный ремонт до приватизации капитальный ремонт.

Рыночная стоимость услуг по переезду и перевозу крупногабаритных грузов с использованием грузчиков и автотранспорта в г.Осинники на день производства экспертизы ххх составляет ххх рублей (т.1 л.д. 148-187).

Стоимость данной экспертизы составила ххх рублей (т.1 л.д.148) и была оплачена ФИО1 (т.1 л.д.138).

В связи с тем, что в экспертном заключении ООО «ТПП-Эксперт» отсутствовали ответы на ряд поставленных вопросов, не давая ответы на которые, эксперт вошел в обсуждение вопросов права, выйдя за пределы своей компетенции, и определяя рыночную стоимость спорного жилого помещения, используя сравнительный подход, не учел, что принадлежащая ответчику доля в собственности, является самостоятельным объектом гражданских прав, определением суда от 16.11.2017 года, по ходатайству представителя ФИО1 была назначена повторная судебная оценочная экспертиза в ФБУ «Кемеровская лаборатория судебных экспертиз» (л.д.219-222, 1 том).

Согласно выводам заключения судебной экспертизы ххх от ххх Новокузнецкий филиал ФБУ КЛСЭ Министерства юстиции РФ:

Определение убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания; причинённых временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переезда и перевоза крупногабаритных грузов с использованием грузчиков, и автотранспорта в г.Осинники, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, не входит в компетенцию эксперта- строителя, аттестованного по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки». Данные расходы определяются пофакту, на основании представленных чеков и квитанций.

Согласно расчета определения рыночной стоимости комнаты ххх в двухкомнатной квартире (тип планировки рисунок ххх) представленного в таблице ххх, в рамках сравнительного подхода, рыночная стоимость ххх доли в праве собственности на комнату ххх общей площадью ххх кв.м., расположенную по адресу: ххх, в ценах января 2018 года составляет ххх рубля.

Согласно расчета определения рыночной стоимости комнаты ххх двухкомнатной квартире (тип планировки рисунок ххх) представленного в таблице ххх, в рамках сравнительного подхода, рыночная стоимость ххх доли в праве собственности на комнату ххх общей площадью ххх кв.м., расположенную по адресу: ххх, в ценах января 2018 года составляет ххх рублей.

По вопросу ххх: На основании экспертного осмотра следует отметить, что техническое состояние квартиры № ххх расположенной в многоквартирном жилом доме, по адресу ххх неудовлетворительное и непригодно для дальнейшего проживания. Согласно представленного в материалах дела заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (л. д. 13) жилой дом по адресу ххх признан аварийным и подлежит сносу.

Для расчета стоимости работ по проведению капитального ремонта жилого дома (здания) следует проводить комплекс работ по обследованию жилого дома (здания) для выявления перечня строительно-ремонтантных работ для капитального ремонта. На основании проведенного обследования разрабатывается проектная документация (проектной организацией) для проведения капитального ремонта жилого дома (здания) и соответственно составляется сметный расчет где и отражена стоимость строительно- ремонтных работ.

В связи с отсутствием специальных условий для проведения комплекса выше указанных работ в рамках Новокузнецкого филиала ФБУ Кемеровская ЛСЭ Минюста России определить компенсацию за не проведенный капитальный ремонт жилого многоквартирного дома по адресу: ххх, пропорционально принадлежащим ФИО1 долям на комнаты в квартире № ххх не представляется возможным (л.д.25-53, 2 том).

Стоимость проведенной ФБУ Кемеровская ЛСЭ Минюста РФ составила ххх рублей (л.д.21, том № 2) и не была оплачена ФИО1, на которую была возложена оплата.

07.03.2018 года ФИО1 подано встречное исковое заявление о предоставлении жилого помещения на праве собственности.

Разрешая заявленные исковые требования о взыскании с ответчика выкупной (рыночной) стоимости спорного жилого помещения, суд исходит из того, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом, выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулируются отношения по выкупу жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно положениям ч. 2 указанной статьи, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу части 4 вышеуказанной статьи, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Часть 6 данной статьи устанавливает, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду(ч.7).

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Таким образом, для применения норм ст. 32 ЖК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственнику жилого помещения требование о сносе этого помещения в разумный срок за счет его собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что стороной истца-ответчика, доказательств соблюдения процедуры изъятия жилого помещения, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, не представлено.

Так, порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Согласно ч.3 ст.56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу пп.4 ч.2 и ч.4 ст.56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п.1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в том числе решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.56.2 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1 и 2 ст.56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Часть 4 вышеуказанной статьи устанавливает, что в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Пункт 3 ч.10 статьи 56.6 ЗК РФ устанавливает, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.

В силу пп.6 и 8 ст.56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

В соответствии со ст.56.10 ЗК РФ, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного п.12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Таким образом, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В нарушение ст.56 ГПК РФ, истцом в материалы дела не были представлены доказательства соблюдения указанной процедуры в части заключения или обсуждения условий соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого.

Так, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении администрацией Осинниковского городского округа в адрес ФИО1 в установленном порядке, проекта соглашения об изъятии принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества, даты получения данного соглашения, что не позволяет суду сделать вывод о наличии права у муниципального образования на обращение в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При этом решение об изъятии земельного участка принято 17.07.2017 г., уведомление о принятии данного решения получено ответчиком – истцом 27.07.2017 г., а обращение в суд последовало 31.07.2017 г.

В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии условий, предусмотренных гражданским, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации для изъятия по требованию истца – ответчика для муниципальных нужд доли квартиры и земельного участка у ответчика – истца путем выкупа, определения размера возмещения за изымаемые путем выкупа доли жилого помещения и земельного участка, в связи с чем, требования администрации Осинниковского городского округа в данной части, как и в части обязания предоставить банковские реквизиты, для перечисления данного возмещения, подлежат отклонению.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Представленные доказательства свидетельствуют о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: ххх включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилищного фонда, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются многоквартирные дома, признанные до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Судом также установлено, что ответчик – истец на выкуп жилого помещения по предложенной муниципальным образованием цене не согласен, заявляя требования о предоставлении ему другого жилого помещения площадью, равной занимаемой.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию путем выкупа каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Разъясняя порядок применения ст.32 Жилищного кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п.20, 22 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч.3 ст.35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: ххх, признанный непригодным для проживания аварийным и подлежащим сносу еще в мае 2011 г., включен в программу переселения из аварийного жилищного фонда, а его техническое состояние является небезопасным для нахождения в нем людей в силу износа, составляющего согласно техническому паспорту по состоянию на хххххх% (л.д.107-115, 1 том), суд, учитывая приведенное выше правовое регулирование и фактическое согласие собственника долей в комнатах расположенной в этом доме квартиры на ее изъятие, путем предоставления другого жилого помещения, выраженное во встречных исковых требованиях, не достижения согласия между сторонами о выборе способа переселения и переселении ответчика – истца из жилого дома, в котором находится спорная квартира, считает, что имеются правовые основания для возложения на Администрацию Осинниковского городского округа обязанности по предоставлению ФИО1 благоустроенного равноценного жилого помещения на праве собственности.

В данном случае ФИО1 выбрала способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления в собственность благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным нормам и требованиям, расположенное в черте г.Осинники, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ххх кв.м.

При этом, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкупа, и как было указано выше именно собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, исходя из общей площади квартиры по адресу: ххх, равной согласно техническому паспорту ххх кв.м. (л.д.119) и ххх доли в праве собственности на комнату, общей площадью ххх кв.м. в двухкомнатной квартире, и ххх доли в праве собственности на комнату, общей площадью ххх кв.м. в двухкомнатной квартире, ФИО1 может быть предоставлено жилое помещения, не менее ххх кв.м. (хххххх), в связи с чем, заявленные встречные исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению, и администрация Осинниковского городского округа, обязана предоставить ФИО1 в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, расположенное в черте г.Осинники, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ххх кв.м.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», и поскольку, путем предоставления ответчику – истцу жилого помещения на праве собственности не менее ранее занимаемого, фактически обеспечиваются его права при изъятии жилого помещения муниципальным образованием, суд полагает необходимым, после фактического предоставления ФИО1 жилого помещения в собственность, изъять для нужд муниципального образования Осинниковский городской округ ххх долю в праве общей долевой собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх и ххх долю в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения, расположенную по адресу: ххх, прекратив право собственности ФИО1 на квартиру по адресу: ххх, долю в общем имуществе многоквартирного дома и долю в общей долевой собственности на земельный участок по адресу: ххх, пропорционально площади доли в праве собственности на жилое помещение в нем, тем самым, исковые требования администрации Осинниковского городского округа, подлежат частичному удовлетворению.

Требования администрации Осинниковского городского округа о признании за муниципальным образованием права собственности на спорное жилое помещение не могут быть удовлетворены судом, поскольку в силу закона, а именно пп.1 и 6 ч.1 и п.3 ч.4 ст.56.11 ЗК РФ, вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, а также государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

Требования о выселении ответчика – истца из спорного жилого помещения, также не подлежат удовлетворению, поскольку без представления жилого помещения в соответствии с настоящим решением и, как следствие прекращением права собственности на него ответчика - истца, регистрации данного правом за истцом – ответчиком, у последнего, при отсутствии нарушения его прав в настоящее время проживающей в спорном жилом помещении ФИО1, право требовать ее выселения, не наступило.

Определением суда от 16.11.2017 г. на ФИО1 возложена обязанность по оплате проведения экспертизы, стоимость которой, согласно сопроводительному письму КЛСЭ (л.д.21, 2 том), составляет ххх рублей и не была оплачена.

Поскольку суд в силу положений ст.198 ГПК РФ при вынесении решения обязан разрешить вопрос о судебных расходах, к которым, в том числе, относятся расходы на оплату услуг эксперта, суд с учетом существа постановленного решения, считает необходимым взыскать стоимость проведенной экспертизы с ответчика – истца ФИО1

При этом суд исходит из разъяснений п.19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в соответствии с которыми, не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

Так, требования администрации Осинниковского городского округа, были направлены на обеспечение прав ФИО1, при изъятии жилого помещения путем выкупа, экспертное исследование по ходатайству стороны ответчика – истца, проводилось с целью разрешения именно данных требований.

Вместе с тем, ФИО1 после получения результатов последней экспертизы, предъявила встречные исковые требования, которые были удовлетворены судом и для предъявления которых, само по себе проведение данного экспертного исследования, не требовалось, и не использовалось в качестве доказательства для их разрешения, при этом оплата за экспертизу была возложена на нее.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л

Встречное исковое заявление ФИО1 к администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения на праве собственности удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить ФИО1 в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям в черте г.Осиники, общей площадью не менее ххх кв.м., в удовлетворении остальной части встречных требований, отказать.

Исковое заявление администрации Осинниковского городского округа к ФИО1 об изъятии жилого помещения путем выкупа, удовлетворить частично.

После фактического предоставления ФИО1 жилого помещения в собственность, изъять для нужд муниципального образования Осинниковский городской округ доли в праве общей долевой собственности на ххх доли в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: ххх и ххх доли в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: ххх, прекратив право собственности ххх на ххх доли в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: ххх и ххх доли в праве собственности на комнату ххх в двухкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: ххх, долю в общем имуществе многоквартирного дома и долю в общей долевой собственности на земельный участок по адресу: ххх, пропорционально площади доли в праве собственности на жилое помещение в нем, в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, отказать.

Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального бюджетного учреждения Кемеровская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации оплату проведенной, по делу экспертизы в размере ххх рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 16.04.2018 года.

Председательствующий: