ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11/2018 от 13.03.2018 Пеновского районного суда (Тверская область)

Дело №2-11/2018

Решение в окончательной форме составлено 19 марта 2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пеновский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,

при секретаре Рейверт Т.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя 3-го лица ГУП «Пеновский районный лесхоз» ФИО3,

в открытом судебном заседании 13 марта 2018 г. в п. Пено Тверской области рассмотрев гражданское дело по иску ФИО4 к ГКУ Тверской области «Осташковское лесничество Тверской области» и к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании отсутствующим права оперативного управления,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с иском к ГКУ Тверской области «Осташковское лесничество Тверской области» и к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании отсутствующим права оперативного управления на помещение №1 площадью 11,1 кв.м. кадастровый , на помещение №2 площадью 18,5 кв.м. кадастровый , на помещение №3 площадью 30,3 кв.м. кадастровый , на помещение №4 площадью 14,4 кв.м. кадастровый , расположенных по адресу <адрес>

В основании заявленных требований ФИО4. указала, что по договору купли-продажи от 18 июля 2017 г. приобрела у ФИО5 задание общей площадью 476,6 кв.м. кадастровый расположенное по адресу <адрес>, что подтверждается записью в ЕГРН от 02 августа 2017 г. .

Обременений на приобретенное здание не имелось.

Ранее здание принадлежало ГУП «Пеновский районный лесхоз» и перешло в собственность ФИО5 по договору об отступном, о чем также имеется запись в ЕГРН.

Истица указывает, что регистрация права оперативного управления на 4 помещения, расположенных в здании <адрес> было произведено на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 13 января 2012 г. №9, согласно приложения №6 к которому часть административного задания (часть помещений) была изъята из оперативного управления Осташковского лесничества Тверской области и закреплено на праве оперативного управления за ГКУ Тверской области «Осташковское лесничество Тверской области».

При этом изъятие из хозяйственного ведения ГУП Тверской области «Пеновский районный лесхоз» указанных помещений было произведено на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 26 февраля 2008 г. №375/1 «О перераспределении государственного имущества Тверской области».

Истица обращает внимание на то, что регистрация права хозяйственного ведения ГУП Тверской области «Пеновский районный лесхоз» на здание была произведена 28 ноября 2008 г. на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 28 июня 2008 г. №1594.

ФИО4 полагает, что у Комитата по управлению имуществом Тверской области отсутствовали правомерные основания для изъятия имущества у ГУП Тверской области «Пеновский районный лесхоз» осуществлявшего на момент изъятия свою деятельность. Поскольку передав во владение унитарному предприятию имущество, собственник не вправе распоряжаться таким имуществом, не зависимо от наличия либо отсутствия согласия такого предприятия.

Сделка по прекращению права хозяйственного ведения имуществом, оформленная распоряжением, является недействительной (ничтожной) сделкой.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и осуществляются после государственной регистрации.

В связи с чем ФИО4 полагает, что по состоянию на 01 августа 2017 г. Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области не являлось собственником спорных объектов недвижимости и при регистрации перехода права собственности имелись существенные противоречия с зарегистрированным правом собственности ФИО5 и предъявленными документами на регистрацию на права оперативного управления.

Собственником нежилого здания ФИО5 не принималось решений о передаче части помещений в здании в оперативное управление.

ФИО4 просит суд признать отсутствующим право оперативного управления ГКУ Тверской области «Осташковское лесничество Тверской области на 4 помещения кадастровый , кадастровый , кадастровый , , расположенных по адресу <адрес>, исключив записи о том в ЕГРН.

Истица ФИО4 в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель истца ФИО1 исковые требования своего доверителя поддержал, пояснив, что в силу прямого указания закона, в отношении имущества находящегося в хозяйственном ведении, которое передано во владение унитарному предприятию, а именно ГУП «Пеновский лесхоз» установлен заперт собственника на распоряжение таким имуществом. В связи с чем находящиеся на праве хозяйственного ведения в ГУП «Пеновский лесхоз» здание по <адрес> не могло быть изъято из его владения КУИ Тверской области. Право хозяйственного ведения было зарегистрировано в установленном законом порядке. При введении в ГУП «Пеновский лесхоз» процедуры банкротства здание было включено в конкурсную массу. Неоднократно здание выставлялось на торги, но поскольку покупателей на здание не было, конкурсный управляющий ФИО5 приобрел его в собственность по договору об отступном. Затем по договору купли-продажи здание было продано ФИО4 о чем также имеется запись в ЕГРН. Указывает, что при регистрации 01 августа 2017 г. права оперативного управления за ГКУ «Осташковское лесничество» на 4 помещения, расположенных в здании принадлежащих ФИО5, не было учтено, что такая регистрация была возможна только с установлением обременений.

Представитель ответчика ГКУ «Осташковское лесничество» ФИО2 исковые требования не признал, пояснив, что оспариваемые помещения были переданы Учреждению распоряжением КУИ Тверской области №375/1 от 26 февраля 2008 г. на законных основаниях на праве оперативного управления. Учреждение владело данными помещениями, произвело в них ремонт (т.2 л.д.85-149).

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений, своих представителей в судебное заседание не направило, просят дело рассмотреть без их участия. В представленных отзывах указывают на правомерность регистрации права оперативного управления на оспариваемые помещения за ГКУ «Осташковское лесничество». Также указывают на неправомерность сделки по отчуждению здания по <адрес> конкурсным управляющим ФИО5 в свою личную собственность. Полагая, что данная сделка ничтожна противоречит закону, а именно сделка совершена конкурсным управляющим от имени ГУП «Пеновский лесхоз» в отношении себя лично. Также указывают на нарушение процедуры принятия решения о заключении сделки об отступном без согласия собрания кредиторов (т.2 л.д.151-153, т.3 л.д.83-90).

3-е лица, не заявляющие самостоятельных требований, - Управление Росреестра по Тверской области и ФИО5 в судебное заседание не явились.

Представитель 3-его лица ГУП «Пеновский лесхоз» ФИО3, полагала, что заявленные требования ФИО4 обоснованы и подлежат удовлетворению. Пояснив, что здание по <адрес>, принадлежало унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения и данное право было зарегистрировано в установленном законом порядке. Согласие на выделение помещений в пользовании ГКУ «Осташковское лесничество» не давалось. Указывает также, что здание неоднократно выставлялось для продажи на публичные торги. Однако покупателей не имелось. Конкурсным управляющим ФИО5 в порядке отступного было приобретено данное здание в свою собственность в счет погашения текущий задолженности за ведение конкурсного производства на предприятие. В соответствии с требованиями п.1 ст.142.1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» погашение требований конкурсного управляющего относится к текущем требованиям и не требует согласие на погашение таких требоований собрания кредиторов.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 28 июля 2008 г. №1594 за ГУП Тверской области «Пеновский районный лесхоз» (далее ГУП «Пеновский лесхоз») было закреплено право хозяйственного ведения на здание общей площадью 476,7 кв.м., расположенное по адресу <адрес> (т.3 л.д.78).

28 ноября 2008 г. сведения о том были внесены в ЕГРП регистрационная запись №69-69-20/003/2008-136 (т.1 л.д.14)

Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 марта 2014 г. ГУП «Пеновский лесхоз» было признано банкротом и конкурсным управляющим был назначен ФИО5 (т.1 л.д.87-92).

Определениями Арбитражного суда Тверской области от 15 августа 2016 г. и от 16 октября 2016 г. на основании отчет конкурсного управляющего об определении рыночной цены стоимости имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП «Пеновский лесхоз» было утверждено положение о порядке, сроках и условиях и продажи имущества ГУП «Пеновский лесхоз», куда вошло нежилое здание администрации, площадью 476,7 кв.м. кадастровый номер с кадастровым номером (т.2 л.д.161-246).

Соглашением об отступном от 16 мая 2017 г. нежилое здание администрации, площадью 476,7 кв.м. кадастровый номер , было передано в счет исполнения обязательства текущего кредитора ФИО5 (т.1 л.д.104-107).

Переход права собственности на указанное здание было зарегистрировано 13 июля 2017 г. (т.1 л.д.21-25).

На основании договора купли-продажи от 18 июля 2017 г. права на указанное здание перешло к ФИО4 и за ней 02 августа 2017 г. было зарегистрировано право собственности (т.1 л.д.15-19, 26-30).

На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 13 января 2012 г. №9 «Об изъятии и закреплении государственного имущества Тверской области» приложение 6, 01 августа 2017 г. за ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» было зарегистрировано право оперативного управления на часть помещения административного здания, расположенного по <адрес>, а именно на 4 помещения кадастровый , кадастровый , кадастровый , , расположенных по адресу <адрес> (т.1 л.д.31-38, 78-238, т.2 л.д.1-60).

Положениями ст.294 ГК РФ установлено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п.1 ст.299 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п.3 ст.299 ГК РФ).

В соответствии с. п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат в том числе право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

В разъяснениях данных в п.5 постановления Пленума ВС РФ от 29 апреля 2010 г. №10 «О некоторых вопросах возникающих, в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» указано, что в силу абз. 5 п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Поскольку в федеральном законе, в частности ст.295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Таким образом, суд находит, что право хозяйственного ведения на нежилое здание, расположенное по адресу <адрес> возникло у ГУП «Пеновский лесхоз» на законных основаниях, при этом такое право возникло на всё здание как единый объект недвижимости, без каких-либо изъятий.

Указанное обстоятельство подтверждается исследованной технической документацией на нежилое здание по <адрес> составленной в период с 2008 по 2015 гг., из которой следует из здания не выделялись какие-либо помещения, позволяющих их идентифицировать как отдельный объект недвижимости.

Также не имеется сведений о том, что ГУП «Пеновский лесхоз» в установленном законом порядке передавало кому-либо в пользование, либо в собственность 4 спорных помещения из нежилого здания по <адрес>.

Таким образом, сделка по прекращению права хозяйственного ведения ГУП «Пеновский лесхоз» на здание (часть здания) по <адрес> оформленная распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 13 января 2012 г. №9 «Об изъятии и закреплении государственного имущества Тверской области» в силу положений п.2 ст.168 ГК РФ является ничтожной и не влечет юридический последствий, связанных с возникновением прав собственности на 4 спорных помещения в здании как объектов недвижимости.

В силу ст.129 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Исходя из смысла Закона и целей конкурсного производства, обязанность конкурсного управляющего по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника предусмотрена для формирования конкурсной массы должника и расчетов с кредиторами.

Положениями п.1 ст.131 указанного Закона о банкротстве установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, и при отсутствии оснований, предусмотренных ст.132 Закона о банкротстве, имущество, включенное в конкурсную массу на основании проведенной инвентаризации, не может быть исключено из нее (в том числе ни распорядительным актом конкурсного управляющего, ни решением собрания кредиторов).

Согласно ст.131 Закона о банкротстве не подлежит включению в состав конкурсной массы лишь имущество, изъятое из оборота.

То есть с момента признания ГУП «Пеновский лесхоз» банкротом правом распоряжения нежилым зданием, расположенным по адресу <адрес>, принадлежало конкурсному управляющему в порядке определенном Законом о банкротстве.

Сделка по отчуждению здания в порядке соглашения об отступном от 16 мая 2017 г., хотя имеет признаки нарушения, так в нарушении требований п.3 ст.182 ГК РФ совершена конкурсным управляющим ФИО5 от имени ГУП «Пеновский лесхоз» в отношении себя лично, вопреки доводам ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, является оспоримой сделкой, а не ничтожной. Данная сделка никем не оспорена в судебном порядке.

Вопреки доводам указанного ответчика согласно ч.1 ст.142.1 Закона о банкротстве погашение требований кредиторов путем предоставления отступного допускается только в отношении имущества должника - юридического лица, не проданного или не переданного в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при отсутствии непогашенных требований, относящихся к текущим платежам, требований первой или второй очереди.

Требования о выплате вознаграждения арбитражному управляющему, относятся к текущим платежам первой очереди (п.2 ст.132 Закона о банкротстве), в связи с чем погашение требования к о выплате вознаграждения арбитражному управляющему путем предоставления отступного не требует решения собрания кредиторов или комитета кредиторов.

К ФИО4 по договору купли-продажи нежилого здания, расположенного по адресу <адрес>, с момента государственной регистрации права 02 августа 2017 г. Перешли все права собственника на указанный объект недвижимости без каких-либо изъятий.

Право оперативного управления за ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» на 4 помещения в указанном нежилом здании было зарегистрировано в нарушение действующего законодательства и такая регистрация нарушает права собственника задания ФИО4.

Истицей выбран надлежащий способ защиты права путем обращения в суд с требованием о признании отсутствующим права оперативного управления ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области».

При таких обстоятельствах установленных в ходе судебного разбирательства, требования ФИО4 к ответчикам подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ Пеновский районный суд Тверской области –

решил:

исковые требования ФИО4 к ГКУ Тверской области «Осташковское лесничество Тверской области» и к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании отсутствующим права оперативного управления удовлетворить в полном объёме.

Признать отсутствующим право оперативного управления ГКУ Тверской области «Осташковское лесничество Тверской области» на помещение №1 с кадастровым номером , общей площадью 11,1 кв.м., на помещение №2 с кадастровым , общей площадью 18,5 кв.м., на помещение №3 с кадастровым номером , общей площадью 30,3 кв.м., на помещение №4 с кадастровым номером , общей площадью 14,4 кв.м., расположенных по адресу <адрес>, исключив о том записи из ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, через Пеновский районный суд Тверской области, в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Федеральный судья В.А.Худяков