Дело № 2-11/2018РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 23 января 2018 года
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при секретаре судебного заседания Хревенковой Л.Г.,
с участием представителей истца Министерства сельского хозяйства Тверской области по доверенности Артемьевой Н.В. и Бобренкова А.А.,
ответчика Иналовой Л.С.,
представителя третьего лица - и.о. главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Гордеевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Тверской области к Иналовой Л.С. о взыскании социальной выплаты,
установил:
Министерство сельского хозяйства Тверской области обратилось в суд с иском к Иналовой Л.С., и ссылаясь на статьи 309, 310, п.2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с нее денежные средства в размере 1041 012 рублей.
В обоснование иска указано, что в целях реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее также - Программа), и государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп, между Министерством сельского хозяйства Тверской области, Администрацией сельского поселения «Станция Старица» Старицкого района Тверской области и молодой семьей в лице Иналовой Л.С. заключено соглашение от 11 ноября 2014 года № «О реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов, имеющих собственные или заемные средства, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2014 году» (далее также - Соглашение).
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 03.07.2009 № 281-па «О проведении мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» Министерством 09.06.2014 на ответчика было оформлено Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по утвержденной форме.
Молодой семье была предоставлена социальная выплата на строительство жилья в сельской местности в размере 1041 012 рублей, в том числе из: федерального бюджета 468 455,00 рублей; областного бюджета Тверской области 572557,00 рублей; местного бюджета 2 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3.2. Соглашения ответчик обязался обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома в течение шести месяцев со дня окончания срока действия Свидетельства, то есть не позднее 11.05.2016 года.
В течение 2015 года Администрацией сельского поселения «Станция Старица» Старицкого района Тверской области в Министерство предоставлялись заверенные копии документов, подтверждающих использование социальной выплаты.
13 ноября 2015 года состоялась выездная проверка хода строительства жилья участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в том числе Иналовой Л.С.
В результате проверки было установлено, что строительные материалы, приобретенные за счет средств социальной выплаты, на объекте строительства отсутствуют.
Документы на ввод жилого дома в эксплуатацию, подтверждающие целевое использование предоставленной социальной выплаты, ответчиком в установленный срок не представлены, что является нарушением условий Соглашения.
Являясь главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области и средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», Министерство письмом от 18.05.2016 № 2088 уведомило ответчика о необходимости возврата денежных средств. Однако в настоящее время возврат не осуществлен.
Ответчик Иналова Л.С. представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что документы на ввод жилого дома в эксплуатацию, подтверждающие целевое использование социальной выплаты, ей в установленный срок не предоставлены по причине того, что электросети отказываются оказать услуги в подключении к ВЛ-0,4 кВ электроустановок владельцев индивидуальной жилой застройки (монтажные работы) бесплатно, а без подключения к электроснабжению ввод жилого дома в эксплуатацию не возможен. Кроме того, на ее попечении находятся дети, которым требуются забота и уход для необходимого роста и развития, поэтому ей приходится много уделять им необходимого времени. Большим затруднением в решении важных проблем для нее является отдаленность места проживания. Для получения каких-либо документов ей приходится добираться на попутном транспорте, так как общественный транспорт ходит два раза в неделю. Обязуется предоставить документы на ввод дома в эксплуатацию в ближайшее время (т. 2 л.д. 73).
В письменном отзыве третьего лица Правительства Тверской области указывается на обоснованность исковых требований (т.2 л.д.85-88).
Администрация Старицкого района просила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя и принятии решения по делу на усмотрение суда.
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей третьих лиц Правительства Тверской области, администрации Старицкого района Тверской области и третьего лица Хидаева Р.В., извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали, пояснили, что отсутствие акта ввода жилого дома в эксплуатацию свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств субсидии, которые по этому основанию подлежат взысканию.
В судебном заседании ответчик Иналова Л.С. исковые требования не признала, поддержала доводы своих письменных возражений, пояснила, что в настоящее время дом по адресу: <адрес>, построенный на средства субсидии, готов к вводу в эксплуатацию. Признает, что нарушила срок строительства, однако считает, что это не основание для взыскания выделенных ей средств. Обеспечит исполнение своего обязательства по вводу дома в эксплуатацию в следующем месяце.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области Гордеева Т.С. решение по делу оставила на усмотрение суда, пояснила, что дом Иналовой Л.С. возведен. Распоряжением главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области № 48 от 14.08.2017 дому присвоен №.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, действовавшая в период спорного правоотношения, направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения таких целей как: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Целевыми индикаторами решения задач по повышению уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами и удовлетворению потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье является, в том числе ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам предусмотренным приложением N 4 к названой Федеральной целевой программе.
Согласно пункту 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
В пункте 9 Типового положения предусмотрено, что жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: а) пригодным для постоянного проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер (пункт 18).
В соответствии с пунктом 27 Типового положения перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией: продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов и оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты.
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (пункт 30 Типового положения).
Согласно Положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, а также о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, утвержденному Постановлением администрации Тверской области от 03.07.2009 N 281-па «О проведении мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», предоставление социальных выплат осуществляется в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (пункт 2 Положения).
Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области и средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения, является Министерство сельского хозяйства Тверской области (пункт 6 Положения).
Министерство: а) утверждает сводные списки получателей социальной выплаты по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; б) заключает соглашение с муниципальным образованием и получателем социальной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (в случае предоставления социальной выплаты молодым семьям и молодым специалистам) (пункт 9 Положения).
Постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп «О государственной программе Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013 - 2018 годы» главным администратором государственной Программы определено Министерство сельского хозяйства Тверской области.
Решением Совета депутатов сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области от 18 декабря 2013 года № 45 «О бюджете МО сельское поселение «станция Старица» Старицкого района Тверской области на 2014 год» предусмотрено на 2014 год финансирование на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности муниципального образования, в том числе молодых семей и молодых специалистов по программе «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (т.1 л.д.14).
Учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена решением Совета депутатов Старицкого сельского поселения Старицкого района Тверской области № 107 от 15 мая 2012 года в размере 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи в семье из двух и более человек (т.2 л.д.175).
Из материалов дела следует и установлено судом, что распоряжением главы администрации Старицкого сельского поселения Старицкого района Тверской области от 04.10.2010 № 40 семья ФИО1 в составе 3-х человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (т.1 л.д.31).
Распоряжением главы администрации Старицкого сельского поселения Старицкого района Тверской области от 16.05.2012 № 23а в связи с изменением состава семьи, в целях участия в Федеральной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» принята и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий семья ФИО1 с составом семьи 4 человека: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т. 1 л.д. 32).
19 августа 2013 года ФИО1 обратилась с заявлением в Министерство сельского хозяйства Тверской области, а 05 мая 2014 года - в администрацию сельского поселения «станция Старица» с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «Гражданин», путем строительства жилого дома на <адрес> (т. 1 л.д.16-20).
Согласно копии трудовой книжки, с 23.04.2013 ФИО1 работает сторожем-скотником в <данные изъяты> (т. 1 л.д.33-35).
По договору аренды от 19 июня 2012 года № 63/2012 администрацией Старицкого района Тверской области ФИО1, <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3, ФИО4 по 1\4 доле каждому был предоставлен в аренду на срок 5 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1500 кв.м по адресу: <адрес> (т.1 л.д.36-45).
06.04.2017 стороны договора заключили новый договор аренды земельного участка уже на срок 20 лет; договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Тверской области 01.09.2017 (т.2 л.д.99-113).
03 декабря 2013 года в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ администрацией Старицкого района ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 выдано разрешение № на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 72,0 кв.м по адресу: <адрес> (т.1 л.д.46).
19 мая 2014 года администрацией сельского поселения «станция Старица» в Министерство сельского хозяйства Тверской области направлено ходатайство о включении семьи ФИО1 в Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», с гарантией софинансирования (т. 1 л.д.13).
11 ноября 2014 года между Министерством сельского хозяйства Тверской области, Администрацией сельского поселения «Станция Старица» Старицкого района Тверской области и ФИО1 заключено соглашение № «О реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов, имеющих собственные или заемные средства, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2014 году» (далее - Соглашение) (т.2 л.д. 52-59).
По условиям Соглашения для строительства (приобретения) жилья ФИО1 предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 468455 рублей, средства областного бюджета Тверской области в сумме 572557 рублей, средства местного бюджета в сумме 2000 рублей, средства внебюджетных источников в сумме 828988 рублей.
На ФИО1 при строительстве жилья возлагается обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома в течение шести месяцев со дня окончания срока действия свидетельства о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (пункт 2.3.2). Построенное жилье должно быть пригодным для постоянного проживания; оборудованным централизованными или автономными системами жизнеобеспечения (водо-, электро- и теплоснабжения); не меньше размера, равного учтенной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления (пункт 2.3.6). Муниципальное образование и ФИО1 в соответствии с законодательством несут ответственность за нецелевое использование средств федерального, областного, местного бюджетов, за ввод в действие жилья с нарушением установленных сроков (пункты 4.2, 4.3).
11 ноября 2014 года ФИО1 на состав семьи четыре человека выдано свидетельство №, действующее не более года с даты выдачи, о том, что она является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В соответствии с условиями Программы ей предоставляется социальная выплата в размере 1043012 рублей на строительство индивидуального жилого дома. Оборотная сторона свидетельства содержит дату оплаты - 23.12.2015 (т.2 л.д.60).
25 декабря 2014 года между администрацией сельского поселения «станция Старица» и ФИО1 заключен договор на строительство жилья собственными силами, согласно которому ФИО1 обязуется произвести работы по строительству одноквартирного жилого дома на <адрес> в соответствии с техническими условиями и проектно-сметной документацией. Работа считается выполненной после принятия объекта в эксплуатацию (т.1 л.д. 97-99).
Средства социальной выплаты перечислены на счет ответчика в ОАО «Россельхозбанк» платежным поручением № от 27.11.2014 в размере 572557 рублей, платежным поручением № от 04.12.2014 в размере 468455 рублей, платежным поручением № от 20.11.2014 в размере 2000 рублей (т. 1 л.д.100, т.2 л.д.61-62).
О получении ФИО1 средств социальной выплаты свидетельствует выписка по ее лицевому счету № в ОАО «Россельхозбанк» за период с 13.11.2014 по 25.12.2015. Поступившие денежные средства были перечислены продавцу материалов и оборудования для строительства жилого дома (т.2 л.д.93-94). На средства субсидии приобретены строительные материалы (т.2 л.д.1-20).
Между тем, в ходе проверки 13 ноября 2015 года комиссией Министерства сельского хозяйства Тверской области в присутствии главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области ФИО5 и гражданки ФИО1 строящегося жилья, установлено, что строительные материалы, приобретенные за счет средств социальной выплаты, на объекте строительства отсутствуют. На момент осуществления проверки объект строительства жилого дома ФИО1 находился в том же состоянии, что и на момент осуществления оценки его стоимости от 21.01.2015. Выполнен дополнительный фундамент (т. 2 л.д. 21-26).
В связи с нарушением условий соглашения № Министерство сельского хозяйства Тверской области 18 мая 2016 года направило в адрес ФИО1 уведомление о возврате средств социальной выплаты в добровольном порядке. Уведомление было получено ФИО1 26 мая 2016 года (т.2 л.д.31-33).
Из уведомлений Россреестра по Тверской области от 19.12.2017 следует, что объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации у правообладателей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, отсутствуют (т.2 л.д.128,129).
Таким образом, в нарушение установленного соглашением от 11.11.2014 срока, до настоящего времени дом в эксплуатацию не введен, что следует также из письма администрации Старицкого района от 13.12.2017 и не оспаривается ответчиком (т.1 л.д.83).
Вместе с тем, жилой дом ответчиком возведен. Распоряжением главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области № 48 от 14.08.2017 в связи с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию дому, принадлежащему в равных долях ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен № (т.2 л.д. 114).
Согласно техническому паспорту, здание по этому адресу является объектом индивидуального жилищного строительства 2018 года постройки, состоит из основного здания, включающего в себя 1-ый этаж, балкон, мансарду, пристройку, общей площадью жилого помещения 163,5 кв.м, жилой площадью 67,4 кв.м. Имеются два санузла, котельная. Фундамент каменный бутовый, ленточный, стены деревянные - брусчатые, перегородки деревянные, крыша металлическая – сталь, металлочерепица, полы дощатые, проемы оконные пластиковые, дверные – филенчатые, внутренняя отделка – оклейка, наружная отделка облицовка кирпичом, отопление электрическое, электроснабжение центральное.
ФИО1 с гарантирующим поставщиком 12.01.2018 заключен договор электроснабжения для бытового потребления.
Согласно акту обследования от 22.01.2017, составленному администрацией сельского поселения «стация Старица» Старицкого района Тверской области, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, находится дом, в котором оборудованы теплый пол, отопление, электричество, двери, окна, лестница, котел. Водоснабжение не полностью подключено, так как нет погодных условий, продолжается облицовка дома, оформляется разрешение на ввод дома в эксплуатацию, другие строительные материалы находятся дома, так как объект не охраняется (т.2 л.д.172-173).
Таким образом, оснований полагать, что средства субсидии были использованы ответчиком не по целевому назначению, не имеется. Доказательств противоправности действий ответчика суду не представлено.
Ни соглашением сторон, ни нормативными правовыми актами, регулирующими спорное правоотношение, не предусмотрено, что нарушение сроков ввода дома в эксплуатацию, само по себе, влечет такую меру ответственности как взыскание выданной субсидии.
ФИО1 работает в <данные изъяты>, в настоящее время - в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, что подтверждается справкой от 15.01.2018.
У нее трое малолетних детей, один из которых - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, третий ребенок ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ.
Поэтому суд считает, что исковые требования по заявленным в иске основаниям удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины взысканию не подлежат, поскольку исковые требовании оставлены судом без удовлетворения, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Тверской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты в размере 1041 012 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2018 года.
Председательствующий