Дело № 2-11/2022
УИД 32RS0028-01-2021-001183-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 апреля 2022 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Табуновой Н.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца адвоката Ярина А.Н.,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Стародубском муниципальном районе и городском округе г. Стародуб Брянской области, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 10 и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении пенсии было отказано, поскольку отсутствует стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж. Ответчиком не включены в страховой стаж периоды работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в СУ-1 треста «Азовсталь» без указания причин; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса Ждановского АТП в связи с тем, что указанные работники не предусмотрены Списком №2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного парка №13, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного ДГУП парка №13, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного ДГУП парка №17, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя ГУП «Мосгортранс» 17-й, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя ГУП «Мосгортранс» 13-й, в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован и проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, однако ответчик считает, что на основании записи в трудовой книжке он фактически работал и проживал в г. Москве, а проживание в зоне загрязнения составляет 1 год 2 месяца 22 дня, в связи с чем отказано в праве на снижение пенсионного возраста. Помимо этого, неверно рассчитан страховой стаж, который должен составлять 37 лет 10 месяцев 25 дней.
Истец не согласен с данным решением, просит признать его незаконным, признать за ним право на досрочную пенсию по старости; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стародубском муниципальном районе и городском округе г. Стародуб Брянской области: включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в СУ-1 треста «Азовсталь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса Ждановского АТП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного парка №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного ДГУП парка №, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного ДГУП парка №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя ГУП «Мосгортранс» 17-й, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя ГУП «Мосгортранс» 13-й; пересчитать общий страховой стаж и включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (проживание на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, дающее право на снижение пенсионного возраста); назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Определением суда произведена замена ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стародубском муниципальном районе и городском округе г. Стародуб Брянской области правопреемником - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено государственное унитарное предприятие «Мосгортранс».
В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования, просит суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Стародубском муниципальном районе и городском округе г. Стародуб Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№; признать за ним право на досрочную пенсию по старости; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стародубском муниципальном районе и городском округе г. Стародуб Брянской области: включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в СУ-1 треста «Азовсталь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса Ждановского АТП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного парка №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного ДГУП парка №, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобусного ДГУП парка №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя ГУП «Мосгортранс» 17-й, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя ГУП «Мосгортранс» 13-й; пересчитать общий страховой стаж и включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (проживание на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, дающее право на снижение пенсионного возраста); назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец и его представитель Ярин А.Н., действующий на основании ордера адвоката и доверенности, поддержали иск.
Представитель ответчика ФИО2, выступающая по доверенности, против иска возражала, пояснила, что указанные периоды обоснованно не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж. На момент обращения истца страховой стаж составляет 23 года 3 месяца 12 дней, в том числе стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - 11 лет 2 месяца 27 дней, т.е. меньше, чем необходимо. Кроме того, не имеется оснований для снижения пенсионного возраста, т.к. исходя из представленных документов, фактическая продолжительность проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составила 1 год 2 месяца 22 дня. В связи с этим истцу отказано в назначении пенсии. Кроме того, пояснила, что истец просит пересчитать общий страховой стаж и включить в него период проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, тогда как в страховой стаж могут быть включены лишь периоды работ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного унитарного предприятия «Мосгортранс» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. Сведения о причинах неявки суду не представлены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно записям в трудовой книжке, истец ФИО1 работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электросварщиком ручной сварки СУ-1 треста «Азовсталь»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса Ждановского АТП; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса на регулярных городских маршрутах автобусного парка № ГУП «Мосгортранс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах ДГУП 13-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс»; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах ДГУП 17-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах филиала «17 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах ГУП «Мосгортранс» филиал 13-й автобусный парк; ДД.ММ.ГГГГ переведен в филиал 9-й автобусный парк водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах; ДД.ММ.ГГГГ переведен в филиал 16-й автобусный парк водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, где работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стародубском муниципальном районе и городском округе г. Стародуб Брянской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении досрочной пенсии по старости по нормам ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с суммированием льгот по уменьшению пенсионного возраста по ст. 34 указанного закона и п. 2 ч. 1, п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ) отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа.
Ответчик признает наличие у истца страхового стажа на ДД.ММ.ГГГГ 23 года 3 месяца 12 дней, в том числе стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ - 11 лет 2 месяца 27 дней.
При исчислении стажа по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса Ждановского АТП, поскольку указанные работники не предусмотрены Списком №, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса на регулярных городских маршрутах автобусного парка № ГУП «Мосгортранс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах ДГУП 13-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс»; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах ДГУП 17-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах филиала «17 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец являлся иностранным гражданином и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производилась.
При исчислении стажа по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ не засчитан в стаж на соответствующих видах работ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электросварщиком ручной сварки СУ-1 треста «Азовсталь» в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня на соответствующих видах работ.
Кроме того, как указано в решении, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 зарегистрирован на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако согласно записям в трудовой книжке и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета истец фактически постоянно работал и проживал в г. Москве, фактическая продолжительность проживания в радиоактивной зоне составляет 1 год 2 месяца 22 дня, тогда как согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 28.1 Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории данной зоны, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Истец считает, что запись в трудовой книжке, а также справки ООО «Бизнес Архив» подтверждают его работу в Ждановском АТП в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, однако суд не может согласиться с указанными доводами истца.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Указанным списком не предусмотрена работа в должности водителя для учета ее периода при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно п. «б» ст. 14 Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров СССР, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах. Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 1 Письма Минтранса РФ от 2 июля 1992 г. №13пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах» (согласованного с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, письмо от 1 июня 1992 г. №1-2110-15), право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. «к» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. №258н, работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежит подтверждению.
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (п. 2).
Пунктом 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г., предусмотрено, что автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные. К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта).
Истцом представлена архивная справка ООО «Бизнес Архив» г. Мариуполя от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которой он работал в Ждановском Автотранспортном предприятии № водителем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказам «Об укомплектовании бригад закрепления водителей и автобусов за маршрутами», был закреплен: с ДД.ММ.ГГГГ – автоколонна №, маршрут №; I, II квартал 1985 г. – маршрут №; III квартал 1985 г. – маршрут №; IV квартал 1985 г. – маршрут №; II, III квартал 1986 г. – маршрут №; I квартал 1987 г. – маршрут № резерв; III квартал 1987 г. – маршрут №, указан ФИО3; IV квартал 1987 г. – закрепление за маршрутом отсутствует; I квартал 1988 г. – маршруты №, 34, 10, 11, 11-а. За другие периоды приказы об укомплектовании бригад закрепления водителей и автобусов за маршрутами отсутствуют. Маршрут № «пр. Строителей – ул. Грачева», маршрут № – «пр. Строителей – ул. Кр. Азовской Флотилии», маршрут № – «пр. Строителей – воинская часть».
В справке также указано, что документы по личному составу ОАО «Мариупольское АТП №» переданы на хранение не в полном объеме; личные карточки формы Т-2 на хранение не передавались.
Из архивной справки ООО «Бизнес Архив» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что приказы «Об укомплектовании бригад закрепления водителей и автобусов за маршрутами» за I, IV квартал 1986 г. и II квартал 1987 г. на хранение не передавались.
Таким образом, представленная справка не может служить подтверждением работы истца водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах, поскольку из нее не усматривается, что указанные в ней маршруты являлись регулярными, городскими и пассажирскими; неверно указана фамилия; закрепление истца за маршрутами имело место поквартально, причем часть периодов не подтверждена, тогда как из архивной справки ООО «Бизнес Архив» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что начисления заработной платы истцу были ежемесячными, однако невозможно установить, включены ли выплаты одноразового характера в заработок. Иных документов, подтверждающих специальный трудовой стаж, истцом не представлено.
Следовательно, требования истца о включении в стаж на соответствующих видах работ указанного периода не подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца о включении в указанный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в СУ-1 треста «Азовсталь», то суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, к периодам работы, указанной в подпункте 10 (работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах), осуществляется суммирование периодов работ, указанных в подпункте 2 (работы с тяжелыми условиями труда).
Согласно оспариваемому решению, при исчислении стажа по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в стаж ФИО1 на соответствующих видах работ засчитаны периоды работы водителем регулярных городских пассажирских маршрутов в ГУП «Мосгортранс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в автобусном парке №.
Ответчик, отказывая во включении в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в СУ-1 треста «Азовсталь», ссылается на отсутствие документального подтверждения его постоянной занятости в течение полного рабочего дня. Ответы на запросы из компетентного органа Украины не поступили.
По Списку №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 (раздел ХХХII «Общие профессии») и Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (раздел ХХХIII «Общие профессии»), право на досрочное назначение пенсии имеют электросварщики, занятые на ручной резке и ручной сварке.
В соответствии с записями в трудовой книжке, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал электросварщиком ручной сварки в СУ-1 треста «Азовсталь». Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной ПАО «Строительно-монтажная фирма «Азовсталь» (ранее Строительно-монтажный трест «Азовсталь»).
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из содержания п. 5 Правил следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 №1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 10).
Помимо этого, в соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР (от 22.08.1956 г. №1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г., рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе, постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
При таких обстоятельствах суд считает, что иного документального подтверждения постоянной занятости истца при работе электросварщиком ручной сварки не требуется, в связи с чем считает возможным включить данный период в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда.
При рассмотрении требований истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работ водителем автобусного парка № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; водителем автобусного ДГУП парка № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, водителем автобусного ДГУП парка 317 со ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ; водителем ГУП «Мосгортранс» 17-й с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; водителем ГУП «Мосгортранс» 13-й с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Ссылаясь на то, что истец в указанные периоды являлся иностранным гражданином и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производилась, ответчик исключил их из стажа на соответствующих видах работ.
Суд соглашается с решением в данной части по следующим основаниям.
Согласно сообщению УМВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, решением УФМС России по Брянской области ФИО1, гражданину Украины, ДД.ММ.ГГГГ оформлено разрешение на временное проживание № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Решением УФМС России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в гражданство Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
На момент возникновения трудовых правоотношений между истцом и его работодателем в спорный период государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с абзацем 3 и 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Названным Федеральным законом к застрахованным лицам были отнесены, в том числе, работающие по трудовому договору иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 7). При этом в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, обеспечения возможности формирования пенсионных прав для физических лиц, на которых не распространялось обязательное пенсионное страхование, статьей 29 указанного закона было предусмотрено право добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» абзац первый пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» был изложен в новой редакции, предусмотревшей с 1 января 2012 г. возможность отнесения к застрахованным лицам также работающих по трудовому договору иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
В силу приведенных норм закона, до 1 января 2012 г. обязательному страхованию подлежали иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, а с указанной даты к категории лиц, подлежащих страхованию, были отнесены иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации.
До 1 января 2012 г. иностранные граждане имели право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, действовавшие в оспариваемые периоды работы истца положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а, следовательно, и в отношении граждан Украины, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, в том числе, и граждане Украины, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Имеющейся в материалах дела выпиской из лицевого счета застрахованного лица подтверждено, что работодатель не предоставлял в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения персонифицированного учета и не перечислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ФИО1 за указанные периоды работы.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25 июля 2002 г. регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 г. №5152-X «О правовом положении иностранных граждан в Союзе Советских Социалистических Республик» и в соответствии со ст. 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.
Так, постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в Союз Советских Социалистических Республик.
С 25 июля 2002 г. правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.
Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1 Закона Украины от 5 ноября 1991 г. №1788-XII «О пенсионном обеспечении» пенсионное обеспечение граждан Украины, проживающих за ее пределами, производится на основе договоров (соглашений) с другими государствами. В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между Украиной и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила, установленные этими договорами (соглашениями).
В соответствии со ст. 12 Закона Украины от 9 июля 2003 г. №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лица, в том числе постоянно проживающие или работающие за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Указанные лица могут принимать добровольное участие в солидарной системе или в накопительной системе пенсионного страхования, или одновременно в обеих системах в соответствии с заключенным договором о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее - договор о добровольном участии) в соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
В соответствии с ч. 2 ст. 13 вышеназванного закона, в случае если лицо не платило страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование во время временного выезда за границу и т.п., за ним сохраняется право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительном пенсионном счета в Накопительном фонде или на индивидуальном пенсионном счете в соответствующем негосударственном пенсионном фонде - субъекте второго уровня системы пенсионного обеспечения.
Таким образом, из положений законов о пенсионном обеспечении граждане Украины, осуществляющие трудовую деятельность за ее пределами, должны были самостоятельно оплачивать страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование в период временного выезда за границу, и лишь при соблюдении указанных условий за данными лицами сохранялось право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительном пенсионном счете в Накопительном фонде или на индивидуальном пенсионном счете в соответствующем негосударственном пенсионном фонде.
В материалах дела отсутствуют сведения, что истцом в указанные периоды работы за пределами Украины перечислялись страховые взносы в пенсионный орган Украины, как и отсутствуют доказательства о перечислении указанных взносов в пенсионный орган Российской Федерации.
Учитывая то, что уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд за период работы является необходимым условием для включения данных периодов в стаж работы, а также то, что страховые взносы истцом в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Пенсионный фонд Украины не уплачивались, спорные периоды не подлежат включению в страховой стаж.
При этом, как следует из материалов дела, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком включен в страховой стаж.
Истцом также заявлены требования пересчитать общий страховой стаж и включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (проживание на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, дающее право на снижение пенсионного возраста).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Таким образом, период проживания на территории зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в силу закона не может быть включен в страховой стаж.
Истцу судом предлагалось скорректировать требования в данной части, однако в судебном заседании истец и его представитель настаивали на требованиях в изложенной ими редакции.
Основания для выхода за пределы заявленных требований в данном случае законом не предусмотрены.
Следовательно, требования в этой части являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату определения права истца его специальный стаж работы по Списку №2, в том числе с учетом подлежащего включению периода работы по решению суда, составлял менее 20 лет, а страховой стаж – менее 25 лет, с учетом его возраста, суд считает, что у ФИО1 не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить частично.
Включить в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда, период работы в должности электросварщика в СУ-1 треста «Азовсталь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2022 г.