ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12 от 09.02.2011 Архаринского районного суда (Амурская область)

                                                                                    Архаринский районный суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Архаринский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 12/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,

с участием помощника прокурора Архаринского района Салоутина В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Лысенко Нинели Ивановны к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги,

У С Т А Н О В И Л :

Первоначально прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с исковыми заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов Антиповой Надежды Ильиничны, Лысенко Нинели Ивановны, Котляровой Елены Альбертовны, Клещева Александра Ивановича, Ивановой Ларисы Васильевны, Дудник Лидии Егоровны, Вильковой Светланы Анатольевны, Варкентин Ольги Николаевны, Бородулиной Василины Николаевны, Атаманова Юрия Апифановича, Анойкиной Нины Яковлевны и Красильниковой Людмилы Леонидовны к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги.

Решением Архаринского районного суда от 20 июля 2009 года исковые требования прокурора Архаринского района Амурской области удовлетворены полностью.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 16 октября 2009 года решение Архаринского районного суда от 20 июля 2009 года отменено в части удовлетворения исковых требований прокурора Архаринского района Амурской области о взыскании в пользу Антиповой Надежды Ильиничны, Лысенко Нинели Ивановны, Дудник Лидии Егоровны, Красильниковой Людмилы Леонидовны, дело в этой части направлено на новое рассмотрение, в тот же суд в ином составе.

Решением Архаринского районного суда от 20 ноября 2009 года исковые требования прокурора Архаринского района Амурской области удовлетворены частично.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 января 2010 года решение Архаринского районного суда от 20 ноября 2009 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 01 октября 2010 года решение Архаринского районного суда Амурской области от 20 ноября 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 января 2010 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.

Определением суда производство по делу исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Антиповой Надежды Ильиничны, Лысенко Нинели Ивановны, Дудник Лидии Егоровны, Красильниковой Людмилы Леонидовны к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги прекращено в части взыскания задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в пользу Антиповой Надежды Ильиничны, Дудник Лидии Егоровны, Красильниковой Людмилы Леонидовны в связи с отказом истцов от иска.

В судебном заседании помощник прокурора Архаринского района Салоутин В.Е. обоснование исковых требований суду пояснил, что основанием для подачи искового заявления послужило обращение работников МОУ «СОШ с. Аркадьевка» в прокуратуру Архаринского района о направлении в их интересах исковых заявлений в суд о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005 и 2007 года. Указанные льготы им гарантированы законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а также является федеральной мерой социальной поддержки.

Из справок, предоставленных отделом образования администрации Архаринского района следует, что на 28 мая 2009 года перед педагогическими работниками МОУ «СОШ с. Аркадьевка» имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги, что является задолженностью за электроэнергию и твердое топливо за 2005 и 2007 года. Отказывается от требования о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за период 2005 года, поскольку истек срок исковой давности по данным требованиям.

Просит суд взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в пользу педагога-пенсионера МОУ «СОШ с. Аркадьевка» Лысенко Нинели Ивановны за электроэнергию за 2007 год 676 кВт на сумму 

В судебное заседание истица Лысенко Н.И. не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.

Представитель ответчика отдела образования администрации Архаринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.

Представитель ответчика финансового управления администрации Архаринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области в судебное заседание не явился, ответчик о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. Руководитель управления Федерального казначейства по Амурской области Э.И. Харченко просила рассмотреть дело без участия представителя, направила в суд письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель ответчика Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.

Прокурор не возражает о рассмотрении дела без участия истца, представителей ответчиков.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истицы, представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, представителя ответчика Министерства финансов Амурской области, представителя ответчика финансового управления администрации Архаринского района, представителя ответчика отдела образования администрации Архаринского района.

Согласно доводам представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, изложенным в отзыве на исковое заявление следует, что заявленные требования не признает в полном объеме по следующим основаниям.

Право пенсионеров-педагогов, проработавших не менее десяти лет в образовательных учреждениях, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) на получение социальной поддержки, в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, не предусмотрено Законом РФ «Об образовании».

Указанное право регулируется п/п. 11 п. 1 ст. Закона Амурской области от 05 декабря 2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий». Взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг в отношении пенсионеров-педагогов, проработавших не менее десяти лет в образовательных учреждениях, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) должно производиться с Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.

Просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать как к ненадлежащему ответчику по данному спору.

Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву на исковое заявление Министерство финансов Амурской области требования прокурора Архаринского района не признает по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 мая 2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.

В соответствии с данными Правилами, субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правовое образование - Российскую Федерацию, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

Российской Федерацией не передавались средства в 2006, 2007 году на реализацию льгот граждан вышеназванной категории.

Закон Амурской области от 05 декабря 2005 № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» лишь устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки данной категории граждан и принят во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона от 06 мая 2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».

Исходя из того, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом, а вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрено фактическое финансирование льгот за счет средств федерального бюджета, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Соответственно надлежащим ответчиком по данному спору является Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации.

Согласно имеющимся в материалах дела возражениям на исковое заявление, финансовое управление администрации Архаринского района требования прокурора Архаринского района не признает, поскольку льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом, и предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Задолженность по льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам на селе образовалась исключительно ввиду недостаточности средств федерального, областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.

Таким образом, компенсация затрат, понесенных предприятиями, организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2005 году, в 2007 году произведена не в полном объеме, в результате чего на 01 января 2006 года сложилась кредиторская задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме ; из них льготы работникам образования - . На 01 января 2008 года задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, составила ; из них льготы работникам образования -

Таким образом, поскольку предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан является расходным обязательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, и финансовые средства на возмещение указанных расходов из федерального и областного бюджетов районному бюджету были выделены не в полном объеме, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действующей на момент спорного правоотношения, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Законом Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» в редакции, действующей на момент спорного правоотношения, определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе педагогические и руководящие работники (специалисты) государственных, муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, а также пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в указанных организациях и учреждениях, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) (пункты 10-11 части 1 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Закона гражданам, указанным в п.п. 2 - 6, 9 - 11 части 1 статьи 1 настоящего Закона, социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется путем снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласно приложению № 1, а пункт 4 статьи 9 устанавливает обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Постановлением Губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 года № 702 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в силу пункта 4 которого меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9, 10 пункта 1 статьи 1 Закона, на основании заявления и документов, подтверждающих право на оказание мер социальной поддержки и поданных по месту работы в государственные или муниципальные учреждения.

Решение о назначении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона, принимается руководителем соответствующего государственного или муниципального учреждения и оформляется протоколом.

Вышеуказанным постановлением Губернатора Амурской области утвержден также Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, пункт 2 которого предусматривает, что главными распорядителями бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является финансовый департамент администрации области в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона, который в соответствии с Постановлением Губернатора Амурской области от 18.07.2007 года № 391 «о структуре отдельных исполнительных органов государственной власти Амурской области» был преобразован в министерство финансов Амурской области.

При этом пунктами 4 и 5 названного Порядка устанавливается, что финансовые органы перечисляют средства субвенций, поступившие из финансового департамента администрации области, уполномоченным органам, утвержденным главами муниципальных районов или городских округов, которые в свою очередь перечисляют денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, предприятиям, организациям, учреждениям, предоставляющим меры социальной поддержки по видам услуг.

Таким образом, законодательством Амурской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели, в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему спору является Министерство финансов Амурской области. Несоблюдение субъектом Российской Федерации приведенного порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, не может служить основанием для нарушения их права, установленного федеральным законодательством.

Согласно ст.140 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с информацией, предоставленной Финансовым управлением администрации Архаринского района, компенсация затрат понесенных предприятиями, организациями, предоставляющие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в2005 г., в 2007 г. произведена не в полном объеме, в результате чего на 01 января 2008 года сложилась кредиторская задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме , из них льготы работникам образования – . На 01 января 2008 года задолженность по предоставлению мер социальной поддержки, специалистам работающим и проживающим в сельской местности составила , из них льготы работникам образования – .

Таким образом, задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2007 году, в том числе работникам образования, сложилась в виду недостаточности средств областного бюджета, выделенных на реализацию полномочий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.

Согласно справке № 16 отдела образования администрации Архаринского района от 28 мая 2009 года, Лысенко Н.И. является педагогом-пенсионером МОУ «СОШ с. Аркадьевка», задолженность за электроэнергию за 2005 год 676 кВт на сумму , за 2007 год 676 кВт на сумму .

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Лысенко Нинели Ивановны к Министерству финансов Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2007 год подлежат удовлетворению.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, требования прокурора Архаринского района Амурской области о взыскании с Министерства финансов Амурской области госпошлины в доход государства не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Лысенко Нинели Ивановны к Министерству финансов Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 года удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Амурской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации в пользу Лысенко Нинели Ивановны задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год в сумме 

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: З.Ю. Каралаш

Полная редакция решения изготовлена 14 февраля 2011 года.