84RS0004-01-2023-000010-03
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 декабря 2023 года г. Дудинка
Диксонский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дудинского районного суда, и.о. председателя Диксонского районного суда Пигиной Н.А.,
при секретаре Лырминой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12 по заявлению администрации городского поселения Диксон о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.п Диксон обратилась в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования «городское поселение Диксон» на бесхозяйный объект недвижимого имущества, указывая на то, что 30.01.2020 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю в г.Дудинка объект недвижимого имущества – сооружение водного транспорта – пассажирский причал № 7, площадью застройки 145 кв.м., протяженностью 20м., с кадастровым номером 84:01:0010304:213, 1953 года завершения строительства, расположенный по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, гп. Диксон, островная часть, был принят на учет под номером 24/095/2020- IУ, как бесхозяйный. Перед обращение в суд заявитель обращался в Управление имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, агентство по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, МТУ Росимущество в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республики Тыва, а также в Таймырский дополнительный офис Норильского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», по сведениям которых права указанных лиц на бесхозяйный объект отсутствуют. В течении года с момента постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного, кто-либо своих прав на данное имущество не предъявил, иные собственники отсутствуют, спора о праве не имеется. Учитывая изложенное, ссылаясь на ст.ст. 218, 225, 130 ГК РФ, ст. 290, 293 ГПК РФ, заявитель просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «городское поселение Диксон» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение водного транспорты – пассажирский причал № 7, площадью застройки 145 кв.м., протяженностью 20м, с кадастровым номером 84:01:0010304:213, год завершения строительства 1953, расположенный по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, г.п. Диксон, островная часть.
Представитель заявителя Самарина Е.А. извещена надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестр по Красноярскому краю», администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о дне и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявления не возражают.
Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, из которых следует, что согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 в указанному постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. К числу таких объектов отнесены предприятия и объекты отраслей речного и морского флота. Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорты РФ причал является гидротехническим сооружением. В связи с тем, что объект недвижимого имущества прямым указанием законом отнесен к федеральной собственности, представитель МТУ возражает против удовлетворения заявления. Также представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Не согласившись с возражениями заинтересованного лица МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, представитель заявителя Самарина Е.А. представила отзыв, где не согласилась с доводами МТУ Росимущества, указав на то, что решением Диксонского районного суда от 14.11.2019 года на администрацию г.п. Диксон возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению при эксплуатации причала № 7. Указанным решением суда установлено отсутствие собственника данного сооружения, между тем. используемый причал не соответствует требованиям безопасности для пассажиров, за ним не осуществляется надлежащий контроль технического состояния, ввиду чего он представляет угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Для исполнения указанного решения суда муниципальному образованию необходимо признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект. Кроме того, на запрос администрации г.п. Диксон от 01.11.2019 года МТУ Росимущества сообщило о том, что объект в реестре федерального имущества не значится. Между тем, в силу п.20 постановления от 03.07.19987 года № 696 «Об организации учета федерального имущества в ведении реестра федерального имущества» правообладатель обязан в течение 14 дней со дня выявления имущества направить сведения об объекте учета в систему учета. Однако, Росимущества не заявило своих прав на данный объект в систему учета. Учитывая изложенное, представитель настаивает на удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд, помимо прочих, рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Объект недвижимого имущества – пассажирский причал № 7 1953 года строительства протяженностью 20 метров с кадастровым номером 84:01:0010304:213, расположенный по адресу: РФ, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, п. Диксон, островная часть, принят на учет в качестве бесхозяйного по заявлению муниципального образования г.п. Диксон 30.01.2020 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
До настоящего времени указанный объект в реестр объектов федерального имущества не внесен, что сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, вопрос о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, урегулирован Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
В силу п.1 указанного постановления ВС РФ Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В приложением № 1 указанного постановления в качестве таковых объектов указаны объекты речного и морского флота.
Статья 3 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации под причалом понимает гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов. Указанный объект составляет инфраструктура внутренних водных путей.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что спорный объект относится к исключительной федеральной собственности, и не подлежит передачи в собственность муниципального образования.
Ссылка представителя заявителя на решение Диксонского районного суда от 14.11.2019 года в обоснование доводов об отсутствии собственника причала, не может быть принята судом, поскольку указанное решение не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, предметом спора по указанному решению суда являлись полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в части обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению.
Нарушение МТУ Росимуществом сроков направления сведений об объекте в систему учета не может служить основанием для вывода об утрате права федеральной собственности по спорный объект.
Таким образом, учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 293 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации городского поселения Диксон о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его вынесения, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Судья Н.А. Пигина